Летний отдых дети эмоции

Ребенок в лагере: спокойствие, только спокойствие!

Лето, каникулы, детский лагерь… Почему эта цепочка слов не у всех вызывает положительные эмоции? Чего боятся дети, о чем беспокоятся родители и как справиться с этими переживаниями, чтобы отдых в лагере удался на славу? С этими вопросами Кидпассаж обратился к преподавателю, методисту, организатору и директору детских лагерей Даше Ефименко.

– Даша, полезно ли детям отдыхать в компании сверстников?

Дети в повседневной жизни много времени проводят в компании сверстников. И это очень важно, поскольку для детей сверстник – это тот, кто на «его волне», кто способен понять, поддержать, принять, посодействовать.

Но общение в школе или секции со временем приобретает некую накатанную систему, рамки и привычность, вырабатывает особый стиль поведения и реакций, а поэтому не дает возможности развивать коммуникабельность, мешает ребенку понять свои особенности, социально адаптироваться вне системы. Лагерь же, напротив, содействует всему этому.

  • Общение с незнакомыми ребятами в неформальной обстановке лагеря дает возможность развивать умение знакомиться, общаться.
  • В лагере есть возможность коммуникаций со старшими людьми (вожатыми) вне рамок привычного системного поведения.
  • Лагерь – это место, где ребенка мало кто знает, что позволяет ему быть самим собой, не играть «прилежного ученика», «хулигана» или другие социальные роли; это дает прекрасную возможность проявить собственные достоинства и заработать авторитет среди сверстников.
  • Жизнь в лагере учит самостоятельности не только в бытовом отношении, но и в эмоциональном (самостоятельность принятия решений).

– Есть ли минусы отдыха в детских лагерях?

Весьма сложный вопрос. Лагеря разные, дети разные, подходы к ним разные, соответственно, плюсы и минусы лагерей в каждом конкретном случае – разные.

С точки зрения методиста, лагерь способен как мотивировать к развитию, так и демотивировать, как развивать навыки и умения, так и подавить желание к их развитию, как благоприятствовать личностному росту, так и мешать…И если о плюсах можно рассуждать в целом (о чем и написано выше), то о конкретных минусах можно говорить исключительно для каждого отдельно взятого лагеря.

Тут, скорее, нужно помнить о двух эмоционально напряженных моментах, которые могут вызвать у ребенка дискомфорт и неприятные переживания. Это два обязательных в любом лагере события – заезд и разъезд.

Это время знакомства и первой встречи, которые по-разному переносятся детьми, и время прощания – расставание с новыми друзьями, понимание, что отдых закончился и пора возвращаться к привычным делам.

Замечу, что лагерь – это процесс в процессе. То есть каждый участник лагеря как процесса переживает параллельно свой собственный внутренний процесс, и в этом случае лагерь способен вызвать самые разные реакции, которые, в свою очередь, зависят исключительно от индивидуальных особенностей ребенка.

– Как выбрать лагерь для ребенка?

Сейчас существует невероятное разнообразие лагерей, что, с одной стороны, дает возможность выбирать, а с другой стороны, весьма усложняет процесс принятия решения. Кроме того, немаловажный момент – это цена отдыха, на которую влияет время, место, состав сотрудников и их опыт, программа и динамика лагеря, наличие или отсутствие экскурсий, творческая составляющая и т. д.

– Даша, что надо учесть родителям для отправки детей в летний лагерь?

Поскольку я не только сотрудник различных лагерей, но и мать 11-летнего ребенка, дам несколько рекомендаций именно как мама.

