Чем закончились «Леденящие душу приключения Сабрины»?
Два года назад, в самый разгар движения #MeToo, на Netflix вышел профеминистский ребут «Сабрины — маленькой ведьмы» — «Леденящие душу приключения Сабрины», — сделанный в той же эстетике и стилистике, что и стартовавший на молодежном канале The CW «Ривердейл» (для справки: оба сериала входят во вселенную Archie Comics, у них один и тот же шоураннер Роберто Агирре-Сакаса, плюс изначально новая «Сабрина» тоже должна была выйти на The CW). Однако релиз на Netflix во многом развязал авторам руки: теперь они могли делать притемненный хоррор-сериал с возрастным рейтингом 18+, не оглядываясь на мнение консервативных пуристов. Это дало свои плоды: в отличие от веселой и легкомысленной «Сабрины» 90-х, новое шоу выглядело по-настоящему жутко — а также не в пример инклюзивно и разнообразно (помимо темнокожих артистов в сериале, например, снялся один из самых молодых небинарных голливудских актеров — Лаклан Уотсон , сыгравший гендерно-неконформную девочку Сьюзи Патнэм, которая впоследствии просит называть себя Тео).
Изменился и список заявленных тем. Агирре-Сакаса и его команда с ходу заявили, что будут делать профеминистское высказывание про юную ведьмочку Сабрину (Кирнан Шипка) из Гриндейла, которая вместе со своими друзьями Харви (Росс Линч), Роз (Джаз Синклер), Робином (Джонатан Уайтселл), Тео и возлюбленным Ником (Гэвин Лезервуд) борется с дьявольским (во всех смыслах) патриархатом. Впрочем, чем дальше, тем больше это высказывание стало походить на прямолинейный манифест, — неоднородный, однобокий и местами крайне утомительный (от некоторых серий было ощущение, будто, по примеру отца Харви, весь день проработал в шахте). Но оно и понятно: культурный климат нынче такой, что некоторым авторам не до полутонов, — к счастью или к сожалению.
Netflix
Структурно же «Сабрина» была поделена на два сезона, которые, в свою очередь, также были поделены на две части. В итоге вышло четыре истории. Первые две были посвящены тому, как 16-летняя ведьма бросает вызов своему настоящему отцу — Люциферу Монингстару (Люк Кук), остальные — тому, как она расщепляется на две Сабрины: Спеллман и Утреннюю звезду. То есть, с одной стороны, героиня вступала в понятное подростковое противоборство с родителем, а с другой — пыталась разобраться со своим вторым «я», не учтя того, что ее разделение на двух девушек может повлечь за собой конец мироздания. И если сражение с дьявольским патриархатом увенчалось для нее и ее тетушек (Миранда Отто и Люси Дэвис) успехом (в Академии незримых искусств восторжествовал матриархат имени богини Гекаты), то вот судьба самой Сабрины сложилась неожиданно печальным образом (на что уже успел попенять Collider , заключив, что безрассудно и безответственно в 2021 году заканчивать сериал в духе «Ромео и Джульетты», то есть самоубийством возлюбленных). Это не единственная, на самом деле, претензия, которую можно предъявить к «Леденящим душу приключениям Сабрины» (главная — это желание усидеть на всех стульях разом, из-за чего сериал периодически проваливался между ними), однако вместо того, чтобы брюзжать, похвалим седьмую (в большей) и восьмую (в меньшей степени) серии финальной истории, ради которых, в общем-то, и стоило смотреть этот чрезвычайно нудный второй сезон, в котором на героев, равно как и на зрителей, обрушилось восемь жутких страданий.
