- Солнце, лестница, чувство: откуда здесь непроизносимые согласные. Консерватизм русской орфографии
- Так исторически сложилось…
- Лестница
- Солнце
- Праздник
- Чувство
- Сверстник
- Ложные непроизносимые согласные
- Ровесник
- Блеснуть
- Участвовать
- Шествовать
- Яства
- Агентство
- Волжский класс
- Боковая колонка
- Рубрики
- Видео
- Книжная полка
- Малина для Админа
- Боковая колонка
- Опросы
- Календарь
- Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне, с. 38 — 41
- Правописание частей слова Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне
- Ответы к стр. 38 — 41
- Что объединяет слова в этом упражнении?
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Распредели слова в два столбика :а) с проверяемыми согласными в корнеб) с непроверяемыми согласными в корнеЛестница , листва, рюкзак, коллекция, фотоаппарат , лодка, чувство , теннис, шоссе, праздник,?
- Распредели слова в два столбика : С проверяемыми согласными в корне , и непроверяемыми согласными в корне?
- Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова : пассажир, посадка, чувство, дорога, метель, вокзал, узкий, потерял, магазин, участвовать, словарь, футбол, столица, коллектив, лестница, погода, ?
- Что объединяют слова в этом упражнении ?
- Записать слова с непроверяемыми орфограммами по группам : а)гласными, б) парными согласными, в) непроизносимыми согласными, г) двойными согласными?
- Распредели слова в два столбика : а)спроверяемыми согласными в корне , б)с непроверяемыми согласными в корне ?
- Сгруппируй слова по орфограммам — двойные согласные коллектив, бассейн, теннис, шоссе, аппетит, антенна, аппетит коллекция, класс, металл, кассовый, аппарат, кристаллический?
- На какие группы можно разделить эти словаСлова : Здравствуй, чувство, столица, лестница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока?
- Что объединяют слова в этом упражнении ?
Солнце, лестница, чувство: откуда здесь непроизносимые согласные. Консерватизм русской орфографии
Что общего у слов «сверстник» и «верста», по какой причине «ровесник» пишется без «т». Почему в глаголе «блеснуть» нет буквы «т». Два слова о существительном «агентство». Так ли уж консервативна русская орфография, как кажется.
Добрый день всем читателям!
Когда обсуждаются сложности русского языка, то на ум приходят разные вещи: от правописания частиц «не» и «ни» до постановки ударений. Если не все, то многие вспомнят о непроизносимых согласных. Мы их учим, зубрим в школе, но первопричину нам мало кто объясняет, если вообще кто-нибудь об этом говорит. Давайте разберёмся, что происходило с этими существительными.
Так исторически сложилось…
Слова, о которых мы сегодня говорим, в школьной практике заучиваются как исключения, словарные слова.
Любые непроверяемые (словарные) слова относятся к традиционному, историческому принципу русской орфографии — «пишем так, как и писали в прошлом» . Их очень мало, примерно 4 % (по материалам Грамоты.ру), в этот список и входят те самые исключения, которые доводят нас до белого каления. Ведущий принцип в русском правописании — фонематический (ещё его называют морфологическим).
Если после прочтения этой статьи вам покажется, что русская орфография слишком консервативна, то спешу вас успокоить. Достаточно вспомнить английский язык, в котором исторический принцип орфографии господствует, и вообще она во многом соответствует среднеанглийскому языку XIV — XV века. Или французский, где половина букв не читается, или исландский. Вот там традиционная орфография живёт и здравствует.
А наиболее любознательные и начитанные люди вспомнят архаичность литовского. К примеру, его система склонений существительных мало изменилась за две тысячи лет. Поэтому по древности литовский часто сравнивают с санскритом и древнегреческим.
Мы же догадались сто лет назад убрать фиту, ять и ижицу и сделать много других вещей, которые приблизили наше правописание к современному произношению. Да и не только орфография у нас поменялась, грамматика и синтаксис тоже на месте не стояли.
Теперь после такого теоретического материала будет проще понять наши реалии.
Начнём с самых древних. В который раз повторю: мы часто будем вспоминать праславянские корни, они всегда обозначаются латиницей и под звёздочкой.
Лестница
От старославянского лѣствица , которое восходит к праславянскому *lěstvica. Словообразовательная цепо́чка такая: *lěztva → lěstva (лества). Общеславянское *lěztva — суффиксальное производное (вроде «бритва») от *lězti (лезть).
