Логическая обоснованность эмоциональная окрашенность
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности, стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений, использует особый научный язык, использует особые методы.
A) логическая обоснованность — научное.
Б) доказательность — научное.
B) опора на верования — мифологическое.
Г) проверяемость — научное.
Д) эмоциональная окрашенность — мифологическое.
Источник
Познание и истина
Установите соответствие между элементами структуры познания и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Структура процесса познания:
1. Субъект познания — это носитель познавательной активности, тот, кто осуществляет познание (познающий человек, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и волей).
2. Объект познания — то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (познаваемый предмет, процесс, явление).
3. Условия познания — это средства, которые используются в процессе познания (приборы, информация и т.д.)
4. Результат познания — новое знание
Установите соответствие между уровнями познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Уровни (стороны) познания:
1. Чувственное познание — осуществляется с помощью органов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения.
Особенности чувственного познания:
— непосредственность
— наглядность
— воспроизведение внешних свойств объекта
2. Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — познание, основанное на абстрактном мышлении
Особенности рационального познания:
— опора на результаты чувственного познания
— абстрактность и обобщенность
— воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений
Установите соответствие между формами познания и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета (явления), возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Восприятие — целостный чувственный образ предмета (явления), непосредственно воздействующего на органы чувств.
Представление — чувственно-наглядный обобщенный образ предмета (явления), сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета (явления).
Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете (явлении), связь понятий.
Умозаключение — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
Установите соответствие между формами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Выделяют два уровня познания: чувственный и рациональный.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Установите соответствие между признаками и соответствующими видами познания: к каждой позиции, данной соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Познание”.
Познание — деятельность человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания.
Виды познания:
1. Обыденное (житейское) — основывается на наблюдении и здравом смысле, не требует специальных инструментов, является основой повседневного поведения людей
2. Религиозное — основано на вере
3. Научное — основанное на теоретических и логических рассуждениях, стремится к объективности, осуществляется с помощью специальных познавательных инструментов
4. Мифологическое познание — (от греч. mythos — предание, рассказ) — познание, осуществляемое в процессе повествования, архаические (древние) повествования о богах, героях, творении мира
5. Художественное познание — познание с помощью образов, средствами искусства, нет стремления к объективности.
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
\(\begin
Для выполнения этого задания повторите тему “Истина”.
Истина — знание, соответствующее предмету познания.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности.
Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Критерии истины — то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения:
1. соответствие законам логики
2. соответствие ранее открытым законам науки
3. практика
Источник
Логическая обоснованность эмоциональная окрашенность
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности, стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений, использует особый научный язык, использует особые методы.
A) логическая обоснованность — научное.
Б) доказательность — научное.
B) опора на верования — мифологическое.
Г) проверяемость — научное.
Д) эмоциональная окрашенность — мифологическое.
Источник
Тест «Виды познания»
Тест по теме: «Виды познания»
10 класс — ПРОФИЛЬ
1. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?
1) закон падающего бутерброда 2) закон стоимости
2) закон фотоэффекта 4) закон спроса
2 .Вывод: «Характер человека зависит от взаимного расположения на звёздном небе всех девяти планет Солнечной системы в момент рождения», — является примером:
1) художественного вымысла 2) мифологического знания
3) здравого смысла 4) паранаучного знания
3 .Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни — один из способов познания мира.
Б . И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4 .Верны ли следующие суждения о социальном познании:
Отличительной особенностью социального познания являются:
А. Использование научных теорий для изучения окружающего мира.
Б. Совпадение объекта и субъекта познания.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Искусство характеризуется тем, что оно:
1) отражает действительность в образно-символической форме
2) выполняется функцию социального управления
3) основано на вере в сверхъестественное
4) комплексно описывает и объясняет события и явления
6. Какое из приведённых ниже утверждений является научным:
1) планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями
2 жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения
3) планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству
4) со временем некоторые звёзды становятся красными гигантами
7 .Эмпирические научные знания добываются в процессе:
1) математического анализа 2) построения теорий
3) наблюдений 4) систематизации знаний
8 .Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания(исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) выявление и объяснение закономерностей
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Д) выдвижение гипотез
9 .Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
Д) стремление к истинному знанию
10 . Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Тест по теме: «Виды познания»
10 класс — ПРОФИЛЬ
1. Только в состав научного познания входят:
1) установленные факты 2) экспериментально обоснованные выводы
3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений
2 . «Март сухой, да мокрый май — будет каша и каравай». Данное утверждение является примером:
1) житейского знания 2) мифологического знания
3) художественного вымысла 4) экспериментальных знаний
3 . Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4 . Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные, ставит новые задачи перед теоретическим уровнем познания.
Б. Результаты эмпирического исследования фиксируются в форме научной теории.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания:
1) описание научных фактов 2) проведение наблюдений
3) организация эксперимента 4) выдвижение гипотезы
6. Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в её способности участвовать в решении вопросов:
1) управления общественными процессами 2) совершенствования производства
3) разработки экономических реформ 4) возникновения и сущности жизни
7. Эмпирический уровень научного познания характеризуется:
1) обобщением 2) абстрагированием
3) сбором фактов 4) постановкой гипотезы
8 .Установите соответствие между признаками и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) логическая обоснованность
B) опора на верования
Д) эмоциональная окрашенность
9 .Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания(исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
A) формулирование научных законов
Б) объяснение сущности изучаемых явлений
B) выдвижение гипотез
Г) наблюдение изучаемых явлений
Д) проведение количественных измерений
10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Источник