Личностными ресурсами преодоления стресса являются
Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками.
Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕСС.
Такие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека.
По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.
«Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».
По своей сути стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.
Стрессы можно подразделить на:
- Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски.
- Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности.
- Физиологические и психологические – последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.
Источники стресса могут быть:
- Внешние — переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.
- Внутренние — пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.
Причины и факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:
- перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
- любая сильная эмоция;
- усталость;
- физическая травма, операция, заболевание;
- шум;
- резкие изменения температуры и т.д.
Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией.
Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается.
Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Защитная реакция организма при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
- В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
- Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
- Третья стадия – стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.
Симптомы стресса и возможные последствия от него
Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок наст -роения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.
Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.
К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.
Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача.
С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).
Способы и принципы преодоления стресса
Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.
Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.
К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:
- Отвлечение от стрессовой ситуации — если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
- Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
- Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
- Умение расслабляться — стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
- Позитивное мышление — позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.
К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:
- В любой ситуации следует сохранять оптимизм.
- Стремиться к разумной организованности в жизни, работе, быту.
- Научиться говорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
- Учиться радоваться жизни.
- Не быть максималистом.
- Не копаться в своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
- Соблюдать правильный режим питания, сна и отдыха.
- Не злоупотреблять алкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
- Вести здоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
- При необходимости – снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.
Помните! Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.
Источник
Научная электронная библиотека
Глава 1. Оценка личностных ресурсов как детерминант субъективного качества жизни человека (С.А. Калашникова)
Современная действительность предъявляет к человеку высокие требования, связанные с необходимостью решения значительного количества разнообразных задач, находящихся в различных плоскостях жизнедеятельности. Социальные и экономические преобразования, характерные для общества последних десятилетий, порождающие стрессоры разного уровня, являются факторами, негативно влияющими на человека. В связи с этим актуальными являются вопросы эффективного совладания со стрессом, требующего от личности мобилизации всех имеющихся ресурсов.
Ресурсы, в данном контексте, — система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях. «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [4, с. 115-116].
Ресурсные концепции психологического стресса рассматривают адаптационные возможности и способность противостоять трудным жизненным ситуациям во взаимосвязи с персональными ресурсами человека.
Ресурсная концепция психологического стресса, предложенная С. Хобфоллом, связывает адаптационные возможности человека с наличием личностных ресурсов. С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Ресурсы включают:
1) материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения значимых для личности целей.
Согласно данной концепции, стресс возникает в следующих ситуациях:
1) представляющих угрозу потери ресурсов;
2) фактической потери ресурсов;
3) отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает результат [9, с. 570].
Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [8].
Личностно-ориентированный подход к преодолению трудных жизненных ситуаций в качестве детерминанты успешности преодоления стресса рассматривает личностные характеристики человека. В рамках данного подхода выделяется несколько направлений исследования, сформировавшихся на основе различных теорий личности: психоаналитическое направление; объединенные модели преодоления и защиты; направление, рассматривающее преодоление как черту личности; направление, исследующее преодоление как стиль восприятия [3].
Когнитивно-бихевиоральный подход рассматривает преодоление стресса как использование когнитивных и поведенческих усилий личности для ослабления стресса.
Единством когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов представлена социально-психологическая характеристика личности, обозначаемая в психологических исследованиях как психологическое благополучие. В исследовании Е.Е. Бочаровой социально-психологические установки, ценности, стратегии поведения личности рассматриваются в качестве внутренних детерминант субъективного благополучия личности. По данным исследований (М. Аргайл, Л.В. Куликов, К. Рифф, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов), субъективное благополучие выражает эмоционально-оценочное отношение человека к самому себе, социальной действительности, тем самым, определяя интенсивность и направленность его поведения [5].
Р.М. Шамионов отмечает, что субъективное благополучие человека складывается из ряда компонентов: модусов материального пополнения, личностного и социального самоопределения, личностного благополучия, физического и психологического здоровья, профессионального самоопределения и роста. Указанные компоненты субъективного благополучия человека в соответствии со своим психологическим наполнением рассматриваются рядом авторов как составляющие субъективного качества жизни [12].
В психологии вопросы качества жизни анализируются представителями экзистенциально-гуманистического направления. Представления о «хорошей жизни», «аутентичной жизни» раскрывают психологическое содержание понятия «качество жизни». «Хорошая жизнь» рассматривается К. Роджерсом как процесс движения человека в направлении свободного развития в любом направлении, основными характеристиками которого являются возрастающая открытость опыту, стремление жить настоящим и увеличивающееся доверие к себе как средству достижения наилучшего поведения в каждой ситуации в настоящем. Чем больше человек живет хорошей жизнью, тем больше он чувствует свободу выбора, и тем больше его выборы воплощаются в его поведении [10]. «Аутентичная жизнь» (Д. Бюдженталь) предполагает движение человека к большей эффективности и удовлетворенности в жизни [6].
В настоящее время качество жизни чаще всего определяется как степень удовлетворенности человека своим физическим, психологическим, социальным и духовным благополучием.
Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной введено определение качества жизни как интегрального показателя жизнедеятельности людей, включающего объективные и субъективные компоненты. Объективные показатели характеризуют уровень жизнедеятельности конкретного человека, субъективные показатели — степень удовлетворения его потребностей и ценностных структур разного уровня [11]. С психологической точки зрения наибольший интерес представляют субъективные показатели качества жизни человека.
Е.П. Белинская отмечает, что существующие в современной психологии подходы к проблеме совладания обнаруживают единство в том, что совладание — динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием. Данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней [2].
В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности. В таком случае происходит переоценка действительности, изменяется субъективное отношение к ситуации. В этом смысле интересна субъективная оценка того, что является «потерей», а что «приобретением».
Субъективное качество жизни основано на субъективном восприятии человека, поэтому очевиден тот факт, что одним из условий изменения качества жизни является преобразование самосознания личности. Способность человека к осмыслению жизненной ситуации содержит в себе потенциал изменения субъективного качества жизни, как с положительной динамикой, так и с отрицательной.
В нашем исследовании проверялись следующие допущения:
1. Существует взаимосвязь уровня «ресурсности» с субъективными оценками качества жизни.
2. Существуют отличия в субъективных оценках качества жизни у людей с разным уровнем «ресурсности».
3. Субъективная оценка «потерь» и «приобретений» может рассматриваться как детерминанта субъективного качества жизни человека.
4. Субъективное восприятие качества жизни и уровень «ресурсности» отличаются в различных возрастных группах испытуемых.
В исследовании использовались следующие методики: «Опросник для оценки качества жизни» Элиота (адаптация Н.Е. Водопьяновой); опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (Н. Водопьянова, М. Штейн); процедура оценивания пятилетних интервалов жизни (Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В исследовании участвовало 79 испытуемых в возрасте от 18 до 39 лет, испытуемые включались в выборку случайным способом.
Методы анализа эмпирических данных: методы описательной статистики, корреляционный анализ, факторный анализ.
Для определения адаптивных возможностей и толерантности личности по отношению к стрессам был использован опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов», в основу которого положена ресурсная концепция стресса. Количественным выражением адаптивных возможностей человека является индекс ресурсности. Чем больше индекс ресурсности, тем выше адаптивные возможности.
Для оценки субъективной удовлетворенности в самоактуализации личностных ресурсов для преодоления жизненных и рабочих стрессов использовался опросник для оценки качества жизни, разработанный в Институте медицины стресса (США) и основанный на экзистенциальном подходе.
По уровню индекса ресурсности выборка была разделена на три группы: 1) с высоким уровнем ресурсности (32,9 % испытуемых);
2) со средним уровнем ресурсности (14,2 %);
3) с низким уровнем ресурсности (52,9 %).
Показатели описательной статистики по данным группам представлены в табл. 2.1.
