Психология эмоциональных отношений
Вот что написал о книге Я.Л. КОЛОМИНСКИЙ в Вопросах психологии :
Монография Л.Я. Гозмана является первой в советской психологии попыткой научного анализа наиболее тонких и субъективных из всех феноменов человеческих отношений ? симпатии и любви. Как верно отмечает автор, эти явления остаются последними бастионами индетерминизма ? соглашаясь с причинной обусловленностью практически всех моментов нашей психической жизни, мы стремимся сохранить иллюзию полной свободы эмоциональных отношений с другими людьми. Однако логика развития психологической науки, так же как и постоянно возрастающее ожидание, адресующееся к психологии, делает неизбежным вторжение психологии в области, монопольное право на анализ и описание которых традиционно признавалось за искусством. Автор с самого начала стремится избежать кажущейся почти неизбежной конкуренции с искусством, достигая своей цели тщательным определением (правильнее сказать ? сужением) задач и предмета анализа. Объектом рассмотрения в книге являются не все эмоциональные отношения во всех их аспектах, а лишь детерминация развития положительных эмоциональных отношений в неформальной, преимущественно разнополой, паре молодых людей.
Появление такой книги симптоматично. В психологии долгие годы доминировало внимание к негативным моментам человеческой природы в ущерб исследованию позитивных. Примеров тому достаточно ? исследования разнообразных патологий, но не здоровья, трудностей в общении, но не продуктивных его форм, жестокости и насилия, но не взаимопомощи и доброты. Такая тенденция, вполне объяснимая не только в контексте истории психологии, но и аспекте истории общественных отношений, начинает преодолеваться лишь в последние годы. Книга Л.Я. Гозмана ? шаг в становлении позитивно-ориентированной психологии в позитивно-развивающемся обществе.
Надо сказать, что ?субъективная? проблематика пробивала себе дорогу в нашей науке с немалым трудом. Советская психология десятилетиями игнорировала собственно субъективный мир человека ? мир его переживаний и чувств. Широко распространилась, хотя обычно и не эксплицировалась прямо, та точка зрения, что человеческое поведение (в том числе и общение) может быть объяснено без обращения к человеческим чувствам, которые являются как бы эпифеноменами объективных, внешне наблюдаемых процессов и не играют регулятивной роли в жизни человека. Решительно возражая самим выбором проблематики против такой позиции, автор выступает за очеловечивание психологии, превращение ее из науки об отдельных психических явлениях, реальность которых зачастую понятна лишь специалистам, в науку о душе, в науку ?о тебе и для тебя?.
Книга Л.Я. Гозмана необычна не только по теме. Специфической особенностью является и ее подчеркнуто личностный характер. Уже в разделе ?От автора? выражается благодарность не только учителям, что вполне традиционно, но и друзьям и говорится, что без эмоциональных отношений с ними появление книги было бы невозможным. И в основном тексте автор не скрывает своих пристрастий. Совершенно очевидно, что многие факты и концепции, о которых идет речь в книге, имеют в его глазах не только чисто научное, но и этическое и даже эстетическое значение. Такая особенность работы, конечно, может быть оценена неоднозначно. Сторонники научного пуризма, по-видимому, сочтут это недостатком, по нашему же мнению, поскольку логика изложения не нарушается, фактические данные излагаются вполне корректно, книга от такой пристрастности только выигрывает.
Безусловным достоинством работы является сочетание традиционно научного взгляда с точкой зрения практического психолога. Автору удалось использовать опыт проводимой им психотерапевтической работы как в описании тех или иных феноменов, так и в самой организации материала. Это делает текст живым, рассматриваемые проблемы не отгорожены от жизни частоколом из определений, таблиц и протоколов экспериментов, а, наоборот, сохраняют свою жизненную человеческую напряженность.
Вряд ли имеет смысл пересказывать содержание книги. В ней достаточно подробно описан весь процесс зарождения, формирования, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре. Значительное место в каждой из четырех глав занимает фактическая информация о
закономерностях эмоциональных отношений ? информация, никогда ранее у нас не публиковавшаяся и абсолютному большинству психологов неизвестная. Добавим к этому, что речь идет об информации увлекательной, подробно и точно проанализированной, хорошо поданной. Это, кстати, делает книгу интересной не только специалистам, но и широкому кругу читателей.