Новая «Сабрина» изначально позиционировалась как пост-пост- и мета-мета-сериал (так, например, в одном эпизоде Кирнан Шипка листала комикс «Арчи», а в другом совершала небольшое путешествие в Ривердейл, где, однако, не встречалась с главными героями соседнего шоу), однако в седьмой серии под названием «Бесконечность» авторы отправили Сабрину (не Спеллман, а Утреннюю звезду) в мир, похожий на девяностнический ситком про Сабрину, где даже роли тетушек ведьмочки сыграли актрисы (Бет Бродерик и Кэролайн Ри) из старого сериала. Это, разумеется, не новый ход: так заканчивалось «Детективное агентство «Лунный свет», да и, по сути, третий сезон «Твин Пикса» («Какой сейчас год?»), но во всем этом сквозил такой постмодернистский (хотя уже, наверное, метамодернистский) задор, что в паре мест челюсть от удивления отвисала. Ну и просто это была самая захватывающая, остроумная и страшная серия во всем сериале, потому что не сразу понимаешь ее правила игры. Примечательно, что, как и все в «Сабрине», где есть небеса и ад, мир людей и мир ведьм, обычная школа Бакстер Хай и магическая Академия незримых искусств, — в общем, где все раздвоено, она тоже работает на двух уровнях.
На первом — это попытка выстроить мостик между двумя уже культовыми сериалами: современным и 90-х годов (который вырос из полнометражки «Сабрина — маленькая ведьма», а затем обзавелся еще двумя сиквелами — «Сабрина в Риме» и «Сабрина под водой»). Серия «Бесконечность» обшучивает когда-то казавшиеся незыблемыми каноны шоу (например, то, что Харви и Сабрина обязаны быть вместе, что они вечная пара #Habrina), иронизирует над закадровым смехом, свойственным ситкомам, а главным злодеем поначалу делает говорящего кота Салема (великий камбэк!). Оказывается, что старые герои (не только Салем, но и прежние тетушки) в новых обстоятельствах могут оказаться вполне себе инфернальными персонажами.
На втором уровне — это сатира на кинопроизводство, в частности на съемки сериалов. С артистами обращаются как со скотом (второй состав, скажем, спит под кроватями), режиссер жалуется на то, что он всего лишь режиссер (вся власть у сценаристов), Сабрина — на то, что Харви во время поцелуя засунул ей в рот язык (это не этично!), принц ада Калибан (Сэм Корлетт) из актерского состава перевелся в реквизиторский цех, потому что устал на съемках быть обезличенной фигурой, постоянно обнажающей торс, а Салем предстает кем-то вроде Харви Вайнштейна — абьюзером, на которого пашут сотни сценаристов, в то время как сам кот купается в привилегиях.
Вскоре, впрочем, выяснится, что главный злодей в сериале не говорящий котик, а Пустота (есть стойкое ощущение, что авторы «Сабрины» смотрели фильм Винченцо Натали), и ставки в восьмой, тоже захватывающей серии под названием «Горы Безумия» (привет Лавкрафту!) несколько пойдут вниз. Однако эпизод «Бесконечность» с его клаустрофобическими коридорами, мигающими лампами, зловещей съемочной площадкой и киношным днем сурка останется в истории телевидения и стримингов как один из самых безумных и жутких (не спрашивайте про зеленую комнату) — и хотя бы за эту нечаянную радость маленькой «Сабрине» стоит сказать большое спасибо!
Netflix
Источник
Рецензия на финальный сезон «Леденящих душу приключений Сабрины». Пустота спасет мир
Всегда сложно рассказывать о перезапусках в отрыве от оригиналов, но «Леденящие душу приключения Сабрины» как раз открещивается от комедии с первых кадров. В отличие от популярной в девяностых «Сабрины — маленькой ведьмы» новый проект выполнен в жанре драмы с элементами поп-хоррора. В этот раз сериал стал темнее, красивее, но злее, а акцент смещен на хороший общий контекст, образ, но не конкретную демонстрацию интересной истории.
Которая, кстати, знакома: Сабрина Спеллман, полуведьма, живет у Зельды и Хильды, которые приходятся тетями главной героине и выступают сильными чистокровными волшебницами. У семьи есть свой бизнес — «Погребальный дом Спеллманов», где они предоставляют ритуальные и похоронные услуги.
