Лекция чувства зависимых эмоции

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Эмоциональная сфера зависимых. Незрелость эмоций как причина употребления. Эмоциональная зрелость и ее уровни: эмоциональный блок, физические ощущения, хаотические переживания, различение эмоций, ответственность за эмоции, сопереживание, взаимодействие.

Эмоциональное развитие для человека не менее важно, чем интеллектуальное. Употребление не просто останавливает эмоциональное развитие, но вызывает эмоциональную деградацию человека.

Эмоциональное состояние зависимого: огрубление (примитивизация) эмоций, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); трудности с опознаванием и различением эмоций; эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; «зависание» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии тревоги, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее, преобладание негативных эмоций; эмоциональная нестабильность, переменчивость, перепады настроения и др.

Употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека, но разрушает собственные способности к эмоциональной регуляции, а эмоционально человек еще больше деградирует.

При прекращении употребления зависимый оказывается в труднопереносимом эмоциональном состоянии, с которым трудно справиться без употребления. Часто со временем воздержания это состояние только ухудшается. Зависимый оказывается эмоционально не приспособленным к трезвой жизни, и ему приходится через некоторое время возвращаться к употреблению.

Необходимым компонентом выздоровления является эмоциональное развитие.

Эмоциональная зрелость по отношению к себе: 1.) осознавать свои эмоции (я чувствую), различать эмоции (что именно я чувствую и по какому поводу); 2.) брать ответственность за свои эмоции (присваивать эмоцию себе, истинная причина эмоции внутри); 3.) регулировать эмоциональное состояние; 4.) заниматься эмоциональным развитием.

Эмоциональная зрелость по отношению к другим: 1.) распознавать чувства других людей; 2.) разделять свои и чужие чувства; 3.) осознавать влияние чужих чувств на себя (уметь принимать или отказываться от чужих эмоциональных посылов); 4.) уметь сочувствовать другим; 5.) осознавать как свои эмоции влияют на других; 6.) уметь надлежащим образом реагировать на чужие чувства и выражать свои.

Есть несколько уровней эмоциональной зрелости-незрелости.

Эмоциональный блок. Человек не чувствует ничего, что можно было бы назвать эмоциями. Окружающие могут сказать, что человек испытывает какую-то эмоцию по его мимике, интонации, действиям, но сам человек никаких эмоций не ощущает. Свое обычное эмоциональное состояние он может описать как замороженность, оцепенение, пустоту. При этом неосознаваемые эмоции могут блокировать или заставлять совершать какие-либо действия, но во время этого сам человек не осознает, что его побуждали именно эмоции, он просто не может что-то делать, и делает что-то, вопреки своим решениям. Когда неосознаваемые эмоции накапливается, это может приводит к эмоциональному взрыву, после которого человек опять возвращается в свое обычное «безэмоциональное» состояние. Нужно: Учиться распознавать свои телесные ощущения (что я ощущаю на уровне тела), действия вопреки блокам и распознавание сопровождающих ощущений. Помогают занятия танцами, музыкой, лепкой и т.д.

Физические ощущения. Эмоции распознаются как физические ощущения (страх – усиленное сердцебиение, депрессия – давление в груди, гнев – жжение и тяжесть в желудке, звон в ушах). Нужно: Словарь эмоций через физические ощущения, физические ощущения «привязывать» как эмоции к событиям, мышечные релаксации, йога.

Хаотические переживания. Эмоции переживаются как повышенный уровень эмоциональной энергии, но их нельзя выразить в словах и не удается различить одну эмоцию от другой (эмоциональная масса, эмоциональное напряжение). Нужно: Словарь эмоций (через телесные ощущения, мысли, побуждения к действию), дневник эмоций (что ощущал в течение дня каждые полчаса), дневник самоанализа (первая строка), учиться называть и выражать эмоции словесно (что я чувствую, выговаривание), рисование (или другое художественное выражение эмоций).

Различение эмоций. Понимание различных эмоций, что их вызвало (внешний повод), какие мысли и побуждения к действиям сопровождают эмоцию, можно переживать одновременно несколько различных эмоций. Но при этом эмоции могут искажать оценку ситуации, влиять на действия, быть неадекватными ситуации и т.д. Нужно: Определение интенсивности эмоции и связывание со значимостью события, дневник самоанализа (2-3 строка), связывание эмоций «здесь и сейчас» с прошлыми событиями (я сейчас реагирую как в возрасте . ), допереживание эмоций (написание «эмоциональных» писем – выразить эмоции в письме, а потом сжечь, высказать эмоцию пустому стулу).

Ответственность за свои эмоции. Причина эмоций присваивается себе – «никто не вызывает во мне ту или иную эмоцию, это я решают как мне эмоционально реагировать». Эмоции не влияют на изменения мышления или выполнение действий, нет накопления эмоций. Нужно: Учиться регулировать эмоции в соответствии с полезностью в действии, учиться различать оценочные и деятельностные эмоции, учиться понимать чужие эмоции.

Читайте также:  Восприятие информации органами чувств дельфином

Сопереживание. Чувствование что переживают другие люди. Нужно: Учиться разделению между своими и чужими переживаниями, учиться использовать эмоции в общении, учиться «отказываться» от навязываемых другими эмоций.

Взаимодействие. Эмоции с одной стороны наполняют жизнь человека, делают эту жизнь красочной, глубокой, они не вредят человеку, а помогают ему жить. С другой стороны эмоции полностью подконтрольны сознанию, могут регулироваться и с пользой использоваться. Человек может полностью сопереживать другим людям, с другой стороны четко различает свои и чужие эмоции, не переживает чужие эмоции за других, может оказываться от навязываемых ему ненужных эмоциональных переживаний.

Задания к теме «Эмоциональная зрелость»:

1. Опишите ваше эмоциональное состояние (как вы чувствовали себя эмоционально по жизни) в начале и в конце вашего употребления и сравните их. Опишите, произойдет с вашим эмоциональным состоянием, если продолжите свое употребление?
2. Опишите, какое эмоциональное состояние вы хотели бы иметь в итоге вашего удачного выздоровления (можно рассказ, мое эмоциональное состояние через пять лет трезвости). Насколько это состояние желанно? Что вы готовы делать, чтобы достичь его?
3. Опишите пять (или больше) ситуаций, когда то или иное эмоциональное состояние заставляло вас употреблять. Как бы вы могли избежать этих случаев?
4. Опишите пять ситуаций, когда вы не могли предпринять какие-либо нужные вам действия (или наоборот, совершали какие-либо ненужные вам действия), при этом не могли объяснить себе рациональную причину, которая заставляла вас так действовать или бездействовать и не ощущали никаких эмоций. Как вы думаете, какая неосознаваемая эмоция лежала в основе каждого действия?
5. Выпишите свои обычные блоки (когда что-то заставляет вас действовать или бездействовать, при этом эмоции не ощущаются) составьте словарь своих эмоциональных блоков.

Эмоциональный блок (что-то заставляет вас действовать/бездействовать, но эмоции не ощущаются)

В каких ситуациях возникают?

Что скорее всего переживается (название эмоции и что эта эмоция означает для вас)

6. Опишите пять ситуаций, когда на какую-то ситуацию у вас возникали физические ощущения (или непроизвольные физические действия), но при этом эмоция не переживалась. Как вы думаете, какая неосознаваемая эмоция лежала в основе каждого ощущения?
7. Выпишите свои обычные физически ощущения в различных ситуациях и составьте словарь ощущений.

Ощущения (часть тела, что ощущаете)

В каких ситуациях возникают?

Что скорее всего переживается (название эмоции и что эта эмоция означает для вас)

С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/

Рекомендуемые материалы по теме:

Другие лекции из раздела видеокурс психолога
Дениса Старкова «Лекции по химической зависимости «.

Источник

Центр психологического лечения алкоголизма «Сенс»

О центре

Материалы для помощи страдающим алкоголизмом

Алкоголизм и семья

Методические материалы центра

Лекции по химической зависимости. Лекция 14. Химическая зависимость как болезнь эмоций. Химическая зависимость и эмоции . Лечение алкоголизма и наркомании как эмоциональное развитие. Эмоциональный процесс. Виды эмоций.

1. Химическая зависимость и эмоции

Химическую зависимость часто называют болезнью эмоций, так как она неразрывно связанна с нарушениями эмоциональной сферы на всех этапах своего развития. Именно эмоциональные проблемы чаще всего приводят к началу употребления. Само употребление приводит к следующим изменениям эмоциональной сферы: происходит огрубление эмоций, их примитивизация, сужается спектр эмоций (остается несколько основных эмоций – тревога, злость, депрессия, эйфория); возникают трудности с опознаванием и различением эмоций; повышается эмоциональная возбудимость; эмоции становятся труднорегулируемыми, исчезают способы управления ними, эмоции сами начинают управлять поведением и мышлением; человек начинает «зависать» в неадекватных эмоциональных состояниях (злости, раздражения, депрессии различных уровней, тревоги, страха, эйфории, вины, обиды, стыда, скуки, одиночества и т.д.); пропадают чувства, связанные с удовлетворением жизнью и радостью от нее; возникает эмоциональная нестабильность, переменчивость и др.

