Логика или эмоции при принятии решений

Эмоции и логика при принятии решений

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!

Сегодня хочется поговорить о логике и эмоциях. Думаю всем нам известно, что при принятии решений, мы часто оказываемся на распутье – сердцем хотим одно, а ум говорит, что поступить надо по-другому. Очень трудно бывает сделать выбор в такой ситуации. Давайте попробуем разобраться, кого слушать – логику или эмоции?

Начнем с логики

Ее плюсы очевидны – логика всегда говорит нам, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. Конечно, при условии, что наши познания законов мира достаточно хороши, что наша картина мира точна. О том, что такое картина мира я подробнее напишу в отдельных статьях, пока в двух словах скажу – это то, как мы представляем мир, его закономерности, как все происходит, как мы понимаем причинно-следственные связи.

Если наша картина мира довольно качественная и приближена к реальности, то логика будет подсказывать нам наиболее точные решения.

Это о «хорошей» стороне логики. Но не все так радужно. Есть у логики и своя ложка дегтя… А именно – если постоянно следовать только логическим решениям, то не избежать эмоционального выгорания. Проще говоря – люди не машины, нам нужны эмоции, отдых. Если делать всегда только то, что говорит логика и игнорировать зов эмоций, то на это будет уходить энергия, будет накапливаться усталость… Если продолжить игнорировать эмоции, то рано или поздно они возьмут свое, и мы свалимся в депрессию, когда ничего уже делать невозможно.

Подведем небольшой итог:

  • Полюсы логики – всегда лучшие решения, при условии развитого интеллекта и картины мира.
  • Минусы – эмоциональное выгорание, ведущее к депрессии и проблемам со здоровьем.

Теперь рассмотрим эмоции

По закону двоичности мира, в противоположность логики, словно специально созданы эмоции. Они работают с точностью до наоборот.

Плюсы эмоций – когда мы следуем им, то получаем заряд энергии, наполняемся силами, веселимся. К сожалению, как я рассказывал в курсе самомотивации, если следовать исключительно зову эмоций и инстинктам, то мы всегда будем лениться и в конечном итоге – деградировать. Это как в басне про стрекозу, которая веселилась все лето, «наполнялась энергией», а зимой пришли холода, и стало понятно, что готовиться к кризису надо заранее.

То есть:

  • Плюс «зова сердца» в том, что следуя ему, мы наполняемся энергией, отдыхаем.
  • Но, к сожалению, делам часто не то, что нужно для развития и постепенно деградируем…

Кого же слушать?

Я думаю, что однозначного ответа в данном случае дать нельзя. Это постоянное балансирование на лезвии бритвы. Нужно для начала определиться с тем, чего мы хотим по жизни, и в зависимости от этого уже строить нашу стратегию поведения – кого мы будем слушать больше, эмоции или логику.

Если цель жизни веселиться и по максимуму насладиться ей, то в большей степени предпочтения можно отдавать эмоциональным решениям. Условно разделяя принятие решения на 100%, в этом случае важность эмоций будет, скажем 70%, а важность логики 30%. Это вполне приемлемая стратегия поведения, многие люди живут так и наслаждаются жизнью. Но я так не хочу, так как в долгосрочной перспективе такое поведение ведет к деградации и отсутствию достижений по жизни. В моем понимании развития, никому не навязываю свою точку зрения.

Читайте также:  Ехидное выражение радости 9 букв

Каждый сам для себя выбирает, как ему лучше жить.

Мне больше нравится стратегия, когда 70% решений я принимаю логикой, а 30% эмоциями. Это позволяет показывать высокую эффективность и сохранять баланс, не сваливаться в депрессию. То есть, условно говоря, 5 дней в неделю работаем, 2 отдыхаем. Но работать надо действительно на полную катушку. Как и отдыхать, тоже на полную.

Напишите в комментариях, какое соотношение эмоций и логики вы используете при принятии решений?

Если вы хотите подробнее узнать про то, как мотивировать себя и как эмоции влияют на наше поведение, откуда берется лень, то скачайте мою бесплатную книгу – «Секреты самомотивации». Ну и обратите внимание на полноценный курс, если вас интересует более глубокое понимание мотивации.

Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:

🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитать

🙂 Если захотите поделиться ссылкой на эту заметку у себя в соц. сетях, то ниже есть кнопки, при помощи которых можно легко это сделать

Источник

Принятие решений: между эмоциями и логикой

Мы – последователи ТОС – думаем, что мы мыслим логически. Мы стараемся мыслить четко и тем самым принимать наилучшие решения. Предположим, что мы в состоянии ясно мыслить – и как это влияет на наши решения? И помогает ли способность мыслить влиять на других, чтобы они принимали правильные решения на основе нашего четкого мыслительного анализа?

Мало кто сомневается, что решения чаще принимаются на основе эмоций, а не логики.

Это утверждение, очевидно, справедливо не только из-за структуры и функционирования мозга, но и на основе логического анализа. Логика не позволяет принять любое решение – то, что вы хотите заполучить, и то, что вы терпеть не можете, нельзя обосновать логически. У абстрактной логики нет цели или желания. Логика не может определить, насколько важно зарабатывать больше денег, нужно ли жить в одиночку или с семьей, или даже вообще жить или покончить с жизнью. Все вышеизложенные критически важные решения диктуются нашими эмоциями, и все важные цели эмоциональны. Также любой риск включает в себя наши эмоции при оценке возможного ущерба. Измерение «ущерба» осуществляется нашими эмоциями. Таким образом, решение должно принимать во внимание наши чувства за или против различных потенциальных результатов. Мы можем логически количественно оценить ущерб: скажем, потеря 1000 долларов, но интерпретация тяжести ущерба осуществляется нашими эмоциями.

Итак, какова роль логики в принятии решений?

Во-первых, логика ищет рациональные способы достижения целей, заданных эмоциями. Вы хотите купить автомобиль? Логика рассматривает финансовые затраты и предсказывает реакцию других людей на ваш новый автомобиль, но она не говорит вам, сколько удовольствия вы получите от реакции людей. Логика, конечно, не будет против важности эстетики автомобиля и удовольствия от вождения, если эмоции включат их в логический процесс. Когда автомобиль нужен для конкретных потребностей, логический анализ может определить, насколько автомобиль им отвечает. Логика предсказывает некоторые возможные проблемы, например, возражения семьи, что сегодняшнее материальное положение не позволяет купить все, что они пожелают.

Таким образом, логика используется для определения как положительных, так и отрицательных результатов решения. Если человек на кого-то зол, логика может рассмотреть возможность ударить другого человека по лицу, но также предупредить о возможных результатах. Окончательное решение принимается на основе эмоций. Перевесит ли удовлетворение от удара возможные последствия? Так происходит диалог между эмоциями и логическим анализом.

Читайте также:  Способность саморегуляции эмоциональных состояний

Абсолютно правильно, что в конечном итоге каждое решение является эмоциональным. Верно также, что после принятия решения используется логика для оправдания этого решения перед другими людьми.

Но логика играет важную роль в принятии решений. Она лучше подходит для решений, которые имеют не столь очевидное личное влияние, например, как большинство управленческих решений, хотя мы обсудим позже возможное эмоциональное воздействие и на эти решения. Когда мы пытаемся повлиять на решение, которое должен принять другой человек, мы должны использовать очень сильную логику, подчеркивая плюсы и минусы и намеренно представляя их для воздействия на эмоции другой стороны. Средства TOC для изложения причинно-следственных связей отлично подходят для этой цели, но эмоциональные следствия должны быть частью анализа причинно-следственных связей.

Каждое решение предполагает выбор. Мы можем автоматически быстро реагировать на обычные ежедневные решения. Инерция играет важную роль в принятии решений, похожих на прошлые решения, но логика может вызвать оговорки относительно обычной модели принятия таких решений, если наблюдались отрицательные результаты. Когда возникают такие оговорки, эмоции должны реагировать либо полным отказом от логических аргументов, либо их учетом, и только после этого принять решения. Отказ от логических аргументов, поскольку они сталкиваются с уже установленными моделями, довольно распространен, однако эти аргументы все же вызывают определенный страх, который может привести к повторному рассмотрению логических аргументов в будущем.

Человек, который пытается повлиять на другого, должен рассмотреть возможность слепого отказа, который может быть логически понятен только тогда, когда мы осознаем скрытое влияние негативной эмоции. Принимая во внимание эмоции в рамках логического анализа, необходимо хорошее понимание вовлеченных эмоций.

Процесс получения общего согласия (бай-ин), разработанный Голдраттом, направлен на управление изменениями. Первый уровень процесса заключается в достижении консенсуса по существованию самой проблемы. Дело здесь в том, что «проблема» относится к организации. Но лицо, принимающее решения, является конкретным человеком, который также рассматривает, как «проблема» влияет на его личные интересы. Таким образом, одна и та же проблема имеет два разных параметра, которые следует учитывать.

Предположим, мы пытаемся повлиять на менеджеров проектов, чтобы они признали общую проблему при управлении проектами. Мы знаем, что большинство проектов завершаются позже, чем планировалось, стоят дороже и получают меньше контента, чем запланировано. Это определенно является проблемой для организации, которая должна обеспечить сроки и качество выполнения проекта. Еще одна важная задача топ-менеджеров – хорошо управлять ресурсами организации, которые также страдают от задержек проектов.