В свой шестнадцатый день рождения Сабрина должна стать полноценной ведьмой и вписать свое имя в Книгу Зверя, буквально отдав себя Темному Лорду. Здесь назревает первый и основной конфликт сериала — девушка не может принять конкретное решение о собственном будущем. Отказаться от близких и смертных друзей она не способна, как и попросту отдаться во власть Темному Лорду. А еще все события происходят во вселенной «Ривердейла», но тем, кто его не смотрел, это не будет помехой.
Актерский состав подобран хорошо: главная роль ушла молодой актрисе Кирнан Шипке, которая отлично справилась, чем привлекла к своей карьере большое внимание. Также в сериале поучаствовали Миранда Отто (Эован в трилогии «Властелина колец») и Люси Дэвис (Доун Тинзли в британском «Офисе»).
Все основные персонажи прописаны подробно и запоминаются. Даже есть Салем, который, правда, теперь не говорит, а мяукает. Но юмор никуда не ушел, он встроен адекватно и ситуативно — шутки почти полностью исходят от кузена Сабрины, Эмброуза.
Персонажи адского и смертного мира отличаются градусом пафоса и костюмами. Первые демонстрируют надменность от случая к случаю, но этого недостаточно для демонстрации различий мышления, присущих существам двух разных миров. Лучше всех показан Фауст — у него есть планомерное развитие и конечная точка, которой пусть и банально выступило сумасшествие. Однако именно в нем представлены отличия в образе мысли смертных и темного мира.
Впрочем, отдельные мотивации героев сделаны неплохо, но также не выделяются: классические сюжеты с любовью, местью, ревностью лишь иногда разбавляются необычным поклонением или сумасшедшим оккультизмом.
Сюжет не мог обойти классические темы современного общества и множество стандартных аллюзий. Но, к примеру, тема феминизма встроена органично: подруга Сабрины находится под прессингом задир-спортсменов, и девушки вынуждены защищаться. Но это лишь один момент.
Во втором сезоне начинает встраиваться ЛГБТ-повестка слишком «жирно», как писал Дмитрий Кинский в рецензии. К сожалению дальше это только усугубляется. С другой стороны, встраивая в сериал такие современные посылы, создатели избегают влияния интернета, соцсетей и прочего — это практически не обыграно.
Диалоги просты, предсказуемы и сделаны слишком банально. Но постепенно акцент с разговоров смещается на подачу сюжета через события, переплетение современной повестки с ритуальной культурой и визуальную составляющую. О последнем пункте хочется сказать отдельно — картинка поставлена шикарно. Декорации, костюмы, представленные ритуальные предметы прекрасно показаны. Причем каждому из них есть какое-то обоснование, которое, впрочем, слегка нарушается лишь к последнему сезону.
В последнем сезоне вообще происходит какой-то итоговый кавардак: логика персонажей дает сбой, а диалоги продолжают сочить глупостью. В этот раз элементы «повесточки» встраиваются очень криво: в самой первой серии 4 сезона введение уроков о половом воспитании следует сразу за обсуждением смерти бездомного. До этого все персонажи проявляли сострадание и могли грустить из-за даже отдаленных событий, но сейчас это пропало и все в ту же секунду начинают кивать на идею подобных занятий.
Сама героиня будто сходит с ума: идеи становятся безумнее, а ответственность уходит совсем. Персонаж становится целеустремленнее и увереннее в собственном выборе, но никак не показывает итоговое раскрытие сил героини.
По сюжету Сабрина создала временной парадокс, появилось две Сабрины. Одна стала королевой ада, а другая (оригинальная) ведет обычную жизнь, учась в Академии незримых искусств и школе смертных. У нашей Сабрины возникает идея повидаться с Сабриной, которая руководит адом. Эмброуз объясняет ей, что это делать нельзя, но героине все равно. «Может быть все обойдется», — говорит тогда полуведьма. Такой подход просто захватил финальный сезон сериала. Как можно переживать за героиню, которая ведет себя настолько безответственно?
