Любовное настроение рецензия долин

Любовное настроение рецензия долин

ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ: ТРАГЕДИЯ ЛЮБВИ

Режиссер: Вонг Кар-Вай
Страна: Гонконг, Китай
Год: 2000

Она носит элегантные платья ципао и покупает лапшу в магазинчике напротив дома. Он пишет книгу о восточных единоборствах, всегда вежлив и по-мужски невозмутим. Она замужем. Он женат. Они встретились, чтобы расстаться. Полюбили друг друга, чтобы навсегда запомнить этот момент, но никогда его уже не повторить. В своей восьмой полнометражной ленте знаменитый гонконгский режиссёр Вонг Кар-Вай сосредоточился на эмоциях, переместив сюжет на периферию зрительского внимания.

Не стоит, однако, думать, что «Любовное настроение» – фильм бессюжетный. Это совсем не так. В его основе лежит вполне простая и понятная история, но, как это часто бывает в картинах автора «Чунгкингского экспресса» и «Великого мастера», её логические связи отступают на второй план перед поэтическими образами: неясными тенями на стенах, манящими отражениями в зеркале, дождём, смывающим всё наносное.

После успешных «Падших ангелов» и «Счастливы вместе» в 1998 году Вонг Кар-Вай приступил к разработке своего нового проекта. Им должен был стать фильм «Лето в Пекине», однако постановщик и его компания не сумели добиться разрешения снимать в столице КНР. Тогда режиссёр изменил изначальную задумку и решил снять ленту, которая продолжила бы идеи его криминальной драмы «Дикие дни». Приступая к написанию сценария, кинематографист вдохновлялся романом известного писателя, одного из лидеров современной китайской литературы Лю Ичана «Пересечение». В 2004 году в прокат вышла фантастическая мелодрама «2046», которая завершила трилогию любви Кар-Вая.

Главные герои «Любовного настроения» – Чоу Мован и Су Лижен, соседи по доходному дому. Когда они начинают подозревать, что их супруги изменяют им друг с другом, мужчина и женщина сближаются. Вознамерившись восстановить картину событий, мистер Чоу и миссис Чен разыгрывают сцены, в которых играют роли своих неверных мужа и жены. Но чем интимнее становится их общение, тем сложнее героям преодолеть черту, разделяющую дружбу и любовь, тем больше они запутываются в самих себе, не понимая, что где вымысел, а где правда. Не позволяет зарождающемуся адюльтеру распахнуть свои крылья нерешительность молодых людей, одновременно и томительно-прекрасная, и безнадёжно-мучительная.

В результате персонажи оказываются заточены в ловушку времени. Они не могут сделать шаг вперёд, но и назад вернуться уже не в состоянии. В таком положении несостоявшиеся любовники отдалённо походят на гётовского Фауста. «Остановись мгновение, ты прекрасно», – будто бы в странном экстазе шепчут Чоу Мован и Су Лижен. Но их слова застывают на кончике языка, рассеиваются в воздухе, и восхитительная пытка продолжается: вот он зачарованно смотрит на неё, но не прикасается, вот она, покидая его комнату, вдруг останавливается в коридоре, вот её рука оказывается в его руке, но что-то в очередной раз мешает свершиться, казалось бы, неизбежному.

События истории разворачиваются в Гонконге начала 60-х. Ввиду того, что за сорок лет с 1960 года город сильно изменился, часть сцен снималась в Бангкоке. Также бригада фильма посетила Камбоджу. Производственный процесс растянулся на долгих пятнадцать месяцев и осложнился тем, что сценарий постоянно переписывался на ходу.

Главные роли в постановке сыграли Мэгги Чун и Тони Люн Чу Вай, неплохо знакомые с режиссёром по совместной работе в его предыдущих проектах. Снял «Любовное настроение» часто сотрудничающий с Кар-Ваем оператор Кристофер Дойл. Обучавшийся в США и на долгое время обосновавшийся в Китае австралиец известен по кинолентам Джима Джармуша, Гаса Ван Сента, Чжана Имоу, Джеймса Айвори и других заслуженных режиссёров. Дойл покинул проект, когда производство вышло за рамки графика. Заканчивал его работу Марк Ли Пинбин («Нью-Йорк, я люблю тебя», «Вечность»).

Замена оператора не сказалась на итоговом результате. Используя приём «кадр внутри кадра», автор помещает мистера Чоу и миссис Чен в мир с чёткими границами допустимого. Герои соблюдают рамки той игры, которую вынуждены вести. Нормы морали того времени в совокупности с присущим любому человеку любопытством превращают ординарную в общем-то историю в сверхобычный случай, в ироничный и вместе с тем трагичный любовный этюд.

