Лекция выражение чувств зависимого

Денис Старков практический психолог

Искать

Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.

1. Процесс развития эмоции

Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).

Второй этап – регуляция действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций

Переоценка соответствия эмоции ценностям.

По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Шкала угрозы ценностям:

10 – угроза своей жизни;

9 – угроза жизни близки;

8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);

7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);

6 – угроза потери семьи;

5 – угроза потери свободы (тюрьма);

4 – угроза потери работы (увольнение);

3– крупные денежные потери;

2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.

1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.

По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).

Читайте также:  Стихия чувств это что

Техники завершения эмоций.

После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.

Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.

«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.

На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.

3. Цикл контакта

Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.

2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.

3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

Задание для темы «Эмоциональный процесс»

1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

Событие

Эмоциональное состояние

Употребление и его последствия

Как можно было изменить эмоции иначе?

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.

Читайте также:  Расстройства функций органов чувств

Источник

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Эмоциональная сфера зависимых. Незрелость эмоций как причина употребления. Эмоциональная зрелость и ее уровни: эмоциональный блок, физические ощущения, хаотические переживания, различение эмоций, ответственность за эмоции, сопереживание, взаимодействие.

Эмоциональное развитие для человека не менее важно, чем интеллектуальное. Употребление не просто останавливает эмоциональное развитие, но вызывает эмоциональную деградацию человека.

Эмоциональное состояние зависимого: огрубление (примитивизация) эмоций, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); трудности с опознаванием и различением эмоций; эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; «зависание» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии тревоги, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее, преобладание негативных эмоций; эмоциональная нестабильность, переменчивость, перепады настроения и др.

Употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека, но разрушает собственные способности к эмоциональной регуляции, а эмоционально человек еще больше деградирует.

При прекращении употребления зависимый оказывается в труднопереносимом эмоциональном состоянии, с которым трудно справиться без употребления. Часто со временем воздержания это состояние только ухудшается. Зависимый оказывается эмоционально не приспособленным к трезвой жизни, и ему приходится через некоторое время возвращаться к употреблению.

Необходимым компонентом выздоровления является эмоциональное развитие.

Эмоциональная зрелость по отношению к себе: 1.) осознавать свои эмоции (я чувствую), различать эмоции (что именно я чувствую и по какому поводу); 2.) брать ответственность за свои эмоции (присваивать эмоцию себе, истинная причина эмоции внутри); 3.) регулировать эмоциональное состояние; 4.) заниматься эмоциональным развитием.

Эмоциональная зрелость по отношению к другим: 1.) распознавать чувства других людей; 2.) разделять свои и чужие чувства; 3.) осознавать влияние чужих чувств на себя (уметь принимать или отказываться от чужих эмоциональных посылов); 4.) уметь сочувствовать другим; 5.) осознавать как свои эмоции влияют на других; 6.) уметь надлежащим образом реагировать на чужие чувства и выражать свои.

Есть несколько уровней эмоциональной зрелости-незрелости.

Эмоциональный блок. Человек не чувствует ничего, что можно было бы назвать эмоциями. Окружающие могут сказать, что человек испытывает какую-то эмоцию по его мимике, интонации, действиям, но сам человек никаких эмоций не ощущает. Свое обычное эмоциональное состояние он может описать как замороженность, оцепенение, пустоту. При этом неосознаваемые эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо действия, но во время этого сам человек не осознает, что его побуждали именно эмоции, он просто не может что-то делать, и делает что-то, вопреки своим решениям. Когда неосознаваемые эмоции накапливается, это может приводит к эмоциональному взрыву, после которого человек опять возвращается в свое обычное «безэмоциональное» состояние. Нужно: Учиться распознавать свои телесные ощущения (что я ощущаю на уровне тела), действия вопреки блокам и распознавание сопровождающих ощущений. Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д.

Физические ощущения. Эмоции распознаются как физические ощущения (страх – усиленное сердцебиение, депрессия – давление в груди, гнев – жжение и тяжесть в желудке, звон в ушах). Нужно: Словарь эмоций через физические ощущения, физические ощущения «привязывать» как эмоции к событиям, мышечные релаксации, йога.

Хаотические переживания. Эмоции переживаются как повышенный уровень эмоциональной энергии, но их нельзя выразить в словах и не удается различить одну эмоцию от другой (эмоциональная масса, эмоциональное напряжение). Нужно: Словарь эмоций (через телесные ощущения, мысли, побуждения к действию), дневник эмоций (что ощущал в течение дня каждые полчаса), дневник самоанализа (первая строка), учиться называть и выражать эмоции словесно (что я чувствую, выговаривание), рисование (или другое художественное выражение эмоций).

Читайте также:  Как писать письмо чувств

Различение эмоций. Понимание различных эмоций, что их вызвало (внешний повод), какие мысли и побуждения к действиям сопровождают эмоцию, можно переживать одновременно несколько различных эмоций. Но при этом эмоции могут искажать оценку ситуации, влиять на действия, быть неадекватными ситуации и т.д. Нужно: Определение интенсивности эмоции и связывание со значимостью события, дневник самоанализа (2-3 строка), связывание эмоций «здесь и сейчас» с прошлыми событиями (я сейчас реагирую как в возрасте . ), допереживание эмоций (написание «эмоциональных» писем – выразить эмоции в письме, а потом сжечь, высказать эмоцию пустому стулу).

Ответственность за свои эмоции. Причина эмоций присваивается себе – «никто не вызывает во мне ту или иную эмоцию, это я решают как мне эмоционально реагировать». Эмоции не влияют на изменения мышления или выполнение действий, нет накопления эмоций. Нужно: Учиться регулировать эмоции в соответствии с полезностью в действии, учиться различать оценочные и деятельностные эмоции, учиться понимать чужие эмоции.

Сопереживание. Чувствование что переживают другие люди. Нужно: Учиться разделению между своими и чужими переживаниями, учиться использовать эмоции в общении, учиться «отказываться» от навязываемых другими эмоций.

Взаимодействие. Эмоции с одной стороны наполняют жизнь человека, делают эту жизнь красочной, глубокой, они не вредят человеку, а помогают ему жить. С другой стороны эмоции полностью подконтрольны сознанию, могут регулироваться и с пользой использоваться. Человек может полностью сопереживать другим людям, с другой стороны четко различает свои и чужие эмоции, не переживает чужие эмоции за других, может оказываться от навязываемых ему ненужных эмоциональных переживаний.

Задания к теме «Эмоциональная зрелость»:

1. Опишите ваше эмоциональное состояние (как вы чувствовали себя эмоционально по жизни) в начале и в конце вашего употребления и сравните их. Опишите, произойдет с вашим эмоциональным состоянием, если продолжите свое употребление?
2. Опишите, какое эмоциональное состояние вы хотели бы иметь в итоге вашего удачного выздоровления (можно рассказ, мое эмоциональное состояние через пять лет трезвости). Насколько это состояние желанно? Что вы готовы делать, чтобы достичь его?
3. Опишите пять (или больше) ситуаций, когда то или иное эмоциональное состояние заставляло вас употреблять. Как бы вы могли избежать этих случаев?
4. Опишите пять ситуаций, когда вы не могли предпринять какие-либо нужные вам действия (или наоборот, совершали какие-либо ненужные вам действия), при этом не могли объяснить себе рациональную причину, которая заставляла вас так действовать или бездействовать и не ощущали никаких эмоций. Как вы думаете, какая неосознаваемая эмоция лежала в основе каждого действия?
5. Выпишите свои обычные блоки (когда что-то заставляет вас действовать или бездействовать, при этом эмоции не ощущаются) составьте словарь своих эмоциональных блоков.

Эмоциональный блок (что-то заставляет вас действовать/бездействовать, но эмоции не ощущаются)

В каких ситуациях возникают?

Что скорее всего переживается (название эмоции и что эта эмоция означает для вас)

6. Опишите пять ситуаций, когда на какую-то ситуацию у вас возникали физические ощущения (или непроизвольные физические действия), но при этом эмоция не переживалась. Как вы думаете, какая неосознаваемая эмоция лежала в основе каждого ощущения?
7. Выпишите свои обычные физически ощущения в различных ситуациях и составьте словарь ощущений.

Ощущения (часть тела, что ощущаете)

В каких ситуациях возникают?

Что скорее всего переживается (название эмоции и что эта эмоция означает для вас)

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.

Источник

Оцените статью