- Логопедическая работа с детьми с эмоционально волевыми нарушениями
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИ СЛАЛ ИИ, РИНОЛ АЛ ИИ, ДИЗАРТРИИ, РАССТРОЙСТВ ГОЛОСА
- I. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЛИЦСДИСЛАЛИЕЙ, РИНОЛАЛИЕЙ, ДИЗАРТРИЕЙ, С РАССТРОЙСТВАМИ ГОЛОСА
- Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы» статья по коррекционной педагогике
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с детьми с эмоционально волевыми нарушениями
1. Какими положениями обусловлено использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися?
2. Каковы нарушения в моторной, эмоционально-волевой сферах и в поведении заикающихся детей?
3. Какие особенности в нарушении моторики имеются у взрослых заикающихся?
4. Какие средства логопедической ритмики используются в работе с заикающимися детьми и взрослыми?
5. Какова связь логопедической ритмики с логопедическими занятиями по методике игровой деятельности?
6. Проанализируйте занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми на этапе шепотной речи. Назовите его особенности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИ СЛАЛ ИИ, РИНОЛ АЛ ИИ, ДИЗАРТРИИ, РАССТРОЙСТВ ГОЛОСА
I. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЛИЦСДИСЛАЛИЕЙ, РИНОЛАЛИЕЙ, ДИЗАРТРИЕЙ, С РАССТРОЙСТВАМИ ГОЛОСА
При моторной функциональной дислалии в неречевых психических функциях не отмечается серьезных нарушений: сохрана общая моторика. Лишь у части детей наблюдается незначительное нарушение ручной и пальчиковой моторики. Имеются расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость ног и рук, устойчивый, расплывчатый дермографизм. Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме. В речевой функциональной системе — дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба; нарушения фонетической и фонематической сторон речи.
При сенсорной функциональной дислалии в неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, недостаточность слухоречевого ритма, музыкального слуха. В речевой функциональной системе — трудности усвоения словесных, фразовых ударений, интонации, модуляции; нарушения фонематического восприятия, пропуски гласных, нередко целых слогов, недоговарн-вание окончаний, слияние одинаковых гласных, пропуск согласного при стечении, замена звуков.
Источник
Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
декабрь, 2016г. учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-Д/С№2»
Веревкина Лариса Борисовна.
Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Это обусловлено низким уровнем детско-родительских отношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.
Все выше сказанное определило тему нашей инновационной деятельности: «Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста».
Цель : Выявление влияния специально подобранных психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств на развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольника.
- Осуществить теоретический анализ исследований, литературы, научно-исследовательских, методических разработок по проблеме преодоления проблем эмоционально-личностного расстройства у детей дошкольного возраста.
- Разработать систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы.
- Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
- Повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере.
- Обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы.
- Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
- Обосновать процесс профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Провести экспериментальную апробацию следующих методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников (песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, элементы технологии Марии Монтессори, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки, логопедические методики.
- Выявить особенности применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей по особенностям применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ и в условиях семейного воспитания.
В настоящее время развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ФФНР уделяется недостаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. У детей с ФФНР речи отличется эмоциональное «неблгаполучие», то есть отрицательное эмоциональное самочувствие, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования. У детей наблюдается неуравновешенность, быстрая возбудимость.
Формирование эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи будет эффективным, если разработанная модель будет учитывать:
-психолого-педагогическую и клинико-медицинскую диагностику.
-структуру и характер корригирующего дефекта
-первичность и вторичность в структуре дефекта.
Благодаря этим условиям могут быть достигнуты достаточно высокие результаты по формированию фонетико-фонематической стороны речи с целью успешного овладения детьми навыками чтения и письма.
Модель логопедической работы по формированию эмоционально-волевой сферы у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи..
- Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие артикуляционного праксиса.
Тренируем эмоции : попросить ребенка нахмуриться как осенняя тучка, улыбнуться как «кот на солнце», устань как «папа после работы», отдохни как турист, снявший тяжелый рюкзак».
