Люди принимают решения эмоционально

Решения, принятые на эмоциях, в гневе и их последствия

Все мы, люди, подвержены чувствам. Некоторые из них доставляют нам удовольствие, помогают нам, другие же напротив, отвлекают нас, действуют на нас деструктивно. Иногда, во время действия чувств, нам приходится принимать решения, и решения эти, зачастую, получаются непродуктивными. Как же действовать в ситуациях, когда на нас накатывают эмоции, или гнев, а решения по тому или иному вопросу принимать нужно? Давайте разберемся.

Содержание:

Аристотель, о решении, принятом в гневе

О том, почему не стоит принимать решения на эмоциях, в гневе

Иногда, поранимся мы каким-либо неодушевленным предметом, или просто ударимся о него, и закипает в нас злоба великая. Мы крепко ругаем досадный предмет, а частенько и бьём его, тем самым, еще сильнее о него ударяясь. Минуту спустя, разумом, мы прекрасно осознаем, что сделали нечто глупое. И не ударь предмет снова, уже намеренно, нам бы не было так больно, или предмет этот остался бы цел.

Случается и так, что кто-то поступил с нами не так, как нам хотелось бы. Внутри нас возникает обида, играет самолюбие, гордость. Мы идем на принцип и совершаем нечто, что впоследствии приводит к результату, который не радует ни нас самих, ни окружающих.

Примеров может быть — множество. Каждый из нас, хоть и будучи подвластен эмоциям в весьма разных степенях, но таки припомнит за собой нечто подобное. И пустяк, если последствия подобных решений мы не вспомним через неделю. Но горе, если они повлияют на нашу, или на чью-либо еще, жизни.

Чем бы мы ни занимались ,с кем бы не дружили, где бы ни находились — хотя бы раз, но наступит такой момент, когда нас захлестнут эмоции. И решение, принятое в этот момент обязательно будет нести деструктивные последствия. Выход только один — научиться контролировать себя. Не давать эмоциям брать над собой верх. Тогда, в нужный момент, мы сможем не поддавшись им, сделать верное решение и даже не подать вида, что эмоции внутри обуревают нас.

Как научиться быть спокойным, когда нужно принять важное решение

Многие люди в возрасте, которые давно уже овладели этим важным навыком, скажут нам, что все приходит с опытом. И верно, сама жизнь научила их сопротивляться эмоциональному поведению там, где это неуместно. Однако, каким же образом это произошло? Что за упражнение укрепило их психику и разум?

Стыд. Часто, осознавая впоследствии свои ошибки, человек испытывал чувство стыда и очень себя винил, жалея о случившемся. Когда-то давно он пообещал себе, впредь, держать себя в руках и воспоминания былого ему в этом очень помогли. Но, ведь есть способы избежать ошибок изначально?

Рот на замок. Не стоит, испытывая эмоции гнева или раздражения, говорить что-либо. В это время мы не мыслим рационально, не обдумали еще как следует случившееся, не узнали всех обстоятельств и т.д. Промолчите, успокойтесь, подумайте и затем, давайте ответ. Только в этом случае мы сможем избежать конфликтов и неверных решений. Такой подход поможет максимально сохранить как деловые, так и дружеские отношения.

Возьмите тайм-аут. Из вышесказанного совета вытекают следующий. Взять паузу, переждать нахлынувшую на нас бурю эмоций, отпустить страсти, а затем — принять решение. Именно так поступают действительно мудрые и зрелые люди, когда — ни переживания эмоций, ни необходимости принять решение, не избежать. Но что же делать, если у нас нет этого самого времени?

От обратного. Если гнев и сильные эмоции, как заметил еще Аристотель, неминуемо приводят нас к принятию неверного решения, то необходимо делать обратное тому, на что толкают нас эмоции.

К примеру, кто-то сообщает нам нечто, что нас моментально приводит в гнев, досаду. Нам хочется сорваться, обидеться, обвинить этого человека. Лицо бы наше исказилось в недовольной гримасе. Но мы поступим иначе, улыбнувшись, мы скажем ему, что-то простое, непринужденное, возможно, отвлеченное от дела. Допустима добрая ирония, или даже комплимент. И мы тут же заметим, что нахлынувшие на нас эмоции ослабевают и нам гораздо легче держать себя в руках, а стало быть, и принимать решения.

Читайте также:  Биологической основой темперамента является

Если перед нами оппонент, либо же, человек, который намеренно хотел нас задеть, раздосадовать, то, не получив должного, чувство досады и разочарования охватит уже его самого. Волны, во время шторма, наткнувшись на стену крепости, неминуемо откатываются обратно в море.

Делегируй. Наверное, самое простое, что можно сделать, в момент, когда эмоции не позволяют принять верное решение — попросить кого-то принять это решение за вас. Да, такой подход может иметь и негативные последствия. Поступая так, мы не боремся и не развиваемся. Часто прибегая к этому методу мы к нему привыкнем, а это уже не хорошо для нашей личности. К тому же, иногда попросту некому или невозможно передать право принятия решения. Но, когда мы понимаем, что не справляемся, для общей пользы, можно передать право на решение тому, кого эмоциональный удар не постиг.

Начиная с малого, постигаем высокое. Для того, чтобы выстоять перед сильной эмоциональной бурей, нам нужно научиться сопротивляться малым эмоциям, действующим на нас негативно. Часто, мы и сами не замечаем, как ругаемся на домашних из-за пустяков, спешим осудить кого-то, только лишь услышав о нём что-либо плохое, сетуем и браним предметы, которые, по нашему мнению, служат нам не так.

Но научившись бороться с подобными, казалось бы, малыми проявлениями негативных эмоций, воздействующих на нас, мы сможем лучше сопротивляться и более сильным эмоциям. Этому поможет пристальное наблюдение за собой и внимательное отношение к тому, что и когда мы говорим, или даже думаем. Каким эмоциям мы потакаем, развивая их.

Что будет, если мы не станем работать над собой?

Человек не может находиться всегда на одном уровне развития личности. Либо мы совершенствуемся, либо — деградируем еще больше. Второе, заметить довольно сложно. Но представьте, как же тяжело будет человеку отказаться от «промывания костей» другим, когда он много лет подряд не отказывал себе в этом. Ровно так же обстоят дела и с другими малыми эмоциями и чувствами. Если мы не обуздываем их — они обуздают нас.

Не внимая себе, человек либо не будет развиваться вовсе. И даже в преклонном возрасте останется эмоционально нестабильным. Будет болезненно реагировать даже на незначительные, самые мельчайшие потрясения и, естественно, не сможет принимать правильные решения под воздействием эмоций. Это не позволит ему продвигаться по карьерной лестнице, построить своё дело, достигнуть гармонии в семейной жизни.

Но, зачастую, сама жизнь «обтачивает» человека. Он совершенствуется, но путем совершения ошибок и осознания их. Такой подход к развитию личности так же может помешать достижению успеха в делах и взаимоотношениях с ближними. Всё же, гораздо лучше, быть внимательным к себе, своим мыслям, эмоциям и поступкам. Побеждая легких соперников, переходить к более сложным. Тогда, мы будем более готовы к тем трудностям, которые неминуемо нас постигнут, чем бы мы ни занимались ,с кем бы не дружили, где бы ни находились.

Источник

Эмоции и принятие решений: как чувства влияют на действия

25 сентября в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступили Сегер Брёйгельманс и Марсель Зееленберг, профессора отделения Социальной психологии Университета Тилбурга, Нидерланды. Они представили доклад на тему: «Эмоции и принятие решений: как чувства влияют на действия».

Большинство теорий о принятии решений предполагают, что наши решения рациональны: человек прилагает усилия и тратит время на то, чтобы рассмотреть все альтернативы, их преимущества и недостатки, и после этого делает рациональный выбор. Ранее считалось, что эмоции – это нечто иррациональное и мешающее подобному выбору. Однако недавние исследования обнаружили, что эмоции используются при принятии решений. Damasio (2001) утверждает, что наши собственные суждения и решения направляются эмоциями.

Значение эмоций при принятии решений проявляется также и в том, что сам по себе процесс принятия решений часто является эмоциональным. Раньше в исследованиях принятия решений эмоции не учитывались, так как считалось, что они нестабильны, непредсказуемы и не поддаются объективному измерению. Сейчас большинство проблем с непредсказуемостью и невозможностью измерения эмоций разрешено. Понимание того, для чего нужны эмоции, может помочь в понимании человеческого поведения. М. Зееленберг и его коллеги назвали свой подход «чувство-для-действия», в нем они рассматривают эмоции в качестве мотивационных процессов. Эмоции играют роль сигналов, помогающих предсказывать будущее поведение.

Читайте также:  Настроение может быть хорошим отличным смс

С. Брёйгельманс и М. Зееленберг провели ряд исследований для выявления связи определенных эмоций (сожаление, зависть, жадность) и конкретных типов поведения. Результаты этих исследований позволили им сделать следующие выводы: эмоции мотивируют поведение; разные эмоции обладают разным воздействием; понимание эмпирического содержания эмоций позволит предсказывать конкретное воздействие эмоций.

Источник

Принятие решений: между эмоциями и логикой

Мы – последователи ТОС – думаем, что мы мыслим логически. Мы стараемся мыслить четко и тем самым принимать наилучшие решения. Предположим, что мы в состоянии ясно мыслить – и как это влияет на наши решения? И помогает ли способность мыслить влиять на других, чтобы они принимали правильные решения на основе нашего четкого мыслительного анализа?

Мало кто сомневается, что решения чаще принимаются на основе эмоций, а не логики.

Это утверждение, очевидно, справедливо не только из-за структуры и функционирования мозга, но и на основе логического анализа. Логика не позволяет принять любое решение – то, что вы хотите заполучить, и то, что вы терпеть не можете, нельзя обосновать логически. У абстрактной логики нет цели или желания. Логика не может определить, насколько важно зарабатывать больше денег, нужно ли жить в одиночку или с семьей, или даже вообще жить или покончить с жизнью. Все вышеизложенные критически важные решения диктуются нашими эмоциями, и все важные цели эмоциональны. Также любой риск включает в себя наши эмоции при оценке возможного ущерба. Измерение «ущерба» осуществляется нашими эмоциями. Таким образом, решение должно принимать во внимание наши чувства за или против различных потенциальных результатов. Мы можем логически количественно оценить ущерб: скажем, потеря 1000 долларов, но интерпретация тяжести ущерба осуществляется нашими эмоциями.

Итак, какова роль логики в принятии решений?

Во-первых, логика ищет рациональные способы достижения целей, заданных эмоциями. Вы хотите купить автомобиль? Логика рассматривает финансовые затраты и предсказывает реакцию других людей на ваш новый автомобиль, но она не говорит вам, сколько удовольствия вы получите от реакции людей. Логика, конечно, не будет против важности эстетики автомобиля и удовольствия от вождения, если эмоции включат их в логический процесс. Когда автомобиль нужен для конкретных потребностей, логический анализ может определить, насколько автомобиль им отвечает. Логика предсказывает некоторые возможные проблемы, например, возражения семьи, что сегодняшнее материальное положение не позволяет купить все, что они пожелают.

Таким образом, логика используется для определения как положительных, так и отрицательных результатов решения. Если человек на кого-то зол, логика может рассмотреть возможность ударить другого человека по лицу, но также предупредить о возможных результатах. Окончательное решение принимается на основе эмоций. Перевесит ли удовлетворение от удара возможные последствия? Так происходит диалог между эмоциями и логическим анализом.

Абсолютно правильно, что в конечном итоге каждое решение является эмоциональным. Верно также, что после принятия решения используется логика для оправдания этого решения перед другими людьми.

Но логика играет важную роль в принятии решений. Она лучше подходит для решений, которые имеют не столь очевидное личное влияние, например, как большинство управленческих решений, хотя мы обсудим позже возможное эмоциональное воздействие и на эти решения. Когда мы пытаемся повлиять на решение, которое должен принять другой человек, мы должны использовать очень сильную логику, подчеркивая плюсы и минусы и намеренно представляя их для воздействия на эмоции другой стороны. Средства TOC для изложения причинно-следственных связей отлично подходят для этой цели, но эмоциональные следствия должны быть частью анализа причинно-следственных связей.

Каждое решение предполагает выбор. Мы можем автоматически быстро реагировать на обычные ежедневные решения. Инерция играет важную роль в принятии решений, похожих на прошлые решения, но логика может вызвать оговорки относительно обычной модели принятия таких решений, если наблюдались отрицательные результаты. Когда возникают такие оговорки, эмоции должны реагировать либо полным отказом от логических аргументов, либо их учетом, и только после этого принять решения. Отказ от логических аргументов, поскольку они сталкиваются с уже установленными моделями, довольно распространен, однако эти аргументы все же вызывают определенный страх, который может привести к повторному рассмотрению логических аргументов в будущем.