  1. Не стоит выбирать лагерь подешевле. Относительно дешевы муниципальные лагеря, в которых работают студенты педагогических вузов, то есть – та же система, что и в школе. В таких лагерях обычно нет ни канцтоваров, ни аппаратуры, ни материалов для творчества. Кроме того, стоит задуматься о заинтересованности самого вожатого мотивировать и увлекать детей при низкой зарплате. Профессиональные тренеры и вожатые, подкованные в системе неформального образования, стоят недешево.
  2. Не стоит навязывать ребенку «свой выбор», «свой несостоявшийся лагерь», «свое место, где ты не был». Постарайтесь выбрать лагерь с учетом увлечений ребенка. Бесполезно отправлять дитя с математическим складом ума в лагерь, например, творческого направления. Детям-спортсменам, музыкантам подойдут профильные детские лагеря.
  3. Не стоит опираться исключительно на чужие рекомендации и отзывы – важнее, чтобы ваш ребенок был заинтересован предложением. Лучше заранее попросить у организаторов программу лагеря и ознакомить с ней ребенка, чтобы точно знать, будут дети клеить поделки или лазать по горам.
  4. Обязательно узнайте о составе сотрудников и их опыте работы – очень часто дети едут в лагерь потому, что там будет «классный вожатый». Также в лагере обязательно наличие врача и очень желательно наличие психолога.
  5. Если ребенок едет впервые, предпочтите лагерь, в котором будут отдыхать приятели вашего ребенка.
  6. Место, конечно, играет важную роль… для родителя. Для ребенка место или не важно, или круто (заграница, например). Поэтому тут можно выбирать исходя из цели. Чтобы оздоровить чадо, выбирайте хорошие детские лагеря на море. Заграничные языковые лагеря хороши, если ребенок стремится выучить иностранный язык.
Читайте также:  После орви перестал чувствовать запахи

– В каком возрасте отправлять ребенка в лагерь?

На вопрос, с какого возраста отправлять ребенка в лагерь, нет однозначного ответа. Я работала в лагере, где отдыхали дети 6-10 лет, не раз организовывала лагерь для подростков летом. И за 16 лет из лагеря пожелали уехать только 2 человека. Понять, готов ли ребенок, почти невозможно, пока не попробуешь.

– Можно ли подготовить ребенка к лагерю?

Главная рекомендация – не надо усиленно готовить ребенка. Зачастую ребенок и так готов. Вот родитель – не всегда готов, поэтому начинает перекладывать на ребенка свои страхи, готовя к тому, чего может и не быть, вызывая при этом у ребенка лишние опасения и переживания.

Еще одна ошибка, которую часто делают родители, – успокаивают переживания ребенка и свои собственные неправдивыми фактами, что впоследствии влечет разочарование и возмущение.

Ребенок должен понимать, что есть формат лагеря, есть порядок, под который нужно подстроиться – при таком понимании адаптация ребенка в лагере проходит успешно.

– Как морально подготовить ребенка к поездке?

Для ребенка поездка в лагерь – это приключение, некое рисковое предприятие. Это чувство эйфории. И если он на него соглашается, значит, он готов к поездке. Когда родитель начинает «разъяснительную работу», вкус приключения теряется, и ребенку уже не так интересно.

Для хорошего отдыха в лагере дети должны уметь за собой ухаживать, знать, как вести себя в общественных местах и в транспорте. Напомните ребенку, что у него есть возможность завести новых друзей, весело и с пользой провести время, а как он этим воспользуется, зависит от него. Сообщите, что в случае трудностей он может обратиться к вожатым или к врачу.

– Родителям и самим надо побороть беспокойство, связанное с отъездом ребенка.

Чтобы не волноваться чрезмерно, научитесь доверять своему ребенку и верить в него! Не нужно также переоценивать то, что почти каждый ребенок в лагере скучает по родителям –это редко бывает сильнее, чем положительные эмоции от самостоятельного отдыха.

Если страх перед отъездом ребенка велик, попробуйте отдать ребенка в лагерь дневного пребывания. Так вы будете ежедневно наблюдать за сменой настроения своей кровинушки и убедитесь, что дитя способно адаптироваться в новом обществе.

Городские лагеря дневного пребывания помогают понять, насколько ребенок готов оторваться на время от родителей.

– Стоит ли отправлять ребенка в лагерь, если он не хочет?

Данные случаи весьма индивидуальны. Часто ребенок не хочет в лагерь, пока не сядет в поезд и не помашет маме рукой. И все – мама забыта, и ребенок удивляется, встретив ее в родительский день в лагере.

Прежде чем принимать решение удовлетворять нехотение ребенка, стоит узнать причину его нежеланий и поговорить о ней. Успокоить страхи и переживания. Настроить на волну приключений, познаний, заинтересовать. К тому же задача адаптации детей ложится и на организаторов лагеря.

