Летний вечер тютчев настроение лирического героя

Анализ стихотворения Ф. М. Тютчева «Летний вечер»

Фёдор Иванович Тютчев известен в мире литературы как истинный ценитель красоты. Его главным стремлением было желание открыть для себя тайну настоящей любви. Он запомнился как искатель идеала неповторимой женщины, на что у него ушло целых семьдесят лет. Также ему нравилось посвящать свои произведения природе и различным временам года. Анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева показывает всю красоту пейзажной лирики автора.

Немного про историю создания

Уже после появления на свет и издания первых стихотворений отдельным сборником Тютчев получил славу и признание. Однако это не убедило его в собственном поэтическом таланте. Фёдор Иванович был очень чувственным человеком, часто искал вдохновение не среди людей, а там, где легче дышится и можно почувствовать абсолютную свободу и покой. Именно поэтому он черпал лучшие идеи в объектах природы.

Утонченность самых простых природных явлений, их легкость не оставили Тютчева равнодушным, а пронзали все его творчество. Исходя из этих особенностей поэта, сегодняшние поклонники и критики часто упоминают его как «певца природы». Даже в современный век невозможно перестать восхищаться тем, как Фёдор Иванович передавал своим творчеством независимость этого удивительного мира.

Творение поэта, о котором пойдет речь, было написано в 1866 г. Это случилось спустя 2 года со дня смерти юной возлюбленной Тютчева Елены Денисьевы. Есть мнение, что из всех женщин Фёдора Ивановича она была самой молодой. Скончалась она от чахотки. Писатель до последней минуты находился рядом с любимой. Но и во время жизни его «дорогой Лёли», и после её смерти поэта долго мучили мысли, что он недостоин любви этой удивительной девушки, учитывая еще и наличие законной супруги Эрнестины фон Пфеффель.

Связь прекрасной Елены с женатым Тютчевым привела к весьма сложному положению девушки в свете в то время, что еще более его тяготило. А после трагического события в 1864 году, когда Фёдор Иванович остался без возлюбленной, его настигли еще две тяжелые потери — смерть двоих детей, всего же у них с Лёлей их было трое. Понятие счастья для поэта после утраты близких было надолго забыто, он лишился ощущения стойкости. Видимо, только независимая, величественная природа могла принести ему утешение.

В очередном стихотворении, обращаясь к зеленому миру, поэт уже не передавал печаль и горечь своего внутреннего состояния.

Основная идея

В основу идеи стихотворения автор вложил свою философию. Она заключается в принятии тех или иных событий и эмоций, которые они несут, в их цикличности в жизни каждого человека. Поэт призывает осознать и принять этот закон по примеру природы, которая, в свою очередь, подчиняется и смиренно принимает каждую перемену. Жара сменяется холодом, светлое время уступает тёмному. Так же и с чувствами, такими как любовь или ненависть. Они при любом раскладе не теряют своей истинной сути.

Жизнь Тютчева была наполнена любовью ко многим женщинам, но его долго мучили мысли от отсутствия в нем верности к одной из них. Он тосковал после смерти Елены Денисьевны, переживал и ругал себя за горести в её жизни, которые принесли их отношения. Но каждая возлюбленная Фёдора Ивановича дарила новые, прекрасные ощущения, всех их он любил по-своему, искренне и страстно.

Следуя философии поэта, можно прийти к выводам, что человеческая натура нечасто склонна ценить каждое событие в своей жизни, чаще жалуясь, чем делая выводы. А ведь нежная, но сильная стихия учит собственным примером переживать и самый жаркий день, и пронзающую холодом ночь, вместо жалоб начать ценить и дорожить каждой минутой.

Разбор композиции

Без описания и пояснения композиции невозможно разобрать стихотворение. Это важная составляющая анализа. По этой причине необходимо пройтись по каждой строфе:

  1. Начиная с первой, читатель погружается в картину, где летний день настигает закат, а прохладная вода постепенно смывает пылающий жар с земли. Она нуждается в покое за долгий знойный день, который еще не подошел к концу.
  2. Вторая строфа — здесь приводится описание усталого неба, спасти которое под силу только звёздам. Их сияние в ночное время действует умиротворяюще.
  3. Третья строфа рассказывает про ту желанную сердцем свежесть, которую дарит воздух, парящий между небом и сушей. Здесь можно подметить сравнение с ощущениями, свойственными и человеку. По тому, как день сменяет ночь, наступает вечер. В это время дышится легче всему живому.

Четвёртая строфа, она же заключительная, передаёт читателю образ девы, которая на самом деле и есть природа. Чтобы погрузиться, наконец, в покой после жара летнего дня, она опускает в воду ноги и погружается в полное умиротворение.

Жанр, направление, размер

Через пейзажную лирику этого чувственного поэта можно узреть его отношение к миру и отследить перемены в настроении. Произведение «Летний вечер» читается легко. Через строки этого стихотворения творец передаёт своё смирение по отношению к невозможности человека влиять на стихийную силу природы. «Летний вечер» погружает в глубокую философию. Тютчев подал его в виде четырёхстопного ямба. Стихотворение состоит из четырех строф.

