Эмоциональный круг Пейпеца
Врач-невропатолог, доктор медицины Джеймс Пейпец (James Papez)(1883-1958) создал и научно подтвердил оригинальную теорию «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Его концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. «Круг Пейпеца» задаёт эмоциональное состояние психики и вовлекает в эмоциональные реакции сразу множество связанных между собой структур мозга.
Правда, с фамилией доктору Papez в России явно не повезло: как только её не склоняют в научной и учебной литературе на русском языке! Тут вам и Пейпец, и Пейпез, и Пейпес, и Пейпетц, и Папец, и Папез, и Папес.
Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет собой замкнутую в кольцо цепь и включает в себя несколько структур. Она-то и получила название «круга Пейпеца».
Структуры «круга Пейпеца»:
Гипоталамус – передневентральное ядро таламуса – поясная извилина – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса.
Однако сегодня стройная и красивая гипотез а Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Гиппокамп оказался не эмоциогенной структурой, т.е. он не порождает эмоций. Так, у человека электрическая стимуляция гиппокампа не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.). Субъективно такие подопытные испытывают лишь спутанность сознания.
Кроме того, оказалось, что некоторые другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. В настоящее время повышенный интерес вызывает концепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую он рассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанное эмоциональное переживание. Возможно, именно здесь представлен корковый уровень эмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом, которая утверждается в концепции «круга Пейпеца», дает основание видеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанного субъективного переживания на поведенческое выражение эмоций, которое в конечном счете программируется на уровне гипоталамуса, координирующего вегетативные и моторные проявления эмоций.
Источник
Структурная теория эмоций Пейпеца
Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой(название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. [3]
Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге
Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становиться труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы. [4]
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли
человека. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и
деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Виды волевых действий
Непроизвольные – совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.
Произвольные – предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Простые – человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
Сложные – состоят из нескольких этапов.
− выбор мотивов и целей;
− регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации;
− организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком;
− мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.
Воля как волюнтаризм
В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли
возникло направление, получившее в 1883 г., с легкой руки немецкого социолога
Ф. Тённиса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной
силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но
сами определяют ход психических процессов.
Воля как свободный выбор
Голландский философ Б. Спиноза понимал борьбу побуждений как борьбу идей.
В связи с этим для него разум и воля были одним и тем же. Воля у Спинозы вы’
ступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринима’
ется в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы.
Воля как произвольная мотивация
Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней
Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384–324 гг. до н. э.).
Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые
на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков,
вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе зна’
ния являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая дей’
ствие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части
души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием),
придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обус’
ловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Ари’
стотеля сводится к управлению посредством разума побудительной силой жела’
ния (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию
дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством тормо’
жения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления
к тому или иному объекту.
Этапы сложного волевого действия
− Осознание цели и стремление достичь ее.
− Осознание ряда возможностей достижения цели.
− Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.
− Борьба мотивов и выбор.
− Принятие одной из возможностей в качестве решения.
− Осуществление принятого решения.
− Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и
достижения поставленной цели.
Волевые качества личности
Структура волевого акта
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
1) осознание цели и стремление достичь ее;
2) осознание ряда возможностей достижения цели;
3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти воз-
4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей са-
мого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и по-
ставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Волевые качества личности
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание. Другой характеристикой воли является инициативность, заключающаяся в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.
Самостоятельность – это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Важной характеристикой воли является целеустремленность, т.е.
сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и со-
мнений при борьбе мотивов, своевременном и быстром принятии решений. Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека, которая характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому
человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа и школь-
ный коллектив. Можно сказать, что весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому неслучайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.
Источник
Структурная теория эмоций Пейпеца
Содержание
I глава Психологические теории эмоций | |
1.1 | Эволюционная теория эмоций |
1.2 | Рудиментарная теория эмоций |
1.3 | Структурная теория эмоций Пейпеца |
1.4 | Соматическая теория эмоций Джемса – Ланге |
1.5 | Теория эмоций Кеннона– Барда |
1.6 | Активационная теория Линдсея – Хебба |
1.7 | Двухфакторная теория эмоций |
1.8 | Биологическая теория эмоций |
1.9 | Потребностно – информационная теория эмоций |
1.10 | Теория когнитивного диссонанса |
II глава Психология эмоций | |
2.1 | Характеристика эмоций. |
2.1.1 | Общее представление об эмоциях |
2.1.2 | Роль эмоций |
2.1.3 | Проявление эмоций |
2.1.4 | Механизмы эмоции |
2.2 | Эмоции в жизни человека |
2.2.1 | Управление эмоциями |
2.2.2 | Эмоции и личность |
2.2.3 | Расположение эмоций по выражению лица |
III глава Заключение | |
Список литературы |
I глава
Психологические теории эмоций
Эволюционная теория эмоций
Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей.
Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.[1,24]
Рудиментарная теория эмоций
Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты — Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно с данной концепцией, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.[4,56]
Структурная теория эмоций Пейпеца
Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой(название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.[4,58]
1.4 Соматическая теория эмоций Джемса – Ланге
Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. [4,89]
То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становиться труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.
1.5 Теория эмоций Кеннона– Барда
По мнению Уолтера Кэннона, гамму эмоциональных ощущений человека, в контексте теории Джеймса-Ланге, невозможно сопоставить с относительно небольшим разнообразием вегетативных проявлений. Позднее, Филип Бард доказал одновременность физиологических и субъективных проявлений эмоционального процесса. [4,127]
Развитие этих представлений, подкрепленное данными физиологии, привели к выводу, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала приходят в таламус, где возбуждение расщепляется, часть его идет в кору больших полушарий, порождая субъективное переживание эмоций, а другая половина направляется в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Данная гипотеза показала взаимоотношения между эмоциональной и двигательной сферами и способствовала пониманию сенсорной природы эмоций.
1.6 Активационная теория Линдсея – Хебба
Данная теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что ее активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания.[6,54]
Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.
Источник