Глаза в глаза : « глядя только в глаза и чувствуя руки, попробовать молча передать разные эмоции: я грустный помоги мне!
формирование двигательной функции губ: используя стихотворения.
«лягушка улыбается», «заборчик», «хоботок слоненка».
формирование двигательной функции языка и челюсти :
«Лопаточка», «накажи непослушный язычок», «чищу зубы», «качели», «иголочка».
2.Формирование эмоционально-волевой сферы через формирование звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика «Сказка о забавной обезьянке». (На примере постановки правильного произношения шипящих звуков).
3.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематического слуха:
« Звуковые загадки» — называем звук, а ребенок придумывает кто ( что) может его издавать., « Скажи как я»- логопед кидает, мяч ребенку называя слово выделяя в нем согласный звук.
4.Формирование эмоционально-волевой сферы через развитие фонематическое восприятие. Назови предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя. Например Катя (К), КОШКА, КАНАТ, КАМЕНЬ.
Метаграмы — это загадки, в которых из данного слова, путем замены одной буквы другой получается новое слово.
Над морем я летаю (Ч)
В машинах я бываю (г) ( чайка-гайка).
Вывод : анализ экперимента позволил выявить динамику формирования эмоционально-волевой сферы у детей с ФФН речи и можно проследить эффективность внедренной модели.
Источник
Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
статья по коррекционной педагогике
Методы и приемы работы с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_negovoryashchie.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК» П.ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА
Доклад из опыта работы
«Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я имею прекрасную возможность продемонстрировать свои профессиональные, на сегодняшний день достижения. Педагогическая рефлексия – неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности. Но практика взаимодействия с коллегами показывает, что определить свои ошибки зачастую проще, чем сформулировать достижения.
Я работаю учителем-логопедом 2,5 года. Достаточный срок для ответа на вопрос: что у меня хорошо получается?
В моем понимании, качество работы складывается из системной компетентностной деятельности, личной ответственности, профессионального интереса и решения задач повышенной сложности.
Особо сложной задачей для меня, начинающего педагога, стала работа с неговорящими детьми. В моей практике из 30 воспитанников возрастной категории от 4 до 7 лет 5 детей имеют сложную речевую патологию, отягощённую когнитивными и эмоционально-волевыми расстройствами.
Не секрет, что очень часто особенностью «безречевых» детей является речевой негативизм, т.е. отказ от вербальной коммуникации.
Что делать? Конечно, устанавливать эмоциональный контакт с ребенком и создавать ситуации вербального комфорта, не зависимого от качества доступной речи. Успех на данном этапе, на мой взгляд, обеспечивается симбиозом классических приемов и инновационных средств информационно-коммуникационной направленности. Так, классические игры, стимулирующие первичную речевую активность (кратко перечислить основные), я дополнила интерактивными развивающими играми портала «Мерсибо». Интерактив с одной стороны позволяет погрузить ребенка в доступную, интересную для него деятельность, с другой – создать ситуацию успеха и решать коррекционные задачи следуя за ребенком, а не навязывая ему образовательный контент. В данном случае я принимаю на себя роль партнера по игре, а не «учителя».
Вы обратили внимание: девочка даже не заметила, что мы работаем над развитием произвольного внимания, способности слышать речь, реагировать на обращения, слова и учимся повторять артикуляционные движения. Согласитесь, любому человеку комфортно, когда он делает то, что ему нравится. В случае с неговорящим ребенком этот комфорт – первый шаг к формированию речевой потребности. Есть потребность – есть стремление к ее удовлетворению. И здесь в игру вступает ее величество провокация. Методика Тамары-Никифоровны Новиковой-Иванцовой стала в моей практике мощным инструментом, позволяющим спровоцировать ребенка на ответную голосовую реакцию.
Итак, есть желание говорить, есть эмоциональные голосовые реакции, есть даже способность повторять звуки и слоги. Но это еще не речь!
