Применимо ли к Катерине изречение «без вины виноватая»? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Главной героиней пьесы А.Н. Островского «Гроза» (1859) является Катерина Кабанова – молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой.
«Гроза» — одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое Островскому патриархальное купечество. В «Грозе» писатель резко критикует «неподвижность» и косность «темного царства».
В этой драме создан образ настоящей героини, вышедшей из купеческой среды. Все критики признают, что Катерина Кабанова — художественное открытие драматурга. Если в пьесах первой половины 1850-х гг. Островский показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской «моды», «цивилизации», то в «Грозе» протест Катерины отражает новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, внутри патриархального общества.
Внешне Катерина Кабанова «такая же, как все», она ничем не отличается от своего окружения. Героиня выросла и воспитывалась в купеческой семье, с детства ей прививались патриархальные идеалы и законы. Мечтой Катерины было удачное замужество, большая семья — любящий муж и здоровые дети. Кроме того, по традициям патриархального общества, эта героиня воспитывалась в большой «боязни к Богу», была очень религиозна: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…»
Однако внутренне Катерина резко отличается от окружающих ее калиновцев. Эта героиня подсознательно стремится к нравственной чистоте и красоте, к душевному и духовному полету. Неслучайно с ней прочно связана тема свободы, легкого парения: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Попав в семью Кабанихи, Катерина сразу почувствовала всю «тягость» жизни здесь — «все как будто из-под неволи». Героиня интуитивно понимает, что в окружающих ее людях нет главного – внутреннего света, искренней доброты и любви. Для «темного царства», для Кабанихи, которая заправляет здесь, основной задачей является соблюдение «видимости», внешнего порядка. В этом им видится сохранение святого – обычаев предков, традиций. Неважно, что внутренне человек не поддерживает их, главное – чтобы все видели, как ты знаешь и соблюдаешь законы патриархального Калинова. В этом, по мнению Кабанихи, и есть главная добродетель.
Катерина не может понять и принять такого порядка вещей. Для нее главное – то, как на самом деле общаются между собой люди, что они чувствуют, о чем думают. Именно поэтому она не хочет «выть», провожая своего Тихона в поездку, а хочет попрощаться с ним так, как велит ей сердце. Но Кабаниха тут же пресекает это выражение чувств: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
В «темном царстве» никто не верит в нравственную чистоту, искренние чувства, стремление к свободе. Наверное, так происходит потому, что сами калиновцы лишены всего этого, их душу давно искалечили законы патриархального мира.
Катерина понимает, что не может так жить. Всем сердцем, помимо своей воли, она стремится к другой жизни, к тому ощущению полета, без которого она не может существовать. И эта жизнь, по воле судьбы, для нее сфокусировалась в другом мужчине.
Возможно, если бы героиня любила своего мужа, то ее судьба сложилась бы по-иному. Но «размазня» Тихон, полностью порабощенный своей властной матерью, не может стать для Катерины той «отдушиной», которая ей необходима. Внутренне Тихон согласен жить по «законам» своей жены — делать и чувствовать то, что хочется, а не то, что велят. Но он не в состоянии сопротивляться Кабанихе. Именно поэтому Тихон молча смотрит на то, как «маменька», сама того не понимая, обижает и унижает «норовистую» сноху. И именно поэтому Катерина не любит своего мужа, а лишь «жалеет».
А любовь вызывает в ней Борис Григорьевич – человек, на первый взгляд, «некалиновского разлива». Племянник Дикого, он долгое время жил в большом городе, учился в университете. Даже одет Борис не по-калиновски, говорит и ведет себя по-другому. Возможно, поэтому он стал для Катерины воплощением другой жизни, того мира, в который она бессознательно стремилась.
Именно поэтому, несмотря на все внутренние запреты, на осознание своей греховности («Зачем ты моей погибели хочешь?»), Катерина идет к Борису на свидание: «И хочу себя переломить, да не могу никак». Она понимает, что идет на гибель, но «чаша терпения» переполнилась («Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»), и назад дороги нет: «Погуляем. А там. (задумывается) как запрут на замок, вот смерть!»