Как типичный руководитель проекта оценит личные аспекты задержки проекта? Какие эмоции будут затронуты, если выполнение следующего проекта будет похоже на предыдущие? Какие эмоции у менеджера проекта вызывает будущее благополучие организации? Если проект снова задерживается, менеджер проекта видит в этом личную неудачу? Считает ли менеджер, что его личной репутации может быть причинен вред?

Нам нужно признать тот факт, что абсолютно необходимо включать личные аспекты человека, с которым мы общаемся, в причинно-следственный логический процесс.

Нам также необходимо признать тот факт, что эмоции – это следствия, которые приводят к другим следствиям, таким как поведение, взгляды, ответы и решения. Следствия, вызванные эмоциями, не следует рассматривать как иррациональные; когда мы понимаем эмоции, они совершенно рациональны.

Существуют две категории эмоций, которые влияют на роль логики для управленческих решений.

1. Позитивные эмоции, привлекающие мыслить логически.
Люди, стремящиеся к успеху, должны развить одну из двух разных, даже противоречивых эмоций. Одной из них является желание увидеть реальность объективно. Это желание приводит к уважению логического анализа. Другая эмоция – это желание развить «шестое чувство», которое приводит к успеху с помощью принятия правильного риска. Первая эмоция – быть объективным – непосредственно вызывает уважение к логике и предпринимает усилия для ее правильного использования. Ее можно увидеть у большинства успешных менеджеров. Вторая эмоция принадлежит людям, готовых принять на себя большие риски, и когда им везет, они становятся великими бизнесменами, но не слишком хорошими менеджерами. Эти люди полагаются на свои эмоции гораздо больше, чем на логику.

Читайте также:  Через какое время наступает чувство голода

2. Управление страхом перед неопределенностью.
Эмоции приводят к выбору «борьба или бегство». Борьба с неопределенностью заставляет человека логически анализировать шансы и систематически искать способы уменьшить ущерб. Такие люди уважают объективность и логическое мышление. Другие люди ненавидят страх даже больше, чем предмет самого страха. Если я подозреваю, что у меня рак, я предпочту избежать необходимого исследования, потому что я не хочу этого знать. Такие люди пытаются видеть реальность такой, как их устраивает.

Вообще говоря, страх является критическим источником для различных эмоций и оказывает огромное влияние на наши решения. Логика не говорит, кем нам быть – храбрым или трусом. Эти поведенческие модели продиктованы эмоциями, и тогда логика может взять на себя задачу найти лучший способ справиться с этим.

По моему мнению, страх является основной причиной несоответствий в поведении менеджеров. В то время как большинство менеджеров стараются делать все ради организации, потенциальное воздействие на их личные эмоции может привести к совершенно другим решениям. Таким образом, несоответствия не являются иррациональными – они просто отражают роль эмоций и личных интересов. Мы можем использовать логику для выявления несогласованности и построения рационального объяснения. Если мы не можем понять действий руководителя или сотрудников, это проблема нашей логики, а не иррациональной природы человека.

Источник

Эмоции и принятие решений: как чувства влияют на действия

25 сентября в рамках научного семинара «Культура имеет значение» выступили Сегер Брёйгельманс и Марсель Зееленберг, профессора отделения Социальной психологии Университета Тилбурга, Нидерланды. Они представили доклад на тему: «Эмоции и принятие решений: как чувства влияют на действия».

Большинство теорий о принятии решений предполагают, что наши решения рациональны: человек прилагает усилия и тратит время на то, чтобы рассмотреть все альтернативы, их преимущества и недостатки, и после этого делает рациональный выбор. Ранее считалось, что эмоции – это нечто иррациональное и мешающее подобному выбору. Однако недавние исследования обнаружили, что эмоции используются при принятии решений. Damasio (2001) утверждает, что наши собственные суждения и решения направляются эмоциями.

Значение эмоций при принятии решений проявляется также и в том, что сам по себе процесс принятия решений часто является эмоциональным. Раньше в исследованиях принятия решений эмоции не учитывались, так как считалось, что они нестабильны, непредсказуемы и не поддаются объективному измерению. Сейчас большинство проблем с непредсказуемостью и невозможностью измерения эмоций разрешено. Понимание того, для чего нужны эмоции, может помочь в понимании человеческого поведения. М. Зееленберг и его коллеги назвали свой подход «чувство-для-действия», в нем они рассматривают эмоции в качестве мотивационных процессов. Эмоции играют роль сигналов, помогающих предсказывать будущее поведение.

С. Брёйгельманс и М. Зееленберг провели ряд исследований для выявления связи определенных эмоций (сожаление, зависть, жадность) и конкретных типов поведения. Результаты этих исследований позволили им сделать следующие выводы: эмоции мотивируют поведение; разные эмоции обладают разным воздействием; понимание эмпирического содержания эмоций позволит предсказывать конкретное воздействие эмоций.

Источник

Оцените статью