Из сильных сторон хотелось бы отметить работу с образами: финальный враг предстает не как что-то конкретное, но как абстрактное, а сам финал тоже носит двоякий смысл, стараясь ответить на фундаментальные вопросы. Но эта же работа буквально пресекается пошлостью завязок сезона. Чего стоят Таинственные ужасы — бессердечные всадники, преграждающие путь к финальному боссу! Да, у них в буквальном смысле у всех вырвано сердце.
Сериал получился детский, наивный и ни на что не претендующий — и поэтому, скорее, удачный. Он красивый, персонажи запоминаются, сверхъестественная тематика решена лучше, чем в большинстве сериалов с подобным сеттингом (за исключением разве что культовой «Баффи»).
Но, в отличие от той же «Баффи», умные культурные отсылки в «Сабрине» играют чисто декоративную роль. Помещая зрителя в красивую разноцветную комнату, шоу теряет содержательный и прикладной аспект. Серия, содержание которой полностью посвящено феномену мазохизма и непринятию главной героиней подобных устоев, включает в себя отличное музыкальное сопровождение.
Во время одного из итоговых обрядов можно услышать композицию Venus In Furs группы The Velvet Underground. Название песни («Венера в мехах») отсылает зрителя к одноименной повести Леопольда фон Захера-Мазоха. С нее и появился термин «мазохизм». Но какой смысл в этой ссылке, если она вставлена достаточно сумбурно, слишком бросается в уши (подобную музыку в сериале ранее не использовали) и не имеет никакой сюжетной привязки? Вставили и вставили: специально для тех, кто знаком с творчеством VU.
Акцент в этом смысле смещается на само звучание композиции, сопровождающееся в сцене медленными и красивыми кадрами, что превращает сериал в клип. Содержание отходит второй план, а персонажи никак не реагируют на происходящее. Такая оторванность картинки от действия приводит к ощущению расслоения между формой и содержанием.
Цитируются «Чужой», «Зловещие мертвецы», книги Оскара Уайлда и, конечно, Лавкрафт. Но все имеет просто декоративную роль, как и сам сверхъестественный сеттинг в сериале. Это снижает всю ценность приемов.
В итоге зритель имеет отличный визуал, стандартную сверхъестественную историю, красиво расставленные приемы-декорации, но никаких новшеств и достаточно пустой финал. Переживать приходится редко — мешает предсказуемость. Как триллер все работает лишь иногда, а ради ностальгии по «маленькой ведьме» смотреть сериал едва ли получится: ничего от знакомого проекта в нем не осталось. И даже Салем не говорит.
Источник
Леденящие душу приключения Сабрины.
В преддверии Хэллоуина , 26 октября Netflix выпустил первый 10серийный сезон про Сабрину — юную ведьму -полукровку. Новое прочтение всеми любимого сериала конца 90-х и начала 2000-х , может ошарашить неподготовленную тётеньку , которая когда-то после школы залипала перед телевизором и смотрела очередную серию американского телесериала «Сабрина — маленькая ведьма» . Помните себя ? ))) Дабы избежать шокового состояния , давайте, попытаемся понять — что же произошло с Сабриной за эти 56 лет ее «существования» , а затем я поделюсь своим субъективным отзывом о новом сезоне. ))
Впервые , будучи эпизодическим персонажем, Сабрина появилась в 22 выпуске журнала Archie’s Mad House в 1962 году, благодаря Джорджу Гладиру и Дэну ДиКарло (Archie Comic Publications). Маленькая и жизнерадостная ведьма пришлась по нраву читателям комикса про школьника Арчи Эндрюса ( Это имя может быть вам знакомо по сериалу «Ривердейл») и из эпизодического персонажа она превращается в главную героиню своей же линейки комиксов — «Сабрина — маленькая ведьма»( 1-й выпуск вышел в 1971г.)