Хорошо, если перед лагерем проводятся анкетирования детей и родителей, чтобы лучше узнать и понять ребенка, знать, как с ним работать. Лучшие детские летние лагеря имеют в штате психолога и методиста, которые помогут особо чувствительным детям пережить период адаптации. Именно они лучше всего знают, что делать, если ребенок плачет в лагере.

– Трудный возраст: что дает лагерь подросткам?

Система неформального образования не использует понятие «трудный возраст». Летние подростковые лагеря с продуманной программой и правильно подобранными методиками дают детям прекрасную возможность осознать собственную уникальность, на равных взаимодействовать с другими ребятами и вожатыми, проявить инициативу и раскрыть свои таланты, самореализоваться и самоутвердиться, развить самостоятельность и ответственность за принятие решений.

Но поскольку подростки остро осознают оторванность от привычной системы, образа жизни и факт попадания в новую среду, им требуется особое внимание и поддержка от вожатого, правильно подобранная группа, особый подход и методика в соблюдении правил. По-моему, лагеря для подростков очень полезны, но подбирать их стоит весьма тщательно.

Мы благодарим Дашу за полезные ответы и рекомендации, а тем родителям, которые еще не определились с выбором детского лагеря, предлагаем заглянуть в нашу коллекцию лагерей со всего мира.

Источник

Психологически эффективный отдых для детей

Тельминова Оксана
Психологически эффективный отдых для детей

Советы для родителей при организации летнего отдыха детей.

Научить ребенка отдыхать. Наступает летняя пара и мы все с нетерпением ждем отпуска. Хотелось бы вместе с вами, уважаемые родители, поразмышлять, что значит «психологически эффективный отдых».

Прежде чем говорить об организации отдыха ребенка в летние каникулы, важно понять от чего ребенку нужно отдохнуть? Что вызывало все предыдущие месяцы эмоциональное и физическое напряжение. Обратимся к тому, что, когда наш ребенок идет в садик или школу – мы говорим «это твоя работа и твоя обязанность». Неоднократно на родительских собраниях мы считали количество часов, которые ребенок проводит за «работой» и это оказалось гораздо больше чем 7-8 часов из привычной для нас 36 часовой рабочей недели. И первое, что нам важно признать, что ребенок очень устает, особенно, если это подросток в период гормональных изменений. Поэтому наш ребенок нуждается в том, чтобы закинуть в дальний угол тетради, учебники, выспаться, снять с себя ответственность.

Значит ли это, что эффективный отдых — это «ничегонеделание»? С психологический точки зрения – восстановление ресурсов необходимый процесс, который требует организации и планирования. Задача родителей – не только научить ребенка «учиться», но и научить отдыхать. Иначе летний отдых ребенка может превратиться в «безграничное» пребывание в интернете или у телевизора.

Читайте также:  Затяжная депрессия кто лечит

К сожалению, мы все знаем, как планировать свою работу или учебу ребенка, но о значимости планирования отдыха мы не много забываем. В результате, наш организм претерпевает регулярные перегрузки и не успевает восстанавливаться. Как же научить ребенка отдыхать?

— прежде всего важно подключать ребенка заранее к планированию летнего отдыха, можно составить с ним список того, что мы мечтали сделать весь год и не успевали;

— предложить ребенку составить календарь мероприятий и встреч;

— обязательно отводить в режиме дня время для отдыха;

— позволять себе расслабляться и подавать пример своему ребенку;

— пробовать новые виды отдыха и снятия напряжения: творчество, движение, прогулки, фитнес, поход в новые места, перестановка дома, изменение интерьера, новые блюда, семейные настольные игры и традиции.

Психологически обоснованный отдых.

Для того, чтобы понять какой отдых наиболее эффективен, нужно не много обратиться к истокам психологии, а именно физиологическим основам психики – центральной нервной системе. Весь учебный год у ребенка, и у нас с вами, в основном напряженно работало левое полушарие, которое отвечает за математику, логику, письмо, язык и речь. Поэтому главной задачей для полноценного восстановления деятельности мозга является «разгрузка» левого полушарие. Это значит, что отдыхать мы будем правым, которое отвечает за восприятие музыки, живописи, эмоции, танцы, любую деятельность, связанную с движением, творчеством.

Уважаемые родители, выбирайте любые виды деятельности из этого списка и полноценный психологический отдых вам обеспечен!

Рисунок 1. Функции полушарий головного мозга

И ещё некоторые рекомендации для летнего отдыха детей.

Когда мы планируем отдых, важно чтобы он не превращался только в поездку на море. Лето — это прекрасная возможность быть ближе к природе, заниматься простыми, но ресурсными делами, и здесь психологическиерекомендации мало отличаются от медицинских: поездка в деревню, с неустойчивой интернет связью, свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться.

Для тех, кто остался в городе.

Психологически эффективный отдых, о котором мы сказали, доступен и в городских условиях. Здесь важнее всего то, чтобы родители принимали в этом активное участие, находили время в выходные, выезжали из дома и вместе с ребенком планировали время на природе. Конечно, странно ждать, что ребенок сам придумает себе отдых, если он не привык это делать, ему будет проще просидеть все лето у компьютера или телевизора, но в наших силах – показать другой пример и постепенно – это здоровое времяпровождения может превратиться в семейную привычку.

Для маленьких детей

Для родителей дошкольников рекомендации те же самые, только в данном случае следует различать «психологическую разгрузку» и «психологическую загрузку»: большое скопление людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки – это загрузка. А время с семьей, природа, общение с животными, творчество – это разгрузка.

Отдохнувший родитель – залог отдыха для ребенка

Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача не создать ребенку море эмоций и впечатлений,а создать условия для налаживания его биологических ритмов: полноценный сон, питание, спокойная атмосфера в семье.Не надо ходить рядом с ребенком и говорить: «ну займись ты чем-нибудь уже!» Лучше займитесь отдыхом сами и подключите ребенка. Свобода, ничегонеделание и пауза – приносят хорошие плоды. Многие из вас замечали, что спокойный, не много скучающий ребенок способен придумать массу творческих занятий. А лучшей наградой и ресурсом для ребенка – являются отдохнувшие родители. Пусть ребенок отдохнет от наших грустный и раздраженных лиц, от нашего «некогда» и «я устал (а)». Отдыхайте сами и подавайте позитивный пример ребенку. Главное осознать, что все мы имеем право и обязанность восстанавливать силы.

Советы для родителей при организации летнего отдыха для детей и взрослых.

педагог-психолог

Тельминова Оксана Анатольевна.

здорового жизненного стиля

Научить ребенка отдыхать. Наступает летняя пара и мы все с нетерпением ждем отпуска. Хотелось бы вместе с вами, уважаемые родители, поразмышлять, что значит «психологически эффективный отдых».

Прежде чем говорить об организации отдыха ребенка в летние каникулы, важно понять от чего ребенку нужно отдохнуть? Что вызывало все предыдущие месяцы эмоциональное и физическое напряжение. Обратимся к тому, что, когда наш ребенок идет в садик или школу – мы говорим «это твоя работа и твоя обязанность». Неоднократно на родительских собраниях мы считали количество часов, которые ребенок проводит за «работой» и это оказалось гораздо больше чем 7-8 часов из привычной для нас 36 часовой рабочей недели. И первое, что нам важно признать, что ребенок очень устает, особенно, если это подросток в период гормональных изменений. Поэтому наш ребенок нуждается в том, чтобы закинуть в дальний угол тетради, учебники, выспаться, снять с себя ответственность.

Значит ли это, что эффективный отдых — это «ничегонеделание»? С психологический точки зрения – восстановление ресурсов необходимый процесс, который требует организации и планирования. Задача родителей – не только научить ребенка «учиться», но и научить отдыхать. Иначе летний отдых ребенка может превратиться в «безграничное» пребывание в интернете или у телевизора.

Читайте также:  Средство от стресса для цветов

К сожалению, мы все знаем, как планировать свою работу или учебу ребенка, но о значимости планирования отдыха мы не много забываем. В результате, наш организм претерпевает регулярные перегрузки и не успевает восстанавливаться. Как же научить ребенка отдыхать?

— прежде всего важно подключать ребенка заранее к планированию летнего отдыха, можно составить с ним список того, что мы мечтали сделать весь год и не успевали;

— предложить ребенку составить календарь мероприятий и встреч;

— обязательно отводить в режиме дня время для отдыха;

— позволять себе расслабляться и подавать пример своему ребенку;

— пробовать новые виды отдыха и снятия напряжения: творчество, движение, прогулки, фитнес, поход в новые места, перестановка дома, изменение интерьера, новые блюда, семейные настольные игры и традиции.

