Литература по эмоциональному интеллекту дошкольников

Каталог книг для родителей «Книги на развитие социального и эмоционального интеллекта»
книга (старшая группа)

Мною были разработан каталог книг позволяющий родителям развивать социальный и эмоциональный интеллект детей во впемя чтения

Скачать:

Вложение Размер
1_emotsionalnyy_intellekt.docx 617.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Ромашка» города Ставрополь

Каталог книг для родителей

«Книги на развитие социального и эмоционального интеллекта»

2020 г. Ставрополь

Каталог книг для родителей

«Книги на развитие социального и эмоционального интеллект»

Уважаемые родители, в современном мире мы задумываемся об интеллектуальном развитии ребенка больше чем о социальном и эмоциональном. Но многими ученными доказано, что социальное и эмоциональное стоит на одной ступени, и также как интеллект участвует в становлении личности, дальнейшей карьере, успешности вашего ребенка. Социальный и эмоциональный интеллект – это не что иное, как чуткость, тактичность, умение услышать собеседника, распознать, понять его эмоциональное состояние и, как следствие, дать логичный, взвешенный, а не продиктованный раздражением и эмоциями ответ. Основываясь на этом, нами была подобрана литература, которая помогает развивать социальный и эмоциональный интеллект.

Веселый и любознательный зайчик Карлхен, как любой трехлетний малыш, иногда бывает непослушным и любит покапризничать. Может улечься прямо на тротуаре или отказаться ложиться спать в положенное время, может спорить с кузиной или обидеться на папу. Для родителей сборник рассказов про Карлхен – это практически справочник по воспитанию, как реагировать на самые разнообразные детские поступки.

«Зайчик Короткие Уши»

Главный герой по-настоящему заслуживает и сострадания, и сочувствия, и восхищения. Непросто живётся маленькому зайке, который родился с очень короткими ушками. Что он только ни делал, чтобы заставить ушки вырасти. Проблема решилась самым необычным образом. И всем стало понятно, – совсем не важно, какой длины у тебя уши, если у тебя храброе и благородное сердце и, если ты – настоящий мастер своего дела.

Джудит Виорст «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший и плохой день»

У каждого время от времени случаются дни, когда все идет наперекосяк и не так, как хотелось бы. Вот такой день случился и у Александра. Жвачка попала в волосы, учительница не похвалила рисунок, зубной врач нашел кариес, брат толкнул в грязь, отругала мама и в магазине не оказалось кед с красными полосками и заставили купить обычные белые.

«Киса Алиса и мир эмоций. Сказка для детей 3-6 лет»

. Именно в этом возрасте пора активно знакомить ребёнка с его переживаниями. Обучая его понимать себя и свои чувства, говорить про них, а в последствии и управлять ими, вы даёте ему шанс не «прятать» проблемы внутри и не превращать их в источник хронической травмы, а учиться с этими переживаниями справляться. В книге есть игры и упражнения, которые дадут вам простор для экспериментов и исследований по развитию навыков распознавания эмоций и интересную информацию в этой области для родителей.

«Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта»

Эта книга в игровой форме познакомит ребенка с разными чувствами, поможет лучше узнать себя и проработать отрицательные эмоции. Главный герой книги — Малыш Элон — гиперчувствительный слоник, который не только видит эмоции, но и дружит с ними. Вместе с Элоном ребенок будет выполнять различные задания, после которых его ждет награда.

«Я такой разный. 6 книг для развития эмоционального интеллекта. Комплект»

Комплект книг способствуют развитию эмоционального интеллекта, умению понимать свои эмоции, формированию адекватной самооценки, развитию коммуникативных навыков, демонстрируют малышу правильные модели поведения, а кроме того, создают пространство между ним и вами, родителями, где можно свободно, без стеснения и стыда, говорить даже о непростых чувства.

Елена Ульева «Энциклопедия добрых дел. Сказки для малышей»

Каждый родитель хочет, чтобы его малыш вырос добрым, отзывчивым и воспитанным. «Энциклопедия добрых дел» станет первым помощником в формировании этих качеств у ребёнка. На примере историй о животных малыш узнает, что такое добро и зло, страх и храбрость, вежливость, внимательность, а также о многих других качествах.

«Энциклопедия для самых маленьких»

Данная книга из серии энциклопедий для самых маленьких познакомит вашего малыша с миром чувств и эмоций. Эти первые, но в тоже время необходимые детям знания представлены в книге просто и доступно. Энциклопедия рассказывает о таких эмоциях, как грусть, радость, гнев, страх, гордость и другие. Что такое эмоция? Как контролировать свои эмоции? Как правильно понимать эмоции других людей? Ответы на эти и другие вопросы малыш найдёт в этой первой своей энциклопедии.

«Главная книга малыша. Мои эмоции»

Ваш ребенок будет легко и весело учиться справляться с эмоциями, понимать других людей, относиться с юмором к жизненным неудачам и радоваться успехам. В этой книжке есть все — радость, смущение, волнение, растерянность, удивление и другие чувства и эмоции, которые может испытывать человек. На каждом развороте вы найдёте забавные истории, которые наверняка будут знакомы и вам, и детишкам.