Успех Сабрины подтолкнул создателей на экранизацию комикса. В 1996 году выходит полнометражный фильм «Сабрина маленькая ведьма» с Мелиссой Джоан Харт, затем одноименный телесериал (ситуационная комедия ) и еще 2 фильма : «Сабрина едет в Рим» и «Сабрина под водой». Сериал стал очень популярным среди тинейджеров и шел по тв целых 7 сезонов. Сабрина того периода была доброй , остроумной, отзывчивой , смешной школьницей (и студенткой), которая попадала в безобидные переделки . Атмосфера в комиксах и экранизациях была жизнерадостной , магия — светлой , а драма — легкой .
Каст сериала был отлично подобран . Особую популярность у телезрителей снискал саркастичный Сейлем Сэйберхеген , колдун с манией величия , который отбывал наказание в теле кота. Он любил вспоминать как завоевыл земли , например , Евразию и мечтал стать Императором Земли .
Конечно грустные моменты в сериале тоже присутствовали : Сабрине нельзя было влюбляться в смертного (при том , что она сама наполовину смертная , по маме) и рассказывать друзьям , что она ведьма . Но от этих правил сериал и комикс только выигрывали, ведь сколько можно придумать смешных и нелепых ситуаций , связанных с нарушением или соблюдением таких запретов.
Как вы понимаете , 1-ая версия Сабрины — это добрая сказка , которая длилась 50 лет. Но. времена и поколения меняются . Популярность старых — добрых героев падает. И руководство Archie Comics решает обновить вселенную Арчи. В 2013 году вышел первый номер Afterlife with Archie — альтернативной серии комиксов. Атмосфера становится мрачной , Арчи Эндрюс и его друзья уже не такие жизнерадостные , а город Ривердейл наводнили зомби. Ну. просто создатели решили выехать на теме зомби-апокалипсиса.
Новая Сабрина Спеллман во всю пользуется черной магией, косячит , тетушки ссылают ее в параллельную вселенную , точнее в дурку , где ей уготована участь невесты Ктулху.
Рукалицо , я в шоке
Но современным тинейджерам зашло)). Мрачная атмосфера , черная магия и зомби — рецепт успеха нынешнего времени. Альтернативная Сабрина также выбивает себе «сольную карьеру» . В октябре 2014 году вышел отдельный комикс Chilling Adventures of Sabrina («Леденящие душу приключения Сабрины») На этот раз автором выступил Роберто Агуирре-Сакаса, а иллюстрировать её взялся художник Роберт Хак.
Вот на этом комиксе и основан новый сериал. В отличие от прошлой Сабрины , которая узнала о том , что она ведьма в день своего 16-летия , данная мисс Спеллман , знает , что она колдунья с рождения и умеет пользоваться магией . У обеих девушек одинаковое происхождение : отец волшебник/чернокнижник , а мама — человек . По-прежнему нельзя любить смертных и рассказывать друзьям о своей магии. Обеих воспитали тетушки.
Новый сериал не следует комиксу «один в один» , он немного отходит от альтернативного оригинала . Меньше крови , абсурда и сатаны ,хотя последнего хватает с лихвой в экранизации. Короче, начну свой мини- отзыв на сериальчик ))
Сюжет
Сабрине Спеллман скоро исполнится 16 лет. День Рождения попадает на 31 октября и кровавое полнолуние. Но это не просто праздник , а долгожданные темные крестины. В полночь, в Хэллоуин , юная ведьма должна пройти древний обряд — подписаться в книге зверя /сатаны и навсегда забыть о своей человеческой половине. Она никогда больше не увидит своих друзей , учителей и самое главное- своего любимого. Ее ждет новая жизнь и учеба в Академии незримых искусств. Ну , так должно было случиться.. но.. Сабрина ведьмочка с характером . Она не может смириться с расставанием со своим бойфрендом и друзьями. Ее смущает , что нужно полностью подчиниться воле темного лорда , что нужно беречь себя до инициации и что кто-то посягает на ее свободы (мысли и воли).
