Лекция анализ чувств для зависимых

Денис Старков практический психолог

Искать

Лекция 26. Нарушения эмоций у зависимых

Этапы процесса развития эмоции. Нарушения эмоционального процесса. Методы работы с эмоциями. Цикл контакта.

1. Процесс развития эмоции

Первый этап – эмоциональная оценка. Сравнение ситуации с ожиданиями от нее и с системой ценностей. Если результат этой оценки негативный – возникают отрицательные эмоции, если позитивный – возникают позитивные эмоции. Эти эмоции выражают субъективное отношение к ситуации и зависят от ценностей конкретного человека. Они не есть выражением какой либо универсальной системы ценностей или общей справедливости. У разных людей с разными ценностями в одной ситуации будут разные эмоции. В норме оценочная эмоция длиться в среднем около 5 секунд, и ее задачей является сигнализация Сознанию о соотношении ситуации и внутренней системы ценностей. Основными нарушениями на этом этапе в эмоциональном процессе являются: неадекватное соотнесение ситуации с внутренними ценностями (событие на 2 балла реакция на 8), затягивание процесса оценки (оценочная эмоция длиться не 5-10 сек., а дольше), отсутствие оценки (равнодушие, апатия), неустойчивая оценка (эмоциональные оценки одной и той же ситуации быстро сменяются, сложность в распознавании оценочных эмоций (не могу понять, что чувствую).

Второй этап – регуляция действий. Эмоции дают энергию (заряд) для выполнения действия, организуют его, направляют. На этом этапе происходит оценка, насколько необходима эмоциональная энергия для действия. В норме человек испытывает те эмоции, которые помогают ему действовать и не испытывает тех, которые мешают: несовпадение деятельностных эмоций по времени с самими действиями (эмоции появляются позже начатых действий, и продолжаются после их завершения); несовпадения эмоций по уровню с необходимыми усилиями (ситуация требует 2 балла эмоций, а их 8 и наоборот); несовпадение вида эмоций с необходимыми действиями (в действиях, где нужна злость, испытывается грусть).

Третий этап – этап формирования тонуса настроения. Этапом приобретения эмоционального опыта. На этом этапе эмоции завершаются, делаются эмоциональные выводы и приобретается новая эмоциональная память. Из пережитых эмоций формируется общий эмоциональный тонус (настроение). Основные нарушения: отсутствие этапа завершения эмоций (из-за чего прошедшая ситуация переживается снова и снова), завершение ситуаций без приобретения нового эмоционального опыта (из-за чего повторяются одни и те же ошибки), приобретение негативного эмоционального опыта (делаются неправильные выводы, из-за чего приобретается устойчивое негативное настроение).

2. Методы восстановления эмоций

Переоценка соответствия эмоции ценностям.

По правилу Осознанность, Ответственность, Оценка следует: осознать вид и уровень эмоции (в баллах от 0 до 10), а также насколько угрожающа ситуация (в баллах от 0 до 10); взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить уровень эмоций в соответствие с уровнем ситуации.

Шкала угрозы ценностям:

10 – угроза своей жизни;

9 – угроза жизни близки;

8 – глобальная угроза здоровью (инвалидность);

7 – глобальная угроза здоровью близких (инвалидность близких);

6 – угроза потери семьи;

5 – угроза потери свободы (тюрьма);

4 – угроза потери работы (увольнение);

3– крупные денежные потери;

2 – средние денежные потери (до 1 зарплаты), простые заболевания (простуды) и т.д.

1 – мелкие неприятности.

Переоценка полезности эмоции в действиях.

По правилу ООО следует: осознать вид и уровень эмоций; взять ответственность за свои эмоции на себя (я причина своих эмоций а не ситуация); переоценить, какие эмоции полезны в предпринимаемых действиях. В ситуациях, которые не в силах изменить, следует учиться эмоционально принимать. Критерии полезности эмоции: 1.) эмоция по виду соответствуют необходимым действиям; 2.) ситуацию возможно изменить с помощью действий; 3.) уровень эмоций достаточен для действий и помогает им (не выше и не ниже).

Читайте также:  Как выйти с плохого настроения

Техники завершения эмоций.

После завершенного дела сделать перерыв, осознать свое эмоциональное отношение к сделанному делу, по необходимости его пересмотреть. Начинать следующее дело после того, как предыдущее дело эмоционально принято.

Техники писем: написать письмо, в котором выражаете незавершенную эмоцию (обиду, горечь, злость и т.д.). Письмо перечитывается (можно несколько раз), потом сжигается.

«Горячий стул». На пустом стул представляется человек, эмоции к которому в какой-то ситуации не завершены, и ему эти чувства высказываются.

На первых двух этапах выздоровления (минимум год) следует работать только с ситуационными эмоциями на уровне «здесь и сейчас» (не погружаясь глубоко в прошлое и не идя далеко в будущее), кроме специальных заданий, которые дает психолог, консультант, наставник.

3. Цикл контакта

Есть другой взгляд на стадии эмоционального процесс – с точки зрения, как человек входит в контакт, находится в контакте и выходит из контакта. Этот процесс называется циклом контакта.

1.) Предконтакт. Стадия, когда человек эмоционально оценивает того, с кем собирается вступить во взаимодействие. Норма – достаточная оценка (доверие, осторожность, стремление, надежда, разумные опасения). Два вида нарушений: а.) быстрый предконтакт, человек недостаточно хорошо проводит оценку; проявления – импульсивность, влюбчивость, необдуманность, вспыльчивость и т.д. б.) медленный предконтакт, человек чересчур проводит оценку; проявления – подозрительность, тяжелый подъем, дистанцированность, тревожность и т.д.

2.) Контакт. Эмоциональная стадия, когда человек находится во взаимодействии. Норма – взаимодействие на равных (уважение, уверенность, энтузиазм, принятие, любовь и т.д.). Нарушения: а.) сильный контакт, человек подавляет другую территорию; проявления – гордыня, завышенная самооценка, злость и т.д. б.) слабый контакт, человек сдает свою территорию; проявления – жалость, заниженная самооценка, обида и т.д.

3.) Постконтакт. Эмоциональная стадия, когда человек выходит из взаимодействия. Норма – стадия завершения и приобретения опыта (адекватная грусть, светлые воспоминания и т.д.). Нарушения: а.) быстрый постконтакт, выход из взаимодействия без должной подготовки, обрыв; проявления – равнодушие к прошлым контактам (плевать на прошлое), «надоело – бросил» и т.д. б.) медленный постконтакт, сложно выйти из взаимодействия; проявления – зависания в прошлом, трудно завершить дела, сожаления, чрезмерные оплакивания и т.д.

У зависимых не просто нарушения какой-то из стадий цикла контакта, а отсутствие одной из них (у наркозависимых обычно ранних стадий – предконтакта, у алкозависимых поздних стадий – постконтакта) из-за чего эмоциональный процесс не завершается. Зависимый с помощью употребления достраивает свой цикл контакта. Если употребление прекращается, эмоциональный процесс не идет, что заставляет зависимого обратно возвращаться к употреблению. Выздоровление – восстановление цикла контакта в трезвой жизни.

Задание для темы «Эмоциональный процесс»

1. Приведите пять примеров того, как различные эмоции были причиной вашего употребления? Приносило ли употребление облегчение? Чем вы в итоге платили за это эмоциональное облегчение в каждом случае (негативные последствия употребления)? Как в каждом случае можно было иначе поступить с вашим эмоциональным состоянием? Заполните таблицу.

Событие

Эмоциональное состояние

Употребление и его последствия

Как можно было изменить эмоции иначе?

