Линия эмоциональная выразительность линии

АРТ-упражнения: потенциал линий

Из чего складывается дождь? Из капелек. Слова — из букв. «С голубого ручейка начинается река», ну а рисунок начинается с линий. И часто мы склонны недооценивать линии как таковые: все наше внимание обращено к результату — итоговому рисунку. Однако и сами линии обладают чрезвычайным потенциалом. Посудите сами: каждая линия обладает определенными характеристиками.

Согласитесь, мы можем совершенно по-разному провести свои линии. С каким нажимом, настроением, послом и т.д. мы это сделаем? Каким пишущим инструментом?

Посмотрите на эти рисунки прекрасных художников из сети Интернет. Какие же они разные! Проанализируйте характер линий!

Линии — это почерк нашего рисунка!

Для того чтобы лучше их познать, выполните серию упражнений.

Упражнение «материал»

Изобразите такие разные по материалу линии. Как вы верно поняли, рисовать можно только линии!! Варьируйте характеристики: форму, способ проведения, их эмоциональный окрас и т.д. А еще с материалом можно проводить аналогии для самопознания

Упражнение «Взаимодействие»

А теперь изобразите взаимоотношение лини. Как, используя только линии, изобразить следующие категории лиц:

Это будет команда? Или кто-то будет нависать над коллективом и подавлять сотрудников? Как вы представите взаимоотношения людей, метафорично передав это через одни только линии?

Упражнение «Эмоции линий»

Для этого проанализируйте каждую эмоцию! Какое состояние, такие и линии. Агрессия направлена на разрушение? Что-то резкое, жесткое? Такие и будут линии. Страх — напротив? Затаились и трепещем? Так и рисуйте!

Кстати!! Знаете, почему это важно? Во-первых, пока мы рисуем агрессивные линии, мы избавляемся от «лишней» энергии и негативных эмоций.

Во-вторых, мы часто слышим: нарисуйте свой страх, разорвите его. А как его нарисовать-то? Это упражнение поможет нам в этом непонятном деле

А еще можно изобразить эмоциональные состояния геометрическими фигурами, как уже сделали и творческие люди:

Попробуйте сами! Выберите эмоциональное состояние и передайте его с помощью линий и геометрических фигур!

Упражнение «Одной линией»

Попробуйте «протянуть ниточку» — нарисовать нечто всего одной линией, без отрыва от листа. Это поможет вам преобразить каракули, успокоиться, познать себя. Для вдохновения (из сети Интернет). Невероятный «рисунок одной линией» авторства молодой художницы Юлии Моисеевой. Вот ссылка на ее сайт: http://hiero.ru/2231677 (там можно найти много интересных картин)

А вот картины иностранного художника Saul Steinberg


Другие иллюстрации из сети:

А еще вы можете нарисовать движение и ритм!

начините с природных явлений: как изобразить линиями шорох воды?

Не забывайте, что ритм может быть разным! Биение сердца, смена времен года.. и т.д. Посмотрите на само слово шире, и у вас получатся необычные ритмолинии.

Источник

Линия эмоциональная выразительность линии

§ 2. Роль линий и площадей в восприятии художественной формы

Когда речь идет о новом силуэте, то говорят прежде всего о комплексе различных новых сопряженных кривых линий в одежде или обуви. Силуэт — это абрис формы одежды или обуви, спроектированный на плоскость. Обувь представляет собой предельно сложную криволинейную поверхность.

Все безграничное многообразие линий может быть разделено на три эмоционально различные группы: прямые линии, линии с постоянным радиусом кривизны — дуги, линии с переменным радиусом кривизны — параболы, гиперболы, спирали (рис. 118).

Читайте также:  Чувства юмора иронии нету


Рис. 118. Варианты линий

Прямые линии и дуги выражают равномерное, спокойное движение; в их природе лежит постоянство в изменении направления (прямая линия может рассматриваться как кривая линия, имеющая постоянный радиус кривизны, равный бесконечности). Они могут стать симметричными формами, если считать их середины плоскостями симметрии; в общем учении о пропорциях это соответствует делению на равные части — статике. Линии с переменным радиусом кривизны динамичны, выражают неравномерное (ускоренное или замедленное) движение.

Явления, с которыми мы можем связать прямые линии, в природе в высшей степени редки. Прямые линии в очень малой мере действуют на наши органы восприятия.