Первые 4 серии мне очень даже нравились. Музыка , игра актеров , суд над Сабриной , . даже ее странные идеи о свержении темного лорда не портили атмосферу. Но тут случилось страшное — сценарий подвис , пошли проходные серии и ярый феминизм . Видимо у сценаристов не было достаточно времени на написание интересного сюжета , зато предостаточно на феминизм. Было немного неловко , потом захотелось , чтобы Сабрину и ее подругу или друга Сюзи сбила машина (прости Господи). Ну , честно . славный юноша Сюзи . все вкруг него/нее бегают , танцуют с бубнами , организовывают женские собрания . блин, теперь все сериалы будут такими?
Сабрина косячит каждые полчаса (экзорцизм, воскрешение души) , потом храбро решает свои проблемы , в результате чего становится еще хуже. Я понимаю, что подростки нарушают правила , не всегда слышат и слушают , но тут сценаристы просто умудрились главную героиню превратить в главный раздражающий фактор. Благо злодеи были интересными — Отец церкви ночи Фаустус Блэквуд,три сестрички и Лилит/мать демонов спасли середину сезона. В общем, в конце темный лорд получил , что хотел , точнее кого хотел. Второй сезон уже во всю снимают . Надеюсь , что хорошую задумку не испортят непродуманным сценарием.
Атмосфера
Я бы поставила . 9 из 10. Готично , мрачно , таинственно. Неплохие спецэффекты. Лес завораживает.Понравился дом Спеллманов(он же морг/похоронное бюро), проработан детально. Академию незримых искусств , на мой взгляд, можно было бы сделать более интересной, хотя статуя дьявола в центре холла — нетривиальное решение ))
Сабрина Спеллман
Кирнан Шипка отлично подошла . Мне понравилось , что на роль взяли девушку, действительно похожую на школьницу , естественную , не шибко слащавую , без ярковыраженной не к месту сексуальностью , с хорошей актерской игрой.
Зельда Спеллман
Эовин постарела ( . Миранде Отто очень идет быть ведьмой . Ее игра напомнила мне героиню Мерил Стрип из «Смерть ей к лицу». Тетушка Зельда по утрам читает «Московскую газету», при каждом удобном случае славит сатану , преданно чтит законы ковена и гордиться своим родом. Может поиздеваться над мягкосердечной сестрой.
Хильда Спеллман
Люси Дэвис сыграла добродушную тетушку Хильду. Не могу сказать , что мне запала в душу игра данной актрисы , может дело в характере самой героини. Хильда вышла мягкой и понимающей .
Кот Салем. Не ждите говорящего котика. В этой вселенной он — фамильяр Сабрины (волшебный териоморфный дух, служивший ведьмам, колдунам и другим практикующим магию. Считалось, что фамильяры служили и помогали колдунам и ведьмам по хозяйству, в различных бытовых делах, но также при случае могли помочь околдовать кого-нибудь (с)). Салем очень предан юной ведьме и не раз помогал ей в сложных ситуациях.
Эмброуз Спеллман
Chance Perdomo сыграл кузена Сабрины. Он под домашним арестом сроком на 75 лет , из-за того , что чуть не подорвал Ватикан. Любит давать советы своей кузине, от которых потом одни проблемы. Непонятно зачем вообще нужен данный герой в сериале , наверное , только потому что — афроамериканец и гей. Сыграно ровно , больше нечего мне сказать.
Музыка/саунды /заставка
Музыкальное сопровождение и заставка 10 из 10!! Отлично подобрано !
60-е — это беспроигрышно)))
Tra la-la-la-la la-la-la-la
Happy birthday sweet sixteen
Tra la-la-la-la la-la-la-la
Happy birthday sweet sixteen
Tonight’s the night I’ve waited for
Because you’re not a baby anymore
You’ve turned into the prettiest girl I’ve ever seen
Happy birthday sweet sixteen
В общем и целом сериал на твердую 7 . К просмотру рекомендую. Интересных моментов достаточно , атмосфера к Хэллоуину — самое то)))
Источник