Лирика любовного чувства это

о любовной лирике

Автор: Вадим Фельдман

Начиная говорить о любовной лирике, всегда сталкиваешься с проблемой неприятия прописных истин. Будь вы хоть Пушкин — никто не станет слушать. Заранее подведем итог — игры в поэзию для большинства людей важнее, чем поэзия. Думаю, этого достаточно, чтобы признать необходимость тонкого подхода к самому изложению вышеназванных прописных истин, и к их маскировке под революционные новшества. И все это – для людей, ровно настолько влюбленных в себя, чтобы не читать данного эссе. Тяжела доля эссеиста.

Это совершенно не избавляет нас от необходимости просвещать. Часто заходишь на какое-то стихотворение, пишешь «плохо», а к тебе с претензиями – мол, настоящих чувств не понял, плачущей душе не протянул «дарительный перст». Не знали о таком персте? Вычитал в одном шедевре. Прямо здесь, на стихире.

Не причем тут душа. Конечно же, любовная лирика имеет право на существование и должна проходить голубой (толерантность) нитью через творчество любого поэта. В жизни «Лямур-тужур» тоже занимает важное место. Проблема же состоит в том, что мы начинаем ее публиковать. Да-да, я про любовь, а вовсе не про лирику. Плохие стихи о чувствах – это выход «лямура» в тираж.

А между тем, некоторые, не осознавая размеров собственного преступления, — по сути, убийства любви, считают, что лирика — самый простой жанр и сразу лезут со своими плохо сформулированными переживаниями в душу читателя. На самом же деле, любовь — это самое сложное поэтическое (и не только) явление. Попробуйте-ка описать то, во что не верите! Попробуйте описать самое счастливое время своей жизни. Попробуйте описать то, что принесло Вам горе и страдание, которому не в силах человеческих помочь. Это не может быть «просто» по определению.

1) Любовная лирика очень сложна. Хрестоматийные стихи, — творения Эрато, — актуальны веками и пополнение сюда прибывает очень медленно. Стихи Пушкина о любви известны всем, Лермонтова — многим, Блока — избранным, Бродского — почти никому. А ведь Бродский не ребенок, но обычно его любовную лирику не цитируют. Почему? Очень просто — так как выражение чувства предельно сложно и связано у читателя со стандартами. Попробуй, говорит читатель, перепрыгни “Я вас любил“. И он прав. Наполовину. Конечно же, Бродский пишет не хуже Пушкина, просто последний нам знаком с детства, то есть он был с нами во время периода чувственного познания мира. Это многое обусловливает.

2) Любовная лирика сложна потому, что в стихотворении нельзя говорить о СВОЕЙ любви. Читателю это не интересно. Ну зачем мне знать, что Пупкина любила Соколова, и он ее бросил, или о том, что секс у Воротниковой был лучше секса Задрыпина? Читая любовную лирику, я ищу не этого. Я ищу СЕБЯ. Если вы хоть немного литератор, пишите про МЕНЯ. И тогда, возможно, у вас будут появляться оттенки и полутона. Не надо писать о силе вашего чувства. Напишите, почему мне интересна сила Вашего чувства. Напишите, что я, сидя один дома вечером, во мраке заточения, жду ЕЕ. Или не пишите вообще. Помните – в 90 процентах случаев люди обращаются к любовной лирике ради того, чтобы получить опыт решения проблем. И используют стихи, как учебник.

3) Любовную лирику нельзя писать так называемым, простым языком. Мне все на это ссылаются. «Да мы же для пипла хотим сказать, зачем нам сложности?».
Запомните. Просто говорить о том, чего не понимаешь, — не получится. Если кто-то думает, что “Я вас любил“ написано ПРОСТО, то мне его жаль. Это самое сложное стихотворение Пушкина, которое можно прочесть с 10 интонациями и каждый раз будет получаться новый смысл. В нем использованы — на 10 строк несколько метафор, несколько стилистических находок и несколько окказионализмов. Это вершина сложной поэтики. Оно не абстрактно, но все, что не абстрактно, кажется предельно простым. И если так воспринимать строки гения, то можно с тем же успехом смотреть сериалы, разлагая свои серые клетки физически и морально.