Читайте также:  Что чувствует разлюбивший человек

Человек, который пытается повлиять на другого, должен рассмотреть возможность слепого отказа, который может быть логически понятен только тогда, когда мы осознаем скрытое влияние негативной эмоции. Принимая во внимание эмоции в рамках логического анализа, необходимо хорошее понимание вовлеченных эмоций.

Процесс получения общего согласия (бай-ин), разработанный Голдраттом, направлен на управление изменениями. Первый уровень процесса заключается в достижении консенсуса по существованию самой проблемы. Дело здесь в том, что «проблема» относится к организации. Но лицо, принимающее решения, является конкретным человеком, который также рассматривает, как «проблема» влияет на его личные интересы. Таким образом, одна и та же проблема имеет два разных параметра, которые следует учитывать.

Предположим, мы пытаемся повлиять на менеджеров проектов, чтобы они признали общую проблему при управлении проектами. Мы знаем, что большинство проектов завершаются позже, чем планировалось, стоят дороже и получают меньше контента, чем запланировано. Это определенно является проблемой для организации, которая должна обеспечить сроки и качество выполнения проекта. Еще одна важная задача топ-менеджеров – хорошо управлять ресурсами организации, которые также страдают от задержек проектов.

Как типичный руководитель проекта оценит личные аспекты задержки проекта? Какие эмоции будут затронуты, если выполнение следующего проекта будет похоже на предыдущие? Какие эмоции у менеджера проекта вызывает будущее благополучие организации? Если проект снова задерживается, менеджер проекта видит в этом личную неудачу? Считает ли менеджер, что его личной репутации может быть причинен вред?

Нам нужно признать тот факт, что абсолютно необходимо включать личные аспекты человека, с которым мы общаемся, в причинно-следственный логический процесс.

Нам также необходимо признать тот факт, что эмоции – это следствия, которые приводят к другим следствиям, таким как поведение, взгляды, ответы и решения. Следствия, вызванные эмоциями, не следует рассматривать как иррациональные; когда мы понимаем эмоции, они совершенно рациональны.

Существуют две категории эмоций, которые влияют на роль логики для управленческих решений.

1. Позитивные эмоции, привлекающие мыслить логически.
Люди, стремящиеся к успеху, должны развить одну из двух разных, даже противоречивых эмоций. Одной из них является желание увидеть реальность объективно. Это желание приводит к уважению логического анализа. Другая эмоция – это желание развить «шестое чувство», которое приводит к успеху с помощью принятия правильного риска. Первая эмоция – быть объективным – непосредственно вызывает уважение к логике и предпринимает усилия для ее правильного использования. Ее можно увидеть у большинства успешных менеджеров. Вторая эмоция принадлежит людям, готовых принять на себя большие риски, и когда им везет, они становятся великими бизнесменами, но не слишком хорошими менеджерами. Эти люди полагаются на свои эмоции гораздо больше, чем на логику.

2. Управление страхом перед неопределенностью.
Эмоции приводят к выбору «борьба или бегство». Борьба с неопределенностью заставляет человека логически анализировать шансы и систематически искать способы уменьшить ущерб. Такие люди уважают объективность и логическое мышление. Другие люди ненавидят страх даже больше, чем предмет самого страха. Если я подозреваю, что у меня рак, я предпочту избежать необходимого исследования, потому что я не хочу этого знать. Такие люди пытаются видеть реальность такой, как их устраивает.

Вообще говоря, страх является критическим источником для различных эмоций и оказывает огромное влияние на наши решения. Логика не говорит, кем нам быть – храбрым или трусом. Эти поведенческие модели продиктованы эмоциями, и тогда логика может взять на себя задачу найти лучший способ справиться с этим.

По моему мнению, страх является основной причиной несоответствий в поведении менеджеров. В то время как большинство менеджеров стараются делать все ради организации, потенциальное воздействие на их личные эмоции может привести к совершенно другим решениям. Таким образом, несоответствия не являются иррациональными – они просто отражают роль эмоций и личных интересов. Мы можем использовать логику для выявления несогласованности и построения рационального объяснения. Если мы не можем понять действий руководителя или сотрудников, это проблема нашей логики, а не иррациональной природы человека.

Источник

Оцените статью