12.4. Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву
Опорные слова к вопросу №12 — здесь
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Выделение З.Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал.
Продолжая изучать структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.
Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.
В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека. в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой».
Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.
Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в словах как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».
Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера».
Термин «смысловой барьер» ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя.
Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох».
Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.
Источник
Личностный смысл. Иерархическая структура сознания
Помимо эмоций, другой очень важной формой, в которой мотивы деятельности проявляются в сознании человека, является личностный смысл. Эта категория, лежащая на пересечении когнитивной и аффективной сфер и сознания, на наш взгляд, является важнейшей для объяснения психического механизма полиграфных проверок, и в следующем разделе, целиком посвященном нашей теории, мы не раз будем возвращаться к понятию личностного смысла.
Ю.Б.Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» давала очень емкое определение категории «личностный смысл»: личностный смысл – это «переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива». В этом определении акцент делается на аффективном аспекте явления личностного смысла. Следует, однако, помнить, что личностный смысл находится на стыке когнитивного, аффективного, мотивационного. В категории личностного смысла выражается идея единства психических явлений и процессов.
Феномен личностного смысла явственно обнаруживается в те моменты, когда какой-либо нейтральный объект (предмет, действие, человек) с некоторого момента начинает отражаться в человеческом сознании как субъективно значимый.
Например, ничего не значившее ранее для человека число 564, приобретает в ситуации полиграфной проверки в его сознании личностный смысл в том случае, если он (человек), воспользовавшись случайно услышанным кодом доступа (564) в закрытое для него помещение, проник в это помещение, похитил важную документацию и при этом прекрасно осознает те неблагоприятные для него последствия, которые будут иметь место в случае разоблачения.
В теории деятельности подчеркивается, что личностный смысл связан именно с ведущим в данный момент мотивом. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) способны порождать лишь эмоции, но не смыслы. При этом, чем ведущий мотив сильнее, интенсивнее, чем большей побудительной силой он обладает, тем более широкий спектр объектов, имеющих отношение к данному мотиву, обретает в сознании человека личностный смысл.
Личностный смысл выступает в двух ипостасях, а именно: 1) в плане поведения (которое в ситуации полиграфной проверки трактуется как развитие физиологических реакций) и 2) в плане сознания субъекта. Как будет отмечено в следующей главе, в некоторых отношениях понятие «личностного смысла» сходно с трактовкой А.Г.Асмолова понятия «смысловая установка».
Для того чтобы глубже понять то, что же имел в виду А.Н.Леонтьев, когда говорил о феномене личностного смысла, целесообразно рассмотреть его трактовку универсальной структуры человеческого сознания.
Согласно А.Н.Леонтьеву, сознание человека имеет с функциональной точки зрения трехуровневую структуру. В нем различают чувственную ткань, поле значений и поле личностных смыслов:
Первая из образующих человеческого сознания – это его чувственная ткань, которая «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой» (А.Н.Леонтьев, «Лекции по общей психологии»).
Главная функция чувственной ткани заключается в создании у субъекта некоего «чувства реальности» окружающего мира. А.Н.Леонтьев поясняет этот тезис следующим образом: «особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности. Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно – в безотчетном переживании «чувства реальности». Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий».
В годы Великой Отечественной войны А.Н.Леонтьев участвовал в работе по реабилитации саперов, лишившихся зрения и кистей рук. Он заметил, что такие раненые часто жаловались на необычное состояние «утраты связи с реальностью». А.Н.Леонтьев писал
« Через несколько месяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение и полную сохранность умственных процессов, внешний мир постепенно «отодвигался», становился для них «исчезающим»; хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них свои логические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметную отнесенность. Возникала поистине трагическая картина разрушения у больных чувства реальности. «Я обо всем как читал, а не видел… Вещи от меня все дальше», – так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Он жалуется, что когда с ним здороваются, «то как будто и человека нет»».
Подобные нарушения «связи с реальностью» можно без труда создать и у здорового человека в лабораторных условиях. Так, еще в конце XIX века Дж.Стрэттон провел свои классические опыты с ношением специальных очков, инвертирующими (переворачивающими «вверх ногами») изображение на сетчатке глаза. При этом у испытуемых возникало (как правило, на непродолжительное время) сходное с описанным выше ощущение «нереальности» окружающей действительности.
