- Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- «А ты прекрасна без извилин»: стихотворение Пастернака, обижающее женщин
- Все таки, про мозги
- «Любить иных тяжёлый крест. «
- «А ты прекрасна без извилин» едкое стихотворение Пастернака про женщин
- Стихотворение и анализ «Любить иных тяжелый крест»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 25.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 25.
В биографии Пастернака были три женщины, которых можно назвать его музами. Одновременно двум из них посвящено стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест…», которое написано в форме монолога-обращения. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных – тяжёлый крест…» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано осенью 1931 г., спустя два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.
Тема стихотворения – любовь; размышление о том, в чём прелесть любимой женщины.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Он лаконичный, но, тем не менее, делится на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «любить иных – тяжёлый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть».
Эпитеты – «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость».
Сравнение – «твой смысл, как воздух, бескорыстен».
История создания
Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта была Евгения Лурье, художница. Она не любила и не хотела заниматься бытом, всё время отдавая творчеству. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.
В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауза. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось это стихотворение.
В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.
В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной. Её преимущество: « прекрасна без извилин», то есть не обладает высоким интеллектом. Поэт считает, что именно это придаёт избраннице прелести: она более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.
Автор считает, что возлюбленная живёт не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная как воздух. В последней строфе поэт признаётся, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать засорения впредь.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трёх строф.
Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой; в первой строке чувствуется грусть, видимо оттого, что он на себе ощутил этот «тяжёлый крест» . В произведении есть также признаки послания – обращение к возлюбленной. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использует перёкрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора: « любить иных – тяжёлый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть» . Гораздо меньше в тексте эпитетов: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость» . Сравнение одно: «твой смысл, как воздух, бескорыстен» .
Источник
«А ты прекрасна без извилин»: стихотворение Пастернака, обижающее женщин
Когда мы на уроке литературы читали стихотворение Бориса Пастернака «Любить иных — тяжелый крест», по классу слышалось хихиканье.
Мальчишки-троечники, иронизировали над отличницами: мол, в девушках — мозги не главное. И подмигивали.
Учительница, постучав указкой по столу, рассержено заявила, нам, неучам, что Пастернак имел ввиду совсем другое. Слово «извилины» здесь употреблено в другом контексте. Мол, чем женщина проще, тем легче ее любить.
А выносить на суд публики умственные способности женщины — интеллигент Пастернак себе позволить не мог.
Прошло много лет. И мне захотелось вернуться к этому стихотворению и поразмышлять. А еще, я нашла в интернете информацию, которая ставила точку в нашем споре.
Все таки, про мозги
Оказывается, первая жена Пастернака — Евгения Лурье была художницей. Сложносочиненная личность с богатым внутренним миром. Это кажется смешным, но стирка, уборка и готовка в доме лежала на Борисе Леонидовиче.
Не знаю, разбилась ли о быт их любовная лодка, или поэт приревновал свою жену к музе, но брак распался.
Зинаида Нейгауз — новая избранница Пастернака из себя духовного адепта не строила. Она вообще была женщиной с простым восприятием мира, и как говорят биографы, весьма повлияла на творчество поэта.
Он увидел, что любовь может быть совсем другой. И написал такие строчки:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
А еще, в интернете есть уморительный стишок, который всегда вызывает у меня приступ смеха. Это прямое доказательство того, что женщина должна быть с мужчиной проще. Но вот позволить себе быть глупой — никогда!
Источник
«Любить иных тяжёлый крест. «
Принято считать, что настоящая любовь — всегда страдание, и в любви нет счастливых. А возлюбленная всегда тайна, загадка, непостижимая и недостижимая.
. И вдруг у Пастернака читаем:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Вот так! прелесть в простоте, понятности , более того в простоте — тайна, разгадать которую — понять смысл жизни. Парадокс какой-то! Мне так кажется.
Хотя. Это всего лишь первое впечатление, когда диссонансом ко всему тексту воспринималась строчка: «А ты прекрасна без извилин» . Сарказм , да и только! Но это всего лишь на первый взгляд!
Стихотворение отражает реальную жизненную ситуацию. В 1931 году Пастернак решает связать свою судьбу с Зинаидой Нейгауз, следует развод обоих.
Строка » Любить иных – тяжелый крест » характеризует отношения поэта с первой женой , художницей Евгенией Лурье. Следущая строка «А ты прекрасна без извилин» о новой возлюбленной, не отличавшейся какой-то особой сложностью характера, что и привлекло Пастернака, уставшего от постоянных творческих исканий своей первой жены.
