- Ранимость души подростка в рассказе Чарской «Тайна», что написать?
- Конспект урока по родной(русской) литературе по теме «Л. Чарская «Тайна». Тема равнодушия и непонимания»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Ранимость души подростка в рассказе Чарской «Тайна», что написать?
Рассказ «Тайна» Чарская, раскрыть тему «ранимость души подростка».
Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение. Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность обижает Неточку, но это не самое страшное.
На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.
Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко, нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней наедине, а не устраивать публичную «порку». Такими действиями учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься творчеством впредь.
Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.
Пирамида Хеопса — самая большая пирамида в Египте. Основной тайной пирамиды Хеопса является то, как и зачем её построили.
Ученые всего мира до сих пор не могут смоделировать процесс, как древние египтяне с помощью ручного труда и элементарных блоков могли сложить такую огромную пирамиду для Хеопса.
Также не ясна цель такой грандиозной постройки. Как усыпальницу для Хепоса можно было построить пирамиду намного меньшего размера.
В этом состоят основные тайны египетской пирамиды Хеопса.
Это определенная информация, которая известна определенному кругу людей. Это информация касается разных сфер деятельности военных. Думаю, туда входят различные цифры — численность армии, количество единиц военной техники их точное расположение, время и цели их передвижения. Так же различные исследования внешних угроз государства. Планы государства касающиеся обороны или нападение и многое многое другое. Если речь идет о военном времени, то это информация о планах наступлений, перемещении армии, военной техники и т.д.
Самая страшная тайна для каждого из нас — это он сам,
и раскрыть и разоблачить эту тайну хоть в небольшой мере — уже большое достижение.
Начать разбираться в себе, а потом и понимать себя — вот такая разгадка и будет ценной.
История Римской империи — едва ли не самый хорошо задокументированный период древности. Римляне, кажется, были просто одержимы бюрократическим духом, записывая практически всё.
Для историка это замечательно. Но, зная дотошность и точность записей, историки, натыкаясь на «бюрократический пробел», т. е. отсутствие документа, вполне логично предполагают «что-то случилось». Не отразившееся в документах — либо пытались скрыть намеренно, либо прекратило существовать, причём неожиданно. Как правило, так оно и есть.
Так произошло и со знаменитым «пропавшим легионом». Речь идёт о IX Испанском легионе.
Естественно, всё, что касается военных действий, тщательно фиксировалось. Так что «боевой путь» любого воинского подразделения прекрасно прослеживается.
IX Испанский легион был образован в 58 году до нашей эры самим Юлием Цезарем. Предназначался для ведения войны в Галлии и получил название «Триумфальный».
Первое сражение, в котором официально участвовал этот легион, произошло примерно год спустя у реки Сабис (современная Самбра, Франция). Это одна из блестящих римских побед — римляне в этой битве разгромили троекратно превышающие их силы противника, что позволило взять под контроль обширные земли.
В дальнейшем легион воевал на стороне Цезаря в Испании, Албании, Греции. А двенадцать лет спустя — в 46 г. до н.э. — великий диктатор практически распускает его, расселяя бывших солдат на благодатных землях современной Италии и Хорватии.
В 42 г. до н.э. легион возрождается. Октавиан призывает на службу ветеранов, формируя новый легион, который используется в развернувшейся как раз в это время гражданской войне (триумвиры Октавиан и Марк Антоний против республиканцев Брута и Кассия Логина). И сражается, видимо, очень неплохо, поскольку получает новое имя «Македонский» (решающая битва произошла как раз при македонском городе Филиппы).
Дальнейший «боевой путь» легиона тесно связан с войнами римлян за завоевание Иберии (Перинейский полуостров, современная Испания). Так что в 24 г. до н. э. он стал называться «Испанским».
Далее легион перевели куда-то на Рейн. А в 9 г. н.э. он совершенно точно стоял в Паннонии (это европейский регион, территория современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины).
В 43 году Рим вторгается в Британию. В состав армии входит и IX Испанский легион. Он даже становится первым, становящимся постоянным лагерем в новых провинциях (в Лонгтропе и Ньютоне-на-Тренте).
В 61 году легион был почти уничтожен во время подавления восстания Боудикки. Однако, видимо, проявил себя отлично: его отвели на континент и доукомплектовали (практически воссоздали заново — потери составили не меньше 80 % состава).
Легион продолжал нести службу в Британии. Во всяком случае, его следы имеются в Линкольне и Эбораке. В этот период он иногда присоединялся к римским войскам в других местах (например, известно об участии Испанского легиона в сражениях с хаттами недалеко от Майнца), но квартировал он всё-таки на британских землях — как минимум, до 106 года. Об этом имеются упоминания.
А вот в списках, составленных при Марке Аврелии в 165 году, IX Испанский легион уже не значится. Совсем. И на Британских землях, где он стоял более века, его следы со второй половины II века отсутствуют.
Это и дало историкам основания считать IX Испанский исчезнувшим или пропавшим не только из исторических записей, а физически. Вообще.
Версий, объясняющих исчезновение целого легиона, существует множество. От исторических до фантастических, с привлечением инопланетян и параллельных миров.
Наиболее широко распространено предположение о том, что IX Испанский легион был полностью уничтожен в сражении с пиктами примерно в 117 году, после чего был сооружен Адрианов вал. На это, вроде бы, указывает нахождение в подходящем слое при раскопках древней Калевы статуэтки бескрылого орла, а орел, как известно, являлся официальным штандартом Испанского легиона.
Однако именно такое событие маловероятно.
Во-первых, кроме орла, оно собственно ничем не подкрепляется. Но, как говорят историки, найденная фигурка мало напоминает подлинный легионый штандарт — не совпадают размеры, поза, а главное «против» — отсутствие крыльев.
Во-вторых, имеются упоминания об участии легиона в сражениях на Рейне примерно в 120 году и записи о некоторых офицерах, служивших в легионе в Неймегене (Нидерланды) в 121-122 гг.
Второе историческое предположение учитывает эти возражения. Согласно этой версии легион был полностью разбит во время подавления восстания Бар-Кохбы в Иудее в 136 году. Но, увы, никаких подтверждений тому, что IX Испанский легион действительно находился в Иудее, нет.
Возможно, легион погиб позднее — во время парфянских войн? Во всяком случае, у историка Кассия Диона имеется упоминание о том, что парфянским полководцем Хосроем был окружен и полностью уничтожен целый римский легион. К сожалению, ни номер, ни название его не упомянуты, так что можно только гадать.
Есть версия и о том, что легион так и простоял в Неймгене до 160 года и был прозаически расформирован. Только и всего.
В литературе и кино тема «пропавшего легиона» — поле благодатное. Различных произведений, где он упоминается в том или ином виде более двадцати.
Версия с пиктами — самая популярная. Она легла в основу романа Розмари Сатклифф «Орёл девятого легиона», вышедшей в 1954 году. В 1977 году ВВС снял одноименный сериал.
А совсем недавно — в начале 2010-х — вышло целых два исторических фильма на эту тему: «Орел девятого легиона» и «Центурион».
Есть и фантастические версии. Скажем, в романе Карла Вагнера «Легион из тени» IX Испанский легион пропадает в 130 году в горах Каледонии, сталкиваясь с «детьми ночи» — таинственным подземным племенем предшественников людей. Причём пропадает не просто так, а трансформируется в «инферно», порождения Тьмы. Нечистую силу, с которой вынуждены сражаться пикты.
Некоторые отсылки к «Пропавшему легиону» имеются у другого фантаста — Гарри Тердлава. Это целая серия «Хроники пропавшего легиона», повествующая о том, как римский легион под влиянием волшебства друидов проваливается в параллельный мир — Видесс. Правда, сам легион нигде не назван и дело, вроде бы, происходит во времена войн в Галлии, но параллели провести можно.
Что там именно стряслось на самом деле, мы пока не знаем. Источники неполны и отрывочны и имеющиеся факты не дают возможности сформировать однозначную непротиворечивую версию. Одна надежда — на новые находки, которые однажды смогут прояснить, в каком историческом мраке могли исчезнуть пять тысяч римских легионеров.
Источник
Конспект урока по родной(русской) литературе по теме «Л. Чарская «Тайна». Тема равнодушия и непонимания»
Урок родной (русской литературы) 8 класс
по теме: «Л.А. Чарская рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.
Цель урока: знакомство с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».
…Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.
«Записки гимназистки», «Княжна Джаваха»,»Смелая жизнь». До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши.
Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с биографией Лидии Чарской.
2. Слово учителя. Знакомство с биографией писателя.
Лидия Алексеевна Воронова родилась в дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке, родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой, любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей отсутствие матери. Но отец женился второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились. Она замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида несколько раз убегала из дома. Тогда и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.
Затем (в 1893году) Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.
С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами «чары», «очарованье», «колдовство». После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.
Наряду с работой в театре Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги. Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой». Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее институтских дневников, году принесла ей громкую славу. Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у подростков.
О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах, недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.
Герои книг Чарской, обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.
Из-под ее пера произведения выходили одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельника», «Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века
Ее любили, ей писали отклики, ее боготворили . Популярность Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской. Она была кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены на иностранные языки.
Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. Подвергли резкой критики за то, что ее произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто).
О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее книги уже стоят на полках книжных магазинов.
У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных, похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др. оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.
Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912), а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь», «Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского учебного заведения.
Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».
— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема? (тема равнодушия и непонимания)
Это и станет темой нашей беседы сегодня.
Скажите, что такое равнодушие? ( Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)
А что такое непонимание? (Непонимание – неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).
Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении. Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской «Тайна».
— Что случилось с Неточкой? (она была взволнованна)
Найдите в тексте слова, которые показывают, что с героиней было что-то неладное. ( не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка).
Какие приемы использует автор, описывая состояние героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед, как печка)
С кем решает поделиться со своей тайной Неточка? (Зое Стояновой)
Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила стихотворение)
Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.
Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;
голос Неточки предательски дрожит;
Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает
— Ну не скажу. А дальше-то что?
— Ну и что же?
Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах
Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение Неточки?
Что происходит на втором уроке?
Что сделал учитель с тайной Неточки?
Как вы относитесь к поступку Учителя?
Что мог сделать учитель?
Какова была реакция Неточки на поступок учителя? Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.
Итак, за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной. Чарская хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое желание заниматься творчеством в будущем.
Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Конспект урока по родной русской литературе ( 8 класс) по теме «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской «Тайна»
Источник