Границы соционики и психософии
работа Креолы Кирилловой
https://vk.com/public146888698
https://vk.com/sobeshenstvo
ссылка обязательна
Обратимся к описанию двух типологий:
Соционика занимается структурой человеческой психики, объективно существующих способностей психики человека воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию.
Психософия изучает приоритеты человека, т. е. важные и неважные для него сферы бытия, его субьективные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях.
Отсюда следует, что тестирование и самоопределение себя по соционике неверно. Объективность наступает при длительном стороннем взгляде, не замутнённом этико-моральными отношениями. Зачастую происходит путаница между соционическим с психософским типом. Последний является верхним слоем соционического типа информационного метаболизма.
Между двумя определениями можно заметить полярность. В случае соционики процесс восприятия, переработки информации является динамичным процессом, его психика подвижна, тогда как в психософии процесс восприятия поступающей информации происходит незамедлительно, по устоявшимся, статичным представлениям о себе и своих приоритетах. Данные представления могут дополняться с течением времени, но приоритетность от этого не изменится, тогда как приоритеты в соционическом плане могут меняться, а способ обработки информации — нет.
При длительном наблюдении за человеком можно отметить характерные и психософские (статично повторяющиеся) моменты, и соционические. Легче всего понять это по рисунку, где изображена планета. Представим, что Земля это человек. Земная кора это его внешний образ, мантия — это реальное поведение, тип темперамента, тип восприятия информации (кинестетик, визуал, аудиал, дигитал), распределение энергии, жизненные приоритеты, которые работают на усиление внешнего образа, внешнее ядро — это соционический тип, нацеленный на защиту личности, своего внутреннного «Я» (внутреннее ядро).
Полагаясь на работу В. В. Саенко «Сравнение типологий: соционика и психософия (психе-йога) А. Афанасьева», а также выше написанное, можно считать, что психософский тип определяет, как человек ведёт себя в различных жизненных ситуациях, а соционический тип — как человек при этом обрабатывает информацию. Фактически психософская мантия накрывает собой тип информационного метаболизма, коррелируясь, взаимодополняя или взаимоискажая.
1 функция в психософии -избыточность-авторитарность-глобальность-результативность
Рассмотрим все психософские аспекты в положении первой функции.
темперамент: флегматик (при низкой Эмоции), сангвиник (при 2Э)
тип восприятия информации: кинестетический (тактильный)
болевой порог: высокий
мотивация: благосостояние (самая материальная из всех физик)
внешний вид: яркий, законченный образ, часто на грани фола, склонность к полноте
страх: старость, потеря материальных благ, утрата физических способностей
1Ф похожа на ЧС, БС, ЧЛ.
Сходства с сенсорикой:
— хорошее чувствование своего тела, его потребностей,
— развитое чувство осязание, ориентир на комфорт,
— вторжение в пространство людей, которое считает своим, и отстаивание своего физического желания,
— обладание физической энергетикой, заполняющей пространство.
Сходства с ЧЛ:
— взгляд на вещи с точки зрения качества, функциональности, практичности,
— планирование и распределение ресурсов,
— прагматизм, практика важнее теории.
темперамент: флегматик (при 2Ф), холерик (при 2Э), меланхолик (при 2В)
тип восприятия информации: аудиальный
мотивация: самодостаточность, самоценность
внешний вид: не броский, как правило, худощавые, черты лица тонкие, взгляд сосредоточенный, сфокусированный, цепкий
страх: боятся сойти с ума, логическую ригидность, утратить способность мыслить
1Л похожа на ЧЛ, соционическую логику, рациональность, интровертность (малообщительны).
Сходства с соционической логикой:
— приоритет в мышлении,
— построение теорий, умозаключений, отслеживание логических связей,
— стремление к большему объёму знаний в интересующей сфере,
— резкость в спорах и в целом в отношениях с людьми, неспособность подстроиться под человека.
темперамент: флегматик (при 2Ф), холерик (при низкой Ф), меланхолик (при низкой Ф и Э)
тип восприятия информации: визуальный
мотивация: статус
внешний вид: создают образ по статусу и соответствуют ему во что бы то ни стало, смотрят с прищуром, взгляд пристальный, тяжёлый, напористый, строгий. Как правило, надбровные дуги выдвинуты вперёд, что ещё больше утяжеляет впечатление.
