Лэпбук «Мир эмоций»
ЕЛЕНА МЕДЯНИК
Лэпбук «Мир эмоций»
Формирование и развитие базовой способности воображение и речевой эмоциональности объясняется тем, что эмоции являются центральным звеном психической жизни ребёнка. В последние годы появляется всё больше детей с нарушением речи и психо-эмоционального развития,к которым относятся: а) Недостаточно развитая речь, б) эмоциональная неустойчивость, в) враждебность, г) агрессивность, д) тревожность во взаимоотношениях с окружающими, е) слабо развитое воображение.
Представляю вашему вниманию лэпбук по развитию речи «Мир эмоций».
Цель: Помочь воспитанникам войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта.
Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
Развивать речевые умения;
Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Учить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
В пособии использованы дидактические игры и задания разработаны с учётом возрастных особенностей.
1.Дидактическая игра:разрезные картинки: «Собери эмоцию».
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей тела при выражении различных эмоций, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.
Материал: разрезные картинки с частями лица, имеющих разные эмоциональные выражения.
Задание: собрать эмоциональное состояние и назвать их.
2.Дидактическая игра: «Тучка и дождик».
Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.
Задание: найти тучку и капельки с одинаковым настроением.
3.Проблемные ситуации: «Составь рассказ».
Набор сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
Цель: развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по картинам.
Задание: необходимо посмотреть на картинку и описать проблемную ситуацией (например,ситуация: мальчик упустил рыбку, а дети должны объяснить, почему ему обидно, что выражает его лицо, его жесты. Попросить детей составить историю исходя из данной картинки).
Цель: развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по картинам.
4.Дидактическая игра: «Нарисуй своё настроение».
Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности, развивать мелкую моторику.
Задание: нарисовать свое эмоциональное состояние (нарисовать лицо и эмоции лицам мальчиков и девочек).
5.Игра: «Зоопарк настроения»
Это игра, на которой изображены образы животных, которые, как и дети, смеются, плачут, радуются, поможет в знакомстве с такими эмоциональными проявлениями, как настроение (устойчивое переживание эмоций) и характер (проявление отношения к себе и окружающим). Эти знания являются основой общения с окружающим миром. Игра поможет в развитии внимания, мышления, памяти и речи.
1 вариант: воспитатель показывает карточку с изображением животного и просит найти на своей карте такую же картинку, назвать животное и его эмоциональное состояние (злой крокодил, виноватый бегемотик).
2 вариант: «Подбери пару».
Взрослый показывает карточку. Ребенок называет эмоцию и ищет на столе животное с таким же эмоциональным состоянием.
3 вариант: «Придумай причину».
Взрослый показывает карточку, дети называют эмоциональным состояние животного и пытаются объяснит, почему оно может возникнуть (например: крокодил сердится, потому что его разбудили).
6.Карточки: «Покажи эмоцию детей».
Цель: обучение показу различных эмоций и умение их определять, называя и проговаривая эмоцию ребенка.
Материал: карточки с изображением детей.
Задание: показать эмоциональное состояние детей.
7. «Эмоции в стихах».
Цель: стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы; обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
8. «Конструктор настроения».
Конструктор предназначен для того, чтобы познакомить детей с главными человеческими эмоциями – радостью, удивлением, огорчением и грустью. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
9. «Собери мальчику и девочке эмоцию».
Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций.
Материал: два туловища – девочки и мальчика, набор лиц с различными эмоциями.
Задание: найти одинаковые эмоции у мальчика и девочки.
10.Развивающая игра: «Найди сходства и различия».
Игра поможет развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление, а также связную речь.
Задание: необходимо указать сходства и различия между картинками.
11.Дидактическая игра: «Эмоции в картинках».
Цель: формирование умения показывать эмоции; развитие мимических мышц; обогащения словарного запаса детей.
Материал: карточки с эмоциональными состояниями.
Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней? Какое выражение лица мальчика? (девочки, кошки, собаки). Покажи их настроение. Найдите одинаковые эмоции у мальчика и девочки, у собаки и кошки.
В пособии использованы интересные элементы,такие как:
• Конструктор из бумаги –оригами: «Настроение»;
С помощью лэпбука ребёнок сможет собрать «Разрезные картинки»;проиграть в дидактическую игру: «Тучка и дождик»; нарисовать свое настроение; найти сходства и отличия на картинках;поиграть с конструктором: «Настроения»; собрать девочки и мальчику эмоцию; рассмотреть картинки с эмоциями.
Спасибо за внимание!
Дидактическая игра «Мир эмоций» Дидактическая игра «Мир эмоций» дидактическая игра подходит для детей от трех до четырех лет Цель игры : развитие представлений об.
Дидактическая игра «Мир эмоций» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МИР ЭМОЦИЙ»Автор педагог — психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 18» города Оренбурга Морозова Наталья.
Конспект занятия по психологии «Детский мир эмоций» в средней группе «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий) Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Конспект занятия «Волшебный мир эмоций» Конспект занятия «Волшебный мир эмоции» Составила педагог-психолог Ю. Н. Губина Программное содержание: Цель : Развитие и расширение эмоциональной.
Лепбук «Мир эмоций» Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены.
Лэпбук «Подводный мир» Уважаемые коллеги и друзья, предлагаю вашему вниманию мою новую работу — Лэпбук «Подводный мир». «Тематическая папка» включает в себя.
Мастер-класс Лэпбук «Мир эмоций» Лэпбук » МИР ЭМОЦИЙ» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют.
Конспект игрового занятия «Сказочное путешествие в мир эмоций» Сценарий игрового занятия «Сказочное путешествие в мир эмоций» Тематическое направление – коммуникативная игра Дата проведения: 20.10.2017г.
Методические рекомендации по использованию развивающего пособия «Мир чувств и эмоций» для старшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 46 городского округа-город Камышин.
Игровая образовательная ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир эмоций» Тема игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир эмоций» Приоритетная образовательная область:.
Источник
Как научить ребёнка выражать свои эмоции
Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.
Полина Жданова
Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.
Для начала разберёмся с понятиями:
- эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
- чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.
Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).
Виды и способы выражения эмоций
Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:
- ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
- агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
- открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:
- возбуждение в организме человека;
- особое переживание в теле, например, дрожь;
- экспрессия, например, повышающаяся интонация.
Как ребёнок выражает свои эмоции
Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.
Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.
Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.
В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.
Как научить ребёнка выражать эмоции
Выслушайте
Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.
Признайте важность эмоций
Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.
Создавайте словарик эмоций
Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».
Обозначайте свои чувства
Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».
Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств
Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.
Планируйте пути решения
Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.
Обсудите героев
Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.
Формируйте «я-позицию»
Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.
Запишите ребёнка на курсы
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.
А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник