Логический интеллект эмоциональный интеллект

Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови

Чтобы стать умнее, нужно развивать все типы интеллекта, имеющиеся в распоряжении. Но большинство из нас на протяжении жизни занимается развитием исключительно своего IQ, и этот процесс включает в себя чтение, обучение, профессиональный рост, хобби.

Очень немногие целенаправленно развивают эмоциональный интеллект, учатся наблюдать за людьми и воспринимать эмоции окружающих, брать под контроль свои собственные эмоции. И совсем мало тех, кто слышал, что есть еще два типа интеллекта, а значит, и дополнительные возможности стать умнее.

Известный американский коуч Стивен Кови выделяет 4 типа интеллекта:

  1. Физический интеллект (PQ).
  2. Ментальный интеллект (IQ).
  3. Эмоциональный интеллект (EQ).
  4. Духовный интеллект (SQ).

Стивен Кови в свое время получил степень МВА в Гарварде и степень доктора философии в Мормонском университете Бригама Янга, а его работа в реальном секторе экономики отмечена званием «Предприниматель года». Имя Стивена Кови включено в список 25 самых влиятельных людей Америки по версии журнала Time. А наибольшую известность ему принесла его книга «7 навыков высокоэффективных людей», переведенная на многие языки мира.

Помимо собственно набора навыков, необходимых для того, чтобы стать эффективным, Стивен Кови обращает внимание, что у каждого из нас для этого гораздо больше возможностей, чем мы думаем. Эти дополнительные возможности как раз и заключаются в наличии нескольких типов интеллекта. У каждого человека эти типы интеллекта развиты в разной степени и каждый может развить любой тип своего интеллекта дополнительно.

А чтобы было понятнее, о чем конкретно идет речь, рассмотрим по порядку все типы интеллекта, которые выделяет Стивен Кови.

Физический интеллект (PQ)

Physical Quotient – это интеллект человека, связанный с физическим телом, физическим мироощущением, стремлением к здоровью и красоте, материальному достатку и комфорту. И это интеллект физического тела, который приводит в действие системы органов человека, чтобы обеспечить выживание, исцеление, развитие физического тела, необходимое для достижения желаемого уровня благосостояния и комфорта.

У человека есть возможность развивать и применять физический тип интеллекта наравне с любым другим. Склонность человека пользоваться физическим интеллектом для решения повседневных задач можно определить по его заинтересованности в занятиях спортом, танцами, играми, рукоделием – в общем, всем, где требуется физическая сноровка. Иногда физический интеллект называют практическим, что вполне вписывается и в суть определения, и в аббревиатуру PQ – Practical Quotient.

Физический интеллект – важная базовая составляющая жизни человека, без которой было бы невозможно его выживание и развитие. Однако если по какой-либо причине развивается только физический интеллект, для гармонического развития личности этого совсем недостаточно. Человека от животного отличает интеллект ментальный, и тут тоже нужны кое-какие пояснения.

Ментальный интеллект (IQ)

Intelligence Quotient – это и есть тот самый интеллект, который человек в норме развивает всю жизнь: учится, совершенствуется в профессии, читает книги. Когда мы говорим об интеллекте как таковом, мы имеем в виду как раз именно ментальный интеллект. Так, ментальный интеллект – это наша способность думать, анализировать, выражать свои мысли устно и письменно, создавать абстрактные образы и прочие мыслительные конструкции.

Важность ментального интеллекта настолько велика, что люди постоянно пытаются измерить интеллект в целом и его составляющие в каких-то исчисляемых единицах. Классический пример – тест на IQ, более свежие примеры – тесты ВНО по различным предметам, призванные определить уровень знаний по отдельным дисциплинам и, как результат, уровень развития интеллекта, достигнутый за время обучения в среднем учебном заведении.

Читайте также:  Почему латиносы такие эмоциональные

Правда, многие эксперты все более склоняются к мнению, что какие бы то ни было тесты нельзя считать истиной в последней инстанции, а их результаты – показателем уровня знаний и уж тем более интеллекта в целом. Любые тесты имеют свою определенную закономерность, и часто успешное прохождение теста свидетельствует лишь о том, что человек научился проходить тесты. Причем это касается как тестов ВНО, так и теста на IQ.

В качестве аргумента против 100-процентной объективности тестов указывается тот факт, что творческие личности – художники, писатели, музыканты – зачастую сильны лишь в своей области, а их аналитические способности и познания в точных науках могут быть заметно ниже среднестатистических. Но это никак не умаляет их заслуг в творчестве и не позволяет считать их интеллект недоразвитым.

Тем не менее работать над дальнейшим развитием интеллекта нужно всем. И даже представители сугубо творческих профессий, обладающие хорошо развитым кругозором, имеют больше шансов на успех, чем их коллеги, обладающие исключительно узкоспециальными знаниями. Однако есть и другие не менее важные составляющие успеха. И это, как вы уже поняли, другие типы интеллекта, которые мы еще не рассмотрели.

Эмоциональный интеллект (EQ)

Emotional Quotient – это способность человека распознавать и правильно трактовать эмоции других людей, понимать их намерения и мотивы действий, а также понимать свои собственные эмоции и желания, уметь ими управлять. На основе эмоционального интеллекта развиваются такие компетенции как навыки межличностного общения, работа в команде, лидерство и многие другие.

Эмоциональный интеллект давно занял прочное место в перечне так называемых soft skills, подлежащих обязательному развитию для всех, кто намерен добиться успеха в жизни. Более того, все громче звучат голоса экспертов из разных сфер, считающих, что нельзя недооценивать эмоциональный интеллект, и что именно составляющие его параметры более важны для успеха, чем собственно уровень IQ, на который было принято ориентироваться ранее.

Как и прочие виды интеллекта, EQ можно и нужно развивать. Как минимум, нужно научиться брать под контроль собственные эмоции, стараться не разрешать негативным мыслям захватить свое сознание, учиться слушать и слышать окружающих.

К слову, привести свои мысли и эмоции в порядок помогает матрица управления временем Стивена Кови: он предлагает разделить все свои дела и обязанности на четыре категории и планировать время под каждую из них. Тогда у вас останется меньше объективных причин для стресса и негатива и освободится больше времени для позитива в повседневной жизни. Однако максимального спокойствия и осознанности достигают лишь те, кто способен развить все типы своего интеллекта, в том числе и духовный.

Духовный интеллект (SQ)

Spiritual Quotient – высший из всех видов интеллекта человека. Именно духовный интеллект делает человека личностью, способной ставить жизненные цели, искать и находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями. Если эмоциональным интеллектом наряду с людьми обладают все высшие млекопитающие, то интеллект духовный – прерогатива исключительно человека.

Как раз в развитие темы духовного интеллекта появилась следующая книга Стивена Кови про так называемый «Восьмой навык». Как вы наверняка догадались по названию, эта книга стала своеобразным продолжением прогремевшего на весь мир бестселлера «7 навыков высокоэффективных людей».

У Стивена Кови восьмой навык – это способность обрести свой голос и вдохновить других людей обрести свои голоса. «Обрести свой голос» по Кови – это умение выбрать свой жизненный путь, который не обязательно совпадет, а скорее даже совсем не совпадет с усредненным опытом сотен тысяч людей. Это способность делать свой выбор в любой ситуации. По сути, свой голос – это «Путь к Величию», когда человек проживает жизнь со смыслом и осознанием ее смысла. Разумеется, такой подход невозможен без духовного интеллекта.

Читайте также:  Король мечей таро чувства мужчины ко мне

Во многом перекликается с этими идеями еще одна книга Стивена Кови «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие». Духовный интеллект предполагает способность оглянуться на свою жизнь и найти те самые несколько главных вещей, которыми следует заниматься в первую очередь. Стивен Кови, как мы видим, предлагает свой список таких «главных вещей»:

Возможно, ваш личный список будет выглядеть как-то иначе, но суть одна: главным вещам в своей жизни следует уделять основное внимание. Также нельзя позволять второстепенной суете занимать главное место и основное время вашей жизни.

Это вовсе не значит, что человек не должен или ему не придется заниматься рутиной. Придется, однако, этот процесс можно упорядочить, выделив всему свое время. Этому, кстати, также может помочь ранее упоминавшаяся матрица управления временем.

Таким образом, теперь у вас есть еще один ответ на вопрос «Как стать умнее?» и конкретные подсказки, в каком направлении развиваться. Совершенно не сложно определить, какие типы интеллекта у вас развиты в данный момент в большей степени, а чему следует уделить больше внимания. Дело осталось за малым – начать действовать.

А помочь вам в этом, кстати говоря, может наш курс «Когнитивистика», направленный на развитие мышления. За пару месяцев вы сможете освоить более двух десятков эффективных мыслительных техник, позволяющих находить решения самых сложных и нестандартных задач, достигать больших успехов и делать свою жизнь лучше.

Желаем вам успехов и ждем на наших программах!

Источник

Почему эмоциональный интеллект важнее логического и как его развивать в детях?

Про IQ не слышал только глухой. Тесты, проверяющие детей и взрослых на уровень интеллекта, были одно время чуть ли не главным показателем умственных способностей и предметом гордости, если коэффициент был выше 100 баллов (к слову, 100-120 это уровень интеллекта нормального, среднестатистического человека, не гения). Но в последние годы тесты на IQ утратили свою ценность, и на первое место по важности вышел не логический интеллект, а эмоциональный — EQ.

В наши дни более 90% родителей говорят, что им важно воспитывать заботливых детей. Детей, которые эмоционально стабильны и чутки, которые психологически будут готовы справиться с трудным и постоянно меняющимся миром.