страх: что кто-то достигнет цели раньше, не успеть достичь цели к определённому сроку, потеря контроля над ситуацией, упустить рычаги управления, боязнь, что кто-то подсидит
1В похожа на ЧС, экстраверсию (весьма эксцентричные), клуб управленцев (часто встречаются среди топ-менеджеров), болевую ЧИ (выбирают один путь достижения цели и цель бывает чаще одна)
Сходства с ЧС:
— стремление к власти,
— желание менять мир под себя,
— захват больших вершин (не материальных, материальные при 2Ф),
— деление людей на своих и врагов,
— неприятие нейтралитета,
— волевой напор в решении дел,
— отсутствие сомнений в решениях, движение напролом.
темперамент: сангвиник (при 2Ф), холерик (при низкой Ф)
тип восприятия информации: дигитальный (ассоциативный)
мотивация: уникальность
внешний вид: яркая, активная мимика, горящие глаза, развитая жестикуляция, модуляция речи
страх: нервный срыв, срабатывание психосоматики, боязнь отсутствия чувств и эмоций
1Э похожа на ЧЭ, экстраверсию, немного на интуицию, больше на БИ.
Сходства с ЧЭ:
— ориентир на чувства, эмоции, атмосферу, настрой людей,
— познание мира через состояния людей, ощущения минимальных переливов и оттенков в эмоциях,
— создание эмоциональных рамок для окружающих,
— артистизм, запрос на зрителя.
Сходства с интуицией:
— любовь к образным выражениям, метафорам, сравнениям,
— создание мистики, интриги, загадочности, умение эмоционально нагнетать в нужный момент,
— оценка уместности эмоций.
А сейчас рассмотрим отличия психософии от соционики, где проходит тонкая граница, как между психологией и психиатрией, которые в своё время пытался соединить Зигмунд Фрейд и углубил обе дисциплины Карл Густав Юнг. Для этого необходимо сравнить их по каждому аспекту в отдельности.
Основное отличие заключается в том, что Эмоция в психософии по своему значению гораздо ближе к чувству, душевному переживанию, погружению в этот эфемерный мир и он не всегда связан с другими людьми, отдельно взятыми личностями, группами людей. У соционического логика фокус внимания будет нацелен на собственные переживания без вникания в хитросплетения человеческих взаимоотношений; нет нацеленности на человека как объекта личных исследований. Могут быть интересны эмоции (особенно индивиду с высокой Эмоцией), легко будет считываться настроение и взглядовая направленность, но что за этим всем стоит, природа возникновения оных и у конкретного человека не столь существенна. Нет углубленного понимания человека и природы взаимодействий отдельно взятых людей или групп людей. Если происходит влияние на массы (ЧЭ), то оно больше носит случайный характер, нежели целенаправленное глубинное понимание.
Соционическая этика охватывает пласт взаимодействия людей и психософская эмоция идёт как подмога для более чёткого определения отношений и людей, если она высокая. Если же эмоция низкая и результативная, то этика будет в чистом виде, с сухим ощущением этической подоплёки во всём, что говорится этиком.
Примеры для лучшего понимания различий между этикой и психософской эмоцией:
Логик с высокой Эмоцией
То была вершина моей жизни, ее высший пик, с которого, как некогда Пизарро, открылись мне оба океана — моей прошлой и моей будущей жизни. Ты (Нина Петровская — авт.) вознесла меня к зениту моего неба. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. И все, что было в горниле моей души буйством, безумием, отчаяньем, страстью, перегорело и, словно в золотой слиток, вылилось в любовь, единую, беспредельную, навеки.