В фильме задействовано не так много локаций. Это создаёт у зрителя впечатление, будто он смотрит на многократно повторяющийся эпизод из жизни мужчины и женщины. Жена Чоу Мован и муж Су Лижен так ни разу полноценно и не появляются в кадре. Благодаря этому создаётся стойкое ощущение ирреальности происходящего – внимание концентрируется на главных героях, тогда как остальной мир словно бы перестаёт существовать.

Читайте также:  Как ответить когда у тебя плохое настроение

Магия света и тени усиливают впечатление – большинство сцен выглядят как настоящие произведения искусства; ими хочется любоваться бесконечно. Это одновременно и сон, и дикая фантазия, и суровая реальность.

Добавляет нужного настроения саундтрек, в котором очень удачно соединились проза жизни и романтика. Большая часть музыки в «Любовном настроении» – не специально написанные для фильма композиции, а популярные песни разных стран и эпох: «I’m in the Mood for Love» Брайана Ферри (написанный ещё в 1935 году и перепетый англичанином хит дал картине её англоязычное название), «Yumeji’s Theme» Сигэру Умэбаяси, «Hua Yang De Nian Hua» Чжоу Сюаня, «Aquellos Ojos Verdes» Нэт Кинг Коула, «Bengawan Solo» Ребекки Пан.

Изящный пассаж о мистере Чоу и миссис Чен – история о простых человеческих желаниях, о комплексах и об условиях, которые мешают любви и страсти развернуться. В обстоятельной работе Вонга Кар-Вая смешиваются драматическое и сентиментальное, но назвать ленту обыкновенной историей о любви – значит погрешить против истины. Возможно, если бы в постановке остались все те постельные сцены, которые требовательный режиссёр вырезал в самый последний момент при монтаже, фильм лишился бы своей томной загадочности. Но случилось то, что случилось, и «Любовное настроение» превратилось в один из самых красивых и завораживающих фильмов в истории кино.

Редактор: Лена Черезова

Источник

«Любовное настроение» Вонга Кар-Вая: мучительная красота среди прозы жизни

«Бросьте свои дела — они вам не нужны — и бегите смотреть этот фильм» , — так говорит про «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая кинокритик Антон Долин. Он называет его одной из лучших лент в истории человечества. Фильм вошел в программу «Иное кино» в числе других шедевров кинематографа, прошедших ремастеринг. Теперь его показывают в российских кинотеатрах на языке оригинала (в данном случае — китайском) с русскими субтитрами.

Эта история — одновременно ни о чем, потому что в ней мало действия как такового, и об очень многом, потому что фильм очень атмосферный, настроенческий, из тех, что нужно воспринимать не столько умом, сколько сердцем. Режиссер сумел рассказать историю в ощущениях, и это удивительно.

Гонконг, 60-е годы. Две семейные пары снимают жилье по соседству. Со временем мужчина из одной семьи заводит роман с соседкой. Обманутых супругов сближают обида, боль и родство душ.

Фильм невероятно красив — при том, что обстановка нарочито бедная и задрипаная: обшарпанные стены, разбитые дороги, заляпанные меблирашки, убогие офисы, душные лапшичные. Среди всего этого героиня, как райская птица в клетке: кукольная фигурка, пышные волосы, изысканные платья, «от которых хочется плакать», по выражению все того же Долина. Женщина умна, тонка и великодушна. Единственное, что портит прекрасное лицо, — печать ненужности собственному мужу.

Сосед ей под стать: немногословный, интеллигентный, внимательный, талантливый. Жена крутит с другим, а он не понимает, что сделал не так, и что теперь со всем этим делать. Соседка становится его спасением — в чистом значении этого слова, она вдохновляет его на самореализацию в творчестве. Это превращается в нечто большее, чем дружба, — но меньшее, чем то, что могут приписать сплетники. «Мы не такие, как наши супруги» , — решает эта необычная пара. А какие? Это и выясняют герои фильма вместе со зрителями.

Женщина выглядит, как принцесса, даже когда отправляется в лапшичную за ужином на одного (это почти единственное ее развлечение) — по ободранной улице, под дождем, среди малосимпатичных окружающих. Вот так и чистое чувство между двумя хорошими людьми — родилось и живет по соседству с прочими, которые тайком ходят налево, проигрываются, напиваются и свинячат. И суют свои носы в чужую личную жизнь, читая нотации о «подобающем» поведении.

Фактически фильм говорит о том, что самое прекрасное в любви — ее предчувствие, стремление друг к другу, напряжение, еще только возникающее между влюбленными. Оно даже, скорее, мучительно прекрасно, поскольку граничит с невыносимостью. Соединение любящих сердец — это начало конца, утрата интереса: так, видимо, считает режиссер. Реализованность желания приземляет его. И все же куда качнуть маятник отношений — это вопрос ежедневного выбора героев. Откатиться в тоску приличий, зависнуть в томящей недосказанности или потянуться к неизведанному счастью. Каждый выбирает для себя.

