Лица простых людей эмоции

25. Мимика

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Читайте также:  Чем отличается чувство человека от чувств животных
Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.

2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.

3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.

4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.

5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.

6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.

7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.

8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.

9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.

10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.

11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.

12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Читайте также:  Как бороться со стрессом ребенка

Проверь себя

1. Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

Чаще всего полезнее калибровать эмоции-реакции — они сообщают об «искренней» оценке ситуации.

2. При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

Обычно при публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. Но, естественно, эмоции-реакции у выступающего тоже есть.

3. Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?

Скорее всего
эмоция-иллюстрация: 1, 3, 6, 7
эмоция-реакция: 2, 4, 5, 8

4. Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:

1. Удовлетворена какая-то ценность.
2. Основные ценности удовлетворены.
3. Ожидания более чем удовлетворены.
4. Есть возможность выигрыша.
5. Нарушены его важные ценности.
6. Потеря важного для него человека.
7. Нарушены какие-то ценности.
8. В будущем будет опасная ситуация.
9. Нарушение ожиданий.

Для всех ответов надо добавлять «скорее всего».

1. Удовлетворена какая-то ценность — радость.
2. Основные ценности удовлетворены — счастье, сильная радость.
3. Ожидания более чем удовлетворены — восторг, счастье.
4. Есть возможность выигрыша — азарт.
5. Нарушены его важные ценности — гнев, злость.
6. Потеря важного для него человека — горе.
7. Нарушены какие-то ценности — разочарование, недовольство.
8. В будущем будет опасная ситуация — страх.
9. Нарушение ожиданий — удивление.

Источник

Читаем мысли по выражению лица

Чтение мыслей – излюбленная тема фантастов и конспирологов: на протяжении целых столетий люди задавались и все еще задаются вопросом, сможем ли мы когда-нибудь научиться читать мысли друг друга, и как именно это будет выглядеть. Нет никаких оснований считать, что подробное содержание мыслей (фразы, которые человек мысленно проговаривает, и образы, которые он создает) когда-нибудь научатся считывать подобно информации с жесткого диска-носителя. То есть чтение в полном смысле этого слова остается и, скорее всего, останется не более чем волнующей выдумкой. Но при этом, во множестве случаев, мы все же читаем мысли по выражению лица, а вернее угадываем их общее направление.

Прочесть мысли невозможно, но наблюдательный человек сможет многое узнать о них по микровыражениям мимики лица и некоторым характерным жестам.

Секрет «чтения мыслей» в том, что человеческая мысль вызывает эмоцию, на которую мгновенно отзывается невербальное поведение.

Чтобы понять, что это такое, подумайте о лимоне, представьте его или произнесите это слово вслух, и вы заметите повышенное слюноотделение во рту, как если бы держали ломтик лимона рукой, намереваясь его съесть. И пусть этот опыт скорее из области условных рефлексов, он все же хорошо иллюстрирует, какой прочной может быть связь между сознанием и физиологией.

Секреты мимики лица

Как бы человек ни старался, он не в силах контролировать мимику полностью. Попытки добиться такого контроля приводят к наглядной потере естественности: вспомните выражение «натянутая улыбка». Когда человек пытается изобразить на лице эмоцию, которую не испытывает на самом деле, возникает фальшь. Она бросается в глаза, и притворство легко заметить.

Театральным актерам строго-настрого запрещают показывать эмоции с помощью мимики. Все они уделяют много времени тренировкам развития мимики, но лишь для того, чтобы лучше выражать настоящие чувства.

Подавить мимический отклик на эмоцию почти так же трудно, как обмануть детектор лжи. Да, это возможно, но вероятность того, что ваши друзья и знакомые способны на это, стремится к нулю, если, конечно, среди них нет офицеров разведки. Получив первичное понимание о реакциях лица на базовые эмоции, вы сможете безошибочно читать чувства других людей по мимике.

