- Почему подросткам полезно совершать ошибки
- Чем мозг подростка отличается от детского и взрослого
- Как выглядит и как работает мозг?
- Чем мозг ребенка отличается от мозга подростка
- Лобная доля – начальник в твоей голове
- Три задачи мозга
- Лобные доли мозга — место, где рождается личность и где она может умереть
Почему подросткам полезно совершать ошибки
Чем мозг подростка отличается от детского и взрослого
Эллен Стекен Даль врач, автор блога о здоровье половых органов
Нина Брокманн врач, автор блога о здоровье половых органов
«Почему я не могу сама решать, когда возвращаться домой?» — возмущается 15-летняя дочь. «Когда же подвезут мозги?» — сокрушается мать. Вместо того, чтобы каждый раз ругаться и выяснять отношения, можно поговорить… об устройстве мозга подростка. О том, почему человек с несозревшей лобной долей не может считаться взрослым, и о том, что умеет мозг самостоятельного человека.
Как выглядит и как работает мозг?
Твой мозг — это большой серый комок, который плавает в черепной коробке — маленьком «бассейне» с мозговой жидкостью.
Внешняя часть мозга называется корой, она вся в складках. Это означает, что поверхность у нее невероятно большая. Кора головного мозга — самый тонкий слой мозга. Тем не менее, именно в ней находится большинство наших нервных клеток (нейронов). А клетки головного мозга отвечают за все (или почти все), что мы делаем.
Нейроны разговаривают друг с другом с помощью сигналов, которые они посылают через длинные отростки, напоминающие провода. Они называются аксонами. Ты можешь считать, что аксоны — это «мосты» между клетками мозга. Через эти «мосты» сигналы и информация посылаются в бешеном темпе.
Все новое, чему ты учишься и что испытываешь, создает новые «мосты» между нейронами в мозгу. Мы говорим, что мозг пластичен. Подобно пластилину, из которого ты наверняка не раз что-то лепила, мозг формируется и изменяется под влиянием окружающей среды.
Области мозга, которые часто и много используются, увеличиваются в размере, и в них образуются более широкие «трассы», связывающие их с другими мозговыми областями. Если, например, ты активно играешь в гандбол, вырастут новые «мосты» между областями мозга, отвечающими за управление теми частями тела, которые ты используешь для броска, маневров и забивания голов.
Так наш пластичный и фантастический мозг заботится о том, чтобы у нас лучше и лучше получались те вещи, над которыми мы много работаем. Чтобы он правильно рос и развивался, необходимы сложные задачи и повторение.
Чем мозг ребенка отличается от мозга подростка
Если вынуть мозг ребенка и взрослого человека из черепной коробки и сравнить их друг с другом, мы не найдем больших различий. Оба состоят из одних и тех же частей и функционируют абсолютно одинаково. Разница между детьми и взрослыми заключается скорее в том, какие области мозга мы используем, как части мозга «общаются» друг с другом и какие из них доминируют. Человеческий мозг достигает полного развития после 20 лет и продолжает адаптироваться к окружающей среде до самой смерти.
В детстве в твоей голове происходят большие изменения: мозг впитывает все, что с тобой происходит. Он пока не знает, чем ты будешь заниматься — танцами, футболом, пением, — поэтому сохраняет всю информацию на тот случай, если она тебе позже понадобится.
Ты можешь сравнить детский мозг с ребенком детсадовского возраста: он очень любознателен и собирает все, что найдет на земле. Он пока еще не знает различий между золотом и серым камнем, важными и неважными вещами.
Мозг быстро растет, чтобы суметь сохранить новую информацию. Особенно активно формируется и утолщается с каждым годом кора головного мозга и ее многочисленные нервные клетки.
В подростковом возрасте начинает происходить противоположное. Мозг забит информацией, и неизвестно, нужна ли она вся ему. Настало время навести порядок.
По мере того как ты постепенно понимаешь, кто ты такая и что тебе нравится, мозг начинает избавляться от лишних «мостов» и ненужного использования клеток.