Солнце
Соответствия приходится искать аж в праславянском *sъlnь или в древнерусском сълнь . Впрочем, это настолько архаичное (древнее) написание, что проще вспомнить латинское sol , которое восходит к тому же индоевропейскому корню. Во многих языках Европе солнце называется словами, произведенными от него: в испанском sol , в итальянском sole , во французском soleil .
Отсюда устаревшее по́солонь (по солнцу), диалектные солнопек (солнцепёк), у́солонь (тень).
Теперь слова, облик которых частично поменялся уже в старославянском (не путать с праславянским!) или древнерусском, а современный русский язык унаследовал их написание.
Праздник
От старославянского праздьнъ , из общеславянского *porzdьnъ, отсюда слово порожний .
Чувство
Непроизносимый согласный «в» не проверяется ничем, точнее, мы не найдём соответствий в современном русском языке. Зато они есть в древнерусском! Опять-таки образовано при помощи суффикса от чувъ — «способность чувствовать», туда же глагол чути — «чувствовать.
Диалекты хранят глаголы учувать , чувать , в которых звук [в] прекрасно произносится.
Сверстник
В школе нам говорят, что сверстник — это тот, с кем ты прошел одинаковое количество вёрст. Подобное объяснение возникло неспроста.
Этимологически они восходят к одному праславянскому корню. Сверстник в древнерусском писалось как съвьрстьникъ , съвьрстьнъ — «одного возраста». Существительное вьрста в древнерусском значило «возраст; пара; ровесник; мера длины», а в старославянском писалось как врьста .
От того же корня произошёл… глагол вертеть .
Ложные непроизносимые согласные
Ровесник
Уж очень часто его пытаются свести вместе со «сверстником», мол, в одном слове есть «т», в другом нет. Да и по смыслу похожи. Вероятно, что кому-то помогает, но на самом деле только запутывает.
Ровесник — от слова ровесный (одинаковый по годам). Но на этом приключения не заканчиваются. К праславянскому *оrvьnъ присоединился тот же суффикс *-еs- (*orves-), который мы видим в небеса, чудеса , словеса (словесный) и др. Так вылупился наш ровесник. И внимание: отсюда же ровный, равный и все однокоренные. Да-да, путаница между выравнять и выровнять обусловлена исторически: у них общий предок. Все с первого раза поняли чередование ровн-/равн- ?
Блеснуть
От старославянского бльснѫти , в котором не было согласного «т».
Участвовать
Проверяется словом «уча ст ие». Нет слова *учавствовать. Хотя можно вспомнить, что «участие» — от у́часть и исторически связано с существительным часть .
Шествовать
От существительного «ше ст вие». Хотя поначалу было шестие (от шьстие ), которое преобразовалось по аналогии с действие, странствие, приветствие и др.
Тут вообще отдельная история, когда праславянский корень *šьdlъ породил вроде бы разные слова ходить и сидеть . От него же отпочковался второй корень *chьd- и в итоге дал такое известное нам -шед (устаревшее деепричастие пришед помните?). Ещё от него появились ход, ходить и то самое шеСТие → шеСТВие . Об историческом переходе «х» в «ш» уж точно знаете по чередованиям вроде сме х → сме ш ить.
Если верить словарю Фасмера, индоевропейский корень *sed- объединял в себе значения «передвигаться, сидя в повозке», откуда затем *sed- I «сидеть» и *sed- II «ходить, идти».
Яства
От устаревшего глагола «ясти» — есть.
И напоследок важное слово.
Агентство
Здесь всё по правилу, поскольку проверочное слово «аген т ». Так получилось, что пять согласных подряд.
Надеюсь, эти слова у вас не вызывают затруднений при написании. Если какие-нибудь словарные (по школьной трактовке) слова у вас вызывают вопросы, пишите в комментариях. Будем разбирать их вместе. Всех благодарю за внимание.
Источник
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне, с. 38 — 41
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание частей слова
Правописание слов с непроизносимыми звуками в корне
Ответы к стр. 38 — 41
1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.
1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Неизвестный друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе праздник.
4) Поздно встанешь — мало сделаешь.
5) Завистливый по чужому счастью сохнет.
2 ∗ . Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.
Искусный мастер, горные пастбища, взять под уздцы, счастливые дети, чудесный вечер, лепестки розы, прекрасный день, лучи солнца, известный поэт, опасный путь.
