- Любознательность
- Что такое любознательность?
- Преимущества любознательности
- Как стать любознательным?
- Правила любознательного человека
- Всегда носите с собой блокнот
- Бросайте непрерывный вызов самому себе
- Станьте детективом
- Ловушки любознательности
- Страх
- Гордость
- Невежество
- Скука
- Любознательность — это что такое? Развитие любознательности у детей
- Что такое любознательность
- Преимущества
- Недостатки
- Взаимосвязь любознательности с другими качествами
- Несколько советов для развития любознательности
- Примеры любознательности
- Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
- Проблемы развития любознательности
- Высказывания о любознательности
Любознательность
Мы все любознательны от природы: с самого рождения ребенок стремится познать мир вокруг, его интересует буквально все, он подходит к каждой новой ситуации с предвкушением и множеством нерешенных вопросов. Почему взрослый подход к открытиям, как правило, отличается узостью восприятия, наличием страхов и предубеждений? Нужно ли специально развивать любознательность и как это делать, чтобы быть творческим человеком и решать проблемы намного эффективнее? На эти вопросы попробуем ответить в нашей статье.
Итак, дети всегда готовы поглощать новую информацию в огромных количествах, их не пугают трудности, а постоянно возникающие проблемы не вызывают стресс: для них это всего лишь возможность взглянуть на ситуацию с другой интересной точки зрения. Таким образом, дети быстро адаптируются к меняющимся условиям и максимально эффективно используют свое новое положение. Мы смотрим на них и думаем: «Ого, это невероятно, как легко они учатся и приспосабливаются». Это похоже на волшебство, однако дело всего лишь в природной любознательности.
Взрослый воспринимает новую информацию со страхом потому, что в ней имеется доля неопределенности, а значит повышается вероятность ошибок и неудач. Это нас пугает, мы склонны сомневаться в себе и оправдывать свое бездействие. В результате мы просто перестаем идти дальше и возвращаемся в свою зону комфорта, не получив нового опыта.
А теперь просто задумайтесь о тех возможностях, которые упускают взрослые, потому что боятся идти вперед и задавать вопросы, боятся ошибиться и изменить привычную жизнь, думают, что не смогут адаптироваться к новым обстоятельствам. Вспомните свои упущенные шансы роста и развития, которым вы сказали «нет» просто потому, что решили остаться в своей зоне комфорта.
К сожалению, такова по большей части реальность взрослой жизни, но при желании все можно изменить: вернуть ту искру любознательности, которая была у нас в детстве. Для этого нужно прежде всего быть открытым новым возможностям, которые окружают нас в огромном количестве.
Что такое любознательность?
Любознательность (любовь к знанию) – это стремление к познанию, интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого открытия. Это ненасытный голод узнать и понять все, что можно о жизни, себе и окружающем мире.
Любознательный человек действительно жаждет знаний, роста и развития. При этом он страстно стремится решать проблемы, воплощать идеи, находить ответы на множество вопросов, которые позволяют оптимально адаптироваться к жизни.
Эта страсть не приходит просто так: она требует терпения и решимости думать, размышлять и задавать сложные вопросы, на которые не сразу может быть получен ответ. Любознательность тесно связана с увлеченностью и энтузиазмом, открытостью для нового опыта.
Естественно, наибольшее любопытство связано с глубоким и ненасытным желанием овладеть незнакомым, что, конечно, требует смелости для выхода из зоны комфорта в мир, полный неопределенностей и сомнений.
Преимущества любознательности
Эта привычка открывает множество дверей и возможностей, которые иначе не были бы доступны человеку. Вот далеко не исчерпывающий список преимуществ любознательного человека:
- Озарения возникают в процессе познания, просто, когда он задает себе новые и неожиданные вопросы.
- Страсть и энтузиазм держатся на высоком уровне, помогая быть эффективнее.
- Любознательность поощряет увлечение саморазвитием, вызывая желание становиться лучше день ото дня.
- В арсенале такого человека всегда есть множество решений одной проблемы.
- Любознательный человек не теряет способности мышления даже под давлением и в стрессовых ситуациях. Вместо того чтобы зацикливаться на переживаниях, он легко сможет сфокусироваться на решении проблемы.
- Любознательность позволяет лучше планировать, потому что развивает навык эффективного мышления.
Если вы сможете добавить к этому списку еще несколько преимуществ, это будет означать, что вы уже готовы стать любознательным.
Как стать любознательным?
Лучший способ практиковать любознательность – постоянно бросать вызов, ставить под сомнение полученную информацию и интересоваться всем, что вас окружает. Анализируйте все, что чувствуете, видите и слышите, свое поведение в разных ситуациях и свои мысли. Задавайте себе вопросы о взаимодействии с другими людьми: об их мотивах, действиях и ценностях.
Чем чаще вы будете подвергать сомнению происходящее вокруг, тем скорее сможете понять, что все устроено не совсем так, как кажется на первый взгляд. Мы часто воспринимаем многие вещи «по умолчанию», не вдаваясь в подробности, не осознавая, что существует множество интересных скрытых слоев, которые можно разглядеть только в процессе пристального изучения.
На протяжении дня задавайте себе простые вопросы обо всем:
Это только первый этап, который будет стимулировать вас к появлению более сложных идей и к более глубокому пониманию вещей. Не стоит ограничиваться конкретным временем для развития любознательности, будьте таким всегда.
Скажем, вы проходите мимо телефонного столба. Внимательно вглядитесь в него и задайте себе следующие вопросы:
- Что это?
- Почему он имеет такую форму?
- Когда он был придуман?
- Кто его придумал?
- Почему он его придумал?
- Какова цель телефонного столба?
- Как его можно улучшить?
- Что, если бы телефонный столб не был придуман? Что тогда?
Постоянно разминайте мозги, изучайте точно так же любой другой предмет: свисток, перчатки, телевизор, зонтик, тостер. Если вы будете практиковаться хотя бы пару раз в неделю, то будете поражены, какой прекрасный и интересный мир нас окружает. Это придаст силы читать, узнавать, задавать дальнейшие вопросы. Появится масса идей и возможностей.
Является ли любознательность ключом к интеллекту? Дело даже не в количестве знаний, а в количестве так называемых пересечений. Через какое-то время вы научитесь видеть общие концепции и станете мыслить абстрактно, этот навык поможет вам находить эффективные решения проблем. А постоянные вопросы и поиск ответов на них без сомнения повысят уровень вашей эрудиции.
Кроме того, без любознательности невозможно творчество. Вспомните самых великих людей искусства (от Леонардо да Винчи до Пикассо) и поймете, насколько любознательность повлияла на их гениальность.
Правила любознательного человека
Всегда носите с собой блокнот
Любознательность развивается при помощи двух вещей: вопросов и идей. Ответы на вопросы расширяют наше понимание действительности, что помогает нам создавать новые идеи.
Помните, что мозг ленив, и его необходимо постоянно подталкивать в нужном направлении. Как часто вам приходили в голову интересные, оригинальные мысли, но вы не записывали и потом просто забывали их? Причина проста: лень.
Сложно по нескольку раз в день бегать за блокнотом и искать ручку, чтобы зафиксировать гениальную мысль, поэтому возьмите себе в привычку всегда носить их с собой. Купите максимально удобный блокнот, не жалейте времени и денег.
Что же нужно записывать? Все, что кажется вам достойным внимания. Это легко понять. В вашей голове есть банальные мысли, которые прокручиваются каждый день и не несут никакой ценности. А есть и другие – наблюдения, выявление закономерностей, интересные метафоры. Все это переносите в блокнот.
Бросайте непрерывный вызов самому себе
Это значит, что вы должны подвергать сомнению свои знания, умения, навыки и убеждения. Спорьте с самим собой, ищите что-то новое. Понять, что вы достигли нужного эффекта, можно по ощущению свежего воздуха в голове – это значит, что вы избавились от ржавой мысли, застойной воды и наполнили мозг новой информацией.
Превращайте свои проблемы в игры. Это избавит вас от стресса и скуки, а также позволит практиковать творческое мышление.
Станьте детективом
Станьте ученым, изобретателем, детективом или даже ребенком. Превратите свою жизнь в исследовательскую лабораторию.
Учтите, что эти четыре роли задают совершенно разные вопросы. Ученый постоянно экспериментирует и наблюдает, изобретатель придумывает то, что делает жизнь проще, детектив обращает внимание на детали, ребенок играет и творит без страха ошибиться.
Ловушки любознательности
Всегда и во всем важно знать не только, что нужно делать, но и то, чего делать нежелательно. Рассмотрим самые распространенные ловушки любознательности.
Страх
Когда мы живем в страхе, то склонны замыкаться, сомневаться, мы прекращаем рисковать. И это, безусловно, мешает думать нестандартно, когда дело доходит до решения проблем.
Поэтому прежде всего возьмите блокнот и проведите сеанс саморефлексии, задавая себе вопросы о том, чего вы боитесь и почему.
Гордость
Гордость – это, по сути, глубокое удовольствие или удовлетворение, вытекающее из собственных достижений. Она может быть как наградой за успехи, так и препятствием для новых открытий.
Если вы хотите быть любознательным, то должны понимать: в этом процессе нет конечной точки, это на всю жизнь. Не позволяйте себе останавливаться на достигнутом и расслабляться. Ведь это глупо – отдыхать от любознательности, разве не так?
Невежество
Незнание обычно определяется как общее отсутствие знаний и осведомленности о предмете. А вот невежество гораздо опаснее. Это, скорее, непонимание того, что ты чего-то не знаешь.
Чтобы не попасть в эту ловушку, всегда учитывайте один важный момент: истина в любой момент может оказаться ложной. Безусловно, у вас должны быть принципы и убеждения, однако всегда проявляйте бдительность, наблюдайте за ними и время от времени подвергайте их сомнению.
Скука
Нам скучно в полностью изученном пространстве, где мы уже все знаем, у нас нет никаких вопросов, не осталось новой пищи для ума. Скука ограничивает возможности, тогда как увлеченность и любознательность позволяют открывать новые двери.
Можно сказать, что скука – это полная противоположность любознательности. А значит, вы должны ловить себя на этом состоянии ума и активно бороться с ним. Возможно, придется заставлять себя интересоваться миром, а не надеяться, что все пройдет само собой.
Помните, что для развития любознательности нужно прилагать определенные усилия. Если вам скучно, это не значит, что вы такой человек и ничего нельзя изменить. Это всего лишь состояние, из которого можно выйти за считанные секунды, если задать себе правильные вопросы, о которых мы говорили в статье.
Источник
Любознательность — это что такое? Развитие любознательности у детей
Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.
Что такое любознательность
Любознательность — это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.
Преимущества
Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.
Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.
Любознательность «создаёт» лучших учащихся.
Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.
Недостатки
Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.
Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).
Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.
Взаимосвязь любознательности с другими качествами
Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.
Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.
Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.
С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.
Несколько советов для развития любознательности
1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.
2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.
3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.
4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.
5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.
6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.
Примеры любознательности
Вечные вопросы вроде «а что там внутри?» мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!
Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.
История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.
Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.
Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.
Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом «да».
Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.
2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность — лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка — просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях — растворение в воде пищевых красителей, и так далее.
Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.
Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.
3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.
4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если. «, «как жили бы герои?»
Телевизор — враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.
5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: «одна конфета или две?», «красный или синий?», «на что похоже?», «на какую букву?», и так далее. Задача такого общения — в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.
6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.
7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли — всё это заставит ребёнка думать, что обучение — очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.
8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.
9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.
Проблемы развития любознательности
В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:
- необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
- потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
- возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.
Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.
К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.
Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.
Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением — вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.
Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.
Высказывания о любознательности
Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.
Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.
По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.
Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.
«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.
По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».
Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.
Источник