Логика воля физика эмоция психотип
Психософия — описание типов личности
Психотип — явление врожденное, а не приобретаемое. Об этом догадывались еще древние, и один из учеников Пифагора приписал учителю следующие слова: «Мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезням, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».
Человек рождается с определенным психотипом и с ним же умирает. Достаточно рано, годам к трем, т.е. еще до того, как всерьез можно говорить о воздействии воспитания, практически весь порядок функций ребенка обнаруживает себя вполне отчетливо.
В свете опытов с однояйцовыми близнецами уже не покажется слишком удивительным, что в наших генах зашифрован и более капитальный психологический фонд — психический тип — со всеми вытекающими из него мировоззренческими, экономическими, эстетическими и другими установками. Что касается воздействия семьи и общества, то они могут либо еще более дисгармонизировать изначала дисгармоничную психику человека, либо наоборот — гармонизировать ее; но принципиально изменить что-либо в психотипе человека невозможно.
К сожалению, нынешние системы воспитания и педагогические концепции, вопреки личному и мировому опыту, указывающему на врожденность психических реакций человека, врожденность характера и т.д., с маниакальным упорством продолжают навязывать представление о ребенке, как о глине, из которой можно лепить все, что угодно.
Не в состоянии помочь делу и воспитательные системы, опирающиеся на религиозные, национальные, классовые, половые корни ребенка. Попытки воспитать «подлинных христиан», «истинных арийцев», «сознательных пролетариев» или «настоящих мужчин» — так же несостоятельны, как любые попытки психологической унификации людей по любому другому признаку.
Из сказанного не следует, что национальная или классовая психология — чистые фикции. Они существуют. Довольно определенно можно говорить о психотипе «англичанина», «цыгана», «русского» или «японца». Но так как природа, бездумно играя генами, творит, совершенно не заботясь о национальной чистоте, то в семье англичан могут рождаться «русские», в цыганских семьях – «японцы» и т.д. Поэтому, несмотря на наличие у некоторых наций одного доминирующего психотипа, добиться психологического единообразия народа в принципе невозможно.
Особого разговора заслуживает так называемая «половая психология», а точнее, определенные психологические претензии к полу. Согласно им, «настоящий» мужчина должен как минимум обладать высокостоящей Волей и низкостоящей Эмоцией, а «настоящая» женщина, наоборот, высокостоящей Эмоцией и низкостоящей Волей. До сих пор у волевых хладнокровных мужчин и у покорных чувствительных женщин больше шансов вступить в брак, нежели у людей с иным порядком функций.
Суть психологического транссексуализма — в противоречии между полом и характером, «женственности» мужской психики и «мужественности» женской. Иногда поиск себя доводит до однополой любви, иногда дело обходится более мягким вариантом, когда психотранссексуал предпочитает общество близких себе не по полу, а по характеру людей. Вероятно, нет другого способа избавиться от психотранссексуализма, как изъять из употребления понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и убедить человечество принимать человека таким, каков он есть. Но как это сделать — ведает один Бог…
Когда задумываешься над значением порядка функций в жизни человека, на память постоянно приходит образ из одного романа Эба Коба. Герой романа — человек, которому одеждой и домом служит картонная коробка из-под холодильника. На уровне глаз в коробке прорезана узкая смотровая щель, через которую герой романа и сносится как-то с внешним миром.
Этот образ очень подходит для передачи того состояния, в котором находится до настоящего времени любой человек. Разница в том, что в ящике, где он обитает, не одна, а четыре расположенные по вертикали, разные по размеру и форме прорези (четыре функции). А так — все тоже. Живя в ящике и взирая на мир через дырки, у каждого на свой лад искажающие реальность, мы наивно полагаем, что видим мир таким, каков он есть. И очень удивляемся, когда наступаем на стоящие перед носом грабли.
Дзен-буддисты говорят: «Субъект и объект – одно», т.е. мир таков, каковы мы сами. Действительно, каждый из нас — свой гринвичский меридиан — проведенная через себя, условная, но принимаемая за абсолютную линия отсчета. А поскольку таких линий, даже если представить их себе в виде самой грубой схемы — минимум двадцать четыре, то хронический хаос, наблюдаемый в нашем обществе, был и останется нормой существования, а не отклонением.
Всякий наш взгляд на других не верен, хотя и мнится истинным. Бесполезно спрашивать, какой портрет Сократа точен: Платона или Ксенофонта? Какой образ Христа достоверен: Матфея или Иоанна? Все они — химеры, как все увиденное снаружи. Но все наши искривления специфичны, будучи отражением нашей собственной кривизны. Подправляя несколько знаменитый афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей» — хочется сказать: МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ СЛУЖИТ ПОРЯДОК ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.
Единственный способ сблизить как галактики разлетающихся индивидуумов, объективизировав их точки зрения, — это добиться, чтобы каждый из них достиг гармонии. То есть добиться положения, когда у индивидуума заделана язва по Третьей функции, есть добротный результат по Первой, идут процессы по Второй и Третьей функциям. В этом положении функции работают в отпущенную им природой силу, и вертикаль порядка функций делается горизонталью, где все функции Вторые, что составляет существо гармонии и дает человеку новую, совершенную природу — природу 25-ого, безымянного, типа.