Половая любовь — первое средство общения, единственное на низших ступенях бытия; сладость сладострастия — в уверенности на мгновение, что ты не одинок. Любовь иная, душу полагающая за брата, возникает из той же первичной жажды не быть одному; человек вдруг узнает, что в душе его незастывающий родник — жалости и нежности. Любовь ко всем — свойство души. Жаждой общения создалось и слово, разговорный язык; он был более властным первоначально, ибо тогда слова означали мечту, а ныне намекают на понятия или представления. В общежитии много мелочей, смысл которых в том же законе: шашки и карты, чтение повестей с приключениями, слушать пение, игра в любовь… это все предварения общения. Еще яснее сказывается в жизни стремление к совершенствованию; и когда человек останавливается на этом пути, он уже погиб, ему более нет радостей, он осужден на томления до смерти.
(В. Брюсов, 2Э, процессионность)
Этик с низкой Эмоцией
Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя. Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей.
Влюбленность можно объяснить. А любовь объяснить очень сложно. Влюбленность — это хохот, беганье, витание в облаках, мечты, это каждый день радуга перед глазами и так далее. А любовь — это нечто большее. И, в первую очередь, это колоссальная ответственность за близкого тебе человека. Это когда ты не можешь уже без этого человека, когда ты отвечаешь за его настроение, за то, что с ним происходит в жизни.
(Олег Меньшиков, 4Э, результативность)
Физика & БС, ЧС, ЧЛ
По этому перечню выше заметно, что психософская физика включает в себя сразу всё материально-физическое в жизни человека, за что в соционике отвечает:
— сенсорика ощущений (регистрация качеств объектов посредством встраивания в субъективно существующую систему ощущений),
— волевая сенсорика (регистрация качеств объектов посредством конкретизации и систематизации этих качеств),
— деловая логика (осмысление явлений посредством конкретизации и систематизации данных).
Приоритет материально-физического в жизни не учитывает сложность обработки информационного потока психикой, не углубляет и не дорабатывает систему знаний качеств объектов. Физика настроена на конкретные задачи материального достатка, физических возможностей.
Физика и её расположение в линейной теории Афанасьева это то, на что способен человек в материально-физическом мире, важность земных благ для него, а сенсорика — видение мира, понимание его через регистрацию качеств объектов, деловая логика — умение применить теоретические знания на практике.
Психософская логика & соционическая логика
Основное отличие заключается в том, что в психософии логика это знания, идеи, понятия, а так же процесс размышления любого характера, преобразование мира посредством разума, в соционике же это сосредоточие на осмыслении явлений, факты, события и связь между ними. Соционическому логику важна любая информация как таковая, она самоценна. Психософская логика не занимается обработкой информационного потока, она более конкретна и близка к духовному миру.
Примеры для чёткого разграничения:
Этик с высокой Логикой
Обремененный неумеренным знанием, мир преждевременно одряхлел. Но толпа— основная масса человечества — этого даже не заметила или, живя энергичной, но лишенной счастья жизнью, не пожалела заметить.
(Э. По, 1Л)
Логик с низкой Логикой
Глупость — не помеха, если ты воспитана и знаешь, как использовать свою красоту. Мое тело очень важно для меня: мое лицо, мои пальцы, мои ноги, мои руки, мои глаза… всё. Я использую всё, что у меня есть. Люди могут простить человеку ум, даже талант, но красоту — никогда.
(Моника Беллуччи, 3Л)
Воля & ЧС
Воля в психософии не соотносима с волевой сенсорикой. Разница между этими двумя понятиями в том, что в психософии Воля разумеет, какая цель или желание в приоритете и она может быть абстрактной и не соотносится с материальным миром, как таковым, волевая же сенсорика направлена на регистрацию качеств объектов в систему этих качеств, на манипуляции объектами в пространстве, умение искать и ставить цели, подчёркиваю, в отношении объектов.
Итак, если подытожить всё выше описанное и сказанное, то можно понять, что обе типологии родом из социальной психологии, у одной, на сегодняшний день, 8 функций, у другой — 4, обе являются линейными психологическими теориями, однако имеют различия в понятийном аппарате, хотя безусловно, как и у психологии с психиатрией, имеются точки соприкосновения.
Источник
ГРАНИЦЫ СОЦИОНИКИ И ПСИХОСОФИИ
Обратимся к описанию двух типологий:
Соционика занимается структурой человеческой психики, объективно существующих способностей психики человека воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию.
Психософия изучает приоритетычеловека, т.е. важные и неважные для него сферы бытия, его субьективные представления о своём внутреннем мире и своих возможностях.