Читайте также:  Не эмоциональные люди скучные

Источник

Любовное настроение (2000)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

новое сообщение

отзывы

«Отказ от личного счастья в любви вовсе не исключает уравновешенного и прояснённого приятия мира. Герои, которые должны были бы остаться несчастными по европейским представлениям, находят успокоение, правда, различное для каждого из них. Ребёнок, видимо, рождённый от нелюбимого мужа, станет утешением на всю жизнь для чувствующей себя одинокой женщины. А мужчина, отдавшись целиком работе, поведав о своей несбывшейся любви лишь древней колонне в полуразрушенном храме и напоследок посетив тот дом, где возникло «запретное чувство», словно избавляется от тяжкого бремени, переводя продлённое настоящее сразу в завершённое минувшее и оставив его в благодарной памяти.»

«Вон Карвай, подобно своему более молодому коллеге Фредерику Фонтейну, тоже предпочёл в самый последний момент исключить уже отснятые любовные сцены, посчитав их излишними. Тем более, что герои (ещё один мужчина и ещё одна женщина, судьбой сведённые вместе в большом мегаполисе) не раз говорят о нежелании быть такими, как все, то есть поддаться обычному адюльтеру и подтвердить сплетни, распускаемые любопытными соседями. К тому же режиссёр намеренно не показывает на экране законных супругов обоих персонажей, заставляя только предполагать, как же они выглядят, и можно даже крамольно думать, что их словно и не существует в природе.»

Источник

Отзывы о фильме «Любовное настроение»

Любовное настроение

Драма, Мелодрама (Гонконг, 2000)

Рейтинг IMDB: 8.0 (136 817 голосов)

Отзывы

Shishkodryomov
30 августа 2015 г., 01:26

— Ты знаешь, я еще не дорос до китайского кино.
— А когда дорастешь?
— Когда пенис вырастет сантиметров на десять.
— А когда он вырастет?
— Ты так говоришь, что он уже вырос.

Мне не понять высокой поэтики жующих и чавкающих китайцев, джентльменской манерности в гонконгских трущобах, хотя, достоинства фильма налицо — атмосферность, краски и звуки, операторский оригинальный абсурд и эмоциональные заигрывания с временем, природой, ближними и не очень ближними, а также с самим собой. Хочешь довести ее до исступления — ходи вокруг нее годами и не допускай физической близости. Чур меня подальше еще от азиатских фильмов. Если белая женщина уверяет вас, что что-то понимает в них — не верьте ей, это обычное женское лицемерие.

Любовь вечна, но не подобно китайскому храму, а подобно хламидиозу.

2 звезды оператору, 1 звезда звукооператору, 1 художнику и 1 за второстепенную мужскую роль. Режиссеру 0.

Akcioma
14 июня 2015 г., 15:37

Невероятно печальная и трогательная история любви.
Не скажу, что фильм меня впечатлил, но дал пищу для размышлений.
Красивые актеры, красивая музыка, красивые пейзажи.

Прошлое – это нечто, что можно мысленно увидеть, но невозможно коснуться

Они были соседями. Их супруги часто задерживались на работе.
В один пасмурный день: она видит на муже галстук, как у соседа; он видит у жены сумку, как у соседки. Все предельно ясно, но что дальше делать? Мстить, страдать, следить, пытаться понять – как это случилось?
Они пытаются справится с этим вместе. Чувство сострадания сменяется дружбой, дружба – привязанностью, привязанность – необходимостью, необходимость — … любовью.
Они не будут вместе, ведь они «не такие». Они просто всегда будут вспоминать свой теплый и нежный секрет — сигаретный дым, дождь…и это касание рук…

moviegirl
24 июля 2014 г., 17:53

фильм о любви.
но о любви ли он?
разве могла возникнуть между ними связь, если бы ее муж не изменял ей с его женой?

фильм чувственный, проникновенный.
но все же он не о любви. он о желании любить и быть любимым.
он мог бы стать фильмом, историей любви, если бы он или она не были так глупы, боясь встретиться, прикоснуться, примчаться, позвонить, найти друг друга.

любовь осталась где-то там — далеко-далеко. любовь прошла мимо них, желая погрузить их в себя, но они предпочли воспользоваться спасательным кругом в виде житейских условностей.

но все же у них была своя история.

а какая красивая музыка.

ghinzu
5 апреля 2014 г., 18:50

Воздух наэлектризован, атмосфера пронизана любовным эндорфином.
И при всем при том — ни одной сцены физической близости.
Эстетически совершенный фильм.

nastjasoboleva
7 августа 2016 г., 20:14

Печальное кино о двух одиночествах, кого предали самые близкие — муж, жена.

