Леонид александрович китаев смык психология стресса
Л.А. Китаев-Смык – Психология стресса
Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношения между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса. Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1983
Ответственный редактор кандидат медицинских наук В.А. ПОПОВ
ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ КИТАЕВ-СМЫК
Утверждено к печати Институтом психологии АН СССР
Редактор издательства О.И. Цатурян. Художник О.В. Камаев.
Художественный редактор Н.А. Фильчагина.
Технический редактор Т.А. Калинина. Корректоры Л.С. Агапова, Л.И. Левашова
Сдано в набор 18.03.83. Подписано к печати 15.08.83. Т-17711. Формат 60 x 841/16. Бумага типографская № 1. Гарнитура обыкновенная, печать высокая. Усл. печ. л. 21,4. Уч.-изд. л. 24,8. Усл. кр. отт. 22,42. Тираж 29000 экз.
Тип. зак. № 3501. Цена 1 р. 70 к.
Издательство «Наука» М7864 ГСП-7, Москва, В-485, Профсоюзная ул., 90 Набрано в ордена Трудового Красного Знамени Первой Образцовой типографии имени А.А. Жданова Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая.
Отпечатано во 2-й типографии издательства «Наука» 121099, Москва, Г-99, Шубииский пер., 10
К 0304000000–315 АП-III-83 042 (02) – 83 © Издательство «Наука», 1983
Введение
Проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала людей. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в последние десятилетия в связи с ростом так называемых болезней стресса.
В этой книге читатель не найдет того, ради чего, возможно, он раскрыл ее, в ней нет описания конкретных методов предотвращения стресса. Однако знакомство с анализом причин стресса, с закономерностями его течения, с его последствиями, изложенными в монографии, позволит читателю увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияний на человека стрессогенных ситуаций, а также способы увеличения благоприятных эффектов этих ситуаций. Многочисленные школы антистрессового психотренинга используют на первом этапе укрепления возможностей человека противостоять экстремальным воздействиям ознакомление его с симптомами стресса, с его функциональными механизмами, индивидуальными различиями и т. п.
Понятие «стресс» используется и в обыденной жизни, и в литературе по различным, подчас мало взаимосвязанным научным направлениям. Это создает разночтение указанного понятия. В связи с этим в первом разделе книги рассмотрены интерпретации понятия «стресс», коротко прослежены истоки концепции стресса, освещены направления исследований, использующих методологические построения этой концепции.
В первом разделе приводится сводка основных направлений психологических исследований стресса. Среди них выделились как ведущие исследование деятельности в экстремальных условиях, разработка психологических методов предотвращения и купирования неблагоприятных проявлений стресса и изучение личностных особенностей при стрессе.
Психологические исследования стресса должны базироваться на специальных методологических принципах, которые до настоящего времени не разработаны в должной мере. Отход от этих принципов может лишить исследование стресса корректной содержательности. Методологические принципы, ставшие очевидными автору данной монографии в ходе проводимых им исследований стресса, также изложены в ее первом разделе. Этот раздел завершается описанием особой формы стрессогенных факторов, вызывающих стрессовые реакции, в которых первичным элементом являются рефлекторные, эмоционально-окрашенные формы поведения – «рефлекторно-эмоциональный стресс». Анализ его структуры позволил выделить четыре совокупности проявлений стресса. Их подробному описанию посвящены последующие разделы книги.
Во втором разделе рассмотрены общие закономерности эмоционально-поведенческих проявлений стресса, а также представлены частные исследования этих проявлений при кратковременных гравиинерционных и акустических экстремальных воздействиях, которые, как полагают [263], могут вызывать «врожденное» чувство страха. Во время этих исследований основное внимание было обращено на эмоциональное поведение и переживания людей, не прошедших предварительного специального отбора и подготовки. Такая направленность исследований, а также их большой объем позволили получить данные, раскрывающие общие закономерности эмоционального стресса и принципы управления им. Вегетативные процессы при стрессе и, главным образом, их роль в возникновении его психологических проявлений описаны в третьем разделе книги. Сложность процессов взаимодействия вегетативных и психических функций показана на примере «болезни укачивания», возникающей у многих людей при экстремальных гравиинерционных воздействиях. На основании результатов анализа индивидуальных различий вегетативных реакций при стрессе высказана гипотеза относительно их сущности и предложены способы разработки методов купирования неблагоприятных проявлений стресса. Четвертый раздел посвящен описанию изменений при стрессе процессов восприятия, мышления, памяти и т. д. Особое внимание обращено па изменения показателей операторской деятельности при неблагоприятных для человека труднопереносимых проявлениях стресса. В пятом разделе описана динамика изменений общения между членами небольшой группы. Рассмотрена проблема активности взаимодействия людей при стрессе. Шестой, заключительный раздел монографии посвящен анализу генетических предпосылок индивидуальных различий стресса.
Особое внимание в книге обращено на то, что экстремальные ситуации, возникающие в жизни и моделируемые в экспериментальных условиях, могут оказывать на человека не только неблагоприятные влияния. Такие ситуации могут пробуждать в нем потенциальные возможности, незаметные в обычных, нестрессогенных условиях.
Источник
Китаев-Смык Л.А.. Книги онлайн
Леонид Александрович Китаев-Смык (18.05.1931, Москва) — старший научный сотрудник Российского института культурологии, заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России.
После учебы в средней школе и в Первом Московском Медицинском Институте (там он получил диплом врача с отличием) он работал практикующим врачом с 1955 года.
В 1956 году, как врач, отличившийся при лечении и изучении эпидемии гриппа, Л.Китаев-Смык был переведен на научную работу в Академию Медицинских Наук.
В раннем детстве (Леониду было пять лет) отец рассказывал ему о космосе, и после этого он всегда мечтал о полетах на другие планеты. Когда отец тяжело заболел, Леонид Китаев-Смык думал о будущей космической медицине и о лечении невесомостью. Поэтому он оставил удачно начавшуюся научную карьеру и в 1960 году перешел в секретный тогда Летно-Исследовательский Институт.
В 1961 году Л.Китаев-Смык начал изучат действие невесомости на людей и животных в авиационных полетах по параболе. Было получено много очень интересных практических результатов и теоретических концепций. Кандидатская диссертация Л.Китаева-Смыка «Функции зрения при кратковременной невесомости» была защищена на закрытом заседании Ученого совета.
Д-р Л. Китаев-Смык участвовал в подготовке первых советских астронавтов: Юрия Гагарина и других.
1963 году Д-р Л.Китаев-Смык выступил с инициативой изучения влияния на людей искусственной силы тяжести во время полетов на другие планеты. Результаты этих исследований отражены в многочисленных научных публикациях и обобщены в монографии: Психология стресса. М.: Наука, 1983. (Представлена как докторская диссертация).
В 1973 году Д-р Л.Китаев-Смык оставил престижную работу в астронавтике и перешел в только что созданный Институт психологии АН СССР и начал теоретическое обобщение полученных им ранее — результатов экспериментального изучения стресса. Им была создана и опубликована генеральная концепция стресса. Она объясняет его вегетативные и соматические проявления, когнитивные проявления при стрессе и нарушения общения людей при экстраординарных влияниях.
С 1987 года он изучал психологический и социологический стресс в «горячих точках» в СССР. Сам присутствовал там, где были или могли быть массовые беспорядки или боевые действия внутри СССР: в Дальневосточном регионе, в Таджикистане, на Кавказе, в Прибалтике.
С 1993 года Д-р Л.Китаев-Смык работает в Российском институте культурологии, над темой: «Культурология глобальной безопасности». Им сделано ранее боле 300 научных публикаций, семь монографий, двенадцать изобретений. Он работает над монографиями: «Психологическая антропология стресса», «Психология чеченской войны».
Книги (2)
В монографии описаны индивидуальные особенности долгой жизни при стрессе и реакции во время стресса, краткого, как удар.
Представлены генеральные (общие) закономерности изменений эмоций, восприятия, памяти, мышления, работоспособности и общения в экстремальных ситуациях. Изложены результаты исследований «стресса жизни» и «стресса смерти», отражены многочисленные исследования автора: стресс творчества и вдохновения, восторг и ужас властителей, ускользание из-под гнета жестокостей и гибель под ними, стресс в боях под пулями врагов и посттравматические болезни ветеранов, длительный стресс в экспериментах при подготовке полета людей на Марс и многое другое.
Книга не просто о войне. Ее автор Л. А. Китаев-Смык изучал не только психологию войны, но и психологию нашей не всегда мирной жизни, проявленную войной. Жизненные проблемы легче рассмотреть и понять, сравнивая их с военными опасностями.
Книга эта во многом уникальна, в ней многое описано впервые. Ее автору впервые удалось проводить психологические исследования по обе стороны линии фронта.
Впервые эти исследования делались там, где зарождается военный стресс — в окопах под пулями, на блокпостах, под прицелом вражеских снайперов, на «броне» танков, ехавших по минированным дорогам, в отрядах чеченских боевиков под российскими бомбами
И, главное, впервые известный психолог-ученый, академик Всемирной экологической академии, автор более250-тинаучных публикаций о проблемах стресса, применил свои знания, чтобы разобраться в наиболее актуальных психологических проблемах современной войны.
Источник
Психология стресса
Автор: | Леонид Александрович Китаев-Смык |
Жанры: | Психология , Философия |
Год: | 1983 |
Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношений между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса. Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.
Л.А. Китаев-Смык – Психология стресса
Монография посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношения между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины «болезней стресса»; предлагаются некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса. Книга рассчитана на психологов, специалистов в области эргономики, медиков, философов.
Психология стресса скачать fb2, epub бесплатно
В пособии представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать приобретенные знания, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях.
Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения и будет полезен при подготовке к семинарским занятиям, контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам.
Доклад и дискуссия в рамках конференции «Антропологические матрицы ХХ века. Л.С. Выготский – П.А. Флоренский: Несостоявшийся диалог», Москва, ноябрь 2002 г.
Источник: Библиотека «Института Сенергийной Антрополгии» (http://synergia-isa.ru/?page_id=4301#H)
Кому в этой жизни легко? Оказывается, разумному эгоисту. Он наиболее приспособленный в обществе человек, линия его поведения не расходится с моральными заповедями христианства, он радуется жизни, умеет наводить порядок в своей душе и, как следствие этого, более психически и физически здоров, чем все остальные. Есть смысл в том, чтобы последовать примеру известного психотерапевта А.М.Васютина и выбрать стиль поведения уравновешенного человека, умеющего прощать мелкое хамство, стойкого к стрессам, уверенного в себе и в своих поступках, а значит, более свободного, интересного и приятного для окружающих людей. Эта книга действительно научит стать таким, поможет жить счастливее и спокойнее.
Почти все ответственные политические лидеры сходятся во мнении, что Соединенные Штаты и весь западный мир вступили в опасный период. Хотя высказывания на этот счет несколько разнятся при определении степени этих опасностей, все же существует широко распространенное мнение, что перед нами ясная и реалистическая картина данной ситуации, понимаемая по возможности адекватно, и что нет какого-то существенно иного пути, чем тот, который сейчас осуществляется.
Нашему читателю книга о. Джона Пауэлла покажется весьма необычной и даже вызывающей протест, вследствие главной мысли, которую автор проводит через все содержание книги. Мысль эта состоит в утверждении необходимости «любви к самому себе».
Рекомендовано к чтению Центром духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы
© Интернет-издание Вэб-Центра «Омега» Москва — 2000
Наверное, нет в России человека, которого не заботило бы будущее того поколения, которое сейчас называется наши дети . Это будущее в существенной степени зависит от нас, от того, что мы сможем дать этим детям, чему мы их научим и какие примеры им подадим.
Для Православия вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных. Совершенно закономерно это отразилось в системе понятий, развиваемой в святоотеческой традиции: в ее рамках воспитание называется высшим искусством
«— Я тебя сделаю. — кричу я себе. И сама себе ручкой в зеркало машу, и улыбаюсь, и киваю согласно: „Сделай, сделай!“
А как же еще? Если ты сам себя не сделаешь, то тебя сделает кто-нибудь. Потому что ты — то самое место, которое пусто не бывает. А чтоб нас кто-то сделал — так нам это без надобности, мы и сами не лыком, ох, совсем даже не лыком!
И поскольку после такого заявления я теперь сам себе режиссер, вот я и пишу сценарий — как я свой спектакль разыгрывать дальше буду. У меня уже целые тома пьес сочинились, и что характерно: все пьесы как написаны — так и сыграны! Что характерно — без драм! Посему настоятельно рекомендую сию методу, и пусть нам всем идет Удача! Увеличим количество счастливых людей во Вселенной!»
В новую книгу Александра Кривицкого, лауреата Государственной премии РСФСР, премии имени А. Толстого за произведения на международные темы и премии имени А. Фадеева за книги о войне, вошли повести-хроники «Тень друга, или Ночные чтения сорок первого года» и «Отголоски минувшего», а также памфлеты на иностранные темы, опубликованные в последние годы в газете «Правда» и «Литературной газете».
В сирийском Алеппо минометным огнем боевики накрыли российский полевой госпиталь. Лишь небольшой части медиков удалось спастись, но им грозит вражеский плен. На помощь окруженным отправляется отряд спецназа под командованием майора Максима Рязанова. Бойцы находят и освобождают врачей. Но на обратном пути выясняется, что бандиты заблокировали выход из города. Рязанов принимает единственно верное решение — прорываться из окружения с боем…
Десять лет назад Куинси Карпентер поехала отдыхать в «Сосновый коттедж» с пятью однокурсниками, а вернулась одна. Ее друзья погибли под ножом жестокого маньяка. Журналисты тут же окрестили ее Последней Девушкой и записали третьей к двум выжившим в похожих бойнях: Лайзе и Саманте. Вот только, в отличие от них, Куинси не помнит, что произошло в том коттедже. Ее мозг будто бы спрятал от нее воспоминания обо всех кровавых ужасах. Куинси изо всех сил старается стать обычным человеком, и ей это почти удается. Она живет с внимательным и заботливым бойфрендом, ведет популярный кондитерский блог и благодаря лекарствам почти не вспоминает о давней трагедии. Но вот Лайзу находят дома, в ванне, с перерезанными венами, а Саманта врывается в жизнь Куинси с явным намерением переворошить ее страшное прошлое и заставить вспомнить все. Какие цели она преследует? Постепенно Куинси понимает, что только вспомнив прошлое, она сможет разобраться с настоящим. Но не окажется ли цена слишком велика?
Источник