Было бы неверно назвать книгу обзорной. Л.Я. Гозман приводит результаты собственных исследований эмоциональных отношений. Отметим здесь факты, свидетельствующие об относительной независимости отношения к человеку, с одной стороны, и приписывания ему тех или иных социально одобряемых черт ? с другой (гл. III, ? 2); думается, этот результат (что любят не за то или иное достоинство) заслуживает, как и ряд других, более подробного описания. Интересны и нетривиальны многие выводы автора, вступающие в противоречие с традиционными представлениями об эмоциональных отношениях. В качестве примера можно привести вывод о том, что вплоть до стадии романтической любви эмоциональные отношения могут развиваться как бы автоматически, подлинно личностной же задачей является выход из принципиально неустойчивого состояния влюбленности. Многие положения автора являются толчком для размышлений и могут послужить стимулом к проведению эмпирических исследований.
Конечно, работу нельзя считать идеальной. Она далеко не безупречна в стилистическом плане, необходимость дать массу информации не всегда позволяла автору углубляться в достойные большей глубины вопросы, глава 4 (?Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений?) должна была бы быть большей по объему и т.д. Однако в целом оценка работы безусловно положительная. Автору удалось преодолеть давнее заблуждение, согласно которому научное неинтересно, а интересное ненаучно. Л.Я. Гозман написал яркую работу, содержащую огромный фактический материал, нетрадиционные идеи и нетривиальные выводы. Книга будет весьма полезной специалистам в области социальной психологии, педагогической и возрастной психологии и педагогики, специалистам по семье, психотерапевтам и многим другим. Автор пошел на большой риск, написав научную работу по теме, в которой ?разбираются все? Риск этот, однако, себя оправдал ? при довольно большом тираже (40 000 экз.) купить книгу крайне трудно. Что же касается ее несовершенств, то можно надеяться, что автору удастся преодолеть их в ходе дальнейшей разработки темы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора 3 Глава I. Эмоциональные отношения как предмет психологического исследования 5
? 1. Проблема эмоциональных ртношений в системе психологической науки 5
? 2. Актуальные проблемы исследования эмоциональных отношений 23
? 3. Регулятивная роль эмоциональных отношений 35
Глава II. Эмоциональные отношения на первом этапе их развития ? психология симпатии 43
? 1. Симпатия как реакция на свойства объекта 43
? 2, Симпатия и соотношение свойств между субъектом и объектом 56
? 3. Симпатия и взаимодействие 63 ? 4. Симпатия и свойства ее субъекта 76
Глава III. Эмоциональные отношения в развитии ? от симпатии к любви 92
? 1. Динамика эмоциональных отношений 92
? 2. Внутренняя структура эмоциональных отношений ? факторно-аналитическое исследование 100 ? 3, Психологический анализ любви 109
? 4, Эмоциональные отношения и социальный контекст 129
Глава IV. Проблемы стабилизации и распада эмоциональных отношений 141
? 1. Закономерности стабилизации эмоциональных отношений 150 ? 2. Закономерности распада эмоциональных отношений 151
Заключение 159
Литература 165
Источник
Читать онлайн «Психология эмоциональных отношений»
Автор Леонид Гозман
Л. Я. ГОЗМАН
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Книга посвящена проблеме эмоциональных отношений между людьми. С
возникновения симпатий и антипатий в паре, закономерности формирования и развития
чувства любви, психологические особенности распада отношений, условия их
стабилизации, изменение качественных характеристик эмоциональных отношений во
времени, их связь с личностными особенностями людей. Анализируется возможность
использования полученных результатов в практике индивидуального и семейного
Рассчитана на психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов, студентов и
аспирантов соответствующих специальностей, работников служб психологической
ОТ АВТОРА
Эта книга посвящена проблемам возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений между людьми.
Симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь и ненависть отнюдь не
принадлежат к числу тех феноменов, анализ которых стимулируется
лишь запросами практики или логикой развития науки, а интерес
ограничивается профессиональной заинтересованностью узкого круга
специалистов. Наоборот, огромная объективная и субъективная
значимость эмоциональных отношений между людьми делали их на всех
этапах развития культуры предметом самого пристального внимания со
стороны писателей, художников, философов и представителей других
областей гуманитарного знания. Среди тех, кто обращал свой взор к
проблеме эмоциональных отношений были Платон и Аристотель, Спиноза
и Локк, Пушкин и Чехов — этот список можно продолжать до
бесконечности. Однако наличие великих предшественников не только
помогает анализу какого-либо явления, но и зачастую сковывает
инициативу как отдельных исследователей, так и целых научных
сообществ. По-видимому, это связано и с вполне объяснимым, хотя и
неадекватным, ощущением того, что «все уже сказано», и с | результатом
трезвого сравнения своих собственных возможностей с возможностями
выдающихся ученых и мыслителей прошлого. И, как это ни
парадоксально, психология — наука о душе — до сих пор лишь крайне
редко и фрагментарно исследовала проблему эмоциональных отношений.
Многим из нас кажется, что в области эмоциональных отношений
между людьми все понятно, никаких неясных вопросов нет. К сожалению, собственный опыт дружбы и любви слишком часто разбивает эту
уверенность — наши близкие, да и мы сами совершаем неожиданные
поступки, отношения, казавшиеся незыблемыми, рушатся, а новые
возникают часто там, где мы их не ждали. Психологическое исследование
эмоциональных отношений между людьми и необходимо для того, чтобы
внести ясность в вопрос
о том, почему возникают, как развиваются и по какой причине
распадаются столь значимые для нас эмоциональные отношения с
другими. Однако осуществление такого исследования практически
невозможно, если ставить своей целью интеграцию всех тех выводов и
идей, которые высказывались по этому вопросу в различных сферах
науки и искусства. Задача автора была в данном случае много скромнее.
Эмоциональные отношения — явление комплексное, требующее
междисциплинарного исследования. Подключение разных наук к
изучению одного и того же аспекта реальности возможно и необходимо
тогда, когда описание рассматриваемых феноменов с точки зрения одной
дисциплины не является повторением, калькой анализа его с позиции
другой. Комплексность, междисциплинарность объекта — эмоциональных
отношений и позволяет предположить, что его психологическое
исследование может дать нечто новое па сравнению с философскими, историческими, этнографическими линиями анализа и с анализом в
рамках искусства. В работе была предпринята попытка, не «конкурируя»
ни, с искусством, ни с философией или другими гуманитарными науками, рассмотреть те факты и закономерности генезиса эмоциональных
отношений, которые проявляются при анализе этого феномена
психологическими методами, прежде всего методами экспериментальной
социальной психологии. В книге, таким образом, речь пойдет не об
эмоциональных отношениях в целом, а только о тех их аспектах, которые
исследования. Этой установкой объясняется и некоторое сужение
привлекаемого для обсуждения материала — это в основном результаты
эмпирических исследований, как советских (в том числе и самого автора), так и зарубежных психологов. Философская же и художественная
литература привлекается лишь с целью иллюстрации тех или иных
положений. Такое ограничение приводит, с одной стороны, к некоторому
обеднению феноменологии эмоциональных отношений, но, с другой —
позволяет четко выделить те их нетривиальные специфические
закономерности, которые становятся ясными лишь в результате
Эта книга была подготовлена на основе спецкурса, читавшегося в
течение ряда лет на факультете психологии МГУ и в 1981 г. — на
отделении психологии Тартуского государственного университета.
Выражаю искреннюю признательность всем моим слушателям, внимание
которых было важным стимулом в работе над книгой.
Считаю также своим приятным долгом выразить глубокую
благодарность профессорам Г. М. Андреевой и И. С. Кону, идеями
которых я пользовался и поддержку которых ощущал на всех этапах
работы, коллегам по кафедре социальной психологии МГУ за творческую
и доброжелательную атмосферу в нашем коллективе, работавшим вместе
со мной студентам; моим друзьям и коллегам — Ю. Е. Алёшиной, В. С.
Магуну, А. М. Эткинду, оказавшим существенную идейную и
практическую помощь в проведении исследования; М.
постоянных обсуждениях с которой осуществлялась вся работа.
Профессиональные и эмоциональные отношения автора с названными
здесь людьми сделали возможным появление этой книги.
ГЛАВА I
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.