Психологически обоснованный отдых.

Для того, чтобы понять какой отдых наиболее эффективен, нужно не много обратиться к истокам психологии, а именно физиологическим основам психики – центральной нервной системе. Весь учебный год у ребенка, и у нас с вами, в основном напряженно работало левое полушарие, которое отвечает за математику, логику, письмо, язык и речь. Поэтому главной задачей для полноценного восстановления деятельности мозга является «разгрузка» левого полушарие. Это значит, что отдыхать мы будем правым, которое отвечает за восприятие музыки, живописи, эмоции, танцы, любую деятельность, связанную с движением, творчеством.

Уважаемые родители, выбирайте любые виды деятельности из этого списка и полноценный психологический отдых вам обеспечен!

И ещё некоторые рекомендации для летнего отдыха детей.

Когда мы планируем отдых, важно чтобы он не превращался только в поездку на море. Лето — это прекрасная возможность быть ближе к природе, заниматься простыми, но ресурсными делами, и здесь психологическиерекомендации мало отличаются от медицинских: поездка в деревню, с неустойчивой интернет связью, свежий воздух, чистая вода, купание, простая и полезная еда, хождение босиком по траве, совместные игры и традиции (поход на велосипедах, чай на природе, турнир по бадминтону) общение с домашними животными. Все виды деятельности, где не надо думать, а больше чувствовать, воспринимать, двигаться.

Для тех, кто остался в городе.

Психологически эффективный отдых, о котором мы сказали, доступен и в городских условиях. Здесь важнее всего то, чтобы родители принимали в этом активное участие, находили время в выходные, выезжали из дома и вместе с ребенком планировали время на природе. Конечно, странно ждать, что ребенок сам придумает себе отдых, если он не привык это делать, ему будет проще просидеть все лето у компьютера или телевизора, но в наших силах – показать другой пример и постепенно – это здоровое времяпровождения может превратиться в семейную привычку.

Для маленьких детей

Для родителей дошкольников рекомендации те же самые, только в данном случае следует различать «психологическую разгрузку» и «психологическую загрузку»: большое скопление людей, сильные эмоции, много новых впечатлений, всевозможные дорогие развлечения, игровые комнаты, сложные игрушки – это загрузка. А время с семьей, природа, общение с животными, творчество – это разгрузка.

Отдохнувший родитель – залог отдыха для ребенка

Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что наша задача не создать ребенку море эмоций и впечатлений,а создать условия для налаживания его биологических ритмов: полноценный сон, питание, спокойная атмосфера в семье.Не надо ходить рядом с ребенком и говорить: «ну займись ты чем-нибудь уже!» Лучше займитесь отдыхом сами и подключите ребенка. Свобода, ничегонеделание и пауза – приносят хорошие плоды. Многие из вас замечали, что спокойный, не много скучающий ребенок способен придумать массу творческих занятий. А лучшей наградой и ресурсом для ребенка – являются отдохнувшие родители. Пусть ребенок отдохнет от наших грустный и раздраженных лиц, от нашего «некогда» и «я устал (а)». Отдыхайте сами и подавайте позитивный пример ребенку. Главное осознать, что все мы имеем право и обязанность восстанавливать силы.

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Фотоотчет «Летний отдых детей в оздоровительном центре. Отдыхаем, играем, развлекаемся» Фотоотчет «Летний отдых детей в оздоровительном центре. Отдыхаем, играем, развлекаемся» Приветствую вас, дорогие друзья и гости моей.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация «Летний отдых детей» Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную.

Летний отдых детей в оздоровительном центре. Открытие лагерной смены. Фотоотчет Летний отдых детей в оздоровительном центре. Открытие лагерной смены. Фотоотчет Дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток.

Летний отдых детей в оздоровительном центре. Спортивное мероприятие «Веселые старты» (фотоотчет) Летний отдых детей в оздоровительном центре. Спортивное мероприятие «Веселые старты». Фотоотчет Доброе время суток, дорогие друзья. В.

Источник

Оцените статью