Люди которыми движут чувства

Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций

Книга выдающегося австрийского психотерапевта, создателя современного экзистенциального анализа А. Лэнгле – это сборник статей, объединенных общей темой: что движет человеком? Каковы законы человеческих эмоций и мотивации? Существует ли знаменитая «логика сердца»? В содержании шести представленных статей нашла свое отражение феноменологическая теория эмоций – одно из наиболее интересных направлений в исследовании эмоционального мира личности. Книга предназначена психотерапевтам и психологам, а также тем, кто задумывается о глубинных истоках человеческих страстей, размышляет о том, можно ли доверять собственным чувствам. 5-е издание (электронное)

Оглавление

  • Введение в теорию эмоций А. Лэнгле
  • Что движет человеком?. Экзистенциальная мотивация Person[6]

Из серии: Теория и практика экзистенциального анализа

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Что движет человеком?

Экзистенциальная мотивация Person [6]

Темой этой статьи является человеческая мотивация. В ней речь идет о том, что движет нами в нашем Бытии людьми. При этом имеются в виду не базовые потребности и телесные влечения. О них известно из самых разных учений о мотивациях. Многое влечет, прельщает, увлекает человека и приводит его в движение. Тело и душа, окружающие люди, общество настаивают на своих правах. У нас есть потребности, мы чувствуем влечения, у нас возникают и боль, и желания, и страхи, мы также осознаем свои обязанности перед обществом. Голод, жажда, сон, сексуальность — тоже важные факторы, которые ежедневно подвигают нас на действия, и в случае если мы не учитываем эти силы, они могут обрушиться на нас всей своей древней инстинктивной мощью.

Однако если мы будем заботиться только об удовлетворении потребностей, то никогда не переживем исполнения. Потребности регулируют предпосылки для витального выживания, и все же не они являются тем, ради чего мы живем. Венский психиатр Виктор Франкл внес существенный вклад в этот вопрос, разработав концепцию смысла и способствовав тому, что бы она принесла свои плоды в психотерапии, а в особенности в консультировании и психологической профилактике.

На этом можно было бы статью и закончить, сделав лишь несколько ссылок на литературу, если бы в наши дни не появилась серьезная причина для дальнейшей разработки темы человеческой мотивации — все возрастающее число людей, у которых существует проблема: они ничему не дают себя затронуть. Людей, которые не хотят больше принимать участия в жизни: молодежь и люди пожилые, здоровые и больные, удачливые и не очень, состоятельные и нищие.

К чему стремятся молодые люди, которые считают себя «крутыми» и при этом делают безучастность своим стилем? Как нам обходиться с теми, для кого ни удовлетворение физиологических потребностей, ни поиск смысла не являются стимулами для каких-либо конструктивных действий в отношении себя и окружающего мира? Мы вновь и вновь встречаем людей, которые считают: «По большому счету эта жизнь меня не касается!» Иногда установка формулируется не безразлично, а достаточно агрессивно: «Все люди действуют мне на нервы! Мне на них глубоко наплевать. Мне никто не нужен, в том числе и мои близкие». Такая установка ставит под вопрос все: витальное желание, духовный смысл, жизнь вообще.

* Для чего нужно выносить боль и страдания, бороться с трудностями, если все кончено и меня больше ничего не ждет?

* Как можно говорить об удовольствиях, если жить так тяжело и мне все безразлично, все в тягость?

* Как эта жизнь может иметь смысл, если меня тошнит от этого мира, от людей, отвратительных в своей жестокости, жадности, властолюбии?

Опыт и терапевтическая работа с людьми, которые подобным образом относятся к миру, к жизни и к себе самим, проливают свет на самые глубокие, экзистенциальные мотивационные силы.

В бесчисленных случаях экзистенциального анализа я вновь и вновь сталкивался с четырьмя фундаментальными мотивациями, являющимися основаниями для внутреннего согласия в отношении действия (независимо от того, о каких действиях идет речь и движимы ли они инстинктами, чувствами или духовностью). Эти фундаментальные мотивации, фундаментальные устремления объединены в четыре вопроса:

1. вопрос Бытия-в-мире,

2. вопрос ценности жизни,

3. вопрос оправдания Собственного,

4. и вопрос смысла экзистенции.

