Лупьян барьеры общения конфликты стресс

Лупьян барьеры общения конфликты стресс

Лупьян Я.А. — Барьеры общения, конфликты, стресс ..

В популярной форме рассказывается о психологических факторах, провоцирующих конфликты при повседневном общении людей: о «тяжелом характере», «слабых нервах», плохом настроении, отрицательной установке и т.п. С позиции врача-невропатолога анализируются причины психотравм, семейных разногласий, интимной дисгармонии супругов. Даются конкретные советы по предупреждению и разрешению конфликтов, по технике делового общения. Описываются способы восстановления эмоционального равновесия.

Что стоит за конфликтом или барьер противоборствующих желаний;
Барьер характера;
Ах, нервы, нервы . ;
Барьер отрицательных эмоций;
Барьер восприятия;
Барьер техники и навыков общения;
Барьер незнания;
Восстановление эмоционального равновесия.

Название: Барьеры общения, конфликты, стресс ..
Автор: Лупьян Я.А.
Год: 1988
Издательство: Мн.: Вышэйшая школа
ISBN: 5-339-00257-8
Формат: pdf (в архиве rar+5%)
Страниц: 223
Размер: 7,67 Мб
Качество:хорошее
Язык: русский

Источник

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Глава 1. Профессиональное общение в деятельности сотрудников органов внутренних дел

§ 3. Психологические барьеры общения

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины: потребности, желания, цели. Понять их – значит понять человека. Кроме того, во многих случаях понять – значит простить.

В общении необходимо всегда сопоставлять желания свои и партнеров по общению, ибо, если они противоположны и принципиальны, возникает реальная угроза конфликта. Прежде всего, для достижения какой-либо цели необходимо взвешивать свои возможности, средства и, главное, последствия. Для сотрудника милиция знание основных барьеров общения необходимо потому, что в практической деятельности их проявление позволит выбрать наиболее эффективную тактику при построении беседы, действий.

Обратимся к классификации барьеров общения, которую предлагает Я.А. Лупьян 1 .

Среди психологических барьеров общения можно выделить следующие:

  • барьер характера;
  • неврозов;
  • отрицательных эмоций;
  • восприятия;
  • техники и навыков общения.

Барьер характера. Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, определенном отношении к окружающей действительности и самому себе. С античных времен ученые стремились как-то классифицировать людей по темпераментам, характерам, особенностям личности. И таких классификаций много. Например, классификация Гиппократа, предполагающая разделение людей на холериков, флегматиков, меланхоликов и сангвиников.

И.П. Павлов в зависимости от выраженности процессов торможения и возбуждения в головном мозгу выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

Наблюдая человека в разных ситуациях, можно запутаться в противоречивых впечатлениях о его темпераменте, что связано с эмоциональной окраской его поведения.

В повседневном и профессиональном общении можно и нужно предвидеть особенности реакции, накал эмоций лиц с разными характерами и адекватно на них реагировать.

Не стоит забывать следующее:

  • подчеркивание собственных достоинств, надменность всегда раздражает окружающих;
  • недопустимо вместо замечания по конкретному поводу давать общую оценку личности;
  • у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя, но можно добиться расположения, поощряя поведение или действие.
Читайте также:  Мы ощущали если не радость то приятное волнение егэ

Неврозы. Неврозы являются следствием межличностных отношений и в то же время нередко служат их причиной. Так получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она в свою очередь провоцирует новые конфликты. При данном заболевании происходит «срыв» деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомических повреждений. Причиной заболевания являются длительные, а порой и кратковременные, но сильные переживания. Эти причины приводят к появлению неврастении (раздражительность по мелким поводам), неврозам навязчивых состояний (появляются устойчивые страхи, хотя человек сам понимает алогичность своего поведения), истерии (неадекватная, эмоционально окрашенная реакция на раздражители, что характерно для женщин). Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность часто обусловлены не дефектами воспитания, а неврозами.

При общении с такими людьми необходимо делать поправку на их «расшатавшиеся нервы», быть с ними более терпимыми, сдержанными, тактичными.

Барьер отрицательных эмоций. Существует немало теорий сущности эмоций. Наиболее признанной является информационная теория П.В. Симонова. Вот некоторые ее положения:

а) чем сильнее потребность, тем сильнее сопровождающая ее эмоция и чувство удовлетворения после достижения цели;

б) когда нет потребности, нет и эмоций;

в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция, по мере же нарастания шансов на успех сила отрицательной эмоции снижается.