Читайте также:  Как определить есть ли у меня чувство юмора

4) Нельзя писать о том, что Вам. Ну напишите вы о том, что ЕМУ! Как ему там, что он думает. Он вас бросил — и потому плохой? Ха-ха. А, я, как читатель, уверен, что он правильно поступил, так как вы или в постели бревно, или просто дура. Как мне все это проверить? Никак. Потому пишите о нем больше, пишите о нем с разных сторон, ищите оттенки, черт побери.

Ещё хуже, когда стихотворение о любви превращается в письмо другу или подруге. У меня, как у человека культурного, сразу возникает ощущение брезгливости. Зачем мне это читать? Разве интересно копаться в чужих чувствах?
Конечно, интересно, скажет кто-то, так как каждое чувство оригинально. Но какая же, простите, оригинальность, может заключаться в личном любовном послании? Ее там не может быть по определению, так как это не литература, это чувствоописание, и мы все отлично знаем, что, когда не влюблен, присутствие в одном помещении с парой воркующих “идиотов“ — самая отвратительная ситуация в мире.

Я не читаю чужих писем. Но в данной ситуации, когда мне тыкают ими в нос — я хочу спросить автора — на что вы тратите три минуты моей жизни? На свои чувства? Я не согласен. Верните их назад.

Мне интересно другое. Мне интересно, как в любви отражается мир. Многообразный, поэтический. Мне интересна оригинальность чувства, и эта оригинальность должна, обязана быть предметом работы автора.

Разве пишет Пушкин “ Я вас люблю. Люблю. “ Нет! Он пишет, — “ Я Вас любил, так искренне, так нежно, как дай Вам Бог!“ Сразу в одной строке — описание качества своего чувства, его исключительности, его неповторимости — и признание поражения с надеждой на счастье любимой. Вот о чем надо писать, вот КАК надо писать.

Или у Бродского. “Я вас любил, любовь ещё (быть может, что просто боль) дырявит мне мозги. Все разлетелось к черту на куски“.

Кто Вам сказал, мой дорогой автор, что любовь не имеет отношения к политике, философии и религии, экономике и математике? Почему Вы решили, что можете освободить для себя место в поэтическом пространстве, и кроме своего кумира ничего не замечать? Мы же не на съезде фетишистов. Мы живем в этом мире. Ну не верю я, что он просто так Вас бросил, а Вы сидели голая на столе и плакали. Не верю! Скорее всего, у него была жена, дети, проблемы на работе, вы этого ничего знать не хотите, а он устал от вашего сюсюканья. Ну дайте же себе волю признаться, что не смогли понять его, утешить, что вы недостаточно его любили, чтобы он все бросил к черту. По вашим текстам видно, что вы его вожделеете, но кто он?
Он политик? Он игрок на бегах? Когда умерла его бабушка? Какие отношения у него складывались с женщинами в детстве? Вы хотите от меня, чтобы я желал тот же кусок мяса, который в своей бессоннице Вы себе нарисовали?

Пишите о любви — извольте говорить о ней в комплексе, а не только о себе и партнере.
И может быть, кого-то это заинтересует.