Две недели счастья сменяются для героини страшными муками совести, осознанием своей нравственной гибели. Героиня не столько боится наказания или осуждения от людей, сколько мучается от собственных внутренних обвинений. Она — великая грешница, нарушившая все заветы Господа. Всегда стремящаяся к душевной чистоте, героиня не может простить себе «грязного» поступка. Она не представляет, как будет жить дальше, потеряв внутреннее спокойствие, душевное равновесие.
Ее нравственный кризис усиливается после прилюдного признания: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» Теперь внутреннее наказание усиливается внешним: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!»
Получается, что Катерине ничего не остается, как собственноручно прекратить эти муки. Что она и делает, бросившись в Волгу.
Таким образом, судьба Катерины Кабановой трагична. С социальной точки зрения, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть.
Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины — ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии — неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету.
На мой взгляд, про Катерину Кабанову с полным правом можно сказать, что она «без вины виновата». «Виновата», потому что изменила мужу; согрешила перед Богом и людьми; нарушила собственные нравственные запреты. А «без вины», потому что ее вынудил на это весь уклад калиновской жизни, преступный по отношению к каждому человеку со свободной душой и стремлением к счастливой жизни, к полету души и парению духа.
Источник
Применимо ли к Катерине изречение “без вины виноватая”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)
Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Гроза” (1859) является Катерина Кабанова – молодая женщина купеческого сословия, тщетно пытающаяся изменить свою жизнь и стать счастливой.
“Гроза” – одно из самых новаторских произведений Островского. Проблематика этой пьесы связана с ранними произведениями драматурга, но здесь дан совершенно новый взгляд на столь близкое Островскому патриархальное купечество. В “Грозе” писатель резко критикует “неподвижность” и косность “темного царства”.
В этой драме создан
Островский показал, как патриархальную купеческую семью подрывало вторжение европейской “моды”, “цивилизации”, то в “Грозе” протест Катерины отражает новую тенденцию, возникшую в самом купеческом быту, внутри патриархального общества.
Внешне Катерина Кабанова “такая же, как все”, она ничем не отличается от своего окружения. Героиня выросла и воспитывалась в купеческой семье, с детства ей прививались
Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”.
Попав в семью Кабанихи, Катерина сразу почувствовала всю “тягость” жизни здесь – “все как будто из-под неволи”. Героиня интуитивно понимает, что в окружающих ее людях нет главного – внутреннего света, искренней доброты и любви. Для “темного царства”, для Кабанихи, которая заправляет здесь, основной задачей является соблюдение “видимости”, внешнего порядка.
В этом им видится сохранение святого – обычаев предков, традиций. Неважно, что внутренне человек не поддерживает их, главное – чтобы все видели, как ты знаешь и соблюдаешь законы патриархального Калинова. В этом, по мнению Кабанихи, и есть главная добродетель.
Катерина не может понять и принять такого порядка вещей. Для нее главное – то, как на самом деле общаются между собой люди, что они чувствуют, о чем думают. Именно поэтому она не хочет “выть”, провожая своего Тихона в поездку, а хочет попрощаться с ним так, как велит ей сердце. Но Кабаниха тут же пресекает это выражение чувств: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница!
Не с любовником прощаешься! Он тебе муж – глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!”
В “темном царстве” никто не верит в нравственную чистоту, искренние чувства, стремление к свободе. Наверное, так происходит потому, что сами калиновцы лишены всего этого, их душу давно искалечили законы патриархального мира.
Катерина понимает, что не может так жить. Всем сердцем, помимо своей воли, она стремится к другой жизни, к тому ощущению полета, без которого она не может существовать. И эта жизнь, по воле судьбы, для нее сфокусировалась в другом мужчине.