ПРОБЛЕМА
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
В
СИСТЕМЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Семиология современной социальной психологии исключительно
многозначна. Часть используемых в научной литературе понятий имеют
не одно, а несколько значений, покрывают весьма разнородные аспекты
реальности. Это связано прежде всего с тем, что многие понятия, являясь
одновременно и обыденными, распространены не только и не столько, в
рамках науки, но и литературном, и даже в разговорном языке. Различно
и происхождение входящих в аппарат психологической науки понятий —
это и термины, заимствованные из других наук, и изменившие в той или
иной степени свое значение элементы обыдённой речи, и, конечно, собственно
терминологические трудности, которые встают при проведении
психологических исследований, особенно тогда, когда предметом
научного анализа выступают такие значимые для каждого человека
явления, как симпатия и антипатия, дружба и вражда, любовь — класс
феноменов, которые можно обозначать словосочетанием «эмоциональные
Определение понятий есть первый и необходимый шаг любого
исследования. При изучении эмоциональных отношений между людьми
возможны два пути решения этой задачи. Первый — тщательный анализ и
сопоставление содержания тех понятий, которые используются в науке
для обозначения данного феномена или близких ему явлений. В список
этих понятий войдут прежде всего симпатия, эмпатия, привлекательность, влюбленность, любовь и т. д. Понятиями более высокого уровня будут
межличностное восприятие, социальные установки, общение, меж-
личностные отношения и многие другие. Такой анализ позволил бы
установить связи между различными: терминами, определить те аспекты
реальности, которые они «покрывают», и, в конечном счете, дать
приемлемую дефиницию самих эмоциональных отношений. Это путь, который условно можно обозначить как путь от научных конструктов к
реальности. Второй путь — от реальности к конструктам — предполагает
ориентацию не на служившийся терминологический аппарат, а на
содержание самого исследуемого явления, в данном случае —
эмоциональных отношений, представляющих собой некую реальность, существующую вне зависимости от попыток ее исследования и научного
определения. Первый путь более традиционен и академичен, второй же
дает больше шансов на то, что содержание феномена эмоциональных
отношений не будет выхолощено, утрачено в процессе его научного
описания и анализа. Второй путь представляется нам более
предпочтительным. /Говоря об отношениях между людьми, мы
обращаемся одновременно к двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей (в социально-
психологической литературе именно этот круг явлений обычно
охватывается понятием» эмоциональные отношения»), во-вторых, оценка
субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнеров («у нас хорошие отношения», «я плохо к
нему отношусь»). Эта оценка всегда носит ярко выраженный
эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным
компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношениий
Два этих аспекта — «объективный» и оценочный — хотя и тесно
переплетены друг с другом и даже не существуют друг без друга, относятся тем не менее к различным аспектам реальности — это
объективные, доступные для внешнего наблюдения процессы, с одной
стороны, и их субъективное (эмоциональное) отражение — с другой.
Конечно, любые межличностные отношения и любые реализующие их
акты общения имеют тот или иной эмоциональный (или оценочный) компонент. Более того, оценочный аспект присутствует не только в
собственно межличностных отношениях, но и в отношениях, в которых
одним из субъектов выступает индивид, а другим — (слово ропущено…) Оценочный аспект существен даже и для общественных отношений, по
крайней мере, в той степени, в которой они реализуются в процессе
межличностного общения [8]. То же касается отношений между людьми
межличностных — то одним из критериев для их типологизации может
быть как раз степень выраженности эмоционального или оценочного
компонента. В некоторых межличностных отношениях он представлен
сравнительно слабо и не влияет ни объективно, ни субъективно на
развитие отношений. Примером могут служить, в частности, сугубо
деловые отношения между малознакомыми людьми — ни частота
контактов, ни их содержание, не будут в существенной мере
определяться тем, как партнеры относятся друг к другу. В других же
межличностных отношениях эмоциональный компонент не только
субъективно представляется важнейшим, но и объективно определяет
нынешнее состояние и дальнейшее развитие взаимодействий. | Именно4
такие межличностные отношения (их примером могут быть симпатия и
любовь), которые мы впредь будем называть эмоциональными
отношениями, и станут предметом рассмотрения в данной книге. Задачей
же данной работы является прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений в паре.
Межличностные отношения являются одной из важнейших и наиболее
подробно изученных, как на теоретическом, так и на эмпирическом
уровне, проблем социальной психологии. К настоящему времени
советскими учеными накоплен ценный фактический материал по этой
проблеме и построены интересные теоретические модели [см. , например, 8, 16, 18, 52, 54]. Вместе с тем и потребности практики, и традиции
советской социальной психологии привели к неравномерности в изучении
малоразработанной оказались, именно эмоциональные отношения, такие, как симпатия и антипатия, дружба и вражда и т. .
Источник