Тест по литературе
тест по литературе (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_tvorchestvu_a._s._pushkina.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по творчеству А. С. Пушкина
Что называется лирикой:
1. Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.
2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.
3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.
4. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.
Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге:
Укажите временные границы действия, происходящего в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Определите, кому из героев романа в стихах соответствуют эти характеристики:
1. «Молодой повеса», «он умен и очень мил», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «мог он лицемерить», «как женщин, он оставил книги», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», «русская хандра им овладела понемногу».
2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».
3. «Кругла, красна лицом она», «кокетка, ветреный ребенок».
4. «Его перо любовью дышит», «поклонник славы и свободы», «он был любим. так думал он».
5. «Он был простой и добрый барин».
О ком справедливо замечает А. Герцен: «. умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства. и никогда не способен встать на сторону народа».
Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики.
1. «Онегин — это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».
2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».
3. «Всегда. рад заметить разность между Онегиным и мной».
Н. Г. Чернышевский
Определите героев романа по их кругу чтения:
1. «При свечке Шиллера открыл. ».
«…Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. ».
2. «Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита. ».
3. «Она любила Ричардсона,
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла. »
4. «. В книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой. »
5. «Теперь. кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, или Корсар, или
«. Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм».
мать Ольги и Татьяны
О ком идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» в строке: «Певец неведомый, но милый…»:
О ком сказал А. С. Пушкин: «. Любой роман / Возьмите и найдете верно / Ее портрет. »:
1. Жена Д. Ларина.
4. Няня Филипьевна.
Природа, изображенная в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы:
1. «. Деревня, где скучал . / Была прелестный уголок. ».
2. «Но вот уж лунного луча / Сиянье гаснет. »
3. «Дохнула буря, цвет прекрасный / Унял на утренней заре, / Потух огонь на алтаре!»
Найдите сравнения и подчеркните:
. Он мыслит: «Буду ей спаситель
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал.
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек,
Чтобы двухутренний цветок
Унял еще полураскрытый».
Найдите эпитеты и подчеркните:
«Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни. »
Найдите метафоры и подчеркните:
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его. напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!
Что такое «онегинская строфа»:
1. Строфа из 14 стихов 4-стопного ямба: 3 четверостишья и завершающие 2 строки с перекрестной рифмой.
2. Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
Кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является:
1. Дуэль Онегина и Ленского.
2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.
3. Бал в доме Лариных.
4. Объяснение Евгения и Татьяны в ее петербургском доме.
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.
Лирическое отступление — это:
1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.
2. Условный образ, где автор стремится передать свое отношение к изображаемому.
3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы.
Мотивы лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики:
1. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник».
2. «Три ключа», «Дар напрасный, дар случайный. », «Кавказ», «Бесы».
3. «Я вас любил. », «Не пой, красавица, при мне. », «В последний раз твой образ милый. ».
4. «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы».
5. «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня».
Источник
Лирика это эмоциональное восприятие повествователем описываемого
Урок 36 итоговый тест по ТВОРЧЕСТВУ А. С. пушкина
Что называется лирикой:
1. Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.
2. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.
3. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.
4. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.
Определите стихотворный размер приведенного отрывка:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Как называется трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге?
Укажите временные границы действия, происходящего в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Определите, кому из героев романа в стихах соответствуют эти характеристики:
1. «Молодой повеса», «он умен и очень мил», «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», «мог он лицемерить», «как женщин, он оставил книги», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», «русская хандра им овладела понемногу».
2. «Дика, печальна, молчалива», «ей рано нравились романы», «душа ждала кого-нибудь», «она по-русски плохо знала».
3. «Кругла, красна лицом она», «кокетка, ветреный ребенок».
4. «Его перо любовью дышит», «поклонник славы и свободы», «он был любим. так думал он».
5. «Он был простой и добрый барин».
О ком справедливо замечает А. Герцен: «. умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства. и никогда не способен встать на сторону народа».
Кому из деятелей литературы принадлежат следующие характеристики:
1. «Онегин – это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».
2. «Страдающий эгоист», «эгоист поневоле».
3. «Всегда. рад заметить разность между Онегиным и мной».
H. Г. Чернышевский
Определите героев романа по их кругу чтения:
1. «При свечке Шиллера открыл…».
«…Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал…».
2. «Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита…».
3. «Она любила Ричардсона,
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла. »
4. «…В книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой. »
5. «Теперь. кумир или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, или Корсар, или
«…Лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм».
мать Ольги и Татьяны
О ком идет речь в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть п оэта» в строке: «Певец неведомый, но милый. »:
О ком сказал А. С. Пушкин: «…Любой роман / в озьмите и найдете верно / е е портрет…»:
1. Жена Д. Ларина.
4. Няня Филипьевна.
Природа, изображенная в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев соответствуют описания природы:
1. «…Деревня, где скучал . , / б ыла прелестный уголок…».
2. «Но вот уж лунного луча / Сиянье гаснет. »
3. «Дохнула буря, цвет прекрасный / Увял на утренней заре, / Потух огонь на алтаре!»
Найдите сравнения и подчеркните:
…Он мыслит: «Буду ей спаситель,
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал.
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек,
Чтобы двухутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Найдите эпитеты и подчеркните:
«Куда, куда вы удалились, / Весны моей златые дни. »
Найдите метафоры и подчеркните:
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его. напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!
Что такое «онегинская строфа»:
1. Строфа из 14 стихов четырехстопного ямба: 3 четверостишия и завершающие 2 строки с перекрестной рифмой.
2. Строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
Кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является:
1. Дуэль Онегина и Ленского.
2. Объяснение Татьяны в любви Онегину.
3. Бал в доме Лариных.
4. Объяснение Евгения и Татьяны в ее петербургском доме.
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.
Лирическое отступление – это:
1. Выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем.
2. Условный образ, где автор стремится передать свое отношение к изображаемому.
3. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в произведение литературы.
Мотивы лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики:
1. «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник».
2. «Три ключа», «Дар напрасный, дар случайный…», «Кавказ», «Бесы».
3. «Я вас любил…», «Не пой, красавица, при мне…», «К***», «В последний раз твой образ милый…».
4. «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы».
5. «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня».
Источник
Контрольный тест по творчеству М. Ю.Лермонтова. Материалы к уроку литературы в 9 классе
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов жил в:
Выбрать признаки, характеризующие романтизм:
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в повседневности; культ чувства, трогательность, чувствительность, «жизнь сердца», искание идеального образа жизни «вне цивилизаций»; стремление к естественности в поведении человека, к таинственному и ужасному, идеализация средневековья
3. Что такое лирика?
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора
Г. Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом
4. Указать, что не явилось уделом ЛГ ранней лермонтовской поэзии
А. Трагический разлад между мечтой и действительностью
Б. Эпикурейские мотивы
В. Сознание невозможности употребления сил и дарований
Г. Глубокая разобщенность между землей и небом
Д. Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
5. Соотнести фрагменты из произведений и их названия
А. Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Б. А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
В. Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Письмо», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Земля и небо» 2) Любовная лирика
В. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт» 3) Мотив богоборчества
Г. «Жалобы турка» 4) Тема Родины
Д. «Парус», «Прощай, немытая Россия» 5) Тема природы
Е. «И скучно, и грустно», «Узник», «Утес» 6) Философская лирика
Ж. «Я к вам пишу», «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите дополнительные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить по порядку (1-5)композиционные части стихотворения «Смерть поэта», которые, последовательно возвышаясь, создают эмоциональный накал
А. Обращение к свету В. Раздумья об отношениях поэта со светским обществом
Б. Картина гибели поэта Г. Проклятия палачам свободы
9. По данным аннотациям определить название произведения
А. В основу поэмы положен библейский миф о духе зла, восставшем против бога, потерпевшем поражение и изгнанном из рая
Б. История мальчика, который оказался в плену и предпочел смерть вечной неволе
10. Назовите произведение по данному отрывку
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал, А. «Песня про купца Калашникова»
Как за минутою минута, Б. «Мцыри»
Однообразной чередой. В. «Демон»
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему.
11. Соотнесите характеристики и героев
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
1) Грушницкий 2) Княжна Мери 3) Максим Максимыч 4) Вернер 5) Бэла
12. О ком из героев романа идет речь?
Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте, все иззябнут, устанут – а ему ничего. Да-с, с большими был странностями.
А. Грушницкий Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. Вернер
13. Определить героя по портрету
Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист, а вместе с этим и поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде был вкус и опрятность, его худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. От чьего лица НЕ ведется повествование?
А.Писатель-офицер Б. Максим Максимыч В. Печорин Г. М.Ю.Лермонтов
15. По приведенным признакам речи определить героя
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
1) Максим Максимыч 2)Печорин 3) Грушницкий
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
А. Свободолюбивая лирика В. Тема природы
Б. Тема поэта и поэзии Г. Тема одиночества
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «В пространстве брошенных светил» 1) звукопись
Б. «Под ним Казбек, как грань алмаза» 2) метафора
В. «Один как прежде… и убит! Убит!» 3) антитеза
Г. «Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской» 4) сравнение
Д. «Чернея на черной скале» 5) подхваты
18. В чем трагедия Печорина?
А. В конфликте с окружающими
Б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственном ему индивидуализме и скептицизме
В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям
Г. В эгоистичности
19. Зачем Лермонтов «перемешал» главы романа, нарушив хронологическую последовательность?
А. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа и повысить его напряженность
Б. Чтобы усилить впечатление странности и противоречивости характера героя
В. Чтобы показать яркие, но трагичные возможности его загубленной натуры
Г. Все перечисленное
Д. Без всякого смысла
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белой громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которыми уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Похищение Карагеза
Г. Выстрел Вулича
21. Объяснить смысл названия романа
А. В типичности изображаемых героев
Б. В объективном изображении существующей реальности и обстоятельств жизни
В. В героическом начале главного персонажа
Г. Печорин – герой любого времени
Д. В критическом подходе автора к существующей общественно-политической обстановке в России того времени
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Лермонтов родился в:
А. Петербурге Б. Москве В. Тарханах Г. Пятигорске
Выбрать определение художественного метода, характеризующего реализм
А. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, критическое отношение к монархической деспотии, выступление против религиозной схоластики, в основу положен принцип «подражания природе»
Б. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражения творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально возвышающийся над толпой, вечно недовольный окружающей обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в мир идеалов
В. Выявление социальных законов, метод, требующий изображения диалектических взаимосвязей и характеров, и обстоятельств
Соотнести определения с понятиями
А. Род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя
Б. Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого
В. Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение
1) лирика 2) лирические отступления 3) лирическая оценка
Соотнести названия стихотворений ранней поэзии Лермонтова с мотивами лирики
А. «1831-го июня 11 дня», «Чаша жизни»
В. «Земля и небо», «Ангел»
1) Трагический разлад между мечтой и действительностью
2) Сознание невозможности употребления сил и дарований
3) Глубокая разобщенность между землей и небом
4) Замкнутость, угрюмое, безысходное одиночество
Определить названия произведений по фрагментам
А. Что страсти? – ведь рано иль поздно
Их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
Б. Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания,
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В. Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья…
1) «Родина» 2) «И скучно, и грустно» 3) «Тучи»
6. Определить мотивы (темы) лирики Лермонтова по произведениям
А. «Ангел», «Монолог», «К*» 1) Тема поэта и поэзии
Б. «Кладбище», «Исповедь», «Смерть» 2) Любовная лирика
В. «Журналист, читатель и писатель»,
«Пророк» 3) Мотив богоборчества
Г. «Желание», «Прощай, немытая Россия» 4) Тема Родины
Д. «Родина», «Бородино» 5) Тема природы
Е. «На Севере диком», «Сосед», «Пленный рыцарь» 6) Философская лирика
Ж. «Кавказ» 7) Вольнолюбивая лирика»
7. Укажите основные элементы композиции литературного произведения
А. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка
Б. Экспозиция, пролог, эпилог, внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления, описания, философские отступления
8. Восстановить композицию стихотворения «Тучи» (1-3), в котором чувство одиночества выражается постепенным его нагнетанием
А. Сочувствие тучам
Б. Констатация движения туч, «вечных странников» В. Вопросы о причинах изгнания
9. В каком произведении Лермонтова в основу сюжета легла тема свободы и смысла человеческого бытия? Пафос поэмы – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического ей служения. Это поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни.
А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Демон» В. «Мцыри»
10. По отрывку определить произведение
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
А. «Песня про купца Калашникова» Б. «Мцыри» В. «Демон»
11. Соотнести литературные понятия с определениями
А. Круг жизненных явлений или событий, изображенных автором в произведении и образующих его основу
Б. Система событий, составляющая содержание действия литературного произведения
В. Главная мысль литературного произведения
12. Выбрать характеристику, которая соответствует Максиму Максимычу
А. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуниженья, смиренный, верноподданный
Б. «Эталон идеальных фразеров», не способный «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением
В. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, имеет критичный и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный
Г. Непосредственная, стихийно-страстная натура, странная, жертвенно любящая
Д. Умная, начитанная, благородная, нравственная, чистая натура
13. О ком из героев романа идет речь?
У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал наслаждаться всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет…
А. Грушницкий Б. Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
14. Определить героя по портрету
Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… Пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две верхние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее черты порядочного человека…
А. Грушницкий Б.Печорин В. Вернер Г. Максим Максимыч
15. Какая речевая характеристика относится к речи Максима Максимыча:
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальная
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывистая, четкая, бесстрастная
В. Изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности.
16. Выбрать мотив лирики, к которому можно отнести стихотворение, фрагмент из которого дан ниже
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря
А. Тема природы В. Свободолюбивая лирика
Б. Тема одиночества Г. Тема поэта и поэзии
17. Соотнести художественные приемы, средства выразительности и приведенные строки произведений
А. «И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она» 1) антитеза
Б. «Тучки небесные, вечные странники!» 2) звукопись метафора
В. «Забытый, он угасал один…!» 3) метафора
Г. «Но светлая слеза – жемчужина страданья» 4) подхваты
Д. «Русалка плыла по реке голубой» 5) сравнение
18. В чем трагедия Печорина?
А.В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокой страстностью натуры и жадностью действовать»
Б. В постоянном конфликте с окружающими
В. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям — и эгоистичности
Г. В стремлении к власти
19. Нарушив хронологию в романе, Лермонтов превратил произведение в цепь резко контрастных повестей. Найти и соотнести контрастность изображения характеров героев
А. Противоречивому сознанию Печорина в повести «Бэла» противопоставлена
Б. «Честным контрабандистам» из повести «Тамань», отличающимся непосредственностью и искренностью своих чувств, поступков, противопоставлена
1) условность и искусственность поведения «водяного общества»
2) цельность душевного, доброго Максима Максимыча
20. Психологичность пейзажа предваряет состояние героев, события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
Утро было свежее, но прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор; перед воротами расстилалась широкая площадь; за нею базар кипел народом, потому что было воскресенье…
А. Дуэль Печорина и Грушницкого
Б. Ожидание Максим Максимычем встречи с Печориным
Г. Прощание Максим Максимыча с Печориным
21. Объяснить смысл названия романа
А.Печорин совершил много подвигов и стал героем своего времени
Б. Печорин – типичный представитель бездействующего поколения
В. Печорин – «лишний человек», и потому не может быть героем своего времени
Г. Название романа звучит иносказательно, иронически
Источник