Лечение стресса у подростка

Содержание
  1. Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?
  2. Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:
  3. Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:
  4. Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:
  5. Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:
  6. Как помочь подростку?
  7. Как помочь подростку преодолеть стресс?
  8. Лечение стресса у подростка
  9. Немного о стрессе в подростковом возрасте в цифрах:
  10. Признаки стресса у подростков
  11. Очень важно знать, на что обращать внимание, когда мы говорим о стрессе в подростковом возрасте:
  12. Распространенные причины стресса у подростка
  13. Стресс от учебы
  14. Социальный стресс
  15. Разногласия в семье
  16. События в мире
  17. Травматические события
  18. Перемены в жизни

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения в какой-то из представленных форм:
    • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
    • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
    • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
    • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.

  2. Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

Существуют разные формы неврозов. Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

Как помочь подростку?

  • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
  • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Источник

Как помочь подростку преодолеть стресс?

Кто- то справляется со стрессом легко, а кто — то очередной стресс приводит к различным соматическим заболеванием или психическим расстройствам (расстройство адаптации, неврозы, тревожно — депрессивное расстройство).

Как можно помочь подростку, чтобы преодолеть высокий заряд эмоционального напряжения?

Первое, что нужно сделать – это замедлиться. Оценить стресс, как сигнал – Остановись!! Пройти три осознанных этапа: подумай, переосмысли и выровняй себя!

Второе, это классика жанра. Извечный закон – труда и отдыха. Выполнил работу, сделай перерыв. В первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные по мере успеваемости. Во время отдыха заниматься тем, чем к чему лежит душа! Обязательно выходной раз в неделю, в течение которого делать только то, что хочется.

Третье, самый примитивный и очень действенный способ – это доверительная беседа с близким человеком (родителем, другом). Просто поговорить. Изложить факты другому человеку, который поможет взглянуть на ситуацию со стороны, заручиться поддержкой. Бывает, что сложно открыться другому, пусть даже и близкому человеку. Тогда, попробуйте «очистить» голову от беспокоящих мыслей или проблем путем анализа (на бумаге).

Четвертое, это различные профилактические меры, направленные на укрепление здоровья: (полноценный сон не менее 8 часов, занятие физкультурой или прогулки на свежем воздухе, сбалансированное питание в адекватном количестве, медитация, релаксационные практики)

И самое, главное, если Вы чувствуете, что вы не справляетесь, пора обратится к психологу или психотерапевту. Не нужно бояться простить о помощи.

Источник

Лечение стресса у подростка

Все подростки сталкиваются со стрессом в том или ином виде, но многие переживают стресс такого уровня, что его можно сопоставить со стрессом взрослого человека. Обращаете ли вы внимание на то, оказывается ли ваш ребенок в ситуациях, которые могут повысить уровень стресса?

В соответствии с данными исследования, проводимого Американской Психологической Ассоциацией Стресса в Америке, уровень стресса у подростков примерно совпадает с уровнем стресса у взрослых. При этом, результаты этого исследования показывают, что подростки не только с трудом определяют, что их уровень стресса выше нормы, но также они недооценивают воздействие стресса на их собственное психическое и физическое здоровье.

Немного о стрессе в подростковом возрасте в цифрах:

  • В подростковом возрасте к самым распространённым источникам стресса относят: 1) школу (83%), 2) поступление в престижный ВУЗ или сам процесс выбора, чем заниматься после школы (69%) и 3) финансовую ситуацию в семье (65%);
  • Многие тинейджеры жалуются на бессонницу (35%), переедание или употребление нездоровых продуктов (26%), пропуск приемов пищи (23%) из-за стресса в течение месяца;
  • 40% подростков отмечают чувство раздражения или злости, 35% жалуются на чувство тревоги или нервозности, 36% говорят о состоянии усталости, 31% отмечает состояние перегруженности из-за стресса за последний месяц;
  • Больше четверти подростков говорят, что избегают общения или резко сокращают часы времяпрепровождения с одноклассниками и друзьями в связи с накопившимся за месяц стрессом. 51% тинейджеров говорит, что они чувствуют некое напряжение от стресса по крайней мере раз в месяц;
  • Подростки отмечают, что в течение академического года средний уровень их стресса достигает значения в 5,8 по 10-бальной шкале, по сравнению с показателем 4,6 в летний период.

Признаки стресса у подростков

Все подростки сталкиваются со стрессом, более того, нормально ощущать незначительный стресс, это естественно. Однако многие ребята переживают сильный стресс, который негативно сказывается на учёбе, отношениях и других сферах их жизни. Стресс может проявляться по-разному, иногда его последствия можно спутать с типичным подростковым поведением.

Очень важно знать, на что обращать внимание, когда мы говорим о стрессе в подростковом возрасте:

эмоциональные «качели»: ребенок может казаться возбужденным, взволнованным, и/или подавленным. Обращайте внимание на подобные перемены настроения.
телесные изменения: будучи в стрессе подростки склонны чаще заболевать, жаловаться на головные и зубные боли, аномальные боли и дискомфорт.
изменения в привычках: обратите внимание на смену пищевых привычек пищи и режима сна, поведенческие изменения в повседневной деятельности.
когнитивные (умственные) изменения: вы можете отметить ухудшение концентрации внимания, забывчивость и/или невнимательность.

Распространенные причины стресса у подростка

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса. Лучший способ понять как ваш подросток переживает стресс и в чём причина этого стресса – установить открытые отношения и начать доверительный диалог с ребенком. Родителю важно дать понять подростку, что стресс – это нормально, и взрослый может также поделиться способами совладания со стрессом.

Стресс от учебы

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка. Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях.

Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Источник

Читайте также:  Как вернуть чувство защищенности
Оцените статью