- Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
- Вестник Педагога
- Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Оглавление
- Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Оглавление
Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Детям с эмоционально-волевыми нарушениями часто не удается продемонстрировать свои сильные стороны в ситуации традиционного психологического обследования. В настоящей работе предлагается методика обследования, основанного на собственной активности ребенка. Рассказывается, как создать эмоциональную атмосферу, которая позволит увидеть возможности и интересы ребенка, сформулировать ближайшие задачи развития и составить индивидуальный образовательный маршрут.
Издание адресовано специалистам (психологам, педагогам, дефектологам и др.), работающим с детьми с различными нарушениями развития.
- Возрастное ограничение: 0+
- Дата выхода на ЛитРес: 28 января 2014
- Дата написания: 2015
- Объем: 70 стр. 5 иллюстраций
- ISBN: 978-5-4212-0274-5
- Правообладатель: Интермедиатор
- Оглавление
Приложения Примерный план заполнения карты первичного приема Беседа с родителями • Данные из медицинского анамнеза; проводившаяся ранее работа с ребенком • Особенности раннего развития • Жалобы • Повседневная активность (поведение дома) • Особенности общения и взаимодействия с близкими людьми: избирательность, предпочтения и т. д. Наблюдение • Как вошел на прием, меняется ли выражение лица, есть ли реакция на незнакомых людей, как передвига ется по комнате, адаптировался ли к новой ситуации и за какое время • Самостоятельная активность ✓ На что направлена активность ребенка (отдельные действия, игра и деятельность, продолжительность занятия, полностью ли поглощен своей игрой или реагирует на происходящее) ✓ Характеристики поведения: хаотичное/целенаправленное, вялое/активное, стереотипное/гибкое и т. д. ✓ Темп собственной активности и темп реагирования на чужую активность, переключаемость, истощаемость ✓ Наличие стереотипии, способы аутостимуляции, плавность и координация движений • Взаимодействие и общение с педагогом и с близкими на приеме: особенности
Приложения Примерный план заполнения карты первичного приема Беседа с родителями • Данные из медицинского анамнеза; проводившаяся ранее работа с ребенком • Особенности раннего развития • Жалобы • Повседневная активность (поведение дома) • Особенности общения и взаимодействия с близкими людьми: избирательность, предпочтения и т. д. Наблюдение • Как вошел на прием, меняется ли выражение лица, есть ли реакция на незнакомых людей, как передвига ется по комнате, адаптировался ли к новой ситуации и за какое время • Самостоятельная активность ✓ На что направлена активность ребенка (отдельные действия, игра и деятельность, продолжительность занятия, полностью ли поглощен своей игрой или реагирует на происходящее) ✓ Характеристики поведения: хаотичное/целенаправленное, вялое/активное, стереотипное/гибкое и т. д. ✓ Темп собственной активности и темп реагирования на чужую активность, переключаемость, истощаемость ✓ Наличие стереотипии, способы аутостимуляции, плавность и координация движений • Взаимодействие и общение с педагогом и с близкими на приеме: особенности
Источник
Вестник Педагога
Автор: Беляева Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №18 НЕВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОВЕДЕНИЯ
Раздел: начальное образование
« ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С
РАССТРОЙСТВОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И
1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
Диагностика расстройств поведения.
2. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами
Коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и
3. Психолого-педагогическая коррекция детей с расстройствами поведения
Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с
семьями детей с нарушением поведения
1. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
Диагностика расстройств поведения.
Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно
убедиться в многообразии их проявлений. Но все они имеют общие признаки.
Одним из таких существенных признаков является деструктивность-
разрушительность. Деструктивность тесно связана с агрессией. Агрессия
бывает направлена на внешние объекты или на себя (аутоагрессия).
Наиболее привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность,
злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы,
применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе
от контактов, бездействию с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и
самоубийстве. Агрессия может частично или полностью не осознаваться её
В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы:
возраст,индивидуальные особенности, внешние физические и социальные
условия. Но решающую роль играет непосредственное социальное окружение.
А характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными
Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными
проявлениями агрессивного поведения. Адаптируясь к требованиям детского
сада, малыши могут обзываться, щипаться, кусаться, плеваться, драться и даже
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности.
Стремясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-
агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха
может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может
проявляться, например, в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях
самонаказания. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по
отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств,
драк. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение
зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает
её, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости
последних. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать своё
отношение к агрессивному поведению побуждает детей выбирать более
социально одобряемые формы поведения.
Специфической особенностью агрессивного поведения подростка является его
зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В
данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть
Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для
детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации
личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно
освобождает от страхов, помогает отстаивать свои интересы, защищает от
внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о
двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-
дезадаптивной. В целом для развития личности ребёнка и подростка опасны не
столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная
реакция окружающих. В случае когда насилие даёт внимание, власть,
признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков формируется
поведение, основанное на культе силы. Стремление окружающих подавить
агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
Методики диагностики детей с агрессивным поведением.
Источник
Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Детям с эмоционально-волевыми нарушениями часто не удается продемонстрировать свои сильные стороны в ситуации традиционного психологического обследования. В настоящей работе предлагается методика обследования, основанного на собственной активности ребенка. Рассказывается, как создать эмоциональную атмосферу, которая позволит увидеть возможности и интересы ребенка, сформулировать ближайшие задачи развития и составить индивидуальный образовательный маршрут. Издание адресовано специалистам (психологам, педагогам, дефектологам и др.), работающим с детьми с различными нарушениями развития.
Оглавление
- Введение
- Запись на первичный прием
- Первичный прием ребенка с особенностями развития эмоционально-волевой сферы
Из серии: Лечебная педагогика: методические разработки
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Цель работы специалистов Центра лечебной педагогики состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать в обществе детей с различными особенностями развития. Процесс интеграции подразумевает не только готовность принять такого ребенка со стороны общества, но и возможность самого ребенка войти в социум, не разрушая его правил, и установить отношения с другими членами сообщества.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого недостаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном сообществе: не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни. Это становится возможным только в том случае, если у ребенка есть опыт налаживания отношений со взрослыми и детьми. Работа нашего Центра заключается в том, что мы шаг за шагом проводим ребенка по цепочке усложняющихся развивающих сред для приобретения такого опыта.
При работе со многими детьми сложно сразу понять, что они умеют, а чего — нет: они могут кричать, плеваться, уходят от контакта, не вступают во взаимодействие, не реагируют на речевое обращение, не подражают, отказываются садиться за стол. Однако, если удается создать подходящие условия, постепенно становится возможным выявить способности ребенка, которые не видны при классическом психологическом обследовании за столом. Описанию этих условий и методов диагностики посвящена данная работа.
В качестве основных целей лечебно-педагогической диагностики можно назвать выявление возможностей и интересов ребенка, обозначение комплекса проблем, которые должны быть решены в первую очередь, а также постановка ближайших задач. Результат диагностического этапа — создание развивающей среды для индивидуальных занятий и последующего введения ребенка в группу. Такая работа дает возможность интеграции ребенка в обществе сверстников уже за пределами Центра: в детском саду или в школе.
В первой части мы расскажем о записи на первичный прием в нашем Центре. Во второй части — о том, как организовать первую встречу с семьей ребенка. Третья часть посвящена начальному этапу занятий с ребенком: тому, как должно быть устроено пространство для игры, как, опираясь на собственную активность и игру ребенка, вступить с ним в эмоциональный контакт и начать взаимодействие. В Приложении дается примерный план заполнения карты первичного приема и отчета о диагностических занятиях для ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями.
Надеемся, что данная работа поможет педагогам посмотреть на трудности и проблемы ребенка с большим оптимизмом.
Источник
Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Детям с эмоционально-волевыми нарушениями часто не удается продемонстрировать свои сильные стороны в ситуации традиционного психологического обследования. В настоящей работе предлагается методика обследования, основанного на собственной активности ребенка. Рассказывается, как создать эмоциональную атмосферу, которая позволит увидеть возможности и интересы ребенка, сформулировать ближайшие задачи развития и составить индивидуальный образовательный маршрут. Издание адресовано специалистам (психологам, педагогам, дефектологам и др.), работающим с детьми с различными нарушениями развития.
Оглавление
- Введение
- Запись на первичный прием
- Первичный прием ребенка с особенностями развития эмоционально-волевой сферы
Из серии: Лечебная педагогика: методические разработки
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Первичный прием ребенка с особенностями развития эмоционально-волевой сферы
На первичном приеме мы ставим своей целью подбор правильного образовательного маршрута ребенка внутри или вне Центра. В ходе первичного приема решаются следующие задачи:
— выяснить позицию родителей, их проблемы и запрос;
— выявить положительные стороны связанной с ребенком ситуации, на которые можно опереться в ходе последующей работы;
— выявить проблемы развития, имеющиеся у ребенка.
Задачи диагностики не ставятся, они будут решаться в дальнейшем.
В ходе первичного приема мы наблюдаем за ребенком и за тем, как строится его общение с родителями и другими близкими, пришедшими с ним на прием, пытаемся вступить с ребенком в контакт, а также беседуем с родителями.
Эта работа базируется на нескольких принципах.
1. Вести себя по отношению к ребенку так, чтобы дать ему возможность максимально реализовать свою активность, проявить свои склонности и возможности в свободной (неструктурированной) ситуации (обычно мы не пытаемся усаживать ребенка за стол и давать ему задания).
2. В первую очередь выявлять не знания, умения и навыки ребенка, а его возможности в плане установления контакта и особенности эмоциональной регуляции поведения (чем регулируется поведение и насколько сам ребенок способен им управлять).
3. Видеть не диагноз, а ребенка.
На что важно обратить внимание при наблюдении за ребенком на первичном приеме?
Источник