Нет четкого определения того, что на самом деле означает «эмоциональный интеллект», потому что это свободный, неофициальный термин. По словам психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана, который помог популяризировать этот термин в 1990-х годах, эмоциональный интеллект обычно охватывает четыре области:

— его способность к самоуправлению,

— его социальное самосознание и

— его способность эффективно управлять отношениями.

Если говорить еще проще, то эмоциональный интеллект — это умение понимать свои эмоции и эффективно управлять ими. Что мы, родители, можем сделать для того, чтобы помочь детям развить свой EQ? Для начала научить их понимать свои чувства.

Родители прошлых поколений говорили своим детям «не плачь» и «не злись», но теперь родители делают прямо противоположное. Вместо того чтобы поощрять детей преодолевать свои чувства, не обращать на них свое внимание, нынешние родители активно помогают детям определять всю палитру испытываемых в тот или иной момент эмоций.

Специалисты по развитию эмоционального интеллекта считают, что практиковать осознанное внимание к чувствам и эмоциям можно с самого раннего детства. Элементарный пример: если, например, малыш дуется, потому что вы сказали ему «нет», обратите его внимание на то, что он выглядит так, как будто он сердится или расстроен. Уточните, что он чувствует в этот момент — злость, обиду или огорчение. Такие простые стратегии помогут детям лучше понимать себя и объяснить в случае необходимости кому-то, как он себя чувствует, что именно его обижает, чем он расстроен.

Читайте также:  Как принимать анафранил при депрессии

Еще одна простая практика: «измеритель настроения». Он может быть как наглядный, так и мысленный. Например, круг с четырьмя цветами. Для начала все очень просто: красный = злой, синий = грустный, зеленый = спокойный, желтый = счастливый. Ну или что-то в этом роде. По мере знакомства с другими эмоциями, измеритель настроения можно дополнять другими цветами и оттенками.

Другая идея. Попросите детей ранжировать свои эмоции по шкале от 1 до 10, и делайте это сами — указывайте, когда вы чувствуете себя действительно разгоряченным или когда вы спокойны. Например, «сынок, я сейчас очень злая, примерно на 7, так что давай лучше отложим разговор, когда я успокоюсь». Или: «моя радость от твоего подарка взлетела под 10!».

На самом деле не имеет значения, какой инструмент вы используете (или не используете вообще); все, что имеет значение, — это то, что родители принимают меры, чтобы помочь своим детям настроиться на свои чувства, а не отказываться от них.

Обращать внимание на свои эмоции — это первый шаг к тому, чтобы научиться ими управлять. Иногда просто проговаривание эмоций помогает разрядить их. Слишком часто мы пытаемся притворяться, что не испытываем отрицательных эмоций, пока не становится слишком поздно, и мы начинаем чувствовать себя по-настоящему ужасно. Отсюда и возникают стрессы, депрессии, расстройства…

Изучение того, как справляться с эмоциями, это проект на всю жизнь. И это не только ваша забота как родителя. Но вы можете помочь детям развить эмоциональный интеллект, показав им, как справляетесь с трудными чувствами вы сами.

Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Поэтому будьте по-настоящему внимательны к себе и своим действиям, словам. Будьте столь же внимательны, говоря о том, как вы справляетесь со своими переживаниями. Родителю важно нормализовать тот факт, что все люди испытывают стресс, печаль и гнев, и что ничего «плохого» с вашим ребенком не происходит, если он тоже испытывает эти чувства.

Но специалисты настаивают не просто на назывании переживаний, но и демонстрации того, как лучше и правильнее с ними справляться. Например, вы забыли что-то купить, вы показываете, что расстроены этим фактом. Далее покажите или расскажите, как вы к этому относитесь и что будете делать, чтобы справиться с переживанием. Вы можете сказать: «ну что ж, теперь мне важнее успокоиться, нужно сделать несколько глубоких вздохов — это почти всегда помогает».

Сейчас все больше издают детских книг, направленных на знакомство с эмоциями и чувствами, читайте их детям, пример сказочных персонажей тоже помогает развивать свой собственный эмоциональный интеллект.

И последний важный момент. Каждый раз, когда вы видите, как ребенок борется со своими эмоциями, проявляет их, старается пережить и успокоиться, не забывайте похвалить его за эту нелегкую внутреннюю работу. Дайте ребенку понять, что вы цените его усилия. К сожалению, многие родители, похоже, сами нуждаются в серьезной помощи. Несмотря на то, что так много родителей говорят, что они хотят вырастить эмоционально стабильных, заботливых детей, опросы показывают, что родители гораздо больше заботятся не об их внутреннем мире, а об их финансовом успехе. Это тоже важная забота, но финансовый успех еще не делает людей счастливыми.

Источник

Оцените статью