Источник
Основы психософии или 4 сферы Бытия
Введение
Психософия – типология, созданная А.Ю. Афанасьевым в середине 80-х годов. В ней имеется четыре аспекта: Воля, Логика, Эмоция, Физика, которые можно условно сопоставить соответственно с четыремя сферами Бытия: Духом, Разумом, Душой и Телом. Все аспекты располагаются в психической структуре личности определенным образом. Любой из аспектов может стоять на первом месте в списке приоритетов (или иначе занимать первую функцию), на втором (занимать вторую функцию), на третьем или на четвертом (занимать третью или четвертую функцию), но при этом ни один аспект не может занимать два места одновременно у одного человека. То, на какую позицию попадет аспект, определяет, как он будет у человека проявляться, как человек будет относиться ко всему, что с ним связано, насколько субъективно ценным будет для него сфера этого аспекта.
Всего возможно 24 варианта расстановки аспектов, и, соответственно 24 типа личности. Тип личности обозначается первыми буквами названий аспектов, перечисленными от первого (самого значимого) до четвертого. Кроме того, так же, как и в соционике, есть псевдонимы типов, но предпочтительным является все же буквенное обозначение. Например, тип с порядком функций Воля, Логика, Эмоция, Физика обозначается ВЛЭФ и имеет псевдоним «Сократ».
Аспекты психософии
- Воля — ощущения цели, смысла существования человека, его места в мире, восприятие жизненных задач и желаний. Воля – это стержень личности, движущая сила, которая заставляет изменять другие составляющие мира.
- Логика — мир идей, всего того, что является продуктом деятельности ума человека вне зависимости от того, имеют ли они материальное воплощение или нет. Позиция Логики определяет степень субъективной ценности умозаключений, красоты и завершенности идей и концепций, вне зависимости от того.
- Эмоция — сфера внутренних переживаний человека: чувств, эмоций. Кроме этого, Эмоция отвечает за отношение к искусству и красоте окружающего мира вообще.
- Физика — мир всего материального. Позиция Физики отвечает за отношение собственному телу и его потребностям, важность обладания материальными благами, физическому труду и работе вообще, за биологическую агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов.
Функции в психософии
- Первая функция («молот») – основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает ее как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих.
- Вторая функция («река») – нормативная функция. Наиболее умеренная и гармоничная, умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей.
- Третья функция («язва») – болезненная, беспокойная, неуверенная в себе. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области, с другой – не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. С другой стороны, эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует.
- Четвертая функция («пустячок») – наименее значимая для человека и поэтому спокойная и отрешенная. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений в данной области и легко подстраивается под чужие.
Все функции можно разделить по трем признакам:
- результативные (первая и четвертая) и процессионные (вторая и третья, причем третья является суперпроцессионной);
- доминирующие (первая и третья) и подстраивающиеся (вторая и четвертая);
- высокие (первая и вторая) и низкие (третья и четвертая).
Полный список всех типов и их псевдонимы представлены в таблице ниже:
Источник
Психософия
Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) — это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую он по-своему интерпретировал. В отличие от соционики, которая исследует структуру человеческой психики, психософия изучает сферу приоритетов человека, его собственные представления о своем внутреннем мире и своих возможностях.
Согласно психософии, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта — Физика (материя), Логика (знания), Эмоция (эмоции, предчувствия), и Воля (цель).
По каждому аспекту у любого человека возможна одна из установок сознания (прим. — введено Василенко А.Э.), характеризующая отношение к себе и к окружающим по каждому из аспектов: принятие, или непринятие. Принятие обозначается знаком «+», непринятие — знаком «-«. Таким образом, установки сознания по каждому из аспектов бытия могут существовать в одной из четырех форм:
Я+ Вы- «Мое мнение — единственно верное, вашего мнения не существует.
Я+ Вы+ «Я оставляю за собой право думать так как я считаю нужным, ваше мнение я тоже учитываю»
Я- Вы- «Я не уверен в себе, но и ваше мнение вызывает у меня сомнение»
Я- Вы+ «Я не разбираюсь в этом и полностью принимаю ваше мнение».
Структура приоритетов человека:
Комбинирование различных вариантов установок по каждому аспекту бытия дает нам 24 варианта типов в психософии (ПС-типов), обозначающиеся буквенными аббревиатурами (в зависимости от порядка каждого аспекта в его структуре) и псевдонимами.
Функция
(Я+ Вы-)
(Я+ Вы+)
(Я- Вы-)
(Я- Вы+)
Как и в соционике, в психософии изучается вопрос совместимости. Возможны различные варианты отношений между представителями различных ПС-типов, которые могут быть более, или менее комфортными, в зависимости от положения того или иного аспекта в структуре приоритетов каждого типа.
© 2010-2021 Валерия Воробьева. Перепечатка текста или его фрагментов разрешается только при
указании автора и активной гиперссылки на страницу с источником, не закрытой от поисковых систем.
Администратор
Источник