Любовное настроение вонга кар вая

Любовное настроение вонга кар вая

ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ: ТРАГЕДИЯ ЛЮБВИ

Режиссер: Вонг Кар-Вай
Страна: Гонконг, Китай
Год: 2000

Она носит элегантные платья ципао и покупает лапшу в магазинчике напротив дома. Он пишет книгу о восточных единоборствах, всегда вежлив и по-мужски невозмутим. Она замужем. Он женат. Они встретились, чтобы расстаться. Полюбили друг друга, чтобы навсегда запомнить этот момент, но никогда его уже не повторить. В своей восьмой полнометражной ленте знаменитый гонконгский режиссёр Вонг Кар-Вай сосредоточился на эмоциях, переместив сюжет на периферию зрительского внимания.

Не стоит, однако, думать, что «Любовное настроение» – фильм бессюжетный. Это совсем не так. В его основе лежит вполне простая и понятная история, но, как это часто бывает в картинах автора «Чунгкингского экспресса» и «Великого мастера», её логические связи отступают на второй план перед поэтическими образами: неясными тенями на стенах, манящими отражениями в зеркале, дождём, смывающим всё наносное.

После успешных «Падших ангелов» и «Счастливы вместе» в 1998 году Вонг Кар-Вай приступил к разработке своего нового проекта. Им должен был стать фильм «Лето в Пекине», однако постановщик и его компания не сумели добиться разрешения снимать в столице КНР. Тогда режиссёр изменил изначальную задумку и решил снять ленту, которая продолжила бы идеи его криминальной драмы «Дикие дни». Приступая к написанию сценария, кинематографист вдохновлялся романом известного писателя, одного из лидеров современной китайской литературы Лю Ичана «Пересечение». В 2004 году в прокат вышла фантастическая мелодрама «2046», которая завершила трилогию любви Кар-Вая.

Главные герои «Любовного настроения» – Чоу Мован и Су Лижен, соседи по доходному дому. Когда они начинают подозревать, что их супруги изменяют им друг с другом, мужчина и женщина сближаются. Вознамерившись восстановить картину событий, мистер Чоу и миссис Чен разыгрывают сцены, в которых играют роли своих неверных мужа и жены. Но чем интимнее становится их общение, тем сложнее героям преодолеть черту, разделяющую дружбу и любовь, тем больше они запутываются в самих себе, не понимая, что где вымысел, а где правда. Не позволяет зарождающемуся адюльтеру распахнуть свои крылья нерешительность молодых людей, одновременно и томительно-прекрасная, и безнадёжно-мучительная.

В результате персонажи оказываются заточены в ловушку времени. Они не могут сделать шаг вперёд, но и назад вернуться уже не в состоянии. В таком положении несостоявшиеся любовники отдалённо походят на гётовского Фауста. «Остановись мгновение, ты прекрасно», – будто бы в странном экстазе шепчут Чоу Мован и Су Лижен. Но их слова застывают на кончике языка, рассеиваются в воздухе, и восхитительная пытка продолжается: вот он зачарованно смотрит на неё, но не прикасается, вот она, покидая его комнату, вдруг останавливается в коридоре, вот её рука оказывается в его руке, но что-то в очередной раз мешает свершиться, казалось бы, неизбежному.

События истории разворачиваются в Гонконге начала 60-х. Ввиду того, что за сорок лет с 1960 года город сильно изменился, часть сцен снималась в Бангкоке. Также бригада фильма посетила Камбоджу. Производственный процесс растянулся на долгих пятнадцать месяцев и осложнился тем, что сценарий постоянно переписывался на ходу.

Главные роли в постановке сыграли Мэгги Чун и Тони Люн Чу Вай, неплохо знакомые с режиссёром по совместной работе в его предыдущих проектах. Снял «Любовное настроение» часто сотрудничающий с Кар-Ваем оператор Кристофер Дойл. Обучавшийся в США и на долгое время обосновавшийся в Китае австралиец известен по кинолентам Джима Джармуша, Гаса Ван Сента, Чжана Имоу, Джеймса Айвори и других заслуженных режиссёров. Дойл покинул проект, когда производство вышло за рамки графика. Заканчивал его работу Марк Ли Пинбин («Нью-Йорк, я люблю тебя», «Вечность»).