Читайте также:  Кто как себя чувствовал после пункции фолликулов

Основные эмоции и способы их определения

Многообразие эмоциональных оттенков, испытываемых человеком, огромно, но главных эмоций, как и нот, всего 7. Все остальное можно считать их производными. Мимическая реакция на основные эмоции у всех одинаковая, она не зависит от индивидуальных качеств человека, разве что проявляется ярче и заметнее у эмоциональных натур и тех, кто направленно занимается развитием эмоций человека и мимики лица.

7 базовых эмоций:

Счастье

Счастливый человек улыбается. Это самый верный признак радости, удовлетворенности, умиротворенности, восторга и всех сопряженных эмоций. В настоящей улыбке счастливого человека участвует все лицо: от бровей до подбородка. Этим она отличается от улыбки фальшивой: притворщик поднимает уголки губ, не задействуя щеки и мышцы вокруг глаз.

  • Губы растянуты за счет поднятия щек.
  • В уголках глаз появляются морщинки.
  • Человек как будто немного жмурится от удовольствия.

Удивление

Признаки удивления карикатурны и очень узнаваемы. Гиперболизированное выражение удивления широко применяется в мультипликации и встречается в популярных интернет-мемах.

  • Круглые глаза «на выкате».
  • Максимально поднятые брови.
  • Приоткрытый рот или сильно опущенный подбородок.

Страх

Выражение страха немного похоже на удивление. Нередко удивление на лице человека перетекает в страх, т. к. угроза осознается и оценивается не мгновенно – сначала человек реагирует на неожиданность и только потом на опасность. Интервал между реакциями составляет в среднем 1–2 секунды.

  • Брови подняты, но не разведены, как при удивлении, а сужены и вытянуты.
  • Морщинка над переносицей на стыке бровей.
  • Приподнятые верхние веки.
  • Рот приоткрыт, губы напряжены и слегка растянуты.

При сильном гневе к голове приливает кровь, появляется злобный блеск в глазах, лицо краснеет. Когда человек в ярости, это сложно упустить из виду, но противодействовать гневу лучше и безопаснее, пока его контролируют. Поэтому мимические признаки гнева рекомендуется внимательно изучить и запомнить.

  • Брови нахмурены, глубокая складка на стыке бровей над переносицей.
  • Зубы стиснуты, скулы напряжены.
  • Рот закрыт, губы немного поджаты и сужены.
  • Глаза «страшные», т. е. открыты так широко, насколько позволяют опущенные брови.
  • Лицо немного наклонено вперед, взгляд исподлобья.

Печаль

Грусть принято считать свойством взгляда, отсюда выражения вроде «грустные глаза», «тоска во взгляде» и т. п. На самом деле, единственная роль взгляда в грустном выражении лица – его отрешенность или направленность вниз в одну точку, все остальное делает «свита».

  • Взгляд невидящий, рассеянный, направленный вовнутрь.
  • Глаза полуприкрыты.
  • Опущенные уголки губ в противоположность улыбке.
  • Рот закрыт, нижняя губа может быть немного выставлена вперед.

Отвращение

Выражение отвращения называют «гримасой», т. к. в нем участвуют все лицевые мышцы, лицо человека резко преображается. Гримасу отвращения трудно с чем-то спутать, т. к. ни одна эмоция не вызывает столько мышечных сокращений сразу: под воздействием отвратительного зрелища лицо буквально сморщивается.

  • Щеки подняты, переносица наморщена.
  • Глаза сильно сужены.
  • Рот приоткрыт, обнажены верхние зубы за счет приподнятой верхней губы.

Презрение

Выражение презрения несимметрично. Обычно это приподнятый уголок рта с одной стороны или одна приспущенная бровь. Презрение сочетает в себе черты насмешки и превосходства – так смотрят на людей, которых считают много ниже себя.

  • Рот закрыт.
  • Уголок губ поднят с одной стороны или бровь немного опущена.

Узнать подробнее о курсах

Источник

Оцените статью