Шьен Шо Шин Орели

Серия «Для детей. Эмоции Гастона»

Серия книг благодаря которым можно развивать эмоциональный интеллект. В серию входят такие книги как: «Гастон ревнует», «Гастон грустит», « Гастон стесняется», « Гастон боится», «Гастон злится».

Знакомясь с эмоциями, ребенок на новом уровне учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретая такие важные качества как эмпатия, честность, стремление к здоровьесбережению, умение договариваться, избегать и выходить из конфликтных ситуаций. При условии осознания своих эмоций повышается стрессоустойчивость и работоспособность. Все выше перечисленное поможет ребенку – дошкольнику перейти на новую ступень развития, и стать школьником у которого будет проходить процесс адаптации к школе намного легче, чем у других детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовая памятка для родителей ясельных групп. Поможет сориентироваться в море советов по адаптации к детскому саду.

Дидактическое мультимедийное пособие для детей подготовительной группы на развитие социально — эмоционального интеллека «Поинрем и узнаем».

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится дума.

Краткий обзор книги.

В статье представлен опыт работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста.

Чтобы в ребенке не появилась установка «Я не люблю книги, не люблю читать», чтобы возникла высокая эмоциональная отзывчивость к персонажам художественных произведений, необходи.

Источник

Детские книги для развития эмоционального интеллекта

В доме бабушки Лейлы собрались девять животных с непростыми характерами: кто-то ленится, кто-то ревнует, кто-то стесняется. Кошка Мина раньше постоянно плакала: у нее всегда было плохое настроение. Но одно событие помогло ей понять: капризами ничего не добьешься, да и радоваться куда приятнее, чем грустить. Когда познакомитесь с Миной, не забудьте прочитать про упрямого ежика Колючку, ревнивую лягушку Кваку и сердитого паука Рыка — у них есть для вас парочка советов.

У Сони и Ника появились новые друзья — монсики. Это волшебные существа, которые рассказывают ребятам про то, что происходит у них внутри, когда они злятся, радуются или ревнуют. Оказывается, во всем виноваты эмоции, но, если с ними подружиться, можно научиться контролировать свою злость, побеждать страхи и быть аккуратным и внимательным.

Встречайте хамелеона Игната. Его цвет меняется в зависимости от настроения, но Игнат всегда знает, как справиться с самыми сложными эмоциями: гневом, страхом, стеснением. А еще он умеет превращать негативные эмоции в позитивные и, конечно, научит этому вашего малыша! В книге есть много поучительных историй и психологических игр, так что знакомство с эмоциями будет и приятным, и полезным.

Источник

Cтатья «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

На сегодняшний день наблюдается тенденция роста интереса к изучению сферы эмоционального интеллекта.Под эмоциональным интеллектом, вслед за Д. Мейером и П. Соловеем, мы понимаем способность распознавать и понимать свои собственные, а также эмоции партнера по общению, и регулировать эмоциональные состояния: свои и чужие.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению внушительного количества ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Что такое эмоциональный интеллект?

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,

— субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей 1 .

К выразительным формам эмоций относятся:

· жесты (движения рук),

· мимика (движения мышц лица),

· пантомимика (движения всего тела),

· эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

· вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.

Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.

В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.

Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) — это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. .Майер и П. Сэловей выделяют четыре её составляющие:

1. Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.

2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.

3. Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.

4. Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Смысл и значение развития эмоционального интеллекта — это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимо-зависимости развития умственного и эмоционального развития. Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Но результаты мониторингов показывают:

· У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;

· У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;

· У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.

А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.

Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений и родителями стоит цель:

— Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

— Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Из цели вытекают следующие основные задачи:

— Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.

— Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

— Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.

— Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.

— Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.

— Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);

– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.

Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).

Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте — проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.), обучать способам выражения сочувствия, внимания ( поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.

Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый, как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера, наполненная доброжелательностью и любовью.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы :

o комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

o оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

— Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

— Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

— Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

— Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

o игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

o Обучающие беседы, рассказ воспитателя.

o Сказкотерапия — современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.

o Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.

o Арт-терапия – представляет собой методику воздействия при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).

o Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).

o Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).

o Посещение комнаты психологической разгрузки.

o Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)

o Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).

o Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

На сегодняшний день большое внимание уделяется проблеме развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, поскольку именно в этот период, по мнению ученых, происходит формирование эмоциональной сферы как таковой. Более того, они полагают, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте может привести к успеху в дальнейшей жизни в целом.

Важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

· умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

· способностью сознательно влиять на свои эмоции;

· умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

· способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

· способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта.- СПб.: БХВ- Петербург, 2012.

2. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта.// Вестник бурятского государственного университета. 2013.

3. Вайнер М.Э. Игра и эмоциональное развитие. 2001.

4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2005.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Что выделяет успешных людей среди других? В своей статье я рассматриваю пути формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста и практики социально-эмоционального обучения.

Источник

Читайте также:  Каким может быть темперамент детей
Оцените статью