ПАВ служит способом эмоционального урегулирования, его употребление временно облегчает эмоциональное состояние человека. Но при этом употребление ПАВ разрушает собственные способности человека к эмоциональной регуляции, а само эмоциональное состояние в еще большей степени ухудшает. И постепенно человек становится все более и более зависим от ПАВ для регуляции своих эмоций. При решении прекратить употребление такой человек оказывается в труднопереносимом (а бывает и в непереносимом) состоянии, с которым ему трудно справиться без употребления. Причем это состояние часто со временем воздержания не улучшается, а бывает становится еще хуже. Поэтому работа с эмоциональной сферой является одним из самых важных направлений выздоровления.

2. Эмоциональный процесс

Эмоции – это процесс переживания личностного отношения человека к ситуации.

Процесс эмоционального переживания делится на три этапа, которые определяют три главные функции эмоций: оценочною, деятельностную, тонусную.

Первый этап – эмоциональная оценка. На этом этапе происходит сравнение ситуации с ожиданиями от этой ситуации и с системой ценностей человека. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. При этом важно помнить, что эти эмоции выражают лишь субъективное отношение личности к ситуации, зависят от ценностей конкретного человека, испытывающего эмоцию, и не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. Оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями, затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую) и др.

Второй этап – регуляция действий. Еще этот этап можно назвать энергетическим – эмоции дают энергию (заряд) для выполнения того либо иного действия, организуют его, направляют. Начинается второй этап с оценки, насколько неприемлема для личности эта ситуация (несет угрозу для личности), насколько она нуждается в изменении. В таком случае, если ситуация не принимается такой, какой она есть, то соответственно повышается эмоциональный энергетический потенциал, необходимый для соответствующих действий. И насколько ситуация не принимается такой, какой она есть, настолько сильными будут эмоции. Если же ситуация принимается такой, какой она есть (расценивается как приемлемая – не нуждающейся в изменении и не несущей угрозы личности), то деятельностные эмоции не возникают. Следует особо отметить, что оценка расхождения ситуации с ценностями человека и оценка приемлемости и неприемлемости ситуации – это две разные вещи. Ситуация может не соответствовать ценностям человека, но при этом быть принимаемой такой, какой она есть. К примеру, когда плохо другому человеку, эта ситуация оценочными эмоциями оценивается как плохая (сочувствие), но деятельностными эмоциями принимается такой, какая она есть (это не несет угрозу моей личности), и побуждений к действию (особенно, если помощь не нужна, или ее невозможно оказать) не возникает. Основные нарушения второго этапа эмоционального процесса: ситуации, расходящаяся с системой ценностей, автоматически становиться неприемлемыми (у человека возникают эмоции, побуждающие к действию, в любой ситуации, которою он расценивает как неправильную); неадекватно оценивается угроза личности (преувеличивается или преуменьшается); несовпадение деятельностных эмоций с самими действиями (например, эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения) и др.

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Или еще этот этап можно назвать этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение) и др.

3. Виды эмоций

Читайте также:  Определение телосложения упитанности темперамента конституции животного

Эмоции различаются друг от друга в зависимости от того, что именно в этих эмоциях переживается. Так деятельностные эмоции зависят от того, что человек принимает таким как есть, или не принимает. Не бывает полностью вредных или полностью полезных эмоций: любая эмоция вредна или полезна в зависимости от конкретной ситуации, в которой она переживается. Если в эмоции переживается непринятие того, что человек не может изменить (или не собирается менять в данной ситуации), то такая эмоция вредна. Если же переживается непринятие того, что возможно и нужно изменить, то такая эмоция может быть полезна. Изменить вредную эмоцию на полезную можно принимая то, что невозможно изменить, таким, как оно есть.

Эмоции злости (гнев, раздражение, обида и т.д.). Оценочная эмоция злости сообщает сознанию, что что-то, происходящее в данный момент, не устраивает человека. Деятельностная эмоция злости переживается тогда, когда ситуация, происходящая в данный конкретный момент времени, воспринимается как требующая изменения (не принимаются такими, как есть текущие ситуации). Полезной эмоции злости бывают тогда, когда умеренный уровень злости помогает в выполнении каких-либо обдуманных действий, чаще всего физических (уборка в комнате, зарядка, физическая работа и т.д.). Вредной эмоция злости бывает тогда, когда не принимается такой как есть ситуация, которую невозможно или не нужно менять в данный момент. Тогда злость или расходуется впустую и ее приходится подавлять, не предпринимая никаких действий. Либо она может перехватить управление и заставить предпринимать ненужные и необдуманные действия. Избавиться от вредной злости можно принимая то, что происходит в данный момент, таким, как оно есть.

Депрессивные эмоции (грусть, печаль, тоска, разочарование и т.д.). Оценочные депрессивные эмоции сообщают сознанию о том, что что-то в прошлом не устраивает человека. Деятельностные депрессивные эмоции переживаются тогда, когда человеку требуется изменить взгляд на прошлые события (не принимаются такими, как есть прошлые события). Полезные депрессивные эмоции бывают тогда, когда умеренный уровень пониженного настроения помогает человеку в анализе каких либо сделанных дел, прошлых событий и т.д. (к примеру, анализе проделанной работы или прожитого дня). Вредными депрессивные эмоции бывают тогда, когда человек не принимает те ситуации, которые он не может проанализировать или изменить взгляд на них. Тогда вместо анализа человек начинает «вариться» в прошлом. А при более сильном непринятии депрессия может вообще захватить управление человеком и парализовать его деятельность. Избавиться от вредных депрессивных эмоций можно принимая прошлое таким, как оно есть.

Читайте также:  Боли внизу живота слева при стрессе

Тревожные эмоции (страх, опасение, боязнь и т.д.). Оценочные тревожные эмоции сообщают сознанию человека о возможных опасных ситуациях в будущем. Деятельностные тревожные эмоции переживаются тогда, когда будущее воспринимается как требующее изменения (будущее не принимается таким, как есть). Полезными тревожные эмоции бывают тогда, когда помогают перепланировать будущие ситуации, предусмотреть свои действия (к примеру, при планировании дел, при внимательной работе и т.д.). Вредной тревога бывает тогда, когда не принимается ситуация в будущем, которую невозможно изменить или предусмотреть варианты действия в ней. Тогда тревога зря расходует психологические ресурсы человека. А может вообще перехватить управление ним и заставить предпринимать необдуманные действия или наоборот, не дать предпринять нужные. Избавиться от вредной тревоги возможно принимая будущее таким, как оно есть.

Эмоции вины. Оценочные эмоции вины сообщают сознанию о том, что человек может выглядеть в глазах других не таким, как они хотели бы (возможно непринятие или осуждение ним другими). Деятельностные эмоции вины переживаются тогда, когда не мнение других воспринимается, как требующее изменения (мнение других не принимается таким, как есть). Полезными умеренные эмоции вины бывают тогда, когда помогают человеку подстраиваться под окружающих (к примеру, соблюдать рамки приличия, выглядеть должным образом). Вредной эмоция вины бывает тогда, когда принятые рамки соблюсти невозможно. Такая вина может заставлять человека подстраиваться под окружающих в ущерб себе или пытаться напрямую изменять мнение других людей о себе (что невозможно). Избавиться от ненужной вины можно принимая мнение других о себе таким, как оно есть.

Эмоции стыда (неполноценности, ущербности, несостоятельности и т.д.). Оценочные эмоции стыда возникают тогда, когда человек кажется себе не таким, каким он, по его мнению, должен быть. Деятельностные эмоции стыда переживаются тогда, когда человек воспринимается себе самому требующим изменения. Полезным стыд бывает тогда, когда эти изменения возможно произвести, не принимаются такими как есть качества, подлежащие изменению «здесь и сейчас» (например, при самоанализе). Вредным стыд бывает тогда, когда не принимаются такими, как есть те качества, которые в данный момент времени невозможно изменить. Тогда стыд вместо самоанализа приводит к самоедству, пониженной самооценке, самообвинениям и самобичеваниям. Избавиться от вредного стыда можно принимая себя таким, какой есть, прощая себе вредные качества.

4. Правило «ООО» (осознанность, ответственность, оценка) при работе с эмоциями.

Учиться избавляться от вредных эмоций и переживать полезные помогает правило три «О» — осознанность, ответственность, оценка. Осознанность. При возникновении эмоции следует ее осознать, признать ее существование (не подавлять), а также осознать ее причины: что в этой ситуации не принимается сознанием таким, как оно есть (что неприемлемо). Ответственность. Принимается ответственность за свои эмоции – причина моих эмоций не в ситуации, а в том, что я не принимаю эту ситуацию такой, как она есть, и принятие или непринятие ситуации в моей ответственности. Оценка. Оцениваю, полезны или вредны данные эмоции в этой ситуации, и если вредны, меняю их, принимая ситуацию такой, как она есть.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните пример, когда эмоциональные состояния были причиной вашего употребления. Как бы вы могли предотвратить эти состояния в будущем?
  2. Какие эмоции в вашей трезвости больше всего нуждаются в проработке? Как вы намереваетесь работать с ними?
  3. Вспомните несколько ситуаций с вредными эмоциями. Что вы не принимали в этих ситуациях таким, как оно есть. Как вы можете принять это таким, как оно есть?

Источник

Оцените статью