Отсюда следует, что тестирование и самоопределение себя по соционике неверно. Объективность наступает при длительном стороннем незамутнённом этико-моральными отношениями взгляде. Зачастую происходит путаница между соционическим с психософским типом. Последний является верхним слоем соционического типа информационного метаболизма. (см.рис.1)
Между двумя определениями можно заметить полярность. В случае соционики процесс восприятия, переработки информации является динамичным процессом, его психика подвижна, тогда как в психософии процесс восприятия поступающей информации происходит незамедлительно, по устоявшимся, статичным представлениям о себе и своих приоритетах. Данные представления могут дополняться с течением времени, но приоритетность от этого не изменится, тогда как приоритеты в соционическом плане могут меняться, а способ обработки информации — нет. (см.рис.2)
При длительном наблюдении за человеком можно отметить характерные и психософские (статично повторяющиеся) моменты, и соционические. Легче всего понять это по рис.3., где изображена планета. Представим, что Земля это человек. Земная кора это его внешний образ, мантия — это реальное поведение, тип темперамента, тип восприятия информации (кинестетик, визуал, аудиал, дигитал), распределение энергии, жизненные приоритеты, которые работают на усиление внешнего образа, внешнее ядро — это соционический тип, нацеленный на защиту личности, своего внутреннного «Я» (внутреннее ядро).
Полагаясь на работу Саенко В. В. «Сравнение типологий: соционика и психософия (психе-йога) А. Афанасьева», а также выше написанное, можно считать, что психософский тип определяет, как человек ведёт себя в различных жизненных ситуациях, а соционический тип — как человек при этом обрабатывает информацию. Фактически психософская мантия накрывает собой тип информационного метаболизма, коррелируясь, взаимодополняя или взаимоискажая.
1 функция в психософии -избыточность-авторитарность-глобальность-результативность
Рассмотрим все психософские аспекты в положении первой функции.
темперамент:флегматик (при низкой Эмоции), сангвиник (при 2Э)
тип восприятия информации: кинестетический (тактильный)
болевой порог: высокий
мотивация: благосостояние (самая материальная из всех физик)
внешний вид: яркий, законченный образ, часто на грани фола, склонность к полноте
страх: старость, потеря материальных благ, утрата физических способностей
1Ф похожа на ЧС, БС, ЧЛ.
Сходства с сенсорикой:
— хорошее чувствование своего тела, его потребностей,
— развитое чувство осязание, ориентир на комфорт,
— вторжение в пространство людей, которое считает своим, и отстаивание своего физического желания,
— обладание физической энергетикой, заполняющей пространство.
— взгляд на вещи с точки зрения качества, функциональности, практичности,
— планирование и распределение ресурсов,
— прагматизм, практика важнее теории.
темперамент:флегматик (при 2Ф), холерик (при 2Э), меланхолик (при 2В)
тип восприятия информации: аудиальный
мотивация: самодостаточность, самоценность
внешний вид: не броский, как правило, худощавые, черты лица тонкие, взгляд сосредоточенный, сфокусированный, цепкий
страх: боятся сойти с ума, логическую ригидность, утратить способность мыслить
1Л похожа на ЧЛ, соционическую логику, рациональность, интровертность (малообщительны).
Сходства с соционической логикой:
— приоритет в мышлении,
— построение теорий, умозаключений, отслеживание логических связей,
— стремление к большему объёму знаний в интересующей сфере,
— резкость в спорах и в целом в отношениях с людьми, неспособность подстроиться под человека.
темперамент:флегматик (при 2Ф), холерик (при низкой Ф), меланхолик (при низкой Ф и Э)
тип восприятия информации: визуальный
внешний вид: создают образ по статусу и соответствуют ему во что бы то ни стало, смотрят с прищуром, взгляд пристальный, тяжёлый, напористый, строгий. Как правило, надбровные дуги выдвинуты вперёд, что ещё больше утяжеляет впечатление.