Данные таблицы демонстрируют, что в группе с высоким уровнем ресурсности средние значения суммы «приобретений» значительно превышают средние значения суммы «потерь». Данное соотношение имеет заметную тенденцию к уменьшению к группе с низким уровнем ресурсности. Также следует отметить высокий уровень средних значений удовлетворенности качеством жизни в сфере личных достижений в группе с высоким уровнем ресурсности и оптимистичности — в группах с высоким и средним уровнями ресурсности. Это дает возможность рассматривать личные достижения и оптимистичность как один из значимых личностных ресурсов человека.
Примечания:
* — высокий уровень показателя; ** — низкий уровень показателя.
В выделенных по уровню ресурсности группах количество испытуемых с высокими, средними и низкими показателями субъективного качества жизни значимо отличается (табл. 2.2). Например, в группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности количество испытуемых, демонстрирующих высокий уровень субъективного качества жизни выше, чем в группах со средним и низким уровнями ресурсности. Полученные данные подтверждают допущение о том, что существуют отличия в субъективных оценках качества жизни у людей с разным уровнем «ресурсности». Причем, очевидно, что высокий уровень ресурсности в большей степени, чем другие уровни, определяет более высокую субъективную оценку качества жизни.
Базовыми показателями опросника «Потери и приобретения персональных ресурсов» являются показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов». В исследовании были проанализированы корреляционные связи данных показателей с параметрами субъективной оценки качества жизни и психологического возраста (табл. 2.3).
Примечание. * В таблице представлены только статистически значимые показатели наличия взаимосвязи (коэффициенты корреляции, по Пирсону).
Так, в группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни в области личных достижений; индекс ресурсности отрицательно связан с фактическим возрастом испытуемых и положительно связан с удовлетворенностью качеством жизни в сферах личных достижений, напряженности, негативных эмоций и индексом качества жизни.
В группе испытуемых со средним уровнем ресурсности по сравнению с первой группой сумма «потерь» положительно связана также с удовлетворенностью качеством жизни в сферах поддержки, напряженности, самоконтроля, негативных эмоций и индексом качества жизни. Сумма «приобретений» в данной группе положительно связана с теми же показателями за исключением удовлетворенности качеством жизни в сфере негативных эмоций. Полученный результат можно интерпретировать как тот факт, что как личностные потери, так и личностные приобретения в группе со средним уровнем ресурсности значительно влияют на адаптацию к стрессогенным условиям. Очевидно, испытуемые в группе со средним уровнем ресурсности демонстрируют способность воспринимать жизненные трудности («потери») как возможности. Кроме того, индекс ресурсности в данной группе отрицательно связан с фактическим возрастом испытуемых и положительно связан с оптимистичностью.
В группе с низким уровнем ресурсности сумма «потерь» положительно связана с удовлетворенностью качеством жизни в сфере поддержки. Других статистически значимых взаимосвязей не обнаружено. Если результаты корреляционного анализа данных первой и второй групп показывают, что адаптивность испытуемых тем выше, чем ниже их фактический возраст, то в группе с низким уровнем ресурсности влияние возраста на адаптивные возможности испытуемых не подтверждается.
Первичные результаты по шкалам диагностического комплекса были подвергнуты факторизации, в результате которой были получены факторные структуры данных отдельно по группам испытуемых с разными уровнями ресурсности (табл. 2.4).
В группе испытуемых с высоким уровнем ресурсности наибольший вес получил фактор, интерпретируемый как «Удовлетворенность качеством жизни в области личных достижений» (34,1 % дисперсии). Наибольшие факторные нагрузки имеют переменные, характеризующие удовлетворенность качеством жизни (0,84), удовлетворенность качеством жизни в сфере личных достижений (0,77), в сфере профессиональной деятельности (0,72), поддержки (0,72). Выделение данного фактора в качестве наиболее значимого подтверждает, что личные достижения и достижения в профессиональной сфере являются для взрослого человека одним из базовых личностных ресурсов.
Второй фактор «Реализованность психологического времени» является менее мощным, так как объясняет 17,7 % дисперсии. Данный фактор включает показатели фактического возраста, психологического возраста и реализованности психологического времени с высокими факторными нагрузками (от 0,82 до 0,95).
Источник