2. Опишите ваше эмоциональное состояние во время «отходняка» от употребления (похмелья, кумара). Перечитывайте это описание, когда вам захочется изменить свои эмоции с помощью употребления.
3. Опишите 5 ситуаций, когда эмоции по уровню не совпадали с ситуацией. Как можно было переоценить уровень эмоций?
4. Опишите 5 ситуаций когда эмоции не помогали вашим действиям. Как можно было изменить полезность эмоций?
5. Напишите письмо, в котором вы выражаете незавершенные эмоции. Прочитайте это письмо, а потом сожгите.

Читайте также:  Индекс эмоциональной экспансивности группы это

Источник

Лекция анализ чувств для зависимых

По прошествии 1-2 недель анализ чувств усложняется по схеме «Путешествие туда и обратно», на основании наличия в нашей жизни ложных убеждений, препятствующих нашему духовному росту.

«Путешествие ТУДА и ОБРАТНО»

  1. Припомните событие/ситуацию.
  2. Припомните свои эмоции или реакцию на это событие или ситуацию.
  3. Определите ВСЕ мысли (продумайте глубоко), связанные с этими эмоциями.
  4. Определите, какие Ваши убеждения либо поддерживают, либо противоречат тем самым Вашим мыслям.
  5. Задайте себе вопросы, «бросьте вызов» тем мыслям или убеждениям.
  6. Замените прошлые мысли КОНСТРУКТИВНЫМИ мыслями.
  7. Что Вы думаете о таком процессе ?
Ложное убеждение Последствия ложного убеждения
Я должен отвечать определённым стандартам, чтобы чувствовать себя хорошо. Боязнь неудач, перфекционизм, стремление к успеху, манипулирование другими для достижения успеха, отход от здорового риска.
Я должен иметь одобрение определённых людей, чтобы хорошо себя чувствовать. Боязнь быть отверженным, попытки любой ценой угодить другим, сверхчувствительность к критике, отход от людей из-за страха перед неодобрением.
Неудачники (включая меня) не достойны любви и заслуживают наказания. Боязнь наказания, стремление наказывать других, обвинения в адрес себя и других в своих неудачах, отход от Бога и людей, стремление избегать наказаний.
Я есть, что есть. Я не могу измениться. Это бесполезно. Чувства стыда, безнадёжности, самоуничижение, пассивность, потеря творчества, отход от других людей.

Как проследить связь наших эмоций с нашими убеждениями

СИТУАЦИЯ: Виктор поздно за Вами заехал. Вы опоздали на работу.

ГНЕВ ЛОЖНЫЕ
УБЕЖДЕНИЯ
НЕВЕРНЫЕ
МЫСЛИ
ЭМОЦИИ НЕВЕРНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ

Как Вы определяете, что ложные убеждения ответственны за Ваш гнев? Спросите себя: Почему я злюсь? Я злюсь, потому, что.

— Я ненавижу опаздывать(мои «определённые стандарты»), из-за опозданий я плохо себя чувствую. (Я должен отвечать определённым стандартам. )

— Начальник будет недоволен, если я опоздаю, а его мнение для меня важно. (меня должны одобрять другие. )

— Всё произошло из-за Виктора. Это он во всём виноват ! (Те, у кого что-то не получается не достойны любви, а заслуживают наказания)

— Ну чтобы я не делал, всегда что-нибудь не так. (Я безнадёжен, я не могу ничего изменить. Я всегда буду таким)

Отметьте для себя то, что на самом деле, злясь Вы как бы говорите: Я не злюсь. Отрицание лишь усложняет, а не решает проблему. Нужно быть честным с другими о своих чувствах. Если описанная ситуация случилась бы с Вами, какими бы были Ваши эмоции? Из каких ложных убеждений исходят эти эмоции?

Эмоции — это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. Контакт между людьми устанавливается лишь в том случае, если они проявляют эмоции. Необходимо помнить, что эмоция эмоции рознь. Есть основные эмоции контакта — гнев, страх, обида, доверие и любовь и блокированные или неполные эмоции — тревога, горечь, негодование, стеснительность.