страх: что кто-то достигнет цели раньше, не успеть достичь цели к определённому сроку, потеря контроля над ситуацией, упустить рычаги управления, боязнь, что кто-то подсидит
1В похожа на ЧС, экстраверсию (весьма эксцентричные), клуб управленцев (часто встречаются среди топ-менеджеров), болевую ЧИ (выбирают один путь достижения цели и цель бывает чаще одна)
— стремление к власти,
— желание менять мир под себя,
— захват больших вершин (не материальных, материальные при 2Ф),
— деление людей на своих и врагов,
— волевой напор в решении дел,
— отсутствие сомнений в решениях, движение напролом.
темперамент:сангвиник (при 2Ф), холерик (при низкой Ф)
тип восприятия информации: дигитальный (ассоциативный)
внешний вид: яркая, активная мимика, горящие глаза, развитая жестикуляция, модуляция речи
страх: нервный срыв, срабатывание психосоматики, боязнь отсутствия чувств и эмоций
1Э похожа на ЧЭ, экстраверсию, немного на интуицию, больше на БИ.
— ориентир на чувства, эмоции, атмосферу, настрой людей,
— познание мира через состояния людей, ощущения минимальных переливов и оттенков в эмоциях,
— создание эмоциональных рамок для окружающих,
— артистизм, запрос на зрителя.
Сходства с интуицией:
— любовь к образным выражениям, метафорам, сравнениям,
— создание мистики, интриги, загадочности, умение эмоционально нагнетать в нужный момент,
— оценка уместности эмоций.
А сейчас рассмотрим отличия психософии от соционики, где происходит тонкая граница, как между психологией и психиатрией, которые в своё время пытался соединить Зигмунд Фрейд и углубил обе дисциплины Карл Густав Юнг. Для этого необходимо сравнить их по каждому аспекту в отдельности.
Основное отличие заключается в том, что Эмоция в психософии по своему значению гораздо ближе к чувству, душевному переживанию, погружению в этот эфемерный мир и он не всегда связан с другими людьми, отдельно взятыми личностями, группами людей. У соционического логика фокус внимания будет нацелен на собственные переживания без вникания в хитросплетения человеческих взаимоотношений; нет нацеленности на человека как объекта личных исследований. Могут быть интересны эмоции (особенно индивиду с высокой Эмоцией), легко будет считываться настроение и взглядовая направленность, но что за этим всем стоит, природа возникновения оных и у конкретного человека не столь существенна. Нет углубленного понимания человека и природы взаимодействий отдельно взятых людей или групп людей. Если происходит влияние на массы (ЧЭ), то оно больше носит случайный характер, нежели целенаправленное глубинное понимание.
Соционическая этика охватывает пласт взаимодействия людей и психософская эмоция идёт как подмога для более чёткого определения отношений и людей, если она высокая. Если же эмоция низкая и результативная, то этика будет в чистом виде, с сухим ощущением этической подоплёки во всём, что говорится этиком.
Примеры для лучшего понимания различий между этикой и психософской эмоцией:
Логик с высокой Эмоцией | Этик с низкой Эмоцией |
То была вершина моей жизни, ее высший пик, с которого, как некогда Пизарро, открылись мне оба океана — моей прошлой и моей будущей жизни. Ты (Нина Петровская — авт.) вознесла меня к зениту моего неба. И ты дала мне увидеть последние глубины, последние тайны моей души. И все, что было в горниле моей души буйством, безумием, отчаяньем, страстью, перегорело и, словно в золотой слиток, вылилось в любовь, единую, беспредельную, навеки. Половая любовь — первое средство общения, единственное на низших ступенях бытия; сладость сладострастия — в уверенности на мгновение, что ты не одинок. Любовь иная, душу полагающая за брата, возникает из той же первичной жажды не быть одному; человек вдруг узнает, что в душе его незастывающий родник — жалости и нежности. Любовь ко всем — свойство души. Жаждой общения создалось и слово, разговорный язык; он был более властным первоначально, ибо тогда слова означали мечту, а ныне намекают на понятия или представления. В общежитии много мелочей, смысл которых в том же законе: шашки и карты, чтение повестей с приключениями, слушать пение, игра в любовь… это все предварения общения. Еще яснее сказывается в жизни стремление к совершенствованию; и когда человек останавливается на этом пути, он уже погиб, ему более нет радостей, он осужден на томления до смерти. (В.