Логика воля физика эмоция афанасьева

Основы психософии или 4 сферы Бытия

Введение

Психософия – типология, созданная А.Ю. Афанасьевым в середине 80-х годов. В ней имеется четыре аспекта: Воля, Логика, Эмоция, Физика, которые можно условно сопоставить соответственно с четыремя сферами Бытия: Духом, Разумом, Душой и Телом. Все аспекты располагаются в психической структуре личности определенным образом. Любой из аспектов может стоять на первом месте в списке приоритетов (или иначе занимать первую функцию), на втором (занимать вторую функцию), на третьем или на четвертом (занимать третью или четвертую функцию), но при этом ни один аспект не может занимать два места одновременно у одного человека. То, на какую позицию попадет аспект, определяет, как он будет у человека проявляться, как человек будет относиться ко всему, что с ним связано, насколько субъективно ценным будет для него сфера этого аспекта.

Всего возможно 24 варианта расстановки аспектов, и, соответственно 24 типа личности. Тип личности обозначается первыми буквами названий аспектов, перечисленными от первого (самого значимого) до четвертого. Кроме того, так же, как и в соционике, есть псевдонимы типов, но предпочтительным является все же буквенное обозначение. Например, тип с порядком функций Воля, Логика, Эмоция, Физика обозначается ВЛЭФ и имеет псевдоним «Сократ».

Аспекты психософии

  • Воля — ощущения цели, смысла существования человека, его места в мире, восприятие жизненных задач и желаний. Воля – это стержень личности, движущая сила, которая заставляет изменять другие составляющие мира.
  • Логика — мир идей, всего того, что является продуктом деятельности ума человека вне зависимости от того, имеют ли они материальное воплощение или нет. Позиция Логики определяет степень субъективной ценности умозаключений, красоты и завершенности идей и концепций, вне зависимости от того.
  • Эмоция — сфера внутренних переживаний человека: чувств, эмоций. Кроме этого, Эмоция отвечает за отношение к искусству и красоте окружающего мира вообще.
  • Физика — мир всего материального. Позиция Физики отвечает за отношение собственному телу и его потребностям, важность обладания материальными благами, физическому труду и работе вообще, за биологическую агрессивность и готовность к силовому решению конфликтов.

Функции в психософии

  • Первая функция («молот») – основная функция человека. По ней он более всего уверен и воспринимает ее как наиболее ценную. В области этой функции человек часто проявляет себя с избытком, не замечая реакции окружающих.
  • Вторая функция («река») – нормативная функция. Наиболее умеренная и гармоничная, умеет соотносить свои интересы в данной области с интересами окружающих людей.
  • Третья функция («язва») – болезненная, беспокойная, неуверенная в себе. С одной стороны, человек испытывает потребность проявить себя в этой области, с другой – не уверен в своих силах и опасается критики и отрицательной оценки. С другой стороны, эта функция хорошо видит недостатки других в данной области и охотно их критикует.
  • Четвертая функция («пустячок») – наименее значимая для человека и поэтому спокойная и отрешенная. Часто по ней человек не имеет собственных предпочтений в данной области и легко подстраивается под чужие.

Все функции можно разделить по трем признакам:

  • результативные (первая и четвертая) и процессионные (вторая и третья, причем третья является суперпроцессионной);
  • доминирующие (первая и третья) и подстраивающиеся (вторая и четвертая);
  • высокие (первая и вторая) и низкие (третья и четвертая).

Полный список всех типов и их псевдонимы представлены в таблице ниже:

Источник

Логика воля физика эмоция афанасьева

Психософия — описание типов личности

Психотип — явление врожденное, а не приобретаемое. Об этом догадывались еще древние, и один из учеников Пифагора приписал учителю следующие слова: «Мы предрасположены к добродетелям и к порокам так же, как к здоровью и к болезням, и это зависит в большей степени от наших родителей и от составных частей нашего тела, чем от нас самих».

Человек рождается с определенным психотипом и с ним же умирает. Достаточно рано, годам к трем, т.е. еще до того, как всерьез можно говорить о воздействии воспитания, практически весь порядок функций ребенка обнаруживает себя вполне отчетливо.

В свете опытов с однояйцовыми близнецами уже не покажется слишком удивительным, что в наших генах зашифрован и более капитальный психологический фонд — психический тип — со всеми вытекающими из него мировоззренческими, экономическими, эстетическими и другими установками. Что касается воздействия семьи и общества, то они могут либо еще более дисгармонизировать изначала дисгармоничную психику человека, либо наоборот — гармонизировать ее; но принципиально изменить что-либо в психотипе человека невозможно.