Стихотворение — исповедь поэта , который уже не может представить свою жизнь без новой возлюбленной., открывшей для него любовь, заключённую в простоте и легкости:
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Жизнь с новой избранницей, умиротворяюще действующей на поэта, безмятежна и проста. Эта простота в отношениях с любимой позволяет поэту сосредоточится на своём творчестве:
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть.
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – небольшая хитрость.
Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» стало ключевым произведением о любви в творчестве Пастернака. В большой степени именно оно стало символом творчества поэта.
Источник
«А ты прекрасна без извилин» едкое стихотворение Пастернака про женщин
Пастернак поэт уникальный. Рассказывают историю, что когда Сталину принесли список литераторов, которых надо было репрессировать, то он из списка вычеркнул Пастернака и Ахматову со словами
-Оставьте в покое небожителей
Потому, что понимал ценность для истории и искусства поэта такой величины и таланта
У Бориса Леонидовича Пастернака есть немало великолепных стихотворений. «Свеча горела на столе. «. Это стихотворение , наверное, знают все.
А вот это одно из моих любимых:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Совершенно точное попадание в цель. Есть такая порода женщин, которые не обременены интеллектом, но которые могут вскружить голову на какой то момент.
После того как пообщавшись с такой дамой, понимаешь, что ее надо держать подальше надо избавится от нее.
Потом приходит ощущение, что вляпался в нехорошую историю. .Как будто к ботинкам что то прилипло
Это стихотворение об этом и когда у меня случается общаться с женщинами, которые напрягают, то я вспоминаю строки стиха:
А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Все таки талант находится под защитой у Бога.
Пастернак это поэт, который будет значим и через сотни лет.
Источник
Стихотворение и анализ «Любить иных тяжелый крест»
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – небольшая хитрость.
Краткое содержание
Б. Пастернак и З. Нейгауз. Фотография
Пастернак рассказывает читателям о том, как непросто любить. Дело в том, что в определённый момент жизни, супруга стала для поэта непосильной ношей, которую невозможно скинуть и приходится тащить, превозмогая боль и отчаяние. Первая строчка, которая стала крылатой, косвенно свидетельствует об этой сложной ситуации.
Во второй строке романтический герой повествует о своей новой избраннице, которая «прекрасна, без извилин». Несмотря на то, что с новой возлюбленной невозможно разговаривать на сложные философские темы, она от этого не теряет своей привлекательности. Лирический герой повествует о чувствах любимой женщины: она способна слышать новости, понимать сны и следовать истинам. Избранница романтического героя естественна, словно воздух. Она не требует никакой платы за свою любовь.
В рамках третьего четверостишия герой клянётся «вымести» из своего сердца весь лишний сор , желая начать жизнь с чистого листа. Герой мечтает «легко проснуться и прозреть». Он приходит к выводу, что гораздо проще жить без философских споров и разгадывания таинственных символов, ведь для всего этого не требуется никакая особая хитрость.
В финале произведения герой получает всё то, о чём так активно мечтал: дом, в котором возлюбленная мастерски ведёт быт. Герой счастлив, и его нисколько не смущает тот факт, что дама его сердца не обладает высоким уровнем интеллекта.
История создания
Первопричину появления на свет данного произведения следует искать в биографии автора. Первой супругой Пастернака была художница по имени Евгения Лурье. Всё своё время женщина посвящала живописи, категорически не желая заниматься бытом. Поэтому все житейские проблемы легли на плечи Пастернака. Поэт вынужден был заниматься домом: стирать, убираться, готовить и пр. Но, как показывает история, надолго его не хватило: поэт страшно устал от быта, и супруга стала раздражать его всё больше.
Судьбоносная встреча с Зинаидой Нейгауз случилась в жизни Пастернака в 1929 г. Зинаида являлась супругой Генриха Нейгауз, его друга пианиста. Женщина приглянулась поэту с первой встречи: она обладала миловидной внешностью и заметной скромностью. Особенно на Пастернака произвёл впечатление один забавный случай: как-то раз он прочёл Нейгауз свои стихи, но вместо ожидаемой похвалы либо критики, услышал от Зинаиды признание в том, что она ничего не поняла из прочитанных им произведений. Поэт был сражён естественностью, искренностью и простотой женщины. В ответ на её замечание, Пастернак пообещал писать стихи понятнее.