Читайте также:  Цой мое настроение бой

Своим творчеством Фёдор Иванович воспевает истинную, свободную красоту, а современники часто относят его произведения к «чистому искусству». Примечательно, что в 1854 году автор вернулся к нему, решив доработать. В результате в более позднем варианте появилась вторая строфа, а первая была доработана.

Главные образы и символы

Поэт создал удивительней метафорический «спектакль» с такими сценами, как долгожданный закат, вечерние сумерки и наступление ночи. Можно сделать вывод, что «Летний вечер» не имеет лирического героя, но богат на образы. При знакомстве с каждым из них приводится небольшой этюд, который дарит читателю видение природных явлений. Более конкретный символизм виден в следующем:

  1. Долгожданный вечер, спасающий от разрушающей легкости.
  2. Природа, олицетворяющая мудрость и стойкость, которых очень часто не хватает человеку на протяжении его жизненного пути. Она учит встречать каждую перемену событий с радостью, принимая её, как нечто неотъемлемое.

Солнце успевает раскалить в полдень долину и прилежащие территории. Летом это привычное явление. Как только начинает вечереть, над рассматриваемой областью веет свежестью. Не покоряемая жизненная сила превращается в прекрасную деву во время вечернего купания. Ночь приняла роль спасительницы от дневной жары. Она омывает влажной росой сушу. Закат выступает в образе затухающего пожара, который постепенно гасит умиротворяющая волна.

Способы выразительности, тема и настроение

Каждый образ поэт сотворил, прибегая к специальной лексике. Необходимые оттенки Тютчев получает с помощью литературных средств выразительности. К ним можно отнести метафоры — «трепет пробежал по жилам природы», «пожар волна поглотила», «река воздушная течёт»; но наиболее проникновенный окрас придают ему эпитеты — «влажными главами», «сладкий трепет», «мирный пожар», «небесный свод». Не забыл Фёдор Иванович и про инверсии, например, «мирный вечера пожар», «уж звёзды светлые» или «шар земля скатила»; сравнения — «грудь дышит», «коснулись воды», «волна поглотила».

Главной темой является летний пейзаж, когда знойный день заботливо сменяет успокаивающая вечерняя свежесть. Еще один ключевой нюанс — это закономерность череды событий, при которой соблюдается закон цикличности. Когда день сменяет ночь, можно сравнивать этот момент с переменой печали на радость, зимы на лето. Но такие явления — важная составляющая для сохранения гармонии существования всего живого. Легкость и плавность улавливается в тропах, образах, даже стихотворном размере произведения, что говорит о его умиротворяющем настроении.

Источник

Анализ стихотворения «Летний вечер» (Ф. И. Тютчев)

Семьдесят лет творец Тютчев излагал на бумаге то, что видел вокруг и переживал внутри. Фёдор Иванович всю жизнь неутолимо стремился лишь к одному – приблизиться к идеалу женской красоты и познать рядом с ним истинную разделённую любовь. В его лирике читатель видит тому подтверждение, а Многомудрый Литрекон видит в ней объект для разбора.

Читайте также:  16 недель беременности не чувствую шевелений третья беременность это нормально

История создания

На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.

Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.

Жанр, направление, размер

Вообще, если рассматривать всю пейзажную лирику Фёдора Ивановича Тютчева, к которой несомненно относится и «Летний вечер», можно заметить, как менялись на протяжении всей жизни настроения поэта – как по-разному он относился к окружающему миру. Состоящий из четырёх строф и написанный четырёхстопным ямбом, «Летний вечер» читается во всех смыслах легко. Это уже позднее произведение со своей контекстной философией. В нём чувствуется большая осмысленность и смиренность по отношению к неподдающимся человеческому влиянию жизненным силам.

Творчество Тютчева относится к «чистому искусству» — направлению, в рамках которого поэт отдает все силы, чтобы воспеть красоту. Только она имеет для него значение, поэтому представители «чистого искусства» часто описывали состояния природы и тонкости человеческих чувств.

Композиция

Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.

  1. Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
  2. Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
  3. В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
  4. В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.

Образы и символы

Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:

  1. Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
  2. Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.
Читайте также:  Как прожить жизнь без депрессии

Темы и настроение

Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.

Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.

Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.

Основная идея

Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.

Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.

Средства художественной выразительности

Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:

  • Эпитетов: «раскалённый шар», «мирный пожар», «светлые звёзды», «небесный свод», «влажными главами», «река воздушная», «сладкий трепет», «горячих ног», «ключевые воды».
  • Метафор: «шар земля скатила», «пожар волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «река воздушная течёт», «трепет пробежал по жилам природы».
  • Инверсий: «солнца раскалённый шар», «шар земля скатила», «с главы своей земля скатила», «мирный вечера пожар», «пожар волна морская поглотила», «уж звёзды светлые», «и небесный свод приподняли».
  • Сравнений «трепет, как струя» и олицетворений – «земля скатила», «волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «грудь дышит», «трепет пробежал», «коснулись воды».

Источник

Оцените статью