Теперь на помощь приходит волшебница логоритмика и тренинг, тренинг и еще раз тренинг. Вы знаете, 10 игр, направленных на пропевание гласных звуков и повторение слогов? Я их знаю 50
А дальше ничего не получится без команды. Без команды воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога и, конечно, сверстников. Это следующий креативный штурм, его итог – апробированная подборка коммуникативных игр для малых групп детей с разным уровнем речевого развития. Для ребенка актуально общение со сверстниками. Такие игры помогают ребенку с речевым нарушением включиться в коммуникацию, а сверстникам адекватно принять его.
А я, учитель-логопед, всегда рядом. Я помогаю не только своему воспитаннику, но и воспитателю, родителям формулировать вопросы, соответствующие речевым возможностям ребенка. Высказывать просьбы коротко, четко и предельно понятно.
И еще, в моей косметичке всегда яркая губная помада. Она помогает концентрировать ребенка на правильной артикуляции и поднимает настроение нам обоим.
Девочка Лера, с которой вы сегодня познакомились, умеет говорить.
Это значит, я умею работать с неговорящими детьми и у меня это хорошо получается.
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ
консультация
ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskaya_ritmika_u_detey_s_dizartriey.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО
НАРУШЕНИЯМ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дизартрические явления в речи наблюдаются при ДЦП, при органическом поражении центральной нервной системы различного генеза: кинестетическая постцентральная корковая дизартрия (одностороннее поражение постцентральных полей коры, их нижних отделов, доминантного, обычно левого, полушария мозга). Двигательные расстройства: апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов. Кинетическая премоторная корковая дизартрия (одностороннее поражение премоторных полей коры, их нижних отделов, доминантного полушария мозга). Двигательные расстройства: апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключений с одного элемента на другой, персеверации.
Подкорковая дизартрия (различные поражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей). Двигательные расстройства: экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии. Насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах речевого аппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (например, при хорее), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии).
Бульбарная дизартрия (одностороннее, безразлично право- или левостороннее, или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного). Двигательные расстройства: избирательные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений в соответствующих группах мышц.
Псевдобульбарная дизартрия (обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов). Двигательные расстройства: пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофии нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева. Наиболее расстроены произвольные движения и самые тонкие движения кончика языка. При всех видах дизартрии наблюдается нечленораздельная речь, темп речи ускоренный или замедленный, голос слабый, тихий, с носовым оттенком, нарушены глубина и ритм дыхания, дыхание учащенное, поверхностное, вдох и особенно выдох во время речи укорочены. Выражены мимические и артикуляторные нарушения: лицо амимично, больные не могут надуть щеки, наморщить лоб, вытянуть вперед губы, подуть, открыть рот и т. д. Двигательные расстройства мимической мускулатуры проявляются ярче при попытках больного активно сокращать мышцы лица.
Планируя логоритмические занятия, следует учитывать, что при дизартриях часто встречаются задержки психического развития по органическому типу, а иногда и олигофрении: иногда наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, аффективными вспышками.
ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания.
- Подавить патологические двигательные реакции ребенка и
урегулировать безусловнорефлекторную деятельность. - Улучшить координацию движений — элементы основной двигательной деятельности.
- Улучшить общую двигательную активность ребенка.
- Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти, саморегуляции психической деятельности и др.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять
его поведенческие реакции.
Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура.
Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения.
Из методов лечебной физкультуры для детей с дизартрией наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и, таким образом, устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные.
Занятия лечебной гимнастикой следует проводить интересно, живо, в игровой форме: это игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур, выпиливание лобзиком и др. Под играми в лечебной физкультуре понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами.
Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм под мелодичную, ритмичную, негромкую музыку в медленном и среднем темпе.
Поскольку при дизартриях наблюдаются различной выразительности парезы лицевой мускулатуры, то в лечебной гимнастике выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Мимическая гимнастика строится на следующих положениях:
- необходимо сочетать общие физические упражнения со специальными мимическими;
- естественные мимические движения использовать как основу физических упражнений для тренировки мимической мускулатуры;
- целесообразно одновременное выполнение упражнений одноименными мышцами лица;
- менять активность выполнения в зависимости от пареза мимических мышц: пассивные движения, активные движения, активные движения с помощью и сопротивлением;
- целесообразно применение отдельных приемов артикуляторной гимнастики;
- проводить лечебную гимнастику по развитию мимических мышц лица индивидуально, 3—4 раза в день.