Брюсов, 2Э, процессионность) | Меня встреча с Настей дисциплинировала во многом, очень многому научила и продолжает учить. Это и ответственность, и укрощение себя. Ты перестаешь думать о себе. Раньше у меня были какие-то любовные истории, романы, но ответственности я не брал ни за кого, только за себя. Знаете, я вообще самым важным считаю встречи с людьми. Они в моей жизни многое меняли. Так вот, номером один по значимости я бы назвал встречу с Настей. Влюбленность можно объяснить. А любовь объяснить очень сложно. Влюбленность — это хохот, беганье, витание в облаках, мечты, это каждый день радуга перед глазами и так далее. А любовь — это нечто большее. И, в первую очередь, это колоссальная ответственность за близкого тебе человека. Это когда ты не можешь уже без этого человека, когда ты отвечаешь за его настроение, за то, что с ним происходит в жизни. (Олег Меньшиков, 4Э, результативность) |
Физика & БС, ЧС, ЧЛ
По этому перечню выше заметно, что психософская физика включает в себя сразу всё материально-физическое в жизни человека, за что в соционике отвечает:
— сенсорика ощущений (регистрация качеств объектов посредством встраивания в субъективно существующую систему ощущений),
— волевая сенсорика (регистрация качеств объектов посредством конкретизации и систематизации этих качеств),
— деловая логика (осмысление явлений посредством конкретизации и систематизации данных).
Приоритет материально-физического в жизни не учитывает сложность обработки информационного потока психикой, не углубляет и не дорабатывает систему знаний качеств объектов. Физика настроена на конкретные задачи материального достатка, физических возможностей.
Физика и её расположение в линейной теории Афанасьева это то, на что способен человек в материально-физическом мире, важность земных благ для него, а сенсорика — видение мира, понимание его через регистрацию качеств объектов, деловая логика — умение применить теоретические знания на практике.
Психософская логика & соционическая логика
Основное отличие заключается в том, что в психософии логика это знания, идеи, понятия, а так же процесс размышления любого характера, преобразование мира посредством разума, в соционике же это сосредоточие на осмыслении явлений, факты, события и связь между ними. Соционическому логику важна любая информация как таковая, она самоценна. Психософская логика не занимается обработкой информационного потока, она более конкретна и близка к духовному миру.
Примеры для чёткого разграничения:
Этик с высокой Логикой | Логик с низкой Логикой |
Обремененный неумеренным знанием, мир преждевременно одряхлел. Но толпа— основная масса человечества — этого даже не заметила или, живя энергичной, но лишенной счастья жизнью, не пожалела заметить. (Э.По, 1Л) | Глупость — не помеха, если ты воспитана и знаешь, как использовать свою красоту. Мое тело очень важно для меня: мое лицо, мои пальцы, мои ноги, мои руки, мои глаза… всё. Я использую всё, что у меня есть. Люди могут простить человеку ум, даже талант, но красоту — никогда. (Моника Беллуччи, 3Л) |
Воля в психософии не соотносима с волевой сенсорикой. Разница между этими двумя понятиями в том, что в психософии Воля разумеет, какая цель или желание в приоритете и она может быть абстрактной и не соотносится с материальным миром, как таковым, волевая же сенсорика направлена на регистрацию качеств объектов в систему этих качеств, на манипуляции объектами в пространстве, умение искать и ставить цели, подчёркиваю, в отношении объектов.
Итак, если подытожить всё выше описанное и сказанное, то можно понять, что обе типологии родом из социальной психологии, у одной, на сегодняшний день, 8 функций , у другой — 4, обе являются линейными психологическими теориями, однако имеют различия в понятийном аппарате, хотя безусловно, как и у психологии с психиатрией, имеются точки соприкосновения.
1. А.Ю. Афанасьев «Синтаксис любви»
2. Учебная методичка группы в вк «Психософия и профориентирование»
3. В. В. Саенко «Сравнение типологий: соционика и психософия (психе-йога) А. Афанасьева»
4. 4Х_Pro «Взаимосвязь между соционикой и психе-йогой»
Источник