Возможно, если бы героиня любила своего мужа, то ее судьба сложилась бы по-иному. Но “размазня” Тихон, полностью порабощенный своей властной матерью, не может стать для Катерины той “отдушиной”, которая ей необходима. Внутренне Тихон согласен жить по “законам” своей жены – делать и чувствовать то, что хочется, а не то, что велят. Но он не в состоянии сопротивляться Кабанихе.
Именно поэтому Тихон молча смотрит на то, как “маменька”, сама того не понимая, обижает и унижает “норовистую” сноху. И именно поэтому Катерина не любит своего мужа, а лишь “жалеет”.
А любовь вызывает в ней Борис Григорьевич – человек, на первый взгляд, “некалиновского разлива”. Племянник Дикого, он долгое время жил в большом городе, учился в университете. Даже одет Борис не по-калиновски, говорит и ведет себя по-другому.
Возможно, поэтому он стал для Катерины воплощением другой жизни, того мира, в который она бессознательно стремилась.
Именно поэтому, несмотря на все внутренние запреты, на осознание своей греховности (“Зачем ты моей погибели хочешь?”), Катерина идет к Борису на свидание: “И хочу себя переломить, да не могу никак”. Она понимает, что идет на гибель, но “чаша терпения” переполнилась (“Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”), и назад дороги нет: “Погуляем. А там… (задумывается) как запрут на замок, вот смерть!”
Две недели счастья сменяются для героини страшными муками совести, осознанием своей нравственной гибели. Героиня не столько боится наказания или осуждения от людей, сколько мучается от собственных внутренних обвинений. Она – великая грешница, нарушившая все заветы Господа.
Всегда стремящаяся к душевной чистоте, героиня не может простить себе “грязного” поступка. Она не представляет, как будет жить дальше, потеряв внутреннее спокойствие, душевное равновесие.
Ее нравственный кризис усиливается после прилюдного признания: “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка!
Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!” Теперь внутреннее наказание усиливается внешним: “Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!”
Получается, что Катерине ничего не остается, как собственноручно прекратить эти муки. Что она и делает, бросившись в Волгу.
Таким образом, судьба Катерины Кабановой трагична. С социальной точки зрения, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть.
Победа “темного царства” в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. “Пленница” калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной “каменной стеной”: на ней уже образовались “трещины”, однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины – ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы “темного царства”, либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии – неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету.
На мой взгляд, про Катерину Кабанову с полным правом можно сказать, что она “без вины виновата”. “Виновата”, потому что изменила мужу; согрешила перед Богом и людьми; нарушила собственные нравственные запреты. А “без вины”, потому что ее вынудил на это весь уклад калиновской жизни, преступный по отношению к каждому человеку со свободной душой и стремлением к счастливой жизни, к полету души и парению духа.
Related posts:
Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”;) Гроза Островский А. НЧто сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского “Гроза” написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же “Гроза” до […].
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского “Гроза”Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и забитые, купцы и конторщики, […].
Какую роль в характеристике Катерины играет монолог в действии втором явлении десятом (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)?Монолог Катерины (действие второе явление десятое пьесы А. Н. Островского “Гроза”) является одним из ключевых в понимании характера этой героини. В этом эпизоде мы наблюдаем за душевными метаниями Катерины. Ей в руки попадает ключ от калитки, и женщина вольна решать: пойти ли ей на свидание к Борису или остаться верной Тихону. По сути, Катерина стоит […].
План сочинения – Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского “Гроза”Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского “Гроза” I. Вступление Трагический конфликт – противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы “Гроза” связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […].
Луч света в темном царстве (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. В драме А. Н. Островского “Гроза” ярко раскрывается картина ложных отношений, их последствия. В “Грозе” показаны жизнь и […].
Особенности конфликта в пьесе А. Островского “Гроза”Конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий […].
Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского “Гроза”Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот: -Чем отличается оптимист от пессимиста? -Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой. Вот посмотрите, что увидел Добролюбов в героине драмы “Гроза”: “Поражает необыкновенная своеобразность этого […].
Сочинение по пьесе Островского “Гроза”Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более того, в этой пьесе гроза, как природное явление, является одним из действующих лиц, участников происходящего в произведении. А различные явления грозы смогли показать практически все стороны роковых столкновений сторон. Кроме […].
Сравнительная характеристика Бориса и Тихона по пьесе А. Н. Островского “Гроза”В пьесе А. Н. Островского “Гроза”, безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение. Однако образ этой героини, ее трагическая участь в противостоянии с темным купеческим “царством” раскрывается с помощью других персонажей. Особую роль среди них занимают образы Бориса и Тихона – двух мужчин в жизни Катерины, во […].
Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н. А. Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху. Женщина должна была во всем повиноваться мужу, позабыть, что она […].
Нравственный закон и нравственная свобода в пьесе А. Н. Островского “Гроза”Проблема нравственного закона и нравственной свободы является одной из ведущих в русской и мировой литературе. Иными словами ее можно сформулировать, на мой взгляд, как проблему чувства и долга. Известно, что она была характерна еще для классицистической трагедии, в которой герой, вынужденный выбирать долг, непременно погибает, сраженный роковой дилеммой. Однако эта же проблема становится основной и […].
Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза”Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […].
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […].
Какое воплощение получает в пьесе Островского “гроза” тема неволи?Какое воплощение получает в пьесе А. Н. Островского “гроза” тема неволи? В своем сочинении-рассуждении отметьте, что в пьесе “Гроза” антитеза свободы и неволи становится важнейшей тематической оппозицией. При этом традиционный мотив неволи получает новое наполнение. Свобода воспринимается главной героиней произведения А. Н. Островского с общественной, личностной, бытийной точки зрения. Эта категория ассоциативно связана с характером […].
Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза”Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым – патриархальными принципами, и новым – стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека. В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся […].
Город Калинов и его обитатели (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Конфликт пьесы А. Н. Островского “Гроза” построен на трагическом противоборстве личности со средой – с миром патриархального купечества, “темным царством” города Калинова. На мой взгляд, Островский сравнивает мир этого города со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, священным. В “Грозе” нет действующих лиц, которые выходили бы […].
Был ли иной путь у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Случайна ли гибель Катерины? Можно ли было ее избежать? И, наконец, был ли иной путь у героини? На все эти вопросы нет однозначного ответа. Был ли другой путь? Я думаю, что был. Катерина могла стать монахиней и посвятить себя Богу, которого она так любила. Могла она, конечно же, и уйти от мужа, но покрыла бы […].
Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”, жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее […].
Сочинение на тему: Письмо Катерине в пьесе Гроза, ОстровскийПисьмо Катерине Здравствуй, милая Катерина! Давно не получала от тебя весточки. Как ты там? Что у тебя нового в жизни? Ты, наверное, скучаешь по дому, по родителям. Тебе нужно обязательно навестить их, а то они совсем заждались тебя. У нас здесь все по-прежнему: дом, сад, церковь и снова дом. А помнишь, как ты просыпалась рано, […].
Кто виноват в смерти Катерины? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)А. Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы. Островский ввел в русскую литературу проблему “темного царства”. Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются […].
Кто такая Катерина – “решительный русский характер” или слабовольная женщина? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Пьесу А. Н. Островского “Гроза” (1869) критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так ли это на самом деле? Или Катерина Кабанова просто слабая женщина, не нашедшая в себе сил бороться и решившая уйти из жизни? Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городке Калинове. Островский показывает, что его […].
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Существует версия, что Островский пи- сал “Грозу”, будучи влюбленным в замуж- нюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, имен- но она ее и сыграла. Однако актриса не отве- тила на пламенную любовь писателя: она лю- била другого, который позже довел ее до ни- щеты и ранней смерти. Но тогда, […].