1) Пас т бище (пасти), уз д цы (узда), счас т ливые (счастье), лепес т ки (лепесток), со л нце (солнышко), извес т ный (известие).
2) Искусный (искусен), чудесный (чудеса), прекрасный (прекрасен), опасный (опасен).
3 ∗ . Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.
Прелестные розы украсили наш прекрасный (прерас т ный) сад.
4 ∗ . Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Запиши слова, заменяя звукосочетания буквами.
чу в ство √ небесный здра в ствуй
сер д це звёз д ный √ интересный
√ вкусный лес т ница праз д ник
5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.
печ а льный → грус т ный (взгля д )
отли чн ый → прекра сн ый (п о дарок)
здешний → мес т ный (ж и тель)
огромный → гиган т ский (з а вод)
6. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вставь пропущенные буквы.
трос т ник, окрес т ность, со л нце, чес т ность
здра в ствуй, чу в ство, чу в ствовать, уча ст вовать
√ звёз д ный, сер д це, поз д ний, праз д ник
7 ∗ . Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.
Шёрс т ка, лоша д ка , лес т ница, праз д ник.
П о м и дор, трос т ник , к а ртоф е ль, г о рох.
Опасный, интере с ный, доблес т ный , чудесный.
Ко лл екция, ко лл ектив, поез д к а, а кк уратный.
8 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов каждой строчки предложения. Запиши. Подбери заглавие к составленному тексту.
1) Ст о ят, ненас т ные, ден ь ки, о сенние.
2) Тучи, со л нце, закрывают, т я жёлые.
3) С, м о росит, дож д ь, утра, поз д него, до веч е ра, мелкий.
4) Д е ревьев, с, вет е р, срывает, лист ь я, ярос т но.
5) Стало, в, грус т но, лесу.
Стоят осенние ненастные деньки. Тяжёлые тучи закрывают солнце. С утра до позднего вечера моросит мелкий дождь. Ветер яростно срывает листья с деревьев.
9 ∗ . Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.
мест/о — мес т /ный грусть/ — грус т /ный
сер д /це — серд/ечный интерес/ — интерес/ный
счасть/е — счас т /ливый из/вест/ие — из/вес т /ный
вкус/ — вкус/ный область/ — облас т /ной
• Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
10 ∗ . Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.
Выгл я нуло утреннее со л нце. Оно осв е тило л е сную окрес т ность. Кругом мя г кая з е лёная тра в ка. В блёс т ках утренней р о сы св е ркали о г о ньки. Радос т но звучали птичьи г о л о са. В трос т нике урчали лягушки . Выл ез у ж погреться на солнышке.
• Подчеркни в любом предложении грамматическую основу.
• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.
1) Выгл я нуло, осв е тило, з е лёная, св е ркали.
2) Мя г кая, тра в ка, выле з , у ж .
3) Со л нце, окрес т ность, радос т но, трос т нике.
• Подчеркни в записанных словах орфограммы.
11 ∗ . Прочитай. Составь и запиши небольшой текст на тему, заключённую в данных строках.
На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.
Осторожные лучи зимнего солнца робко коснулись земли. Лёгкое дуновение ветерка закружило в вальсе тихие снежинки. Словно сверкающие звёздочки, они падали с неба. Приземляясь на нетронутую белизну пушистого снега, хрустальные снежинки ложились блёстками слюды.
Источник
Что объединяет слова в этом упражнении?
Русский язык | 1 — 4 классы
Что объединяет слова в этом упражнении?
Здравствуй, чувство, столица, лесница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока.
На какие группы можно разделить эти слова?
Запиши слова с непроверяемыми орфограммами по группам : а)гласными, б)парными согласными, в)непроизносимыми согласными, г)двоиными согласными.
Все эти слова словарные : содержат орфограммы, не проверяемые с помощью проверочных слов (написание необходимо запомнить)
а) слова с непроверяемыми гласными : столи́ца (о в безударном положении), ко́мпас (а в безударном положении), капу́ста (а в безударном положении), желе́зо (е в безударном положении), соро́ка (о в безударном положении)
б) слова с непроверяемыми парными согласными : рюкзак (к озвончается перед звонкой з), вокзал (к озвончается перед звонкой з), футбол (т озвончается перед звонкой б)
в) слова с непроизносимыми согласными : чувство, лестница, здравствуй
г) слова с двойными согласными : теннис, коллектив, аппетит, телеграмма.