Замена оператора не сказалась на итоговом результате. Используя приём «кадр внутри кадра», автор помещает мистера Чоу и миссис Чен в мир с чёткими границами допустимого. Герои соблюдают рамки той игры, которую вынуждены вести. Нормы морали того времени в совокупности с присущим любому человеку любопытством превращают ординарную в общем-то историю в сверхобычный случай, в ироничный и вместе с тем трагичный любовный этюд.

Читайте также:  Чувствую угрозу от человека

В фильме задействовано не так много локаций. Это создаёт у зрителя впечатление, будто он смотрит на многократно повторяющийся эпизод из жизни мужчины и женщины. Жена Чоу Мован и муж Су Лижен так ни разу полноценно и не появляются в кадре. Благодаря этому создаётся стойкое ощущение ирреальности происходящего – внимание концентрируется на главных героях, тогда как остальной мир словно бы перестаёт существовать.

Магия света и тени усиливают впечатление – большинство сцен выглядят как настоящие произведения искусства; ими хочется любоваться бесконечно. Это одновременно и сон, и дикая фантазия, и суровая реальность.

Добавляет нужного настроения саундтрек, в котором очень удачно соединились проза жизни и романтика. Большая часть музыки в «Любовном настроении» – не специально написанные для фильма композиции, а популярные песни разных стран и эпох: «I’m in the Mood for Love» Брайана Ферри (написанный ещё в 1935 году и перепетый англичанином хит дал картине её англоязычное название), «Yumeji’s Theme» Сигэру Умэбаяси, «Hua Yang De Nian Hua» Чжоу Сюаня, «Aquellos Ojos Verdes» Нэт Кинг Коула, «Bengawan Solo» Ребекки Пан.

Изящный пассаж о мистере Чоу и миссис Чен – история о простых человеческих желаниях, о комплексах и об условиях, которые мешают любви и страсти развернуться. В обстоятельной работе Вонга Кар-Вая смешиваются драматическое и сентиментальное, но назвать ленту обыкновенной историей о любви – значит погрешить против истины. Возможно, если бы в постановке остались все те постельные сцены, которые требовательный режиссёр вырезал в самый последний момент при монтаже, фильм лишился бы своей томной загадочности. Но случилось то, что случилось, и «Любовное настроение» превратилось в один из самых красивых и завораживающих фильмов в истории кино.

Редактор: Лена Черезова

Источник

«Любовное настроение» — фильм об ускользающей красоте каждого мгновения

Сначала гонконгский режиссер Вонг Карвай собирался снимать фильм в Пекине. Но китайские власти не дали разрешение на съёмку на площади Тяньаньмэнь, месте свиданий героев будущего фильма. Тогда Карвай решил перенести действие в Макао. Но из-за занятости актрисы съёмки отложились на год и начались уже на студии Бангкока в Таиланде, где режиссёр делал другой проект.

Съёмочный период затянулся на 15 месяцев, которые сильно вымотали всю съёмочную группу. Развернутого сценария не было (Карвай всегда расписывает сцены накануне их съёмки), история постоянно менялась, от четырех, изначально задуманных главных героев осталось в итоге только двое. Когда для финала не удалось найти подходящего дерева, тайский ассистент предложит организовать поездку в Камбоджу, чтоб снимать заключительные сцены в древнем храмовом комплексе Ангкора.

Карвай смонтировал 30 вариантов фильма. По его признанию найти в себе силы, чтобы закончить, он сумел лишь потому, что фильм включили в конкурс Каннского фестиваля. Однако, за несколько дней до показа, полностью его перемонтировал. В новой версии не осталось ни одной эротической сцены, фильм не имел ничего общего с рекламным роликом, анонсирующим его фестивальный показ, даже актеры не узнали историю.

Так в результате мучительных интуитивных поисков, географических и сюжетных метаморфоз появилась одна из самых красивых историй любви начала 21 века — фильм «Любовное настроение».

Любовное настроение/ Faa yeung nin wa (2000) реж. Вонг Карвай

По сюжету герой и героиня фильма сближаются, узнав, что их супруги – любовники. Постепенно их изначально дружеский союз превращается в любовный. Эту комичную, по сути, фабулу Карвай превратил в изящную историю о большой любви и ускользающей красоте каждого мгновения жизни.