Старшие дети и взрослые занимаются самостоятельно по нескольку раз в день. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей 12—15 минут.
В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать следующие специальные упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха «фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки о — и; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки п, в, ф, р; высунуть язык и сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык вперед и назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.
Логоритмическая работа с дизартриками включает в занятия лечебную гимнастику. Она строится в зависимости от логопедического коррекционного курса. Ее можно разделить на три периода.
Задачи первого периода: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного
и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
Упражнения и игры на воспитание статики движений включаются в середину логоритмического занятия или перед его окончанием. Обращается внимание детей на осанку, правильность выдерживаемой позы.
Цель: Воспитать статику движений. Формировать у ребенка правильную осанку, походку, грацию движений.
Инструкция: Ребята, пока звучит музыка вы идете друг за другом. На сигнал «СТОП» — останавливаетесь, на сигнал «ХОП» — подпрыгиваете, на сигнал «РАЗ» — поворачиваетесь кругом и идете в обратном направлении. Кто из вас ошибется — выходит из игры.
Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» останавливаются и стоят в течение 3 секунд, затем 5 секунд, 10 секунд; на сигнал «хоп» подпрыгивают; на сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибется и кто шевелился при сигнале «стоп».
Для развития общих движений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе: разобрать-собрать матрешку, бочонки, игры со строительным материалом и т. п.
Помимо дидактических игр, полезно проводить игры на внимание с психотерапевтической направленностью (начиная с 2 лет).
В процессе развития общих движений ребенка следует в игровой форме проводить пассивную гимнастику. Например, в игре «Птичка машет крылышками» развивается внимание, ритм I I I, движения рук, продолжительность выдоха, звукоподражание:
а) встаньте позади ребенка, расставьте ему ноги на ширину ступни («лапки у птички»), прижмите его руки ладонями к туловищу («птичка прижала крылышки»);
б) поднимите руки ребенка и отведите их немного назад («птичка подняла крылышки»);
в) возьмите ребенка за кисти и, помахивая ими, опустите его руки вниз.
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами) для развития общей моторики . Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра «Мячик прыгает и упал». Игра с воображаемым мячом, который подбрасывают вверх: «Прыг, прыг, прыг и хоп — «упал», руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется.
Затем детям предлагаются игры с настоящими предметами, например палочки-лошадки в игре «Чья лошадка быстрее?». Двое детей сидят на стуле и держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках. Дети находятся на расстоянии 15—20 шагов от обеих игрушек. Под задорную музыку шнурок наматывается на палочку, лошадки приближаются к детям. Чья лошадка придет первой, тот победит.
В первый период проводятся игры и упражнения в положении сидя . Они предназначены для развития движений строго определенных частей тела.
«Веселые ножки». (Музыка: русская плясовая мелодия «Полянка». Автор С Руднева.)
Цель: Формировать двигательные навыки.
Инструкция: Ребята, упираемся руками в бедра, локти в стороны. На «раз» выставляем правую ногу на пятку, носок смотрит вверх. На «два» касаемся пола кончиками пальцев.
Дети сидят на стульчиках, упершись руками в бедра, локти в стороны. Такты 1—4: на «раз» каждого такта дети выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме, носок смотрит вверх, пальцы свободны На «два» выпрямляют подъем и касаются пола концами пальцев, на «два» четвертого такта приставляют ногу к ноге. Такты 1—4 (повторение): то же, левой ногой. Такты 5—8 и их повторение: те же движения сначала правой, потом левой ногой.
Педагог следит за тем, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили) и сидели на стульях спокойно, держа прямо спину и голову. Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, необходимую для исполнения плясовых и танцевальных движений. Когда упражнение исполняется легко и правильно, можно на 5—8-й такты дать движение обеими ногами сразу. Позднее это упражнение можно исполнять стоя.