Впервые с твоего рождения кора головного мозга уменьшается! Мозг начинает специализироваться на том, чтобы стать тобой! Что же мне действительно нужно из всего этого бардака? Что действительно имеет для меня значение?
В то же время мы видим, что в тех областях мозга, которые мы много используем, образуются широкие «трассы» вместо тонких висячих мостиков. Это знак того, что мозг становится более опытным.
Чтобы решать сложные задачи, необходимо задействовать обширные участки мозга одновременно. Области нашего головного мозга должны научиться по-новому «разговаривать» между собой. Это непросто. И, возможно, здесь кроется одна из причин, почему в подростковом возрасте все так запутанно.
Лобная доля – начальник в твоей голове
В 15-16 лет ты ощущаешь себя самостоятельной, возможно, твое тело уже выглядит по-взрослому, но тем не менее ты еще не можешь ничего решать. Пока родители устанавливают границы. Это потому, что твой мозг еще не обладает некоторыми важными качествами: у него нет «шефа».
В России взрослым человек считается только с 18 лет. Это даже немного рано, если мы говорим о мозге и его развитии. У девушек мозг полностью сформируется только после 20 лет, в то время как юношам должно исполниться 25, чтобы у них появился «начальник» в голове.
«Начальник». нашего головного мозга — это лобная доля. Она находится прямо за твоим лбом, в передней части мозга. Лобная доля — это та область мозга, которая отвечает за планирование, управление и организацию нашей жизни. Она получает сигналы от других отделов мозга, например, о чувствах, которые мы испытываем, о том, что мы видим, о воспоминаниях, к которым мысленно возвращаемся. Лобная доля перерабатывает эти сигналы, сортирует их в зависимости от важности и приходит к определенному плану.
Этот отдел головного мозга начинает впервые заявлять о себе в подростковом возрасте. Именно лобная доля по-настоящему определяет разницу между ребенком и взрослым.
Изучение нового и возможность ошибаться позволяют лобной доле учиться и развиваться. Все ошибки, которые мы допускаем и на которые осмеливаемся в подростковом возрасте, приводят к тому, что мы становимся умными и уверенными в себе людьми. Ты находишься в таком периоде, когда падаешь, но при этом остаешься уверенной в том, что взрослые рядом и помогут тебе снова подняться на ноги.
Три задачи мозга
Сначала твой мозг должен научиться трем вещам. Мы называем их тремя задачами мозга.
1. Последствия. Это результат того, что ты делаешь. Подростковый мозг с трудом представляет последствия своих решений. Например, последствием слишком большой скорости при езде на мопеде может быть то, что ты упадешь и получишь травмы или наедешь на кого-нибудь, и этот человек может серьезно покалечиться или даже умереть.
Маловероятно, думаешь ты? Да, как правило, все обходится. Но тем не менее слишком много подростков погибают или калечатся в дорожных авариях. Они недооценивают шансы того, что может произойти что-то опасное, и рискуют, потому что намного хуже представляют последствия, чем взрослые.
2. Контроль импульсивного поведения. Что это значит? Импульс — это внезапное желание что-то сделать, часто что-то веселое или волнующее. Например, тебе вдруг захочется съесть целую пачку чипсов, нырнуть с высокого обрыва, чтобы показаться крутой, или поцеловать того, в кого ты влюблена.
Если ты можешь хорошо контролировать свои импульсы, то не совершаешь бездумно те поступки, мысли о которых вдруг приходят на ум. Например, можешь сама себя остановить от прыжка, пока не проверишь глубину незнакомого водоема.
У взрослых тоже возникают импульсы, но они им так часто не следуют. У взрослых лучше развит контроль над ними.
3. Разум и чувства. Мозг взрослого человека натренирован выбирать, что он будет делать, основываясь на планировании и рациональности. Мозг подростка в большей степени управляется чувствами. Эмоции на удивление часто бывают плохими советчиками, и они могут лгать. Чувства могут заставить тебя сделать такие вещи, о которых ты потом будешь сильно сожалеть.