Что делать, когда такое случается? — Узнать, как это произошло? Вывести их на чистую воду? Смириться.

Читайте также:  Что делать если чувствуешь голод ночью

А герои влюбились, нет, это была не месть, наоборот, каждый пытался этого избежать, но не смог.
И вот, они страдают вдвойне. Ко всему еще добавляется страх перед слухами, осуждением.
Вот и остается далее — только одиночество и тяжелый груз на сердце.

sam
11 января 2014 г., 22:16

Чудесный, грустный фильм о любви. По ощущениям напомнил мне немного «Мужчину и женщину» Клода Лелуша, когда не столько важно развитие сюжета (по крайней мере, для меня), сколько сама атмосфера фильма, яркая, красивая визуальная «картинка» и потрясающая музыка. Фильм просто заворожил, я как загипнотизированная следила за героями, за их движениями, как они делают самые обыденные вещи — едят, пьют, разговаривают по телефону, идут по улице и т.д. Просто невозможно оторваться. Одним любимым фильмом у меня стало больше 🙂

Игра «Трижды три темы». Большое спасибо за совет Zatv . Интересно, у этого режиссера всегда такие чудесные фильмы? С удовольствием посмотрела бы еще что-нибудь подобное 🙂

Apple_Dumpling
8 марта 2018 г., 21:43

Всегда сложно про такое писать. В Википедии написано, что это артхаусный фильм, я же в нём ничего артхаусного не нашла, я артхаус иначе себе представляю (для меня это вообще ругательное слово).
Но, разумеется, это сложный фильм. Он сложен тем, что ключи для открывания ларчика здесь очень хорошо спрятаны и скрыты. Я расскажу про самый очевидный — решётка. Объяснения героев и все их разговоры о супругах проходят возле этой решётки, как тюрьма, сковавшей главных героев и не давшей жизни их любви и счастью. Порой (браво операторской работе) мы вообще видим героев за решёткой. Однако что есть эта решётка? Если опираться на текст, на слова — то это благочестие и гордость двух ведущих героев, их внутренняя чистота. А можно поискать и другие ключики, и найти иную причину, но это уж сами, а то неинтересно.

Мне фильм понравился, сейчас расскажу, почему. Во-первых, интересное и для моих глаз достаточно свежее визуальное решение — все эти телефонные разговоры, супруги, которые есть, но которых в то же время нет, любовь, которая и есть, и нет (в первую очередь начальник Чан), бесконечная смена ципао, за которой надо следить и которая тоже несёт функцию (заметьте, в какие моменты на героине вдруг появляется новое ципао, раньше не мелькавшее — это маркер смены ситуации, развития сюжета), сам образ женщины, одновременно и строгой, и соблазнительной. Привлекли внимание и детали быта, которые могут нас незаметно посвятить в жизнь Гонконга 60-х. Кстати, в этих ципао тоже было что-то от 60-х. Я к тому же уверена, что для тех, кто в Китайской символике разбирается получше меня, есть и другие знаки.
Во-вторых, в фильме прекрасная музыка и она шикарно использована, с большим умом и дальновидностью.Вообще, Натом Кингом Коулом мою любовь легко купить, но здесь его песни подсказывают нам к тому же, что происходит между героями. Правда, тексты на испанском — хорошая шифровка. Думаю, американский зритель всё равно знает, о чём эти песни, и ему достаточно услышать мелодию, но надо услышать. Во всём, и в саундтреке тоже, Кар Вай проявляет тонкость и сдержанность, он не кидает нам в лицо: «А сейчас у них лубоффь!» — а хочет, чтобы мы сами догадались и поняли. Обожаю такой подход! Плюс есть и основная тема, причём очень элегантно исполненная и не стилизованная под что-то китайское. В фильме и без того много национального колорита, и он хорошо разбавляется саундтреком. А есть и периоды полного отсутствия музыки и звуков — и они тоже зачем-то нужны и работают на атмосферность, интимность, тайну.
Интимность и тайна — вот основное настроение этой картины. Это фильм-намёк, который можно толковать в меру своей испорченности, удивительно чувственный фильм, снятый без эротических сцен и даже без сцены поцелуя. Но при этом мы видим заявленное в названии любовное настроение — оно и в работе актёров, и в монтаже, и в самом действии. Это третье, что понравилось — единство концепции при том, что зрителю оставлена некоторая свобода интерпретации и толкования фильма.

Ну и в четвёртых, фильм получился одновременно характерный, национальный — и не лубочно-слащавый. Такая история могла произойти только на Востоке, и мы видим совершенно восточные реалии, но при этом не мутит от пестроты и аляповатости.

Источник

Оцените статью