- Поэзия «Зар Заман».
- Литературное направление зар заман связано с упадническими настроениями после
- Представители эпохи Зар-Заман ( Дулат, Шортанбай, Мурат). Оценка их общественной деятельности
- Поэзия Зар Заман
- В период «Зар заман» шла борьба за возрождение казахской государственности». Вы согласны с этим мнением?
Поэзия «Зар Заман».
Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман).
Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время казахов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении «Сарыарка» основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей. Мурат — поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи. Видным представителем религиозной мусульманской казахской литературы был Аубакир Кердери (1858-1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он признавал «культурную миссию» России. В его произведениях нет антирусских мотивов. Наоборот, он считал, что «белый царь» заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867-1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству. Не знающие искусства, говорил, он, должны терпеть в жизни неудачи.
Источник
Литературное направление зар заман связано с упадническими настроениями после
Проанализируйте
Присутствовали ли в творчестве акынов этой эпохи демократические воззрения?
Поэты в своем творчестве осуждали взяточничество волостных управителей, падение авторитета биев, доносительство и т.д. Одни поэты, не видя выхода из создавшегося положения, стали искать его в распространении идей о лучшей жизни в ином мире. Другие ушли в идеализацию прошлого, так как подавление ряда восстаний первой половины XIX века вселило в них неверие в будущее.
Основной идеей произведений поэтов эпохи «Зар заман» является целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ» («ел»). На этом пути поэты видели сохранение особой ментальности и национального характера степняков, а вместе с тем – казахов как народа. Лейтмотив поэзии этой эпохи содержится в тезисе: «Біз бірлік-берекеден айырылып барамыз, бүйте берсек құримыз» («Мы лишаемся единства и сплоченности; если будет и далее так, то исчезнем как народ»).
Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально-экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.
Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.
Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.
3. Дулат Бабатайулы – видный представитель направления «Зар заман». Он являлся свидетелем усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822–1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867–1868 годов, ряда национально-освободительных движений. Так, в стихотворении «О, Сарыарқа, Сарыарқа!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку» раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения. Поэт называл их предателями интересов своего народа, древних обычаев и традиций. Бабатайулы мечтал о тех днях, когда восстановится Ка захское ханство времен великого Абылая, и восхвалял тех, кто боролся за свободу народа.
Источник
Представители эпохи Зар-Заман ( Дулат, Шортанбай, Мурат). Оценка их общественной деятельности
Поэзия «Зар Заман». Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман). Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды. Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Ба-батайулы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах «Осиет-Наме» он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в. допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: «Страна твоя осталась в кольце». В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди «будут находиться на учете». Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа. Свидетелем массового переселения русских крестьян в Казахстан был поэт Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.). Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время казахов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении «Сарыарка» основной причиной обнищания казахов названа переселенческая политика русских властей. Мурат — поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи
Источник
Поэзия Зар Заман
Поэзия «Зар Заман». Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман).
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.
Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Ба-батайулы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах «Осиет-Наме» он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в. допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.
Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: «Страна твоя осталась в кольце». В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди «будут находиться на учете». Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как
Источник
В период «Зар заман» шла борьба за возрождение казахской государственности». Вы согласны с этим мнением?
«Зар заман, Лихолетье (скорбные времена) — период ликвидации царским правительством ханской власти в 19 в., после введения в 1867—1868 «Положения об управлении казахами» и установления на его основе нового порядка. В связи с отменой ханской власти, были утеряны основные устои, на которых держалось традиционное казахское общество. Получило название по песне-толгау «Зар заман» акына Шортанбая Канайулы. Позднее возникло литературное течение «Зар заман», нашедшее отражение в творчестве Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы, Абубакира Кердери и др. Основная тема их творчества — протест против экономической, политической, культурной, колонизации Российской империей Казахской степи. В их произведениях нашли отражение объективно существующее ухудшение положения народа, усугубившееся в результате лишения обширных пастбищ и плодородных земель, бесчинств, насилия и взяточничества со стороны чиновников, упадка этических ценностей, отход от канонов ислама и т. д. Не сумев найти путей будущего, многие из них обратились к идеализации прошлого, что привело к сложным противоречиям в их творчестве. Другие искали утешение в мечтах о лучшей жизни в ином мире. Всех их объединяло упадническое настроение: скорбь о былом, боязнь грядущего. Вместе с тем, они стремились к реалистичности, достоверности и конкретности психологических образов и внесли определённый вклад в развитие казахского литературного языка.» (с) Википедия
Источник