- Страх смерти одолевает меня…
- С точки зрения религии:
- С точки зрения психологии:
- Что такое смерть и что происходит с душой после смерти?
- Что такое смерть?
- Явление ангела смерти умирающему
- Что чувствует человек в свой смертный час?
- Нужно ли бояться смерти?
- Душа в промежуточном мире
- Что делает душа в промежуточном мире?
- Муки, испытываемые в могиле и аду
- Какие дары мы можем посылать душе после смерти?
Страх смерти одолевает меня…
Так получилось, что я родился в семье христианки и мусульманина. Я как бы знал, что я мусульманин, но моей духовностью никто не занимался. Знал я только, что нельзя есть свинину, пить алкоголь, курить, принимать наркотики и прелюбодействовать. Соблюдаю эти правила до сих пор.
В 18 лет я узнал больше об Исламе и начал делать намаз. В 7 лет я как-то раз заплакал и подумал, а каково это — умереть. Как это, раз и нет сознания. Бабушка-христианка мне сказала, чтоб я не переживал, что проживу 107 лет. Я обрадовался и успокоился. Сейчас мне 21, а я до сих пор до паники боюсь смерти. Я верю во Всевышнего Аллаха, в его Посланника (мир ему и благословение) и во всё, что связано с Исламом.
В голове я спрашиваю себя, не лицемер ли я? Потому что читал, что боятся смерти только неверующие. Но раз я делаю намаз сам дома, потому что так нужно, это дорога в рай и воля Аллаха (в моём городе нет мечетей), получается я — не лицемер? Или мой страх заключается в том, что сомнения закладывает шайтан, и в том, что я чувствую себя грешником, боюсь могильных мук и ада? Или же у меня слабая вера? Помогите разобраться. Ведь рано или поздно я умру, но к этому не готов. Что мне делать?
С точки зрения религии:
В Исламе смерти уделяется большое значение, этим и объясняется столь частое её упоминание в Коране и хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Вот некоторые из них:
(смысл) «Скажи: «Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены к Всевышнему – ведающему о тайном и явном, и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния«» (сура «Аль-Джумуа», аят 8).
قُلْ إِنَّ الْمَوْتَ الَّذِي تَفِرُّونَ مِنْهُ فَإِنَّهُ مُلَاقِيكُمْ ثُمَّ تُرَدُّونَ إِلَى عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ
(смысл) «Каждая душа вкусит смерть» (сура «Алю Имран», аят 185).
كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ
Вам всего-навсего надо посмотреть на происходящее с Вами с другой стороны. К примеру, в Исламе мысли о смерти есть одобряемое и похвальное дело. Ибо в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), приводимом имамом ат-Тирмизи, говорится: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т. е. смерть)».
أكثروا من ذكر هادم اللذات
Это объясняется тем, что зачастую тот, кто не забывает, что однажды он покинет этот мир и ему придётся отвечать за все свои поступки, меняется в лучшую сторону, перестаёт грешить, начинает использовать каждую минуту своей жизни во благо людей и своей загробной жизни.
Поэтому для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя и кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни.
Согласно предопределению Господа, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она погибнет. Но там она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определённые стадии развития, и, в конце концов, из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.
Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой высшую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь. В ней мусульман ожидает вечный Рай со всеми его удовольствиями. Кроме того, в Раю каждому верующему посчастливится лицезреть своего Создателя. Неужели Вы не хотите увидеть Того, Кто Вас создал?!
В священном хадисе говорится: «Если Мой раб желает встречи со Мной, то и Я желаю этого, если он противится, не желает встречи со Мной, то и Я не желаю встречи с ним» («Сахихуль-Бухари», № 6950).
إِذَا أَحَبَّ عَبْدِي لِقَائِي أَحْبَبْتُ لِقَاءَهُ وَإِذَا كَرِهَ لِقَائِي كَرِهْتُ لِقَاءَه
Наверстайте все пропущенные молитвы, выполняйте все религиозные предписания. Если у Вас есть долги перед кем-либо или обидели кого-нибудь, расплатитесь с ними и попросите прощения. Осознание того, что у Вас нет долгов по молитвам и другим предписаниям, а так же перед людьми придаст Вам силы перед страхом смерти. И никогда не считайте, что страх перед смертью есть что-то запретное или признак лицемерия, это не так!
С точки зрения психологии:
Страх пред собственной смертью, в большей степени, явление нормальное и присущее очень многим людям. Главное -понять, в какой степени человек может совладать с этим страхом, подчинить его собственной воле. Среди всех живущих можно найти не так много людей, которые не страшатся смерти и среди них большая часть людей неверующих, поскольку для них нет такого понятия как жизнь после смерти. Хотя, всё сводить к этому будет тоже неправильно. Есть такая категория людей, которые, пережив сильнейший стресс от влияния разных факторов (теракт, воинская операция, техногенная катастрофа, авария, природный катаклизм и др.) и остались живы, по сути, в какой-то момент приняли факт собственной смерти, пережили её как реальную данность. У этих людей страх перед смертью сведён к минимуму, но это не означает, что они освободились от него вовсе.
Вообще, надо четко идентифицировать Ваш страх, выяснить, чего конкретно Вы боитесь. Ведь тут далеко не всё однозначно. В одинаковой степени можно предположить страх перед самой смертью, страх умирания (как именно умрёт человек, в каких условиях), страх перед тем, что ждёт его после смерти. Иногда все эти страхи могут быть представлены одновременно, но всё же, доминировать будет один из них.
Человек верующий в большей степени боится того, что ждёт его после смерти, каков его удел. Но и этот страх всегда граничит с надеждой на то, что достойный образ жизни, совершённые благие дела перевесят плохие поступки, и удел человека будет хорошим. По этой причине у Вас нет оснований обвинять себя в лицемерии.
Вообще с этим страхом достаточно сложно совладать, но сложно не означает невозможно. Надо учитывать тот немаловажный факт, что любой страх есть не что иное, как реакция на незнание, на неизвестность и неопределённость. Это — основная причина и в этом нужно искать способ избавления от страха.
Во-первых, надо твердо знать, что нам свыше не дано точно знать о конкретной дате собственной смерти. По сути, мы можем умереть в любой промежуток времени, даже тогда, когда читаем эти строки. Смерть всегда внезапна, за исключением тех случаев, когда человек смертельно болен. Поэтому считаю, что есть смысл переключиться со страха перед смертью на то, чтобы ценить каждый миг своей жизни и использовать его во благо.
Во-вторых, сам процесс собственно умирания мы не сможем узнать. Не нужно мысленно представлять самые страшные сцены, реальность может сильно отличаться, следовательно, нет ни малейшей пользы от подобных размышлений.
И в-третьих, нужно просто готовить себя к этому неизбежному факту и делать всё то, что приведет нас к довольству Всевышнего, такова должна быть установка искренне верующего человека.
Кроме того, помните, что страх смерти несет в себе и положительный потенциал – только думая о ней, мы начинаем по- настоящему ценить каждый миг собственной жизни и жизни окружающих людей.
Мухаммад-Амин — хаджи Магомедрасулов
Алиасхаб Анатольевич Мурзаев
психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям
Источник
Что такое смерть и что происходит с душой после смерти?
В самой человеческой природе заложено стремление к Вечности. Будучи заложником этого скоротечного материального мира, человек всегда стремится к Вечности. Кто прислушается к внутреннему голосу, услышит, как он вновь и вновь говорит о Вечности. Даже если бы человеку была дарована Вселенная, это не утолило бы его жажды обретения Вечной Жизни, для которой он создан. Природное стремление человека к постоянному счастью обусловлено объективной реальностью и тем фактом, что Вечная Жизнь действительно существует.
Что такое смерть?
Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.
Явление ангела смерти умирающему
Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.
Каждому из ангелов даны в подчинение подобные им ангелы. Когда умирает хороший, праведный человек, к нему сначала приходят ангелы рахмата (милости) с улыбающимися светящимися лицами. За ними следует ангел Азраил, которого могут сопровождать один или несколько подчинённых ему ангелов – им поручено забирать души праведных. Ангелы, забирающие души праведных, отличаются от ангелов, которые забирают души грешников. Души грешников, встречающих смерть с озлобленным, испуганным лицом, «безжалостно вырываются».
Что чувствует человек в свой смертный час?
Тем, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что души праведных забираются также мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в Лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Джабиру (да будет доволен им Аллах), сыну Абдуллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:
«О Всевышний! Верни меня в мир живых, чтобы я мог рассказать тем, кого оставил там, насколько прекрасно ожидаемое после смерти!». Господь ответил: «Возврата нет. Жизнь даётся только единожды. Однако я расскажу им о твоём пребывании здесь«».
И после этого был ниспослан следующий аят:
«Тех, которые были убиты, сражаясь на пути Аллаха, не считайте мёртвыми. Нет, они живые, они у Аллаха! Они у Господа своего получили добрый удел! Их лица освещаются радостью от того, что даровал им Аллах Своею милостью (из достоинств и преимуществ). Они радуются за тех своих братьев, которых оставили в живых в ближней жизни на прямом пути веры и сражения за Аллаха. И нет над ними страха за тех, которые последуют за ними (уверовавшие), и не будут они опечалены тем, что оставили мирские блага» (Сура «Али Имран», аят 169–170).
Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) такие как, например, Умар, Усман, Али, Хамза и Мусаб ибн Умайр (да будет доволен ими Аллах) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.
Нужно ли бояться смерти?
Для тех, кто верует и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Хотя кажется, что смерть есть угасание света жизни и её прелестей, на самом деле это есть освобождение от тяжких обязанностей мирской жизни. Это перемена места пребывания, переход в иное состояние, но одновременно и приглашение к Вечной жизни. Согласно предопределению Господа, на смену бренной жизни приходит Вечная жизнь. Когда фруктовая косточка попадает в почву, кажется, что она гибнет. Но на самом деле она подвергается совершенному химическому процессу, проходит через определённые стадии развития и, в конце концов, из неё вырастает новое дерево. Таким образом, «смерть» косточки является началом жизни нового дерева, новой, более совершенной ступени развития.
Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!
Смерть освобождает человека от трудностей мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.
Душа в промежуточном мире
После смерти душа предстанет перед Всевышним. Если человек жил праведной, целомудренной жизнью и достиг совершенства, ангелы, сопровождающие его душу к Господу, переносят её к Богу. Ангелы приветствуют душу всюду, где она пролетает, и спрашивают: «Чья это душа? Как прекрасна эта душа!». Ангелы, сопровождающие душу, называют её самыми прекрасными словами и отвечают: «Это душа того, кто молился, соблюдал пост, подавал милостыню и переносил все трудности жизни во имя Господа!» Наконец, Аллах Всемогущий приветствует душу и приказывает ангелам: «Отнесите душу обратно в могилу, где похоронено тело её, ибо должна она ответить на вопросы ангелов Мункира и Накира».
С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают её обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, этот человек всё ещё имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в аду. В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Могила несёт в себе определённое наказание и играет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако, за ним следует райское выздоровление.
Как было уже сказано, в могиле каждый умерший беседует с двумя ангелами, которых, зовут Мункар и Накир. Они спрашивают: «Кто твой Бог? Кто твой Пророк? Какую религию ты исповедовал?». Если человек при жизни верил в Бога и миссию того Пророка, во время которого он жил, и если он избрал истинную веру, он сможет ответить на вопросы ангелов. Отношения между душой и телом различны – в зависимости от того, в каком мире они находятся. В мирской жизни душа заключена в «темницу» тела. Если грешная личность и плотские желания доминируют над духовностью, это непременно скажется на ухудшении состояния души и окончательном приговоре, выносимом человеку. Если же, наоборот, душа может контролировать личность посредством веры, поклонения и правильного поведения и способна освободиться из плена плотских желаний – она очищается, обретает непорочность и наделяется славными качествами. Это приносит душе счастье в обоих мирах.
После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, однако некоторые частицы не подвергаются разложению.
Эта часть тела служит основой, из которой Бог воссоздаёт человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.
Что делает душа в промежуточном мире?
Загробный мир (Барзах) – это царство, где душа ощущает «дыхание» Рая с его благословением или ада с его наказанием. Если человек жил праведной жизнью, его праведные деяния – молитвы, благие дела и т. д. – появятся перед ним в промежуточном мире в виде дружелюбных товарищей. Для него также откроются окна с видом на Райские сады, и, как сказано в хадисе, могила станет для него подобной Райскому саду. Тем не менее, как уже говорилось, если у человека ещё остались неотпущенные грехи, какую бы праведную жизнь он ни вёл, он будет подвержен наказанию в промежуточном мире для очищения души от грехов, чтобы она смогла попасть в Рай сразу после Воскрешения. Если же человек вёл грешный образ жизни, его неверие в Господа Бога и плохие поступки появятся перед ним в образе неверных приятелей и всяких тварей, таких как скорпионы и змеи. Он увидит сцены ада, и могила его станет адской преисподней.
Живут ли части тела или его клетки после смерти? Все знают, что пока человек жив, именно душа его чувствует боль и радость. Хотя душа чувствует боль через нервную систему и использует эту систему для взаимодействия со всеми частями тела, вплоть до каждой клетки, загадкой для науки всё ещё остаётся следующее: какой тип взаимодействия происходит между душой и телом, включая мозг человека? Любой сбой в работе какой-либо части тела, его внутренних органов, приводящий к смерти, может привести к остановке деятельности нервной системы. Тем не менее, как доказано наукой, некоторые клетки мозга продолжают жить после смерти какое-то время. Учёные проводят исследования на основании сигналов, получаемых от подобных клеток головного мозга после смерти. Если работа сложится удачно, и они смогут расшифровать эти сигналы, это будет иметь очень большое значение, особенно в области криминалистики, так как позволит пролить свет на преступления, «авторы» которых неизвестны.
Муки, испытываемые в могиле и аду
Так как душа страдает и радуется, продолжает взаимодействовать с телом и в промежуточном мире через те частицы, которые не поддаются разложению, нет смысла обсуждать вопрос: душа или только тело, или же они вместе, будут терпеть «муки могильные»? Тем не менее, как указывалось раньше, Аллах воссоздаст людей в день Воскрешения из тех самых частиц их тел, и тела эти воскреснут на «заре» Вечной жизни.
Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в ад или в рай.
Господь воссоздаст тела в формах, соответствующих потустороннему миру, где всё будет живым:
«Жизнь в этом мире – лишь только временные услады – забава для неуразумевших, словно коротенькая детская игра. Поистине, будущий мир – это истинное, совершенное, вечное обиталище. Это – твёрдая истина, которую должны бы постичь эти люди (неверующие), если бы разумели»
Какие дары мы можем посылать душе после смерти?
Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.
Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.
Источник