Психологическое воздействие линий на людей, выросших в различных географических условиях и получивших неодинаковое эстетическое воспитание, может быть разным. Однако есть некоторые общие закономерности, связанные со строением глаза и психикой, которые позволяют делать обобщения для практического использования их в творческой деятельности.


Рис. 119. Эмоциональная выразительность линий

Рассмотрим линии, представленные на рис. 119, которые уже в своей основе несут определенный психологический заряд: линия 1 символизирует подъем, линия 2 — падение, линии 3 и 4 — динамическую пластику, линия 5 — постоянство, линии 6 и 7 — активность. Фигуры, образованные этими линиями, также несут определенный эмоциональный заряд: одни из них выражают грациозность (рис. 120, а), другие — стабильность (рис. 120, б), третьи — активность (рис. 120, в).


Рис. 120. Фигуры различной степени динамичности

Вертикальные линии создают впечатление прочности, основательности, стройности, так как глаз скользит по ним вверх и вниз. Вертикальные линии подчеркивают рост, достоинство, придают величественность и строгость. Они кажутся самостоятельными, стабильными, негнущимися.

Применение горизонтальных линий целесообразно там, где нужно добиться эффекта ширины: широкие пояса не создают впечатления стройности, широкие воротники подчеркивают плечи, как бы уравновешивая бедра, широкая носочная часть обуви утверждает статичность, затормаживает пластическое развитие формы. Когда доминируют горизонтальные линии, то создается иллюзия полноты, спокойствия, стабильности.

Диагональные линии подчеркивают движение. Будучи переходными, они обладают свойствами и горизонтальных, и вертикальных линий, могут уменьшать или увеличивать полноту и рост в зависимости от степени наклона и направления. Закругленные линии могут быть плавными или порывистыми. Плавные кривые линии смягчают угловатую форму и помогают скрыть контуры тяжеловесной фигуры.

Две перекрещивающиеся под прямым углом линии, как это показано на рис. 121, а, вызывают ощущение покоя, сосредоточенности, уравновешенности. Значительно большее напряжение создают линии, скрещивающиеся, как показано на рис. 121, б. На рис. 121, в линии скрещиваются под острым углом, что также создает впечатление покоя, причем оно тем сильнее, чем больше неравенство отрезков, разделенных точкой пересечения.


Рис. 121. Членения прямой

Кажущаяся длина линий в значительной степени зависит от расстояния между ними. Пространство между линиями должно быть заполнено, иначе будет создаваться впечатление пустоты, бедности.

Если рядом с линией нанести точку и передвигать ее, то в зависимости от расстояния между точкой и линией возникает впечатление либо тесноты (рис. 122, а), либо разрушения (рис. 122, б).


Рис. 122. Линии и точки в сопоставлении

В обуви вертикальные линии образуются берцами, язычком, декоративными строчками и швами; наклонные, диагональные — краями деталей, швами, вставками, украшениями.

На рис. 123 показано три модели, в которых использованы линии разной кривизны: прямые линии придают повседневной обуви спортивный характер, линии одного радиуса кривизны создают впечатление уюта, мягкости домашней обуви, параболы — выражают нарядность обуви. Параболы и гиперболы вызывают активную эмоциональную реакцию, поэтому быстрее утомляют психику. Следовательно, их применение в обуви повседневного назначения должно быть ограничено.

Читайте также:  Карточки органы чувств для детей


Рис. 123. Линии разной кривизны в обуви

Модели, помещенные на рис. 124, являются примером использования линий различного характера в обуви одной формы. На рис. 125 представлена обувь, в композиции которой применены разные чересподъемные ремни. Мы эмоционально различно воспринимаем эти формы: одна деловая и устойчивая (рис. 125, а), другие — легкие и изящные (рис. 125, б, в).


Рис. 124. Разные линии в обуви одной формы


Рис. 125. Женская обувь с чересподъемными ремнями

Источник

Линия, как средство выражения.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Цель: познакомить учащихся с одним из выразительных средств — линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_po_teme_liniya_kak_sredstvo_vyrazheniya_ritm_liniy_.doc 65.5 КБ
urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_po_teme_liniya_kak_sredstvo_vyrazheniya_ritm_liniy_.pdf 2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта, планирование занятия

Линия как средство выражения (ритм линий) .