Однако на основе одной лишь чувственной ткани человек никогда бы не смог получить такую картину мира, в которой он мог бы дать себе (и окружающим) отчет. Образы восприятий и представлений получают в сознании человека новое качество – свою означенность. Поэтому поле значений является следующим определяющим аспектом человеческого сознания. В универсальных значениях в свернутой форме окружающий мир отражается в своей предметности, в материи языка. В поле значений любой образ раскрывается в совокупности его свойств, связей, отношений, которые были выработаны общечеловеческой практикой. Так, топор предстает в поле значений сознания в первую очередь как «топор», т.е. как некоторое орудие, функцией которого является рубка чего-либо, а ботинок выступает как предмет, обеспечивающий комфорт при ходьбе и защищающий ногу от температурных воздействий и механических повреждений. Точно так же пистолет в универсальном поле значений выступает как некое орудие, предназначенное для производства выстрелов (при этом безотносительно того, в кого и в связи с чем эти выстрелы производятся).
Строение поля значений и различия в функционировании систем значений индивидуального и общественного сознания различных малых и больших групп, а также различных этносов изучает наука психосемантика. Так, установлено, что практически у всех представителей военного и первого послевоенного поколений славянских народов Советского Союза, вынесших на своих плечах весь груз войны с нацистской Германией (за исключением, пожалуй, славян западной Украины), нейтральное для западного общественного сознания слово «немец» приобрело в сознании негативный оттенок и фактически означало понятие «вpaг», «убийца», «грабитель» и «насильник» (вспомним, как это универсальное для нашей культуры значение обыгрывается в одном из эпизодов фильма «О чем говорят мужчины» (2010 г.) для создания юмористического эффекта: персонаж фильма в своем сне обращается к солдатам вермахта: «Немцы, как жить дальше?», а, секундой позже, третируемая персонажем бабушка просит их: «Немцы, помогите, заберите меня!»).
Итак, в поле значений человеческого сознания окружающая действительность отражается в своей универсальной предметности, т.е. в своем функциональном назначении (иначе у человекоподобных обезьян, у которых совершенно другое поле значений; здесь достаточно вспомнить басню Крылова «Мартышка и очки»). Понятно, что для специалиста-полиграфолога сенсорный блок полиграфа предстает в поле значений именно как прибор, предназначенный для регистрации динамики физиологических процессов, происходящих в организме человека, в то время как в поле значений австралийского аборигена полиграф представляет собой всего лишь некий кусок железа.
Наконец, третьей (и самой интимной) компонентой сознания человека является личностный смысл, который в отличие от универсальных, в общем-то, для людей (принадлежащих к одной культуре) значений (значений одинаковых для всех), отражает то, что представляет собой предмет, событие и т.д. для конкретного человека лично, т.е. как нечто соотносится с системой его мотивов (преимущественно с иерархией ведущих мотивов).
По сути дела личностный смысл есть отражение мотива в сознании. А.Н.Леонтьев так поясняет этот взгляд:
«Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как мотив представлен в сознании, необходимо рассмотреть другую сторону движения значений. Эта другая сторона состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безразличная, будь то стол, стул, абстракции – «N – мерное пространство» или счастье, благо, беда. Чтобы не быть равнодушным, сознаваемое объективное значение должно превратиться в значение для субъекта, приобрести личностный смысл. Личностный смысл и является третьей «образующей» сознания. Следовательно, различаются «значение-в-себе» и «значение-для-меня». «3начение-для-меня», которое я назвал смыслом, а потом ограничил это «личностным смыслом» – третья образующая сознания. Итак, значение живет еще одной жизнью – оно включается в отношение к мотиву. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти. Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания».
Так, в ситуации проверки само по себе нейтральное в поле значений слово «красный», становится для причастного к хищению денег (из красной папки) личностнозначимым в поле смыслов его сознания, в то время как для человека, который не имеет отношения к краже и не знает о том, что деньги были взяты именно из красной папки, слово «красный» так и остается объективно нейтральным (в ряду других цветов), не покидая тем самым поля универсальных значений его сознания.
Точно так же в ситуации полиграфной проверки слово «пистолет» приобретает в сознании убийцы в ряду других стимулов («полено», «нож», «удавка», «топор» и т.д.) личностный смысл в том случае, если убийство было им совершено именно пистолетом.
Из сказанного становится понятным, что в своей работе полиграфолог имеет дело с целенаправленно актуализированными в ситуации «детекции лжи» личностными смыслами обследуемого лица, имеющими и субъективную, и поведенческую (физиологические сдвиги) компоненты.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник