Лечение синдрома эмоционального выгорания у медработников

Лечение синдрома эмоционального выгорания у медработников

Уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать Вас на сайте Всероссийского журнала «Наука молодых (Eruditio Juvenium)», который издается Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П. Павлова. В журнале публикуются оригинальные научные статьи молодых ученых по проблемам теоретической и прикладной медицины, медицинской биологии и психологии, педагогике и методологии медицинского образования.

Результаты научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей, докторантов, соискателей, аспирантов и студентов могут быть представлены не только в виде научных статей, но и заметок из клинической практики, нормативных документов, сведений о перспективных изобретениях и рационализаторских предложениях, материалов по истории клиник и лечебных учреждений. Редколлегия журнала принимает статьи от ученых из любых регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет отбирать из представляемых в журнал работ действительно лучшие.

Все статьи подлежат обязательному рецензированию. Надеемся, что наш журнал предоставит широкие возможности для публичного выступления и обсуждения результатов работ молодых ученых, будет способствовать интеграции и координации их деятельности, содействовать повышению научного и профессионального уровня.

Приглашаем авторов к активному наполнению редакционного «портфеля».

Главный редактор журнала, д.м.н., профессор Р.Е. Калинин


«Наука молодых (Eruditio Juvenium)»
рецензируемый научно-практический медицинский журнал
(ISSN 2311-3820).

  • Выходит 4 раза в год.
  • Основан в 2013 году.


Учредитель:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ФС77-69031 от 07 марта 2017.

Подписной индекс – 70110

Включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (№2124 от 06.06.2017).

Журнал индексируется в следующих базах данных и информационно-справочных изданиях:

Источник

Эмоциональное выгорание среди медицинских работников

«Хороший врач должен быть философом»
Гален

Профессиональная деятельность занимает особое место в жизни каждого человека. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит формирование личностных качеств, необходимых для той или иной специальности, то есть становление человека как специалиста. Этот процесс зависит от изменчивости самой профессии в течение жизни (появление новых методов, технологий), требований общества к ней. Любая профессиональная деятельность накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее. Такая «деформация» может стать предпосылкой как для формирования профессионала высокого класса, так и для развития профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

По классификации профессий отечественного психолога А.С. Шафрановой по “критерию трудности и вредности” медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой, таким образом, медицинские работники часто испытывают синдром «эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) проявляется в трех составляющих:

  1. Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
  2. Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
  3. Неприязнь к своей работе и к себе.

В ходе исследований были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ:

Первый тип — “педантичный”, характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе).

Второй тип — “демонстративный”, характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип — “эмотивный”, характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.

В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:

  • огромная физическая и психологическая нагрузка;
  • неизлечимые болезни и смерть пациентов;
  • давление пациентов и их родственников;
  • личное отношение к смерти;
  • невысокая заработная плата;
  • неудовлетворительные условия труда;
  • неоднозначные требования к работе;
  • риск выговоров и штрафов;
  • физические перегрузки (отсутствие отпуска и полноценных выходных).

Возникновению вышеперечисленных причин способствуют следующие факторы:

  • недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу;
  • жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки;
  • монотонность работы;
  • большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения;
  • работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению — как следствие, идет неэффективность приложенных усилий медика;
  • напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами;
  • отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста;
  • осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.

Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:

  1. Медицинский работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. В этом моменте кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
  1. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
  1. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Медицинский работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.

Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».

Профилактика

Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.

Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.

Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.

Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:

  • правильное питание и здоровый образ жизни;
  • наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
  • наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
  • способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
  • разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
  • адекватное принятие неудач; осознание, что врач – нужная профессия; стремление к достижению целей;
  • принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
  • отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
  • повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
  • наличие хобби; совместная работа с коллегами.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

  • НЕ скрывайте свои чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом. Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
  • НЕ избегайте говорить о неприятных для Вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять её.
  • НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать Вас, когда другие предоставляют Вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжёлые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
  • Постарайтесь сохранить нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.

Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания

В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность.

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:

  • разнообразные физические упражнения;
  • элементы спорта и спортивной подготовки;
  • ходьба, бег, а также другие циклические упражнения и виды спорта;
  • работа на тренажерах;
  • хоротерапия;
  • трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства:

  • Телесные: массаж, мануальная терапия (лечебный метод массажа мышц, суставов и т.д.), физиотерапия;
  • Психорегулирующие (психологические): аутотренировка (метод расслабления путём концентрации внимания на телесных ощущениях), мышечная релаксация.

Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только вашей проблемой, но и проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

Источники:

Статью подготовила: медицинский психолог З.А. Егорова

Источник

Лечение синдрома эмоционального выгорания у медработников

ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России,

Читайте также:  Где мое хорошее настроение

кафедра психиатрии и неврологии ИДПО

Россия, г . Воронеж

Аннотация. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации пациентов, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В статье рассматривается проблема развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у врачей и других медицинских работников в процессе их профессиональной деятельности.

Ключевые слова : врачи, дистресс , истощение, медицинские работники, профессиональный стресс, психологи, стратегии восстановления , э моциональное выгорание .

Актуальность . Согласно определению ВОЗ «Синдром перегорания ‒ это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, а также употреблением алкоголя или других психоактивных средств (ПАВ) с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения [ REF _Ref481200165 \r \h 10 ] . Этот синдром обычно расценивается как стресс реакция в ответ на безжалостные производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе и сопутствующим этому пренебрежением семейной жизнью и отдыхом. Сфера деятельности медицинских работников является профессией с наибольшей склонностью к «выгоранию», так как весь рабочий день – это постоянное общение с людьми, к тому же больными и их родственниками , требующими заботы, внимания и сдержанности [ REF _Ref481200132 \r \h 1 ‒ REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

По классификации профессий по « критерию трудности и вредности » (по А.С. Шафрановой), медицина относится к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой. В 60 ‒ х годах в США впервые был введен термин « профессиональная деформация » в профессиях « человек – человек » , в которых на эффективность работы существенно влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек ‒ человек ».

СЭВ был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки данного состояния у медицинских работников ‒ профессии с наибольшей склонностью к « выгоранию » . Ведь их рабочий день ‒ это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Основными симптомами СЭВ являются: усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности; психосоматические проблемы (колебания артериального давления (АД) , головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно ‒ сосудистой систем (ССС) , неврологические расстройства, бессонница); появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений) ; отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); функциональное, негативное отношение к себе; тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200168 \r \h 11 ] .

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в пр оцессе ее. Выгорание можно при равнять к дистрессу : тревога, депрессия, враждебность, гнев в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации ‒ стадии истощения. Выгорание ‒ не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [ REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Данный синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений: эмоциональное истощение ‒ чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; деперсонализация ‒ циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда; редукция профессиональных достижений ‒ возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. В ыделены три категории людей, которым грозит СЭВ: « педантичный » тип ‒ характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцово го порядка (пусть в ущерб себе); « демонстративный » тип , характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью.

Третий тип – « эмотивный » , характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [ REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4 ‒ х симптомов.

Первая стадия – Напряжение характеризуется следующими симптомами: неудовлетворенность собой; «загнанность» в клетку»; пережив ание психотравмирующих ситуаций; тревожность и депрессия.

Вторая стадия ‒ Резистенция : неадекватное, избиратель ное эмоциональное реагирование; эмоционально ‒ нравственная дезориентация ; расширение сфе ры экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.

Третья стадия ‒ Истощение : эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность ; психосоматические и психовегетативные нарушения [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200133 \r \h 2 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Выявлено , что средний медицинский персонал психиатрических клиник « выгорает » через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2 ‒ 4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это прежде всего связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из ‒ за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Проведены исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравн ению с разведенными мужчинами.

По данным английских исследователей, у медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют: ограничение свободы действий и исполь зования имеющегося потенциала; монотонность работы; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; неудовлетворенность социальным статусом [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200172 \r \h 13 ] .

У многих врачей нет никого, кроме супруги или супруга, с кем можно было бы поговорить о чем ‒ нибудь личном. При этом они рискуют испортить личные взаимоотношения, внося профессиональные вопросы в дом и будучи не в состоянии выполнять другие обязанности. По данным западных периодических изданий, число разводов в семьях врачей на 10 ‒ 20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена ‒ медицинские работники, чаще бывают несчастливыми [ REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Проведено большое количество исследований, в которых документально подтвержд ена широк ая распространенность неудовлетворенность ю профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.

Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у медицинского персонала онкологических отделений. Сравнительный анализ персонала, работающего за пределами больниц (например: врачи, занимающиеся частной практикой) с психически больными людьми и в больницах, показывает, что первая группа работников наиболее подвержена выгоранию. Pines и Maslach (1978) обнаружили, что чем дольше персонал работает в психиатрических учреждениях, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к душевнобольным [ REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Читайте также:  Перманентное чувство голода это

При изучении эмоционального дистресса у врачей психолог King ( 1992) сделал поражающий вывод: « Врачи, работающие в медицинском учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу , им трудно раскрыться перед кем ‒ нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей » . Преобладающая особенность врачебной профессии ‒ отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Выгорание ‒ не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. По словам Grainger (1994): « Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами » .

СЭВ ‒ почему он часто встречается у врачей?

СЭВ (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности) [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200133 \r \h 2 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, п еренос, переживания, конфликты) [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ].

Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.

Работа врача зачастую связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем [ REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого. Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.

Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением медицинской документации , что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством. Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфли кт с пр офессиональными стремлениями врача [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Все перечисленные факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости (СХУ) , влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому СЭВ является серьезной проблемой данн ой категории работающих людей.

СЭВ развивается постепенно в течение длительного периода времени. Он не наступает неожиданно, в одночасье. Если вы вовремя не будете обращать внимание на предупреждающие признаки выгорания, то он непременно наступит. Эти признаки вначале незаметны, но со временем все больше ухудшаются. Необходимо п омнит ь о том, что ранние признаки СЭВ ‒ своего рода красные флажки, подсказывающие вам, что что ‒то у вас не в порядке и необходимо принятие решения для предотвращения срыва. Если вы проигнорируете их, то в конечном итоге у вас наступит СЭВ [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200133 \r \h 2 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Физические признаки СЭВ : чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса; снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь; проблемы с аппетитом и сном, болезни ССС ; частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах.

Эмоциональные признаки СЭВ : чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость; чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика; все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация); отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины; снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания; потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки.

Поведенческие признаки СЭВ : уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение; социальная самоизоляция; перенос своих неурядиц на других; выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше; работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка; использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать СЭВ достаточно сложно ‒ для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е. Климов. Есть и авторский тест ‒ опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как СЭВ стоит всех усилий!

СЭВ особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200133 \r \h 2 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200169 \r \h 12 ] .

СЭВ , как показали исследования, имеет еще одну неприятную особенность: в отличие от насморка или «простуды», он не исчезает самостоятельно ‒ чтобы от него избавиться, надо приложить усилия. Конечно, идеальным вариантом было бы посещение психолога и прицельная работа с ним по данному вопросу. Однако далеко не все мы можем себе позволить такую форму помощи. Поэтому попробуем последовать знаменитой заповеди «Врачу, исцелися сам!» [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

СЭВ возникает на фоне информационной и эмоциональной перегрузки из ‒ за отсутствия переработки и трансформации этого материала. Поэтому выход один ‒ учиться управлять эмоциями и расслабляться, качественно анализировать массивы информации и правильно расставлять приоритеты как в ежедневной работе, так и в перспективе.

СЭВ интроверты подвержены больше, чем экстраверты ‒ это связано с тем, что интровертам не свойственно «обнародовать» эмоции.

Выход: осознанно учиться говорить о своих эмоциях. Кому ‒ то легче поделиться наболевшим с незнакомыми людьми (в транспорте, на отдыхе, в интернете), а кому ‒ то ‒ с самими собой (дневники), кто ‒ то же предпочитает открыться близким. Ищите форму, которая устроит именно вас ‒ это необходимо для вашего здоровья. Иначе хронический стресс, не имея возможностей для выхода, будет накапливаться [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200168 \r \h 11 , REF _Ref481200169 \r \h 12 ] .

СЭВ во многих случаях возникает от осознания того, что в ежедневной практике нарушена «золотая пропорция» соотношения затраты/вознаграждение (примите во внимание: вознаграждение может быть не только материальным).

Выход: проанализируйте, каковы ваши ожидания от работы и насколько она их оправдывает, а затем честно ответьте себе, что необходимо для того, чтобы профессиональная деятельность приносила истинное удовлетворение.

У каждого из нас есть потребность в достижениях, повышении комфорта, доходов, статуса. Если мы долго не получаем того, к чему стремимся, у нас возникает раздражение и неудовлетворенность, приводящие к СЭВ ! Поэтому в рамках борьбы с СЭВ не стоит идти на компромисс с собой или игнорировать собственные желания ‒ нужно следовать за мечтой. Считаете, что ваше призвание ‒ не принимать больных, а читать лекции будущим врачам? Что для этого надо? Начать думать над темой диссертации? Искать руководителя и кафедру? Вперед!

Стало тесно в рамках вашей специальности? Нуждаетесь в освоении новых навыков? Идите на курсы, например, УЗИ или лапароскопической хирургии. Не хотите или не можете больше работать с людьми? Подумайте о переходе в лабораторию, гистологическое отделение, отдел исследований.

Не хватает денег? Тут вариантов много: от смены места работы в государственной клинике на частную (для начала хотя бы в форме дополнительных консультаций) до ухода из медицины ‒ например, в фармацевтический бизнес [ REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

В глубине души вообще не любите свою работу? Тогда разрабатывайте план смены профессии. Даже у врача есть только одна жизнь, и он, как сказал классик, «должен прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В се сказанное требует определенных эмоциональных и материальных затрат. Но в данном случае риск оправдан: хорошее настроение, новые профессиональные перспективы и финансовые возможности положительно отразятся на жизни любого индивидуума. И наоборот ‒ если ничего не делать, СЭВ превратит свою «жертву» в несчастного, раздраженного человека, страдающего от чувства одиночества. А для врача это гибельно!

Читайте также:  Маленькие идеи для моментов радости киндер

СЭВ может вызвать и определенная монотонность ежедневного распорядка: схема работа ‒ дом ‒ работа, типичная для врача, отнюдь не всем кажется воплощением мечты о счастье! В этом случае вспомогательными способами компенсации СЭВ является спорт, хобби, общение с близкими, поездки на курорты. А еще ‒ дыхательные техники, аутогенные тренировки, медитативные техники, ограничение приема алкоголя и кофе, ароматерапия .

О чень полезно учиться разделять работу и все, что с нею не связано. Не позволяйте себе заниматься профессиональными проблемами вне рабочего дня. Делайте тайм ‒ ауты во время работы ‒ перерывы на 5 ‒ 10 минут каждые 2 часа. В перерывах запретите себе мысли на «рабочую тему» ‒ лучше глубоко подышите, прогуляйтесь. или просто представляйте перед собой лист белой бумаги. Эти меры помогут быстрее и легче «стабилизироваться», и, следовательно, справиться с СЭВ [ REF _Ref481200137 \r \h 3 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Н е тяните долго с оказанием себе помощи, потому что процесс саморазрушения может зайти слишком далеко. И тогда без консультаций психолога будет трудно обойтись. В очень запущенных случаях может понадобиться даже лекарственная терапия ‒ седативные препараты, анксиолитики , транквилизаторы, антидепрессанты [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

• Выработайте для себя определенный расслабляющий ритуал . Например, как только проснетесь, сразу поднимайтесь из постели. Проведите медитацию, по крайней мере, в течение пятнадцати минут. Прочтите что ‒ то, вдохновляющее вас. Послушайте любимую музыку.

• Примите здоровую пищу, проделайте физические упражнения . Когда вы правильно питаетесь, занимаетесь регулярной физической активностью и много отдыхаете, у вас будет более высокая энергия и устойчивость к жизненным неприятностям и требованиям.

• Не надо никому подыгрывать . Если вы не согласны с чем ‒ то, то твердо отвечайте «нет», согласны ‒ «да». Поверьте это не сложно. Не перенапрягайте себя.

• Делайте для себя ежедневный технологический перерыв . Установите время, когда вы полностью можете отключиться. Оставьте в покое ваш ноутбук, телефон, социальные сети, электронную почту. Проанализируйте прошедший день, больше уделяйте внимания положительным моментам.

• Поддержите свое творческое начало . Оно является тем мощным противоядием, которое поможет вам в борьбе с СЭВ . Создайте какой ‒ нибудь новый интересный проект, придумайте новое хобби.

• Используйте методы профилактики стресса . Если вы еще на пути к выгоранию, постарайтесь предотвратить стресс, используя методы медитации, делайте перерывы в работе, записывайте свои мысли в дневник, займитесь любимым хобби и другими делами, не имеющими ничего общего с вашей работой [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200133 \r \h 2 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Стратегия восстановления № 1: Замедление .

Если наступила конечная стадия СЭВ , постарайтесь другими глазами взглянуть на все, что привело вас в такое состояние. Подумайте и позаботьтесь о своем здоровье. Вы должны пересмотреть ваше отношение к вашей работе и личной жизни, заставьте себя рассмотреть возможность отдохнуть от работы и подлечиться.

Стратегия восстановления № 2: Получите поддержку .

Когда вы выгорели, естественным стремлением является самоизоляция с целью защиты оставшейся в вас энергии. Это шаг в неверном направлении. В эти трудные времена ваши друзья и семья являются для вас более важными, чем когда ‒ либо. Обратитесь к ним за поддержкой. Просто поделитесь с ними своими чувствами, это может несколько облегчить ваше состояние.

Стратегия восстановления № 3: Пересмотрите свои цели и приоритеты . Если вы достигли стадии выгорания, вероятно, что что ‒ то в вашей жизни делается не так. Проанализируйте все, сделайте переоценку ценностей. Вы должны правильно реагировать на предупреждающие знаки как на возможность пересмотреть вашу текущую жизнь. Найдите время, чтобы рассмотреть то, что делает вас счастливым и, что важно для вас. Если вы обнаружите, что вы пренебрегаете значимой деятельностью или людьми в вашей жизни, соответственно измените свое отношение [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200159 \r \h 6 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200169 \r \h 12 , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Еще несколько полезных советов . Наиболее эффективный способ состоит в том, чтобы перестать заниматься тем, чем вы занимались до сих пор. Это может быть смена работы, изменение карьеры, смена места жительства. Но если это не вариант для вас, то есть и другие возможности для улучшения ситуации или состояния вашей души.

• Активно решайте ваши проблемы . Проявите активную позицию, а не пассивную для решения проблем на вашем рабочем месте, старайтесь исключить стрессовые ситуации на работе. Вы почувствуете себя менее беспомощными, если вы заявите о себе и выразите свои потребности. Если у вас нет возможностей для решения проблемы, поговорите с вашим начальником.

• Уточните вашу должностную инструкцию . Попросите вашего руководителя уточнить ваши должностные обязанности. Напомните ему те виды работ, которые приходилось вам выполнять в последнее время сверх ваших функциональных обязанностей.

• Попросите новые обязанности . Если вы выполняете свою работу в течение достаточно длительного времени, попросите попробовать что‒то новое: другой уровень работы, другая территория продаж, другие условия работы .

• Выкройте время . Если выгорание кажется неизбежным, сделайте полный перерыв в работе. Попросите очередной или неоплачиваемый отпуск, используйте больничный. Важно выйти из сложившейся ситуации. Используйте время для «перезарядки своих батареек» и принятия новой перспективы [ REF _Ref481200132 \r \h 1 , REF _Ref481200141 \r \h 4 , REF _Ref481200158 \r \h 5 , REF _Ref481200163 \r \h 8 , REF _Ref481200164 \r \h 9 , REF _Ref481200165 \r \h 10 , , REF _Ref481200172 \r \h 13 , REF _Ref481200173 \r \h 14 ] .

Если после следования этим советам не наступит облегчение, обязательно обратитесь к специалисту ‒ психологу .

Медицинские психологи КУЗ ВО «ВКПНД» на протяжении нескольких лет проводят лекции на тему: «Синдром эмоционального выгорания», в медицинских учреждениях г . Воронежа. В последнее время вырос интерес к этой проблеме, медицинские работники задают много вопросов, высказывают желание о персональной работе с ними.

На основании полученного опыта в проведении этих лекций можно сделать вывод, что уровень СЭВ довольно высок среди медицинских работников, и эта проблема по прежнему актуальна в настоящее время [ REF _Ref481200161 \r \h 7 , REF _Ref481200165 \r \h 10 ] .

Выводы . Изучени е СЭВ у мед и цинских работников должно преследовать не только цели выявления проблем , но и необходимо находить пути разрешения данных вопросов . К ним относятся: п росветительская работа о сущности и последств иях профессиональной деформации; с оздание комнат «психологической разгрузки» в лечебны х учреждениях для медперсонала; о рганизация работы клинического психолога; с оздание благоприятного психологическог о климата в коллективе; организация наставничества; т естиро вание на предмет выявления СЭВ; п сихологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.

1. Агибалова Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» / Агибалова Т.В., Козин В.А. // Независимость личности. –2012. –Т.4, № 2(9). – С –. 33 – 41.

2. Барабанов М.В. Изучение психологического содерж ания синдрома выгорания / М.В. Барабанов // Вестник МГУ. ‒ 1995. ‒ №1 – стр.54 ‒ 67 .

5. Захаров О.П., Куташов В.А., Ульянова О.В. Прогнозирование распространенности и качества жизни пациентов с психическими расстройствами на основе математического моделирования / О.П. Захаров, В.А. Куташов , О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. ‒ 2016. ‒ Т. 1, №17. ‒ С. 10‒12.

6. Каннабих Ю. Что такое душевные болезни // Ю. Каннабих . ‒ М., 1928. – 102с.

7. Куташов В.А. Аналитическое исследование синдрома эмоционального выгорания / Куташов В.А. // Системный анализ и управление биомедицинских системах . – 2015. – Т.14, №2. – С. 295 – 299.

9. Ульянова О.В. Исследование личностной акцентуации у пациентов с ишемической болезнью сердца коморбидной с аффективными расстройствами / О.В. Ульянова, В.А. Куташов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика– 2015. – Т.1спец. выпуск, № 15. – С. 61 ‒ 62.

10. Ульянова О.В., Куташов В.А, Скороходов А.П., Дудина А.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей неврологов / О.В. Ульянова, В.А. Куташов , А.П. Скороходов, А.А. Дудина // Прикладные информационные аспекты медицины . ‒ 2016. ‒ Т. 19, № 1 . ‒ С. 119 ‒ 123

11. Ульянова О.В., Куташов В.А. Принципы организации питания пациентов неврологического и психосоматического профиля / О.В. Ульянова, В.А. Куташов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика– 2016. – спец. выпуск, № 15. – С. 163 ‒ 164

12. Швецова Е.Ю. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстрой ств в пр актике невролога / Е.Ю. Швецова , В.А. Куташов // Центральный научный вестник . ‒ 2016. ‒ Т. 1, № 1(1) . ‒ С. 28 ‒ 31.

14. Юдчиц Ю.А. Проблема профилактики деформации. / Ю.А. Юдчиц // Журнал практического психолога. ‒ 1998г. №7 – стр. 28 ‒ 36

Сведения об автор ах :

Мегедь Елена Викторовна , медицинский психолог КУЗ ВО «Областной Клинический Психоневрологический Диспансер», ул. 20 ‒ летия октября, д.73,

Источник

Оцените статью