Читайте также:  Удивительное это чувство когда по настоящему

К сожалению, нынешние системы воспитания и педагогические концепции, вопреки личному и мировому опыту, указывающему на врожденность психических реакций человека, врожденность характера и т.д., с маниакальным упорством продолжают навязывать представление о ребенке, как о глине, из которой можно лепить все, что угодно.

Не в состоянии помочь делу и воспитательные системы, опирающиеся на религиозные, национальные, классовые, половые корни ребенка. Попытки воспитать «подлинных христиан», «истинных арийцев», «сознательных пролетариев» или «настоящих мужчин» — так же несостоятельны, как любые попытки психологической унификации людей по любому другому признаку.

Из сказанного не следует, что национальная или классовая психология — чистые фикции. Они существуют. Довольно определенно можно говорить о психотипе «англичанина», «цыгана», «русского» или «японца». Но так как природа, бездумно играя генами, творит, совершенно не заботясь о национальной чистоте, то в семье англичан могут рождаться «русские», в цыганских семьях – «японцы» и т.д. Поэтому, несмотря на наличие у некоторых наций одного доминирующего психотипа, добиться психологического единообразия народа в принципе невозможно.

Особого разговора заслуживает так называемая «половая психология», а точнее, определенные психологические претензии к полу. Согласно им, «настоящий» мужчина должен как минимум обладать высокостоящей Волей и низкостоящей Эмоцией, а «настоящая» женщина, наоборот, высокостоящей Эмоцией и низкостоящей Волей. До сих пор у волевых хладнокровных мужчин и у покорных чувствительных женщин больше шансов вступить в брак, нежели у людей с иным порядком функций.

Суть психологического транссексуализма — в противоречии между полом и характером, «женственности» мужской психики и «мужественности» женской. Иногда поиск себя доводит до однополой любви, иногда дело обходится более мягким вариантом, когда психотранссексуал предпочитает общество близких себе не по полу, а по характеру людей. Вероятно, нет другого способа избавиться от психотранссексуализма, как изъять из употребления понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и убедить человечество принимать человека таким, каков он есть. Но как это сделать — ведает один Бог…

Когда задумываешься над значением порядка функций в жизни человека, на память постоянно приходит образ из одного романа Эба Коба. Герой романа — человек, которому одеждой и домом служит картонная коробка из-под холодильника. На уровне глаз в коробке прорезана узкая смотровая щель, через которую герой романа и сносится как-то с внешним миром.

Этот образ очень подходит для передачи того состояния, в котором находится до настоящего времени любой человек. Разница в том, что в ящике, где он обитает, не одна, а четыре расположенные по вертикали, разные по размеру и форме прорези (четыре функции). А так — все тоже. Живя в ящике и взирая на мир через дырки, у каждого на свой лад искажающие реальность, мы наивно полагаем, что видим мир таким, каков он есть. И очень удивляемся, когда наступаем на стоящие перед носом грабли.

Дзен-буддисты говорят: «Субъект и объект – одно», т.е. мир таков, каковы мы сами. Действительно, каждый из нас — свой гринвичский меридиан — проведенная через себя, условная, но принимаемая за абсолютную линия отсчета. А поскольку таких линий, даже если представить их себе в виде самой грубой схемы — минимум двадцать четыре, то хронический хаос, наблюдаемый в нашем обществе, был и останется нормой существования, а не отклонением.

Всякий наш взгляд на других не верен, хотя и мнится истинным. Бесполезно спрашивать, какой портрет Сократа точен: Платона или Ксенофонта? Какой образ Христа достоверен: Матфея или Иоанна? Все они — химеры, как все увиденное снаружи. Но все наши искривления специфичны, будучи отражением нашей собственной кривизны. Подправляя несколько знаменитый афоризм Протагора «Человек есть мера всех вещей» — хочется сказать: МЕРОЙ ВСЕХ ВЕЩЕЙ СЛУЖИТ ПОРЯДОК ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА.

Единственный способ сблизить как галактики разлетающихся индивидуумов, объективизировав их точки зрения, — это добиться, чтобы каждый из них достиг гармонии. То есть добиться положения, когда у индивидуума заделана язва по Третьей функции, есть добротный результат по Первой, идут процессы по Второй и Третьей функциям. В этом положении функции работают в отпущенную им природой силу, и вертикаль порядка функций делается горизонталью, где все функции Вторые, что составляет существо гармонии и дает человеку новую, совершенную природу — природу 25-ого, безымянного, типа.

Источник

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Психософия (психо-йога) — типология, расстановка ценностей

Многое в этом мире упорядоченно, ещё большее люди стремятся упорядочить. Что уж тут поделать, так им легче понимать окружающую действительность. И одним из главных её элементов является своя и чужая психика. Её надо как-то понять… Для этого создаются системы и типологии совместимости людей. Приведу пока пример одной из них – Психософии, Психо-Йоги.

Читайте также:  Aida64 стресс тест cache

Расстановка ценностей в Психософии

Система эта опирается на расстановку ценностей в приоритете личности. Основных ценностей психософии четыре это: Воля (дух), Логика (разум), Эмоция (душа) и Физика (тело). В зависимости от того, что для человека наиболее важно, вырисовывается его психологический портрет.

Те, кто умеет быстро считать, уже поняли, что, имея четыре ценности – получится двадцать четыре варианта их расположения относительно друг друга. Все эти 24 варианта расписал в своей книге, «Синтаксис Любви», создатель типологии – Афанасьев.

Расписал достаточно неплохо, хоть и пристрастно. По его мнению, вышло, что бывает хорошая и плохая расстановка приоритетов. Были типы, которые Афанасьев счёл по той или иной причине недостойными, а то и опасными. Ну что ж, «жираф большой, ему видней»! Но мы всё же попробуем разобраться чуть более объективно.

Логика, Физика, Воля, Эмоция

Для начала разберём, что вообще представляют собой все эти Логики, Физики, Воли, Эмоции. А-то начнётся у нас путаница, и объявим мы какую-нибудь Волю – Логикой. Короче говоря, не поняв толком, что есть что, залезем введенье не той ценности, о которой говорим.

Логика представляет собой всё то, что находится в юрисдикции одного лишь разума. Это что-то рациональное, упорядоченное, способное к чёткому, а у кого-то и не чёткому, в зависимости от важности этой функции для конкретного человека, формулированию мысли. Она отвечает за смысл и содержание речи, отвечает за идеи. Изъясняться и понимать, что хотят донести до вас окружающие, вы будете с её помощью. Она структурирует и организовывает, уже полученную из мира информацию. Она проводит наблюдение и отмечает несоответствия. Она может систематизировать и обобщать. В её введенье лежит конструктивное. Она способна к дискуссии. И вот с точки зрения того, насколько для Логики каждого отдельного человека это важно, насколько хорошо это получается, насколько это доставляет нам с вами удовольствие, можно судить о месторасположении ценности относительно других.

Физика – есть материальный мир, тело, сенсорная информация. Её положение говорит о том, насколько нам важна материальная реализация: деньги, здоровье, красота, физическая активность в лице того же спорта, ощущения при контактах с миром. Можем ли мы, в случае чего, этим всем поступиться, отказаться от этого, или для нас Физика — первое дело (давайте обойдёмся без чего другого!)?

Воля – сила духа, цель и её достижение. Именно её мы задействуем при выборе на перекрёстках судьбы. Именно её расположение указывает на самодостаточность и самоконтроль личности. Она определяет справедливость и долю ответственности, которую готов взять на себя человек. Насколько для личности важен статус, свой авторитет и вопрос влияния тоже определяет положение Воли.

И наконец, Эмоция . Способны ли вы точно понять свои ощущения? Возбуждены ли вы? Расслаблены? Что вы чувствуете? Любите ли вы? Ненавидите? Понимаете ли, что такое дружба и способны ли вы на такое отношение? Как легко оно вам даётся? Нужно ли оно вам? Не боитесь ли вы его? Насколько хорошо вы разбираетесь в межличностных отношениях? Понимаете ли, какие эмоции родственны, и какие могут сопутствовать друг друга, а какие способны перетечь и видоизмениться, став чем-то иным. Насколько легко вам общаться? Нужен ли вам эмоциональный собеседник? Любите ли вы выступать публично? Понимаете ли, что есть мораль? Как относитесь к искусству? Верите ли вы Бога и потусторонние силы?

Расположение ценностей в системе психософии

Теперь поговорим о том, что означает расположение ценности. Как ведёт себя Первая, Вторая, Третья и Четвёртая функция.

1 Функция самодостаточна и эгоистична в своём знании, Афанасьев утверждает, что она является даром самому себе. Она существует только для себя. Все её проявления со стороны выглядят несколько гипертрофированно. Это то, что существует с избытком. И именно потому есть определённая потребность время от времени куда-то этот избыток девать. Выплёскивает его 1 функция в окружающий мир, однако ей не важен сопроцесс, и общение с ней становится для окружающих подобно тем объедкам с барского стола. Которые вы мало того, что вы обязаны принять, так должны ещё и слёзно благодарить её за то, что она сподобилась до вас сирых и убогих снизойти. Это тот случай ощущения полного превосходства над остальными, когда вы на её территории и она лучше вас при любых раскладах.

2 Функция существует как для себя, так и для людей. Работа по ней ведётся постоянно, непрерывно совершенствуя любой достигнутый результат. 2 Функция развита в личности очень гармонично. Энергии на неё выделяется в самый раз, и потому окружающим она кажется даром небес, контакт с ней наиболее комфортен. Общение проистекает на одном уровне. Она готова выслушать вас и сама не откажется поделиться имеющейся информацией и наработками. Она наиболее либеральна и демократична. Ей важен непрерывный процесс и контакт с миром. Она готова его учить и учиться у него. Эта функция – дар миру.

Читайте также:  Вернулся бы с радостью

3 Функция – эта такая гадость, засевшая в каждом человеке, что не просто отравляет ему всё его существование, а подчас ещё и начинает подрывать основу личности (если третьей является Воля, дело может обстоять и так). Эта функция – больная тема, место наибольшей неуверенности. Мы чего-то по ней хотим, но вот как этого достичь, правомочно ли сие желание и действительно ли мы этого хотим, мы не знаем. Зато неуверенность по этой функции подталкивает нас к саморазвитию. Хочется меньше сомневаться, хочется больше собой по ней гордиться, хочется быть признанным по ней. В идеале прогресс по этой функции станет полной самореализацией.

4 функция – что-то, значение чего настолько нивелировано, что когда оно есть хорошо, ну, а, если нет, то тоже не беда. 4 Функция не критична, сама делает мало и, в принципе, «сожрёт» любой предложенный ей извне продукт, да ещё и поблагодарит, что вы сняли с неё ответственность за решение проблемы. Сама, без помощи извне, она что-то делает, но вот что она делает, даже она толком не знает. Её главная отличительная черта способность подстраиваться под любые условия, если они не противоречат вышестоящим ценностям, и чтить устав любого монастыря.

Основные блоки функций/ценностей:

В первую очередь, конечно, это Высокий и Низкий блок.

Соответственно, Высокий блок – это Первая и Вторая функция. Блок этот всегда уверен в правомочности своих желаний и действий, его сложно заставить сомневаться в себе. Он работает эффективно и постоянно. Блок наиболее устойчив в своём положении.

Низкий же -это Третья и Четвёртая функция. С ним всё обстоит с точностью до наоборот. По этому блоку есть сомнения, следовательно, работа не эффективна, не уверенна и не устойчива.

Так же существует Потребностный и Инструментальный блок.

Потребностный включает в себя Первую с Третьей функции. Он определяет ведущие потребности и желания личности. Желание Первой открыто и уверенно, тогда как желание Третьей скованно и скрыто.

Инструментальный – Вторая и Четвёртая. Это блок, на который возлагается основная нагрузка реализации тех желаний, что возымеют Первая с Третьей.

Так же следует оговорить ещё один момент…

Функции бывают результативные и процессионные.

Первая, что думаю ясно ещё из названия, настроена на результат своей деятельности. Для первой чётко оговорённый собой результат. Ей нужно это? так иначе её не устроит. Может, конечно, вдруг начаться какая-нибудь «выборочная брезгливость» на тему — это не совсем то, чего я желал, но в подобном случае единичка в состоянии объяснить чего же он таки хочет. Подобный вопрос можно задать даже в лоб: особых обид тут не будет. Ведь всё-таки, по этой функции мы имеем чёткое знание того, чего именно нам надо.

Четвёрочка же, в принципе, не особо брезглива, однако у неё тоже существует черта, перешагивать которую она не намерена, но даже её по требованию вышестоящих функций она со скрипом, кривя душой, но перешагнёт. Правда и события для этого нужны экстраординарные, потому как определённый шаблон поведения, усвоенный благодаря другим людям, она уже приобрести успела.

Процессионные функции работают иначе. Тут не столько нужен результат, сколько имеется интерес к самому процессу. Что происходит? Почему именно так? Как видоизменить, можно ли и уместно ли его видоизменять, процесс, то бишь. Процессионная в отличие от результативной может с лёгкостью найти замену утраченному, тогда как результативной функции подобное покажется, по меньшей мере, предательством самого себя. Я что не знаю, чего мне надо?!

Вторая и третья функция имеют ценность именно за счёт своей продолжительности и нескончаемости. У них цели нет, они могут, смеясь, идти в никуда, получая нескончаемое удовольствие от самого движения, плевать в каком направлении. Они ловят кайф с самого процесса. Предложенный результат их может совершенно не вдохновить.

Засим спешу откланяться, чтоб не перегружать бедные мозги читателей слишком большими объёмами новой информации по психософии. А-то дойдём до описания 1 Логик, 4 Эмоций и мозги сварятся вкрутую, заставив лень проговорить: «А нафиг оно мне надо!».

Источник

Оцените статью