Благодаря тому, что тобой управляют чувства, ты активно интересуешься важными вопросами. Это хорошо! Но в то же время подчинение собственным эмоциям может сделать тебя более уязвимой к манипуляциям со стороны людей, которые не желают тебе добра. Например, тебя могут склонить к сексу до того, как ты станешь достаточно взрослой, к тому, чтобы ты отослала свои интимные фотографии или отправилась на встречу к незнакомцу, в которого влюбилась в интернете.
Чувства нам необходимы, но нельзя им слепо доверять.
Источник
Лобные доли мозга — место, где рождается личность и где она может умереть
Этот материал получится очень уж большим, поэтому я поделю его на две части. Эта часть написана, скажем так, больше для «общего развития» и понимания того, откуда берутся многие симптомы нарушений и что получится наладить у ребёнка при целенаправленной работе над лобными долями
Личность человека уникальна. Можно быть схожим в чём угодно с другими людьми — талантами, работой, вкусами, но ни один человек на Земле неповторим с точки зрения личности. А личность в свою очередь продукт деятельности лобных долей мозга.
Лобные доли это довольно большой участок головного мозга (примерно 25% всего объёма), занимающий пространство от лба до примерно середины черепа. Ни у кого из животных нет таких развитых лобных долей и, собственно, именно эта область делает человека человеком.
Что же «человеческого» дают нам лобные доли и как поражение отдельных их областей влияет на ту или иную функцию? Давайте посмотрим:
🚩 Речь — область Брока, контролирующая артикуляцию и способность говорить, находится именно здесь — в левой лобной доле.
При нарушении работы этой области мозга у взрослых развивается моторная афазия, а у малышей без сформированной речи — моторная алалия. Плюс/минус общая картина выглядит так:
- теряется способность говорить — человек просто не понимает как это делать, так как, рот перестаёт подчинятся мозгу;
- аграмматизмы (фразы типа » кошка сел окно «);
- замена и перестановка букв и слогов в словах (вместо » молоток » получается » мотолок «);
- неразличение похожихпо произношениюзвуков — например, «стол-слот». Это сильно напоминает сенсорную афазию/алалию, когда человек не понимает речь, однако тут проблема не со слухом, а с тем, что не чувствуется разница в произношении. Попробуйте выговорить и то, и другое — увидите, что рот работает практически одинаково. Только в норме человек, даже не говоря, нутром чувствует разницу между «столом» и «слотом», а с таким нарушением эта разница стирается;
- проблемы с внутренней речью — человек не может предварительно выстроить предложения в голове, перестаёт думать «про себя», а вываливает кашу из высказываний. Кстати, у детей это норма до 5-6 лет ввиду физиологической незрелости лобных долей и проявляется болтовнёй ни о чем;
- проблемы с освоением письма и чтения .
А ещё интересно то, что рядом с областью Брока располагаются зеркальные нейроны, тесно связанные с подражанием и наблюдением за действиями других людей. Это теоретически объясняет почему проблемы с имитацией и действиями по образцу часто встречаются что у алаликов, что у аутистов с нарушениями речи.
🚩 Внимание — именно лобные доли, собирая информацию от других отделов, контролируют произвольное внимание и игнорируют отвлекающие сигналы.
Поражение закономерно приводит к тому, что человек начинает отвлекаться на всё подряд, не может произвольно сосредоточиться. При этом интересные ему задачи могут выполняются хорошо за счёт непроизвольного внимания. Это затрудняет прицельное обучение, так как подавляющее большинство коррекционных занятий всё же не обладают высокой интерактивностью.
При аутизме и различных нарушениях развития, по-видимому, сенсорная информация от окружающей среды не может отфильтроваться как следует. В результате мы имеем ребёнка, который толком ни на кого не реагирует, так как не может выделить сигналы от других людей, речь и прочие попытки пообщаться, как важные.
🚩 Мотивация — да, та самая, которую многие ищут, слоняясь по разным тренингам личностного роста и коуч-программам. Её основа лежит здесь.