-Познакомить с одним из выразительных средств — линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;

— научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;

-развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;

-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

Основные термины и понятия

Овладевать навыками изображения линий. Получить представление об эмоциональной выразительности линии.

Учебно- творческие умения: Анализировать ритмическую организацию листа с помощью линий.

Давать описание увиденного.

Правильно говорить слова и строить предложения.

Личностные результаты: выражать свои эмоции; сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение.

Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию); учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД :находить ответы на вопросы в презентации; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других.

Компьютер с мультимедийной установкой для презентации, мелки и карандаши, рабочая тетрадь.

1.. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач занятия.

Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой.

И в весеннем снеге тёмном

Прячет хвостик голубой.

Как вы думаете, какова тема урока?

Правильно тема сегодняшнего урока «Рисование ручейков».

— А какие они бывают?

(Варианты ответов детей: большие, маленькие, широкие, узкие, красивые, шумные и т.д.)

— А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?

Правильно: линией. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать ритм, характер, настроение.

Сегодня мы будем учиться рисовать линией.

1.Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?

(Дети включаются в работу,

по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные,

2.Слад 3. (Рассказ Пришвина М.)

7. Слайд 13 Стихи.

Установка на выполнение задания.

8. Слайд 14. Как нарисовать ручеек?

9. Слайды 15 -16. Эмоциональное осмысление заданного и расширение кругозора.

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск.

Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно и на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются, говорят и перекликаются.

Дерево давно и плотно легло на ручей и даже позеленело от времени, но ручей нашел себе выход под деревом и быстриком, с трепетными тенями бьет и журчит.

На пути явилась широкая, преглубокая низина, Ручей, не жалея воды, наполнил ее и побежал дальше, оставляя эту заводь жить своей собственной жизнью.

Ручей выбежал из глухого леса на поляну и в открытых теплых лучах солнца разлился широким плесом.

— А какие ручейки можно нарисовать?

Послушайте песенку говорящих ручейков:

Хорошо, что мы ручьи,

Хорошо, что мы ничьи

Нам на месте не стоится.

Даже ночью нам не спиться.

Испетляли мы луга,

Камни с горки покидали

Тут забрали — там отдали.

Подремали в холодке, поиграли на песке.

Взяли ветку у подлеска,

А у солнца — снопик блеска.

Лес молчит, а мы журчим

Ни минутки не молчим.

Мы кричали и шныряли.

И под землю мы ныряли.

Нас везде, где мы бежали

Птицы свистом провожали.

Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди. К нам сегодня на урок пришёл Мастер Изображения и хочет рассказать нам сказку о ручейке:

Однажды Мастер Изображения прогуливался по лесу.

Подыскал себе подходящее место, чтобы нарисовать лес, луг и горы. Вдруг Мастер услышал чей-то плач, обернулся — никого нет, но плач не переставал. Пригляделся, прислушался и увидел, что это маленький, тихий ручеёк. Он тихо бежал и плакал.

Мастер нагнулся и спросил- Почему ты плачешь?

А ручеёк ответил- « Я совсем маленький и одинокий. Мне очень плохо и скучно одному». Тогда Мастер взмахнул своей большой, волшебной кистью. Ручеёк стал побольше, его заметили птицы, звери и стали с ним дружить. Ручеёк играл в прятки и наперегонки с зайцами, бурундуками. Ему стало веселее, он поблагодарил мастера и помчался дальше.

Картины Жуковского С.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь

В долину гулкую спешат.

Дошагал я до ручья,

Ни ручья, ни ручейка

А на дне увидел небо, лес и облака.

Мастер изображения предлагает и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми, давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек.

Сегодня на уроке мы выполним изображение ручейка, а на следующем изобразим весенний лес.

  • Наметить карандашом ширину ручья и направление его движения.
  • С помощью выразительных линий передать ритм движения ручейка.

(Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.)

  • Подобрать цвета для воды и раскрасить ручеек.

Различные этапы изображения ручья.

Изображения в ритме линий.

4. Практическая работа.

Изображение ручейка в ритме линий.

5. Слайд 17. Итог урока.

— С каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились?

— Как вы думаете, у вас у всех получились весёлые ручейки?

Источник

Читайте также:  Гифки радость счастье прикольные
Оцените статью