Читайте также:  Ранних работах созданных русским мастером еще чувствовалось постороннее

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • рукоделочки (205)
  • Мастер-класс (121)
  • вязание (51)
  • шитьё. (34)
  • Куколки (игрушки)своими руками. (6)
  • Кукольная мода) (6)
  • Вышивание. (2)
  • Мебель кукольная своими руками. (1)
  • Мир женщины (181)
  • Натуральная косметика. (82)
  • секреты красоты (61)
  • Для дома. (41)
  • Кулинария. (102)
  • Вторые блюда. (20)
  • Выпечка. (19)
  • Десерты. (10)
  • Овощные и мясные закуски. (8)
  • Салаты. (7)
  • детская кухня (2)
  • Бутерброды. (1)
  • Видео (70)
  • Красота да и только(видео). (22)
  • Люди,которые удивляют. (5)
  • Эдуард Асадов. (3)
  • Мои ролики (2)
  • Видеоклипы. (1)
  • Для ПК (59)
  • интернет (47)
  • Для блога(дневников) (53)
  • Астрология и т.д. (48)
  • эзотерика и прочее. (29)
  • гороскоп (8)
  • Гадания (5)
  • ссылочки) (45)
  • Интересненько)))) (39)
  • Полезные советы. (38)
  • Мыло_свечеварение. (37)
  • О детях и для детей. (36)
  • Самоделкино) (3)
  • Уроки ФШ (36)
  • Клипарт,скрап наборы. (8)
  • музыка (29)
  • Муз.плееры и муз.открытки. (3)
  • здоровье (28)
  • Фитнес,гимнастика,зарядка. (9)
  • Цитаты,размышления. (27)
  • Афоризмы. (1)
  • Готовимся к праздникам. (24)
  • Искусство. (14)
  • Художники. (7)
  • Необычные техники. (3)
  • Танец-это маленькая жизнь! (3)
  • Вот такое кино) (13)
  • Стихи (13)
  • Поэтам. о поэтах. о стихии стихов. (4)
  • притчи,легенды (13)
  • Аудиокнига (11)
  • Электронные книги. (1)
  • Интересные фотографии (11)
  • Рамки-рамочки. (9)
  • Флеш. плейкаст. (8)
  • Провославие. (7)
  • Молитва (5)
  • психология (6)
  • Тесты (5)
  • Мысли вслух(мои) (2)
  • Мысли вслух(процитировано) (2)
  • Календарик) (1)
  • Клипарт,скрап наборы. (1)
  • Программа (0)
  • Мужчина и женщина . (0)
  • Медитации для детей и взрослых. (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

О любовной лирике.

Понедельник, 24 Октября 2011 г. 09:35 + в цитатник

О любовной лирике

Прежние публикации по теме: О стихотворном размере.
О рифме и рифмовке.
«Даже плохая поэзия возникает от искреннего чувства» (Оскар Уайльд)

Поговорим о любовной лирике . Несмотря на то, что тема любви близка каждому, писать на эту тему сложно. Как выразить глубинные чувства души, какие слова подобрать, какими метафорами описать, то, что происходит в сердце?

Любовная лирика известна со времен античности. Древнегреческий философ Платон развивал эту тему, в своих произведениях. Для Платона любовь — это возвышенное чувство, которым человек наделяется свыше. Любовь к избраннику или избраннице, у Платона, равносильна любви к красоте, благу. Любовь дарует человеку бессмертие.

Средневековые философы сравнивали чувство любви с любовью к Богу. Бог рассматривался в качестве Возлюбленного человеческой души. И поныне, религиозная лирика переплетается с любовной лирикой, возвышая до небес, человеческую любовь.

Хорошо известен во времена средневековья – культ Прекрасной Дамы. Рыцари посвящали дамам своего сердца возвышенные стихи – любовные страдания, стихи служения и верности недоступному идеалу. Любовь в средние века считалась чувством, облагораживающим душу.

Затем, наступила эпоха Возрождения, и любовная лирика претерпела изменения. Появился «сладостный, новый стиль». Концентрацию чувств на Прекрасной Даме, сменили описания переживаний, происходящих в сердце влюбленного.

Одним из прекраснейших представителей той эпохи, являются Данте, вдохновенно воспевающий свою возлюбленную Беатриче, а так же Петрарка. Его Лаура — это любовь не только к женщине, но и ко всему прекрасному, что есть в мире.