Тревога подобна сосущему чувству голода. Человек, пребывающий в тревоге, не идёт на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Горечь может длиться неопределённо долго, если ей не дать выплеснуться в глубокой обиде и рыданиях. Негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Стеснительность — очень странная эмоция, потому что она обозначает одновременно тенденцию к созданию контакта и к избеганию его. Эмоции стыда и стеснительности — «предающие эмоции», поскольку они мешают человеку и ограничивают его свободу.

Эти эмоции чрезвычайно опасны, потому что невыраженные, не нашедшие себе выход наружу эмоции загоняются вглубь души, что впоследствии перегружает человеческую психику, разрушает её изнутри и приводит к покорности и депрессии.

Читайте также:  Что принимать для сердца при стрессе

Сложность в том, что большинство из нас не понимает, что значит переживать и тем более выражать свои чувства, но мы настолько привыкли притворяться, «играя в чувства», что не можем разобраться какие из них истинные, какие ложные.

ГНЕВ. Как выглядят физиологические приметы гнева? Что говорит вам ваше тело? Как вы узнаете, что рассердились? Вы хотите подраться — вот, что это такое. А как вы узнаете о том, что вам хочется подраться? Ваше тело просто таки кричит об этом. Дыхание и пульс учащаются, мышцы сжимаются, и вы чувствуете неожиданный и резкий прилив тепла, горячее чувство внезапного прилива крови.
Будь то вербальная или физическая борьба, а может быть короткая вспышка раздражения, но наши тела обязательно должны что-то делать, когда мы гневаемся. Они просто требуют от нас действий. И самое худшее, что мы можем сделать для себя, — это подавлять свои физиологические потребности, загонять эмоцию внутрь, искусственно успокаивать себя.

СТРАХ. Как вы узнаете, что боитесь? Что говорит вам ваше тело на этот раз? Оно даёт вам прямо противоположный сигнал. Рот пересыхает, ладони становятся влажными, вы ощущаете холод, и ваша кожа покрывается мурашками. Преодолевая страх, вы тоже оказываете себе плохую услугу.

ОБИДА. Большинство из нас, осознанно или подсознательно, боятся быть обиженными. Нашим девизом стало такое противоестественное заявление: «Я не хотел бы обидеть…» — далее может следовать длинный перечень лиц, который коротко выглядел бы так: «Всех!».
Разумно ли сужение нашего внутреннего мира ради того, чтобы кого-нибудь не обидеть и чему-то не навредить? Давайте признаемся себе честно, — зачем мы это делаем. Ведь главная причина не в том, что мы боимся обидеть других, а в том, что мы очень боимся, что в ответ они обидят нас.
Обида — самое трудное в выражении чувство. Оно побуждает нас вернуться в детство и вспомнить то состояние, когда мы везде и во всём искали защиты у матери. Чем она могла нам помочь? тем, что выслушивала наши причитания. Это лучший способ выражения обиды. Надо выговорить её и выплакать. Женщины с этим справляются лучше; мужчины к этому совсем не расположены. Ну, так и живут они меньше, и инфаркты у них чаще. Они надеются, что бег трусцой по утрам продлит их жизнь. А им бы всплакнуть иногда.
Невыраженная обида становится петлёй на шее человека.

ДОВЕРИЕ. Оно переживается в чувстве открытости. То есть вы раскрываете потайные уголки своей души и как бы говорите: вот я весь, как на ладони, смотри, я тебя не боюсь. При этом вы избавляетесь от привычной несвободы и как бы обретаете второе дыхание. Доверяя, вы становитесь самим собой.

ЛЮБОВЬ. Это золотой ключ к творческому использованию всех остальных чувств. «Любовь, — считает Фромм, — активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков он есть».
Наше тело и здесь не обманет и даст нам почувствовать влюблённость. С чем её сравнить? Если гнев- это горячая эмоция, то любовь — тёплая и светящаяся.
Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими и никогда не сможет полюбить, если он не способен показать, что гневается, боится, обижается или верит. Только тогда, когда мы открыто можем показать друг другу свои чувства и открыто сказать о них, только тогда мы сможем почувствовать душевную близость.

Источник

Оцените статью