Фильм подобен полотнам импрессионистов — он не столько о событиях, сколько о текучести мгновений, настроений. Историю любви героев Карвай рассказывает через фрагменты диалогов, интимную теплоту струящего в полумраке интерьеров света, гипнотическую красоту замедленных в легком рапиде взглядов, жестов, прикосновений и музыку. Названия фильма заимствовано у одного из джазовых хитов 60х, постоянно доносящихся из неведомого радио — «I’m In The Mood For Love»/»Я в настроении для любви». (Дальше по тексту: «Просто, потому что ты рядом со мной»…).

Читайте также:  Почему у парня меняется резко настроение

Вторя главной музыкальной теме, написанной специально для фильма американским композитором и скрипачом Майклом Галассо, повествование то меняет тональность, то ускорятся, то замедляется. А герои то пытаются понять мотивы поведения неверных партнером, то ответить адюльтером на адюльтер, то уехать вместе, то разыграть расставание то ли своё, то ли неверных супругов друг с другом. Драматургическая неопределенность сюжета — отражение и зыбкости чувственных переживаний героев, и времени действия фильма.

В декорациях кинопавильона Карвай воссоздал атмосферу своего детства – мир китайских беженцев в Гонконге начала 60х, живших замкнутыми общинами в больших многокомнатных квартирах, сдавая или снимая комнаты, в ожидание то ли падения коммунистического режима и возвращения на родину, то ли возможности переезда в другую страну, то ли ассимиляции в новом социуме. Так прошлое и любовь становятся в фильме синонимами.

В финальных титрах сказано: «Прошлое — это то, что можно мысленно увидеть, но невозможно коснуться». Героиня вроде живет в прежней квартире, но герою, наведавшемуся к соседям в попытках узнать что-то о ней, не приходит в голову искать её так рядом. У любви героев нет ни единого шанса в жизни. Убрав откровенно эротические сцены, Карвай подчеркнул невозможность физической её реализации. Местом достойным этой любви оказывается книга, которую пишет герой. Или священный город Ангкора ( по воле случая заменивший дупло дерева, в котором по преданию можно похоронить свою тайну) — своего рода обитель духа, место, в разные времена бывшее то индуистским, то буддийским святилищем, то приютом святых отшельников.

И из этой «шкатулки вечности» историю невозможной любви героев возможно время от времени извлекать, чтобы «мысленно» переживать и наслаждаться вновь и вновь драгоценной красотой каждого её мгновения.

Источник

«Любовное настроение» — кинематографическая симфония Вонг Кар-Вая

Фильм — медитация . Кинематографическая симфония. Наслаждение каждым кадром, как произведением искусства. Неспешность и погружение в сюжет, мелодию, образы и немногочисленные диалоги. Жемчужина азиатского кино — фильм «Любовное настроение».

Непредсказуемость, глубокомысленность и драматичность — основные составляющие азиатского авторского кинематографа. Картина китайского режиссера Вонг Кар-Вая «Любовное настроение» уже стала классикой, войдя в списки лучших фильмов всех времен по версиям различных изданий.

Гонконг, 60-е годы. Су (Мэгги Чун) и Чоу (Тони Люн) живут по соседству и каждый день проводят в одиночестве, ожидая своих супругов с работы. Незаметно Су и Чоу становятся ближе друг другу. Открывая подробности о своих супругах, они начинают подозревать их в измене.

Если потерять нить повествования, разглядывая кадры в замедленной съемке, можно просто любоваться платьями главной героини и наслаждаться музыкой, которая сама по себе удивительна, и при этом совершенно гармонично переплетается с сюжетом.

Фильм желательно смотреть в одиночестве, чтобы, не отвлекаясь на чужие вибрации, насладиться собственными эмоциями и чувствами. Возможно вы удивитесь, обнаружив, какое эстетическое удовольствие можно получить, наблюдая за целомудренными отношениями Мужчины и Женщины.

Эта картина, разумеется, получила множество номинаций и наград на престижных кинофестивалях, в том числе на Каннском фестивале, а также премию Сезар как «Лучший фильм на иностранном языке».

Приятного просмотра и любовного вам настроения!

Faa yeung nin wa, 2000, Гонконг, Китай. Режиссер: Вонг Кар-Вай

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обзоры вдохновляющих, авторских и душевных фильмов!

Источник

Любовное настроение. Годы, подобные цветам или последний киношедевр 20-го века.

«В старые времена, когда у человека была тайна, которой он ни с кем не хотел делиться, знаешь, что он делал?- он шел на гору, находил дерево, проделывал в нем дупло и шепотом рассказывал в него свою тайну. Потом брал влажную землю и залеплял ею дупло. И тайна навечно оставалась внутри».