На какие группы можно разделить эти слова?
На какие группы можно разделить эти слова?
Запиши слова с непроверяемыми орфограммами по группам : а) гласными, б) парными согласными, в) непроизносимыми согласными, г) двойными согласными.
Здравствуй, чувство, столица, лестница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока.
Распредели слова в два столбика :а) с проверяемыми согласными в корнеб) с непроверяемыми согласными в корнеЛестница , листва, рюкзак, коллекция, фотоаппарат , лодка, чувство , теннис, шоссе, праздник,?
Распредели слова в два столбика :
а) с проверяемыми согласными в корне
б) с непроверяемыми согласными в корне
Лестница , листва, рюкзак, коллекция, фотоаппарат , лодка, чувство , теннис, шоссе, праздник, дорожка, футбол, аллея, сторожка, коробка, площадка.
— подчеркни слово , в котором все согласные глухие.
Распредели слова в два столбика : С проверяемыми согласными в корне , и непроверяемыми согласными в корне?
Распредели слова в два столбика : С проверяемыми согласными в корне , и непроверяемыми согласными в корне.
Лестница, листва, рюкзак, коллекция, фотоаппарат, лодка, чувство, теннис, шоссе, праздник, дорожка, футбол, аллея, сторожка, коробка, площадка.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова : пассажир, посадка, чувство, дорога, метель, вокзал, узкий, потерял, магазин, участвовать, словарь, футбол, столица, коллектив, лестница, погода, ?
Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова : пассажир, посадка, чувство, дорога, метель, вокзал, узкий, потерял, магазин, участвовать, словарь, футбол, столица, коллектив, лестница, погода, большой, бассейн, антенна, гладкий, телеграмма.
Разделить слова на проверяемые и непроверяемые.
Что объединяют слова в этом упражнении ?
Что объединяют слова в этом упражнении ?
Чувство столица лестница коллектив вокзал капуста рюкзак футбол железо теннис компас аппетит телеграмма сорока .
На какие группы можно разделить эти слова?
Запиши слова с непроверяемоми орфограммами гласными .
Непроизносиммыми согласными двойными согласными?
Записать слова с непроверяемыми орфограммами по группам : а)гласными, б) парными согласными, в) непроизносимыми согласными, г) двойными согласными?
Записать слова с непроверяемыми орфограммами по группам : а)гласными, б) парными согласными, в) непроизносимыми согласными, г) двойными согласными.
Здравствуй, чувство, столица, лестница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока.
Распредели слова в два столбика : а)спроверяемыми согласными в корне , б)с непроверяемыми согласными в корне ?
Распредели слова в два столбика : а)спроверяемыми согласными в корне , б)с непроверяемыми согласными в корне .
Лестница , листва , рюкзак , коллекция , фотоаппарат , лодка , чувство , теннис , шоссе , праздник , дорожка , футбол , аллея , сторожка , коробка , площадка .
Подчеркни слово , в котором все согласные глухие .
Сделай звуко — буквенный разбор слова рюкзак .
Сгруппируй слова по орфограммам — двойные согласные коллектив, бассейн, теннис, шоссе, аппетит, антенна, аппетит коллекция, класс, металл, кассовый, аппарат, кристаллический?
Сгруппируй слова по орфограммам — двойные согласные коллектив, бассейн, теннис, шоссе, аппетит, антенна, аппетит коллекция, класс, металл, кассовый, аппарат, кристаллический.
На какие группы можно разделить эти словаСлова : Здравствуй, чувство, столица, лестница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока?
На какие группы можно разделить эти словаСлова : Здравствуй, чувство, столица, лестница, коллектив, вокзал, капуста, рюкзак, футбол, железо, теннис, компас, аппетит, телеграмма, сорока.
записать слова с непроверяемыми орфаграммами по группам а( гласными , (б
твердыми согласными, (в непроизносимыми согласными , (г двойными согласными .
Помогите пожалуйста В заранее спасибо!
Что объединяют слова в этом упражнении ?
Что объединяют слова в этом упражнении ?
Чувство столица лестница коллектив вокзал капуста рюкзак футбол железо теннис компас аппетит телеграмма сорока .
На какие группы можно разделить эти слова?
Запиши слова с непроверяемоми орфограммами гласными .
Непроизносиммыми согласными двойными согласными?
На странице вопроса Что объединяет слова в этом упражнении? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 1 — 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
Источник