В практической деятельности сотруднику милиции в процессе общения приходится встречаться с такими эмоциями, как стыд, презрение, вина, страх, плохое настроение, гнев. От того, насколько сотрудник милиции сумеет предупредить или нейтрализовать действие отрицательных эмоций, зависит эффективность профессионального общения.

Барьер восприятия. Часто на пути к взаимопониманию в процессе общения встает барьер восприятия. Взаимопонимание легче достичь, если уяснить суть речевого барьера общения, отрицательной установки, невнимательности, рассеянности и понять, от чего зависит первое впечатление о человеке.

В процессе общения необходимо пристальное внимание обращать на речь. Сотрудник милиции должен уметь грамотно задать вопрос, внимательно выслушать собеседника, постоянно следить за его интонацией.

Прошлый опыт подсознательно подготавливает человека реагировать, поступать именно так, а не иначе. Установка протекает вне сознания, но, тем не менее, оказывает решительное влияние на все содержание психической жизни. Барьером общения чаще служат отрицательные установки. Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково.

В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной деятельности.

Психологическая установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ним эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям.

Особенно велика роль установки (и вероятность ошибки) при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Психологический механизм установки обеспечивает появление определенных эффектов, которые необходимо учитывать, чтобы и межличностное восприятие было более точным. В психологии подробно исследованы три таких эффекта: эффект ореола, эффект новизны и первичности, а также эффект стереотипизации.

Барьер техники и навыков общения. Сотрудник милиции в процессе общения должен объективно оценивать не только собеседника, но и себя. Он может быть источником противоборства, а в процессе профессионального общения сотруднику милиции поможет только одна тактика – взаимодействие. Независимо от наличия барьеров общения должна быть достигнута цель, а это возможно при наличии знаний психологии человека. Но необходимо отметить: чтобы научиться общению, надо стремиться общаться. Одни лишь теоретические знания психологии, не подкрепленные практикой, останутся пустоцветом.

Читайте также:  У эмоций нету повода

Сотруднику милиции порой приходится маскировать цели беседы и тогда общение может проходить натянуто, быть вынужденным. Для сотрудника милиции могут быть полезны следующие советы в подобной ситуации:

  • начинайте разговор с нейтральной темы, избегайте прямых вопросов;
  • постарайтесь побудить собеседника поделиться мыслями, приятными ему;
  • воспользуйтесь прочно усвоенным запасом смешных историй, анекдотов;
  • тренируйте свое умение разговорить собеседника.

В качестве общих правил подготовки проведения бесед рекомендуются следующие:

  • сформулируйте конкретные цели беседы;
  • составьте план беседы (необязательно он должен быть на бумаге);
  • выберите время (удобное и достаточное для собеседника);
  • выберите место (ничто и никто не должны мешать);
  • задачами первой части беседы должны быть привлечение внимания и создание атмосферы доверия;
  • подчините тактику целям беседы без отвлечений (больше задавайте открытых вопросов, т.е. вопросов, на которые нельзя ответить односложно, например: Как вы думаете? Почему? Что вам известно? и т.д.);
  • старайтесь, чтобы говорил ваш собеседник;
  • зафиксируйте полученную информацию (способы фиксации могут быть различны);
  • прекращайте беседу сразу после достижения намеченной цели (человек лучше запоминает то, что услышал вначале беседы, а делает то, что услышал в конце).

Сотрудник милиции должен помнить, что в практической работе необходимо совершенствовать умение общаться, а это возможно при наличии самоанализа и самоконтроля.

Рекомендуемая литература по теме

  • Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
  • Дрейфус-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу. – Мн., 1995.
  • Дулов А.А. Судебная психология. – Мн., 1975.
  • Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Мн., 1990.
  • Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., I960.
  • Психология: Словарь. – М., 1990.
  • Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1992.
  • Шейнов В.П. Искусство общения: подготовка и проведение деловых бесед. – Мн., 1990.

1 См.: Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн., 1987. С. 222.

Источник

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД

Глава 2. Методы и приемы психологического воздействия

§ 3. Управление конфликтами

Каждый человек имеет некоторую предрасположенность к той или иной стратегии в разрешении конфликтов. Это связано не только с определенным уровнем квалификации, жизненным опытом, но и с определенными чертами характера отдельного человека. Кроме того, говоря о способах разрешения конфликта, следует заметить, что они зависят от ряда факторов и, прежде всего, от причин их возникновения. Появление конфликтных ситуаций, имеющих место в деятельности ОВД, определяется объективными трудностями самой службы и проблемами управления. При выборе путей разрешения конфликта сотруднику ОВД необходимо проанализировать процесс и характер конфликта, что в свою очередь предполагает:

а) определение проблемы, подлежащей решению;

б) выявление главных действующих лиц в конфликте;

в) выявление их позиций, интересов, целей;

г) ликвидация конфликтной ситуации;

д) сравнительный анализ конфликтной ситуации, позиций участников и выработка возможных альтернативных решений с учетом интересов действующих лиц.

Особенностью разрешения конфликтных ситуаций в ОВД является то, что всякие решения по этому поводу должны быть основаны на законах и других нормативных актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.

Читайте также:  Можно ли чувствовать прикрепление плода

Выделим следующие стратегии разрешения конфликтов.

  1. Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от своих первоначальных требований. Следует отметить, что компромисс нельзя назвать способом окончательного разрешения конфликтов, т.к. обе стороны остаются не полностью удовлетворены разрешением конфликта. Разрешение конфликта как бы отодвигается, но не решается. В качестве стратегии компромисс представляет собой своего рода первоначальное решение, смысл которого заключается в выигрыше времени.
  2. Интеграция заключается в поиске взаимоприемлемых решений путем совместных решений. В отличие от компромисса при интеграции стороны не только идут на уступки друг другу, но и объединяют усилия для выполнения каких-либо задач, способствующих превращению участников конфликта в партнеров.
  3. Конфронтация как стратегия разрешения конфликта наблюдается у людей, не умеющих найти точки соприкосновения, обидчивых, слабо профессионально подготовленных, с завышенной самооценкой, психической неуравновешенностью.
  4. Избегание конфликта, которое характерно для людей инертных, часто не способных правильно оценивать ситуацию либо неуверенных в себе.

Необходимо отметить, что каждый человек склонен к той или иной стратегии разрешения конфликта.

Существуют конкретные способы разрешения конфликтов.

Посредничество третьего лица. Посредник, используя свой авторитет или личные взаимоотношения, должен прояснить позиции или ликвидировать недоразумение; посредник может быть наделен властью, что делает его арбитром. Задача посредника – найти и предложить нестандартное решение, которое позволит конфликтующим сторонам перейти к поиску взаимоприемлемых решений.

Победа одной стороны над другой является результатом стратегии конфронтации. Стороны не приемлют позиций друг друга.

Тотальное подавление сторон применяется также в том случае, если не удалось найти более эффективных способов разрешения конфликта. Суть данного способа состоит в немедленном и безоговорочном прекращении конфликтных действий с применением официальной аргументации. При таком способе конфликт не разрешается, но прекращается. В дальнейшем его все равно необходимо будет разрешать.

Благоприятствование свободному развитию конфликта может применяться при взрывном конфликте, когда нет объективных причин для него, а только эмоции движут участниками. В этом случае конфликтующие стороны сами находят взаимовыгодные решения.

Интеграция является результатом интеграционной стратегии разрешения конфликта. Являясь наиболее эффективным способом, она способствует применению сил конфликтующих сторон в одном направлении. Данный способ является прямым следствием одноименной стратегии, если причины конфликта, роли участников достаточно легко определимы.

Разъединение конфликтующих сторон заключается в том, что авторитетный посредник или сами участники конфликта принимают решение о переносе разрешения конфликта на более поздний срок. Принимающий решение использует пословицу «Время лечит».

Компромисс применяется как результат компромиссной стратегии. Конфликтующие стороны шаг за шагом ищут взаимоприемлемые решения и в дальнейшем могут придти к иному способу разрешения конфликта.

Конфликты являются своего рода лакмусовой бумажкой, показателем тех самых «узких мест», которые для нас во многом совпадают с противоречиями и без устранения которых невозможно оптимизировать общение с населением, а следовательно, – и взаимодействие с ним.

Совершенно очевидно, что профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел не может быть полностью бесконфликтной. Однако применение прогрессивных стратегий и способов разрешения конфликтов в решении оперативно-служебных задач будет способствовать не только гуманизации профессиональной деятельности, но и повышению показателей в раскрытии и расследовании преступлений, улучшении охраны общественного порядка, поднятии престижа органов внутренних дел в целом.

Источник

Оцените статью