Краткое описание. 60-е годы. Гонконг. Журналист Чоу (Тони Люн Чу Вай) и Су (Мэгги Чун) со своими супругами по случайному стечению обстоятельств арендуют соседние комнаты. Их супруги постоянно находятся на работе. Потихоньку соседство Чоу и Су приводит к одинокой дружбе, а после погружает наших героев в чарующее любовное настроение без намека на пошлость. В их мире пошлости нет места.

Читайте также:  Билирубин повышен при стрессе

Итак, европейское и американское кино подарило миру большое количество превосходных мелодрам. Постепенно в этом жанре началась стагнация, так как западное кино не могло предложить ничего нового.

В 2000 году известный гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай (на западе стал известным благодаря фильму «Чунгкинский экспресс») привез на Каннский кинофестиваль свой новый фильм, который в последствии, станет его визитной карточкой и лучшей работой (последующие три полнометражные картины «2046» , «Мои черничные ночи», «Великий мастер», так и не достигли уровня «Любовного настроения»).

Вонг снял потрясающую романтическую историю, наполненную тайной Востока, языком взглядов, красивейшей музыки и блистательной актерской игрой.

Режиссёр специально скрыл от зрителя супругов обоих персонажей и остается только догадываться, как они выглядят и какие ассоциации должны вызывать. Супруги героев изменяют своим половинам, довольно скоро становится очевидно, что изменяют им друг с другом. Делясь между собой переживаниями насчет измен супругов между Чоу и Су появляются чувства, отличные от простой дружбы двух соседей, но герои не позволяют дать им ход. Простой сюжет который можно пересказать в двух предложениях становится настолько близким, что только истинный мастер может снять его таким безупречным.

Это картина о невысказанных чувствах и случайной встрече двух одиночеств в большом городе, которые не хотят строить отношения, как их супруги. Некоторые сцены повторяются с небольшими изменения ракурса и весь фильм подобен воспоминаниям об утраченном времени и тоске о несовершенном первом шаге. Страшную тоску, также, навивает отказ героев от личного счастья (в понимании современного человека) в пользу ее успокоения в браке и его погружения в работу, чтобы дать главной тайне в жизни превратиться в искаженное далекое воспоминание. Физические контакты ограничиваются его робкими, неловкими прикосновениями к ней подобно подростку не представляющему как не нарушить таинство происходящего, а максимум, что она позволяет себе, положить голову ему на плечо пока такси везет их в сторону дома, а Гонконг в это время, упрямо прячет их тайну в недрах своих бесконечных переулков.

Если европейские Ромео и Джульетта не представляют жизни друг без друга, то Чоу и Су по восточному внутренне живут надеждой, они смогут найти свое счастье в следующей жизни, но подозревают, что жизнь только одна и они встретились не в том мире.

После просмотра фильма в голове заседает мотив трогательной мелодии и не покидает чувство того, что всепоглощающая любовь может прийти в любой момент и ее объектом, может стать совершенно неожиданный человек. Фильм Вонга Кар-Вая дает возможность для любви перейти от уровня физического ощущения до уровня визуального созерцания, что усиливает веру в наличие чистых чувств, которые пусть и живут только в воспоминаниях прошедших дней, но наполнены теплотой и трепетом.

Режиссерские приемы. На протяжении фильма у Мэгги Чун постоянно меняется цвет платья, а у героя Тони Люн Чу Вая меняется цвет галстука (подобные метаморфозы могут происходить даже в одной сцене). Игра цветами помогает понять общее настроение героев и их текущий внутренний мир. Вместе с тем, трогательные чувства усиливаются за счет превосходной операторской работой, заставляющей зрителя видеть быт настоящего «Любовного настроения».

За кадром. Вонг Кар-Вай в последний момент вырезал постельную сцену между главными героями и не пустил пошлость в их хрупкий мир, что определенно верный шаг для того, чтобы сделать настоящий киношедевр, который мог поставить только восточный режиссер.

Локализация. Название картин Вонга Кар-Вая редко сохраняют при переводе свое точное название, так «Любовное настроение» при дословном переводе значит, «Годы, подобные цветам», что дополняет картину восточной поэтичностью в отношении главной героини, ее возраста и внутреннего трепета.

Источник

Оцените статью