Развитие мелкой моторики проводится в играх типа «Пальчик о пальчик» .
Цель: Формировать моторные функции. Развивать мелкую моторику.
Инструкция: Ребята, повторяйте движения за мной.
Ход выполнения: Дети сидят перед педагогом, поют с ним и выполняют движения: «Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)».
Цель: Формировать двигательный навык.
Инструкция: Ребята, сжимаем левую кисть в кулак. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой руки.
Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.
Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специальных упражнений), таких, как: «Мы удивились (удивляемся)», «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Мы веселимся», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно: тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д. Полезно использовать наглядный материал — картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Сначала дети по слову педагога («Покажи лицо сердитого человека») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение. Педагог помогает как пассивными движениями (раздвигает пальцами губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови, чтобы помочь ребенку нахмуриться, и т. д.) так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.
Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.
Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется в нескольких направлениях: а) специальная стимуляция; б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители; в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти; г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.
Из логоритмических средств в первую очередь используется слушание музыки. Сидя на стульчиках, дети слушают музыкальные отрывки разнообразного содержания, темпа и характера, например «Гопак» М. Мусоргского, «Колыбельную» В. Моцарта. Педагог беседует с детьми: «Что ты хочешь делать, когда слушаешь эту музыку («Гопак»)?» — «Кружиться. Хлопать». Этот же вопрос задается к музыке В. Моцарта. Можно дать для слушания «Птичку» Э. Грига и «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; «Игру в лошадки» П. Чайковского и «Маленький вальс» А. Лядова; «Бульбу» — белорусский танец и «Марш» Р. Шумана; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Петрушку» В. Косенко; украинскую народную мелодию «Коло» и «Медведя» Е. Ребикова; «Итальянскую польку» С. Рахманинова и «Дождик» В. Косенко.
Слушание музыки педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, художественные игрушки, пособия. Игрушки «двигаются», «разговаривают» с детьми, получаются маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Используются книжные иллюстрации, эстампы с изображениями картин природы, труда людей, общественных событий, которые дополняют детские представления; а также небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети, бегущий мальчик и медленно идущий человек.
Слушая музыку, дети показывают соответствующую музыке и их представлению карточку. Для развития внимания можно использовать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого или спокойного характера, можно производить движения с палочками, флажками, кубиками. Для различения частей, фраз произведения, высокого, низкого, среднего регистра, ритмических особенностей можно использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук.
Помимо слушания музыки, для развития различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры, например «Зевака», с музыкальным сопровождением. Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Если будет дано подряд несколько сигналов, то направление меняется после каждого сигнала. Не выполнившие задания выходят из игры.
Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Методика обучения та же, что и при заикании.
Проводятся специальные упражнения типа «Живая гамма», «Сирена». Например, восемь детей объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Педагог как бы играет на этой «живой гамме» небольшие попевки, взмахом руки показывая вступление каждому.
Полезны инсценировки песни, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса.
«На лесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.)
Цель: Воспитать способность ощущать в музыке ритмическую выразительность. Формировать способность менять силу, высоту, тембр голоса.
Инструкция: Ребята, внимательно послушайте песню. Нужно каждого персонажа изобразить голосом и движениями.
По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.
Утром рано на лесной поляне
Звонко, звонко зайчик барабанит-Тра-та-та (3 раза).
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).
Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т. д.
Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон». Под мелодекламацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.
В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.
Во втором периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.
Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.
Цель: Формировать двигательный навык, пространственную ориентировку, координацию движений.
Инструкция: Ребята, по очереди входите на горку, сбегаете по ней, гладите мишку и садитесь на стулья. Затем все подходите к медведю и говорите: «Мы к медведю побежим, зарычит — мы убежим». Когда медведь подаст сигнал — ррр, вы разбегаетесь.