Любовная лирика продолжала развиваться и видоизменяться и в восемнадцатом, и в девятнадцатом веках. Новатором в любовной лирике того времени, можно назвать Тредиаковского. Он одним из первых в своем творчестве использовал описание чувственных сцен, и утверждал, что любовь может быть сильнее религиозного чувства.

Чем день всякий провождать,
Ежели без любви жить?
Буде престать угождать,
То что ж надлежит чинить?

После смелого новаторства Тредиаковского, в любовной лирике все чаще стали появляться мотивы воспевания сладостной любви, интимного чувства. Такие мотивы прослеживаются в творчестве Державина:

Читайте также:  Кольцо которое позволяет чувствовать сердцебиение партнера

Соты ль душисты
В желтых власах,
Розы ль огнисты
В алых устах,
Сахар ли белый
Грудь у нее.

Золотой век русской поэзии — век девятнадцатый. В эти времена любовная лирика расцветает, как чудесный цветок, блестит, как ограненный жемчуг. Стихи о любви пишут все! Это и нежные признания в личный дневник прекрасной даме, это и экспромты, декламируемые в литературных салонах, и серьезные произведения, ставшие классикой мировой литературы.

Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. (А. С. Пушкин)

При описании интимных сцен, или прелестей своей возлюбленной, истинный художник слова, никогда не скатится к пошлости, но сохранит возвышенность и нравственную чистоту.

Для того чтобы наше любовное послание не выглядело банально, нам очень пригодятся знания азов стихосложения. Давайте рассмотрим разновидности стихотворений. Эти знания помогут нам понять, в каких случаях отсутствие рифмы или размера в нашем стихотворениии, оправдано.

Есть такая очень интересная разновидность стихотворения, как акростих. Акростих известен еще со времен древней Греции. В нем начальные буквы стихотворения при прочтении должны составить слово, фразу, или имя и фамилию того, кому стихотворение посвящено:
Как удивителен осенний день –
Сонет написан на листе кленовом.
Его я шлю тебе. И моя тень,
На дерева ладони. СЛОВОМ
И я сама к тебе сейчас лечу –
Я — паутинка из волшебных нитей.
И ты тревожно смотришь на свечу,
В огне сжигая суету событий.
Алеет клён, закат, мои слова,
Наискосок все строки – стаей птичьей.
Узор мечты виднеется едва –
А я нарочно так! Таков обычай
Кленовых писем и осенних чувств.
Резных посланников намёки странны
(Они дождем размыты) — из искусств
Солёных губ, целующих туманы.
Ты их прочти. Быть может, я шутя
Их написала как поэт поэту.
Хотя. Да нет, шутя! Прочти и позабудь об этом!

Следующая разновидность стихотворений — это стихи в прозе . Это что-то среднее между стихотворением и прозой. Речь поэтична, метафорична, но размер и рифма отсутствуют.

Для тех, кто не желает придерживаться размера и рифмы: Если Вы относите свое произведение к данной категории, то и здесь необходимо придерживаться определенных правил. Если пишем без рифмы, то зарифмованных строк не должно быть вовсе. Повествование в произведении должно отличаться от повести или рассказа наличием метафор.
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор.

Смешанный стих. В таких стихах чередуются размеры, что придает произведению повышенную эмоциональность. Например, ямб может чередоваться с амфибрахием.
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы.

Верлибр — отсутствие рифмы, размера. Ритм еле уловим. Единственное, что напоминает в верлибре о том, что это все-таки стихотворение — это членение произведения на стихи и разделяющие их междустрочные паузы.
В основе верлибра должна лежать однородная синтаксическая организация.
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
Белый стих — отброшена рифма, метрическая организация стихотворения сохраняется.
Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.

Надеемся, что этот материал пригодится Вам. С любовью, cайт Духовная поэзия.

Источник

Оцените статью