При префронтальном лобном синдроме мотивация нарушается настолько, то человек становится неспособен выполнить даже небольшую инструкцию. Ему может быть вроде и интересно, и нравится что-нибудь, но не хватает силы воли доводить начатое до конца. И более того — нет цели доделать дело.
Могут быть и другие нарушения мотивации, характерные больше для взрослых с алкоголизмом, наркоманией и деменцией — равнодушие и отсутствие желания что-либо делать со своей внешностью, жильём, жизнью.
🚩 Мышление — основа интеллекта. Это способность накапливать знания и выстраивать из них выводы.
При поражении лобных долей мышление трансформируется до того, что человек начинает видеть только какие-то куски задания, отдельные его фрагменты, но не может выделить важное и выстроить правильное решение.
У детей лобные нарушения мышления выявляются при анализаторских задачах, например, при сборке узоров из кубиков Коса. В норме ребёнок от 4-5 лет сначала посидит и подумает как скомпоновать узор и только потом начнёт его собирать. А вот в случае нарушения он сразу кинется импульсивно выстраивать кубики как-нибудь.
У взрослых, кстати, могут оставаться сохранными сложные мыслительные операции, например, математического плана. Но они не могут составить план их применения, действуют в отрыве от задачи и по сути просто складывают/умножают всё подряд.
Кроме того, для лобного нарушения мышления свойственна игра в импульсивную «угадайку», невозможность рассказать на чём были построены выводы и как было найдено решение (рассказываются только последние действия без каких-либо умозаключений). Также характерна некритичность и отрицание наличия у себя проблем.
🚩 Целенаправленные движения — благодаря контролю лобных долей человек может не только прыгать и ходить, но и прицельно заниматься спортом, писать, рисовать, танцевать, что-либо мастерить руками и выполнять любые другие сложные планируемые действия.
Когда эта функция повреждается, наблюдается неуклюжесть, «застревание» — выполнение действий по инерции, хотя надо бы уже переключиться , стереотипии (бессмысленные действия), проблемы с повторением серии движений и некритичность к себе — человек не стремится сделать лучше и правильнее.
🚩 Контроль над чувствами и импульсивностью — агрессия, неконструктивное и социально неприемлемое поведение, гиперсексуальность, желание бросать всё на полпути, сиюминутные хотелки и прочее — всё это в основном подавляется орбитофронтальной корой. Это отдел лобных долей, который располагается сразу за глазными яблоками.
При поражении, соответственно, антисоциальное поведение и отсутствие самоконтроля выходят наружу. Также обнаруживается проблема с обучением на опыте. Был проведён интересный эксперимент: испытуемым было предложено нажимать на кнопку «А» или «Б». При нажатии на «А» выдавалась награда, а вот при нажатии на «Б» испытуемого легко, но неприятно било током. Потом организаторы теста без ведома участников поменяли кнопки местами. Большинство людей сразу переучивалось, соображая, что теперь кнопка «А» бьётся током. Люди с поражением орбитофронтальной коры упорно тыкали на «А», получая раз за разом удары током. При этом они говорили, что всё поняли. Этот эксперимент, кстати, отлично показывает суть невменяемости человека — таким людям ничего нельзя доказать наказанием.
🚩 Долгосрочная память — это не единственный отдел мозга, отвечающий за такую память. Но конкретно лобные доли ответственны за запоминание любого учебного материала.
Долгосрочная память нарушается больше за счёт проблем с вниманием, импульсивностью и низкой мотивацией. Если человек не может прицельно сосредоточиться на обучении, то и запомнить он тоже особо ничего не сможет.
Как видите, лобные доли крайне важны для адекватного развития ребёнка и нормальной социальной жизни. В статье я везде писала «поражения», но по факту у очень многих особых детей по тем же МРТ, КТ и прочим методам визуализации ЦНС отсутствуют какие-либо повреждения мозга. То есть, речь идёт о всё той же незрелости мозга, которую надо преодолевать трудом и занятиями. Их я выложу немного позже.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Источник