Отстаивание, во-первых, самой возможности Бытия-здесь (Да-зайн), во-вторых, ценностной стороны жизни, и в-третьих, права воплощать в жизнь Собственное образуют три персональные предпосылки, которые в конечном итоге необходимы для обнаружения смысла. В этом процессе поиска смысла, когда человек обнаруживает себя в более крупной системе взаимосвязей и на этом горизонте осуществляет свою жизнь, человеческие стремления приходят к завершению [7] .

Сначала обратимся к становлению этих мотивационных сил, отражающих присущую человеку духовную открытость. Человек открыт трем вещам, он как бы смотрит на мир через три окна. Через первое окно он открыт в мир. Отстоять или найти саму возможность Бытия-в-мире (Бытия-здесь) — основополагающий вызов для человека, вопрос, который затрагивает саму возможность экзистенции и поэтому лежит в ее основании. Другое окно открыто в жизнь, которая связана с человеческой способностью ощущать ценности. Средством для этого является эмоциональная открытость человека, его готовность быть затронутым. И наконец, третье окно, третья область открытости человека — это его Я. В этой персональной открытости он сталкивается с задачей обнаружения в себе сущностного, того, что позволит ему прожить его собственную уникальную жизнь и найти в этой жизни согласие с собой и другими.

Читайте также:  Зачем вы доводите до исступления эмоций

Развитие мотивационных сил начинается в детстве. Одна моя коллега очень точно сказала, оглядываясь на свою юность: «Время юности — это исключительно борьба за то, чтобы быть услышанным, любимым и принятым всерьез». Эта фраза очень точно объединяет три мотивации в контексте социальных отношений.

Когда я размышлял об этих трех аспектах человеческой способности быть затронутым, то увидел три фундаментальные мотивации как три большие волны, обтекающие корабль человеческой экзистенции от носовой части до кормы. Как будто волны зачатия, рождения и обретения имени повторяются в дальнейшей жизни еще несколько раз.

Впервые о существовании человека узнает его будущая мать в самом начале беременности, когда она предполагает, чувствует, вероятно, боится и, наконец, после некоторых сомнений ясно замечает: «Там кто-то есть!» У этого Некто, однако, мало шансов быть рожденным, если его Бытие-в-мире — пусть неосознанно, всего лишь как смутная неопределенность — все-таки не рассматривается женщиной как нечто настолько «хорошее», чтобы его сохранить. Уже с давних времен люди в таком случае пытались избавиться от ребенка.

Родить ребенка — это, вероятно, самый глубокий, бессознательный акт утверждения жизни.

Дать ему имя в конечном итоге означает признать этого человека таким, какой он есть, с его полом, а также включить его в семью, традиции и культуру. Имя подтверждает то, что его нельзя ни с кем перепутать, и то, что он конкретен. Экзистенциальные волны «зачатие-рождение-имя» символизируют экзистенциальные фундаментальные мотивации, в которых речь идет о Бытии-в-мире, Бытии-ценным и Бытии-собой. Вопрос смысла жизни в ходе возрастного развития появляется гораздо позже, он приобретает большее значение лишь при выборе профессии.

Экзистенциальные волны повторяются теперь уже в аспекте социального развития в детстве, в юности и во взрослом возрасте. В детстве, в пространстве семьи происходит зачатие человека социального. Мир ребенка — это семья. На развитие душевного здоровья наибольшее влияние оказывает то, сколько пространства есть у ребенка для его естественных, спонтанных проявлений, для его планов и целей, желаний и намерений, для его игр и воли, страхов и страданий. Это самый глубокий опыт человека, когда он, будучи ребенком, чувствует, что может быть здесь и что он принят. И нет более глубокой неуверенности и страха, чем те, которые родились, когда ребенок был вынужден расти в отвергающей его семье, во враждебной семейной атмосфере.

Подростковый возраст можно сравнить с социальным рождением. Подросток неуверенными шагами идет в большой мир. Когда он взрослеет, у него появляется профессиональное «имя» — призвание, его профессия «зовет» его, и он сам зовется в соответствии с ней — это равносильно общественному присвоению имени. В этом возрасте речь идет главным образом о том, чтобы, проявив свои способности, утвердиться в более крупном сообществе и добиться уважения.

Фундаментальные мотивации подобны модулям, которые структурируют отрезки развития. Ситуативное развитие является полноценным, если в нем осуществлены все четыре фундаментальные мотивации. То же самое касается и более крупных периодов развития. Так, например, сначала ребенок занят безопасностью Бытия-здесь и тем, чтобы иметь пространство. Потом для него в большей степени становится важной теплота семейных отношений. В пубертате все вращается вокруг нахождения себя (при этом риску подвергаются даже отношения!), а в раннем взрослом возрасте речь идет о том, чтобы сформировать наполненную смыслом жизнь.

Модули обнаруживаются на протяжении всей жизни в разные периоды развития. В течение первых 15–20 лет жизни речь идет преимущественно об обеспечении жизненного пространства, от 15 до 30 (35) — о работе над отношениями, от 30 до 45 (50) — об углубленном нахождении себя и потом — о смысле жизни или о том, что еще осталось в ней не сделанным. Обратимся к периоду юности, во время которого развитие человека и его экзистенциальных устремлений проявляется наиболее отчетливо.

В юности происходит расширение горизонта. Многое из того, что в детском мире семьи считалось привычным и хорошо освоенным, вне семьи не получается или происходит по-другому. Жесткие представления о том, по каким законам идет жизнь, исчезают. Молодой человек стоит перед задачей вновь создать для себя пространство и утвердить свое Бытие-в-мире, который для него является новым. Юность характеризуется напряженностью, которая возникает в результате того, что приходится решать две противоположные задачи: приспосабливаться к новым условиям и отграничиваться (говорить «нет», отказываться от чего-то), ища согласия также и самим собой.

Эта напряженность характерна для бытия Person. Как Person человек свободен для открытости и обмена, но одновременно он привязан к самому себе. Потому что, помимо контакта с внешним, он также должен утверждать свое Бытие-здесь, проживать свое отношение к себе самому и оставаться верным себе перед своей совестью. В этом он лучше всего может упражняться в группе сверстников-единомышленников. Стремление интенсивно развивать свою персональность (индивидуальность) заставляет молодежь искать компанию сверстников как «общество, где можно упражняться». Поэтому для юношеского возраста типичны объединенные временными общими интересами группы, в которых обнаруживаются крайности, необходимые для развития. Внутри группы это конформистское поведение, приспособленчество, зависимость от группы и некритичное отношение ко всему, что с ней связано, как форма преданности. Вместе с тем по отношению к внешнему миру членство в группе позволяет демонстрировать отграничение: членов группы объединяет ритуал посвящения, мода на прически, одежду, стиль жизни и определенные убеждения, которые часто выглядят провокационными. Они должны сделать очевидным: «Мы не такие, как вы!»

Читайте также:  Ответственность положительная эмоциональная направленность

Напряженность в отношениях со старшим поколением в соответствии с экзистенциальными фундаментальными мотивациями объясняется тем, что молодой человек стремится объединить три своих важных устремления.

Во-первых, ему нужно пространство для новых сил, для отношений, чувств, идей и действий. Это пространство никто не даст ему просто так в жестких рамках существующего порядка, а он все же пока не настолько силен и влиятелен, чтобы создавать его для себя самостоятельно.

Во-вторых, он ищет расположения со стороны других, хочет, чтобы друзья ему сообщили: «Хорошо, что ты есть. Мы охотно будем с тобой». Чем меньше молодой человек ощущает такое отношение к себе в семье, тем интенсивнее он будет искать его у других людей. Если же он получает его в семье, то захочет выяснить, будет ли это так же и во внешней среде, где у него нет таких привилегий, как дома.

Источник

Что движет человеком: мнение психологов

Что движет человеком? Что заставляет нас поступать определенным образом? Что заставляет нас чувствовать себя живыми? Это чувства, это ведущая сила, которая определяет наши стремления. Однако вопрос, что движет человеком, разум или любовь, до сих пор открыт. Современный мир требует от индивида «включения» головы. Но что же важнее из этого? Что двигает человека вперед?

Влияние разума

Мы живем в эру технического прогресса, который ожесточает людей, притупляет чувства и ставит под сомнение мнение о том, что человеком движет желание. Теория мотивации поведения человека преподается отдельным курсом в институтах, исследуется научным сообществом. Но единого мнения по поводу того, что движет человеком, нет. Разум определяется двумя понятиями – это страх и гордость. Именно данные составляющие провоцируют и мотивируют человека к действию. События в жизни, неважно, плохие или хорошие, человек воспринимает, как тормозящие или провоцирующие побуждения к действию в будущем. В свою очередь гордость можно определить как стремление быть впереди, добиваться большего, чем другие, доказать, что ты чего стоишь и можешь быть выше других. Здесь и неудачи, и разочарования могут служить побуждающим сигналом к действию только ради того, чтобы потешить свою гордость. Любое общество функционирует в соответствии с какими-либо правилами или устоями. Однако гордость, являясь лучшей мотивацией, зачастую вынуждает нас действовать наперекор установленным правилам поведения. Получается, что в подобных ситуациях важно само действие.

А что значит любовь?

И если разум – это рациональная мотивация, то чувства – иррациональная мотивация поведения для индивида, это опасные желания, что движут человеком. Люди любят оправдывать свои поступки словами «мне так хочется», «я так люблю» и так далее. Поддаваясь таким порывам, многие действуют необдуманно, импульсивно, при этом не зачастую даже не пытаются думать о последствиях, поддаваясь сиюминутным эмоциям. Нередко можно столкнуться с тем, что, удовлетворяя свои маленькие радости или действуя в определенной ситуации так, как хочется, действия индивида абсолютно не поддаются логике и для других такие поступки могут быть просто необъяснимы. Касаться это может любой сферы жизни: путешествий, выбора партнеров, хобби, профессии и так далее. Можно всю жизнь заниматься архитектурой, а потом все бросить и пойти петь в ресторане только потому, что давно об этом мечтал. Никто не поймет, а нам так хочется, нравится и так далее. Многие считают, что именно любовь движет человеком.

Каков итог?

Получается, что в жизни каждого человека важное место занимают оба критерия. Благодаря и любви, и разуму человек может балансировать всю жизнь. Зачастую человеком движет идея. Ученые уже давно доказали, что самую настоящую радость и чувство «потока», человек получает в первую очередь делая то, что ему по душе, то, что нравится, а по разуму и логике. Поступки, которые мы совершаем «на эмоциях», диктуют нам необъяснимые желания, которые мы стремимся осуществить вопреки принятым нормам, устоям и логике.

Разум или любовь?

Добровольно ни один человек не станет всю свою жизнь действовать только основываясь на том, что ему диктует разум. А для кого-то и вовсе предательство своих сердечных чувств и любви сродни преступлению и возможно только под насильственным влиянием извне. В пример можно привести женитьбу по настоянию родителей, без любви. И древние мыслители, и современные философы придерживаются позиции, суть которой заключается в том, что разум никогда не победит чувства и любовь. И здесь речь идет не о физических влечениях, а о самой искренней глубокой любви, которая идет от сердца. Разум, мотивация не имеют никакого смысла, когда в жизни человека есть любовь, которая занимает все мысли, которая разрывает изнутри, ради которой хочется горы свернуть. Когда мысли не дают покоя ни днем, ни ночью, значит, о каком разуме может идти речь? Философов всех времени и народов интересовал этот вопрос. Рассмотрим самые значимые теории.

О чем писал Платон?

Для Платона движущей силой не только развития конкретного индивида, но и общества в целом, было стремление к познанию, исследованиям, к истине. Истинное удовольствие – это не следование чувствам, только мудрость определяет все поступки и только благодаря ей можно получить истинное удовольствие. Платон писал, что нет никакой альтернативы по силе радости, че радость познания. Можно сделать вывод, что Платон отдавал предпочтение именно разуму, моральному долгу, служению обществу, нежели чувствам и эмоциям.

Читайте также:  Таро что чувствует отшельник

Теория Фрейда

Иной точки зрения придерживался Зигмунд Фрейд, он считал, что сила, которая заставляет человека действовать – это не что иное, как сексуальные желания людей. И эта мотивационная сил не отпускает человека от самого рождения до самой смерти. Не реализованные хотя бы наполовину сексуальные желания влекут за собой агрессивное поведение. Что движет человеком по Фрейду? Он считал, что большинство людей действуют только ориентируясь на свои «низменные» инстинкты и их поступки не подвластны ни разуму, ни логике. Фрейд придавал большое значение сексуальной жизни человека, считая ее основной всего.

Последователи теории философа и по сегодняшний день призывают всех вокруг заботиться о своей сексуальной жизни, так как благодаря этому можно избежать проявлений агрессии, неврозов, проблем со здоровьем и даже неприятность в общении с людьми. Однако данная теория давно стоит под тенью сомнения, ведь многолетние наблюдения говорят нам о том, что либидо – это еще не истина в последней инстанции. Теория Зигмунда Фрейда заключалась в том, что ведущий инстинкт и мотивационная сила – это инстинкт либидо. Пользуется популярностью теория и по сегодняшний день. Например, многие психотерапевты разрабатывают собственные методики на основе теории Фрейда для выявления проблем в поведении супругов, например. Чтобы поставить им правильный «диагноз», психотерапевт предварительно задает вопросы об интимной жизни, считая, что спасти брак можно только путем восстановления половой жизни партнеров. Во многих случаях такие методики срабатывают. Но не все согласны с этим. В частности, известный австралийский психотерапевт Альфред Лэнгле. И на вопрос о том, что движет человеком, Лэнгле отвечал, что в первую очередь это ощущения и чувства.

Мотивация из негатива

Нередко человеком движут инстинкты, а именно негативные ситуации, различные неприятности, неудобства, трудности, которые не столько побуждают, сколько вынуждают действовать. Самый простой пример, который знаком каждому – это боязнь детей принести из школы плохую оценку за невыполненное домашнее задание или плохое поведение. Здесь работает не только страх плохой оценки, но и осуждения со стороны учителей, боязнь родительского контроля и последующего наказания. Однако негативная мотивация чаще всего краткосрочная и не рассчитана на длительное время. Например, у школьников эта мотивация заканчивается ровно тот момент, когда отменяется наказание. Сразу же пропадает стимул к действию. Негативную мотивацию вызывают следующие факторы: словесное, материальное ил физическое наказание, ограничения свободы или иные лишения, которые носят социальный характер. С возрастом растет и устойчивость человека к негативной мотивации, в то время как для детей и подростков, которые напрямую зависят от родителей или других людей, снисходительное отношение к негативу дается достаточно сложно.

Что мотивирует к саморазвитию?

Какие силы движут человеком в его деятельности? Первое и самое важное, что мотивирует нас заниматься собой и развиваться – это желание реализовать себя в жизни, которое, в той или иной мере, присуще каждому человеку. Здесь речь идет о том, что человек должен постоянно учиться, узнавать что-то новое. Кто-то посещает курсы, повышает квалификацию, изучает что-то новое на протяжении всей своей жизни. Если верить теории Маслоу, то лучший источник мотивации – это страстное желание доказать себе и другим свою компактность в профессиональных вопросах, а также полная реализация себя в определенных сферах жизни. Ученый считал, что главная побудительная сила – это движение к познанию чего-то нового.

В то же время страх перед неопределенностью может тормозить эту мотивацию. Самую большую радость человеку доставляют его собственные новые достижения, желательно с положительным итогом. Что касается неудач, ошибок, критики – здесь происходит торможение активной мотивации, что может сказаться на дальнейшей деятельности человека. Побуждает к действию и пример других успешных и талантливых людей, что может даже сравниться с внутренним удовлетворением своих достижений. Обусловлено это не только достижением целей, известностью, но и признанием со стороны других людей. Только предвкушение новых побед, особенно после череды удачных результатов, побуждает человека делать невозможные вещи.

Основы мотивации

В данной теории речь идет не о факторах, которые непосредственно связаны с конкретной деятельностью. Они определяются как мотивация, которая влияет на внешнее содержание, а не на процесс исполнения. Сюда можно отнести чувство ответственности перед другими людьми, и совсем неважно, родственники это, коллеги или еще кто-нибудь. Также нельзя не упомянуть о желании быть признанным, получить одобрение со стороны других. Никуда без самосовершенствования, мотивации получить определенный статус и социальное положение. И даже самый банальный мотив – это желание избежать неприятных последствий и боязнь получить негативный результат из-за своих же действий и поступков.

Внешняя мотивация

Что касается внешней мотивации, то здесь речь идет не о содержании деятельности, данный фактор не вызывает никакого интереса. В первую очередь – это внешняя привлекательность, здесь речь идет о материальном достатке, признании, социальном статусе и так далее. Получается, во внешней мотивации большое значение имеет оценка деятельности, поведения, поступков со стороны другими людьми. В этом случае для человека максимально важно слышать и осознавать, что его деятельность имеет вес среди других. Слава и признание — вот чего жаждут все.

Какой вывод?

Эффективная деятельность возможна только в том случае, если она базируется сразу на нескольких мотивационных аспектах. Чем больше мотивов движет человеком, тем результативнее будет его деятельность. Поэтому наше стремление к саморазвитию включает в себя каждую из перечисленных теорий в том или ином количестве.

Источник

Оцените статью