Ход выполнения: Мишку ставят на высокий кубик. Из длинной доски, положенной на гимнастическую скамейку, делают горку. Дети идут и говорят: «Много нашей детворы ходит к мишеньке с горы». Дети по очереди входят на горку, сбегают (темп музыки различный), гладят мишку и садятся на стулья. Затем, все подходят к медведю и говорят: «Мы к медведю побежим, зарычит — мы убежим» Один из детей подает сигнал — ррр, дети разбегаются. Далее дается задание: подойти к медведю очень тихо, так, чтобы он не услышал.
Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.
Цель: Формировать у ребенка правильную осанку, походку, грацию движений. Нормализация и укрепление костно-мышечного аппарата.
Инструкция: Ребята, все идем по кругу за Олечкой, которая несет флажок. Спину держим ровно, подбородок вверх.
Дети идут по кругу. Педагог: «Олечка, возьми флажок, поведи ребят в кружок, выше флаг наш поднимай, стройно круг свой прошагай». Ребенок с флажком ведет колонну по кругу, через центр на носочках и т. д Смена способа ходьбы зависит от смены музыки Педагог предупреждает, что с флажком надо ходить красиво, не горбиться, не опускать головы.
Для развития слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например с — ш, с определенными музыкальными образами: с — водичка бежит, капель (и музыкальный образ капели), ш— пузырь лопнул или змея шипит (и тоже музыкальный образ). То же самое с другими звуками: з — комар звенит, ж — жук жужжит, ц — белочка цокает, ч — чик-чирик — чирикает воробушек. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием. Одна группа детей изображает под музыку летающего жука и жужжит — ж-ж-ж, другая — комара и звенит — з-з-з.
В третьем периоде логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.
Несюжетная подвижная игра с правилами «Круг за кругом».
Цель: Закрепить двигательный навык, пространственную ориентировку.
Инструкция: Ребята, под музыку все идем за водящим. Когда музыка прекращается – все останавливаемся, поворачиваемся в круг лицом и повторяем движение за водящим.
Дети берутся за длинный шнур, конец шнура у водящего. Он ведет детей, и все говорят: «Друг за другом, круг за кругом мы идем за шагом шаг». По сигналу — прекращение музыки — все останавливаются, поворачиваются в круг лицом и говорят: «Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так». Педагог (впоследствии дежурный, водящий) показывает одно любое движение. Например: поднимает руки со шнуром вверх и смотрит на него Дети повторяют. Дальше звучит музыка, дети идут со словами: «Друг за другом» и т. д. После остановки педагог показывает новое движение. Например: наклон туловища вперед и выпрямление; поднимание ноги, согнутой в колене, до шнура; приседание с выставлением ноги вперед и т. д. Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз. В одной игре допускается 5—6 разных движений.
Сюжетная подвижная игра с правилами «Пчелы и медведь».
Цель: Закрепить речевые навыки, двигательные способности.
Инструкция : Ребята, сидим и жужжим, как пчелы «жжж», по моему сигналу встаем и начинаем бегать, изображая летающих пчел. По сигналу «Медведь на пасеке» нужно занять свои стульчики.
Ход выполнения: Пчелы сидят на стульчиках и жужжат, медведь прячется тут же. Педагог подает сигнал: «Пчелы за медом! Дети «летают» по поляне от цветка к цветку. В это время медведь на четвереньках подходит к улью-стульчику, рычит — pp. Педагог: «Медведь на пасеке». Пчелы летят и жужжат жжж, а медведь на четвереньках бежит к своему дереву-стульчику, пчелы садятся на стульчики. Кто до медведя дотронется, тот становится медведем. Игра повторяется. Помимо сигналов педагога, образы медведя и пчел создаются музыкальным сопровождением.
В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом.
Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци.
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой .
По данным различных источников за последние несколько лет растет количество детей, родившихся с детским церебральным параличом.Наиболее распространенным дефектом речи при этом заболевании являет.
В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв — стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд.
Методическое пособие «Система коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлено на достижение оптимальных психолого — педагогических условий вос.
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы.
Данный материал дает пошаговые конкретные рекомендации при предотвращении дисклексии у младших школьников, имеющих отклонение в речевом развитии.
Источник