Любовная связь между Зинаидой Нейгауз и Борисом Пастернаком оказалась весьма прочной. Искренне полюбив, Зинаида призналась мужу в измене, и принялась строить отношения с женатым на тот момент Пастернаком, у которого помимо законной супруги имелся ещё и малолетний сын. Всё в их отношениях было невероятно сложно и неоднозначно. Данное произведение, написанное по мотивам всех вышеизложенных событий, появилось на свет в 1931 г.
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение является ярким образцом жанра элегии: в нём лирический герой размышляет над вечной проблемой любовного выбора. Также, в стихотворном тексте легко заметить очевидные признаки лирического послания. Поэтический размер – любимый поэтом четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение короткое, насчитывает всего лишь три катрена. Исходя из того, что оно создано в форме монолога – обращения к возлюбленной, с композиционной точки зрения стихотворение можно разделить на две семантических части:
- Первая часть содержит повествование о настойчивой попытке лирического героя разгадать тайну особенной красоты своей избранницы.
- Вторая часть содержит краткие размышления лирического героя на тему умения строить жизнь, избавившись от сердечного «сора».
Образы и символы
Стихотворное «полотно», созданное Пастернаком, содержит широкую образную палитру:
- образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он испытывает благоговение перед возлюбленной, преисполнен желания действовать во благо объекта своей любви. Герой испытывает трансформацию своих любовных чувств. Он преклоняется перед избранницей, называя её «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин». Герой особенно ценит способность возлюбленной вытрясти «словесный сор из сердца». Для романтического героя любовь к женщине синонимична любви к жизни и миру в целом. Герой является человеком эмоциональным, страстным, искренним и совестливым;
- образ возлюбленной – центральный. Лирический герой восхищается простотой и естественностью своей избранницы. Более того, его не смущает свойственная ей безвкусность. Поэтому он сообщает читателям о том, что «прелести» её «секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой герой подчёркивает тот факт, что женщину украшает вовсе не ум и не природная привлекательность. Сила возлюбленной героя состоит в умении жить, следуя законам природы. Чтобы так жить, женщине не обязательно быть эрудированной и уметь разговаривать на сложные философские темы;
- образ «шороха снов» – данный образ служит олицетворением загадочности и непостижимости мироустройства. «Шорох снов», по мнению лирического героя, невозможно понять посредством человеческого разума. Для его понимания необходимо обращаться к энергии и мудрости сердца;
- образ «словесного сора» – данный образ выступает символом негативных эмоций человека, тягостных переживаний прошлых лет, накопленных обид. Лирический герой желает вымести «словесный сор » из своей души, чтобы получить возможность обновления, преображения во имя любви;
- образ «шелеста новостей и истин» – данный образ символизирует жизненную активность вне зависимости от влияния внешних раздражителей, потрясений, событий и пр. Лирический герой утверждает следующее: жизнь непостижимым образом продолжает своё движение, невзирая на события внешнего мира. Наперекор всем и всему жизнь стремится вперёд в «шелесте новостей и истин».
Темы и настроение
Пастернак обращается в своём произведении к самой популярной теме не только русской, но и мировой литературы – теме любви. Чтобы осознать смысл стихотворных строк, следует понимать, какие события в личной жизни поэта побудили его взяться «за перо». Данное произведение невозможно читать вне контекста биографии Пастернака. Настроенческий пафос стихотворения жизнеутверждающий, благостный и миролюбивый. Автор признаётся в чувствах к своей новой избраннице, прекрасно осознавая все сильные и слабые стороны её натуры.
Основная идея
Главная идея произведения изложена Пастернаком в начале произведения, буквально с самых первых строк. Основная идея заключается в следующем утверждении: истинная красота женщины заключается в её естественности, искренности и простоте. Ни одну женщину невозможно понять в полной мере, так как «прелести её секрет разгадке жизни равносилен». Автор уверяет читателей: самое ценное, что даётся человеку от рождения – это способность любить. Только в любви люди проявляют лучшие стороны своей натуры.
Средства выразительности
С целью максимально полного раскрытия темы любви и формирования образа идеальной возлюбленной Пастернак обращается к следующим средствам художественной выразительности:
- эпитеты – «смысл … бескорыстен», «ты прекрасна», «не большая хитрость»;
- метафоры – «шорох снов», «словесный сор из сердца вытрясать», «шелест новостей и истин»;
- сравнение – в произведение присутствует лишь одно сравнение: «твой смысл, как воздух».
Источник