Женская доля (по пьесе А. Островского “Гроза”)Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицал Некрасов. Лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души в своих пьесах А. Н. Островский, особенно поразила меня “Гроза”. “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как […].
План сочинения – Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе Островского “Гроза”)Самоубийство Катерины – поражение или победа? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Катерина – сложный характер, поставленный в сложные и не совсем обычные обстоятельства, поэтому трудно дать однозначный ответ на предложенный вопрос. II. Главная часть 1. Характер и натура Катерины. Для нее характерны свободолюбие, искренность, нравственная сила и решимость, а также глубокая религиозность. 2. Ситуация, […].
Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза”, написанная в середине ХIХ века, вот уже много десятилетий подряд не сходит с театральных подмостков всего мира. В чем же заключается успех этой драмы, описывающей жизнь в маленьком купеческом городке на Волге? Я думаю, в том, что автор затронул в произведении вопросы, актуальные во все времена. Появившись в печати, “Гроза” […].
“Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза”Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию. Богатые купцы […].
Трагическая судьба Катерины в пьесе А. И. Островского “Гроза”1. Жестокие нравы города Калинова. 2. Кабаниха и Дикой. 3. Жизнь и смерть Катерины. Пьесы А. Н. Островского позволяют нам, современным читателям, окунуться в жизнь русского купечества. Писатель столь достоверно показывает любые, даже незначительные детали купеческого быта, что у нас нет повода сомневаться в его правдивости. После прочтения драмы “Гроза” я стала задумываться о глубине […].
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема поло- жения и роли женщины в семье и обществе. В пьесе “Гроза” можно выделить несколь- ко конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, “домостроевский” и новый, представленный молодым поколени- ем. Поэтому […].
Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского “Гроза”А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших произведений Островского – трагедия “Гроза”, в которой автор поднял проблему существования свободной […].
Почему Катерина – “луч света в темном царстве”? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”.)Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи. Островский […].
Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе Островского “Гроза”Описывая мрачную, деспотичную атмосферу “темного царства”, в пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает яркие образы “самодуров русской жизни”. Они – воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет”. […].
Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза”В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”. Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы […].
“Темное царство” в пьесе А. Н. Островского “Гроза”Свою пьесу А. Н. Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе. В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую “темное царство”. Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам […].
Душевная драма Катерины (по пьесе А. И. Островского “Гроза”)“Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки, и полетела. Какая я была резвая! А у вас завяла совсем…” – в этом вся Катерина, весь дух ее, сильный и жаждущий, но пока еще несвободный. […].
На чьей стороне драматург? (по пьесе Островского “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи на Волге”. Но, к сожалению, весь замысел так и не был осуществлен. В 1859 году была написана первая драма из этого цикла – “Гроза”, и […].
Анализ монологов Катерины по пьесе А. Н. Островского “Гроза”А. Н. Островский – великий русский драматург, автор множества пьес. Но только пьеса “Гроза” является вершиной его творчества. Критик Добролюбов, анализируя образ Катерины, главной героини этого произведения, назвал ее “лучом света в темном царстве”. В монологах Катерины воплощаются заветные мечты о гармоничной счастливой жизни, о правде, о христианском рае. Хорошо и беспечно протекала жизнь героини […].
“Темное царство” в пьесе А. Островского “Гроза”Известно, что крайности отражаются крайностями, и что самый сильный протест не бывает тот, который подымается наконец из грязи самых слабых и терпеливых. Н. А. Добролюбов Пьесы Островского не были выдуманы. Эти произведения были рождены самой жизнью, а автор лишь привел их и облик в форму печатного слова. Каким же было это время, порождавшее столь чудовищные […].
Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского “Гроза&;;gt“Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драмати-ческому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для дра-матического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через […].
“Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”)Катерина – русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого – в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей […].
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского “Гроза”Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно – это отражение христианского мировоззрения, принципов […].
Источник