Квадрат эмоций или настроений

Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект

Что такое эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и почему его нужно раз­ви­вать? Для хри­сти­а­нина любого воз­раста это непразд­ный вопрос, поскольку уме­ние любить и при­ни­мать начи­на­ется с уме­ния сопе­ре­жи­вать ближ­нему, пони­мать, что чув­ствует дру­гой чело­век и при этом сохра­нять свои лич­ные гра­ницы – то есть пока­зать окру­жа­ю­щим, что ваши чув­ства надо уважать.

Во все вре­мена эти навыки жиз­ненно необходимы.

«Не поз­во­ляй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обя­зана трудиться
И день и ночь, и день и ночь»

Эти строчки Нико­лая Забо­лоц­кого знает каж­дый стар­ше­класс­ник. Психо­лог Вик­то­рия Шиман­ская, автор книги «Ком­му­ни­ка­ция», уве­рена, что каж­дая эмо­ция может стать ресур­сом, поэтому раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта настолько важно. Как тре­ни­ро­вать душу в пони­ма­нии? Подроб­нее читаем в её статье.

«Зарядка для души:

как развивать эмоциональный интеллект»

…Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект – это способ­ность пони­мать эмо­ции, чув­ства и пере­жи­ва­ния – свои и чужие. Он поз­во­ляет сде­лать весь спектр эмо­ций своим помощ­ни­ком для дости­же­ния целей и выпол­не­ния любых задач.

Мы редко заду­мы­ва­емся о том, что вызы­вает раз­дра­же­ние, радость или гнев. Чело­век с раз­ви­тым эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том умеет счи­ты­вать эти сиг­налы и реаги­рует не на поступки и эмо­ции, а на при­чины, кото­рые за ними стоят. Даже самые силь­ные пере­жи­ва­ния не засти­лают такому чело­веку глаза.

Кому нужно раз­ви­вать эмо­ци­о­наль­ный интеллект?

Сего­дня мир меня­ется очень быстро: для дости­же­ния успеха уже недо­ста­точно быть спе­ци­а­ли­стом в какой-то одной сфере зна­ний или полу­чить один диплом о выс­шем образовании.

Поэтому как нико­гда важно раз­ви­вать так назы­ва­е­мые мяг­кие навыки, среди кото­рых и те, что можно при­чис­лить к эмо­ци­о­наль­ному интел­лекту. Это акту­ально для людей любого воз­раста, но осо­бенно для подростков.

Под­рост­ко­вый воз­раст – время, когда идет актив­ный про­цесс постро­е­ния внеш­них ком­му­ни­ка­ций. Если до этого момента мир ребенка был в доста­точ­ной сте­пени опре­де­лен, а прак­ти­че­ски все про­блемы решали взрос­лые, то в под­рост­ко­вом воз­расте чело­век выхо­дит на новый этап ком­му­ни­ка­ции и социализации.

Он сам начи­нает при­ни­мать реше­ния: с кем ему общаться и кем быть, впер­вые воз­ни­кают слож­ные жиз­нен­ные ситуации.

Поэтому нужно помочь под­ростку раз­ви­вать несколько аспек­тов одно­вре­менно, а именно пони­ма­ние своих целей, наме­ре­ний, пере­жи­ва­ний и уме­ние выстра­и­вать обще­ние с ровес­ни­ками, роди­те­лями и дру­гими взрос­лыми. Этому и спо­соб­ствует хорошо раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интеллект.

Как это сделать?

Важно пони­мать, что работа над эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том ждет и роди­те­лей под­рост­ков. В пубер­тате про­ис­хо­дит гор­мо­наль­ная пере­стройка, в резуль­тате кото­рой дети ста­но­вятся очень слож­ными для ком­му­ни­ка­ции: кажется, под­ростки совсем не слы­шат взрос­лых, а о пере­даче опыта речь почти не идет. Здесь потре­бу­ется раз­ви­тый эмо­ци­о­наль­ный интел­лект самих родителей.

Глав­ное, не забы­вайте: наме­ре­ния под­ростка все­гда пози­тивны, какими бы нега­тив­ными дей­стви­ями они не про­яв­ля­лись. Муд­рость роди­те­лей в этот момент должна заклю­чаться в том, чтобы не реа­ги­ро­вать на рез­кие и, порой, неадек­ват­ные дей­ствия, а попы­таться понять наме­ре­ния, а также пере­смот­реть тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые к подростку.

Читайте также:  Как лицом изобразить эмоции

Роди­тель­ская помощь будет заклю­чаться в выпол­не­нии вме­сте с ребен­ком зада­ний для раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Вот несколько прак­тик, кото­рые я реко­мен­дую. Пред­ло­жите выпол­нить их сво­ему под­ростку. Кстати, воз­раст­ных огра­ни­че­ний у этих прак­тик нет: для мно­гих взрос­лых они ока­жутся не менее полезными.

Упражнение «Квадрат настроений»

Счи­ты­ва­ние настро­е­ния, в кото­ром нахо­дится собе­сед­ник, поз­во­ляет оце­нить пер­спек­тивы обще­ния и быстро подо­брать под­ход. Ниже пред­став­лена схема, кото­рая наглядно пока­жет, почему ино­гда так сложно нала­дить ком­му­ни­ка­цию и дого­во­риться о чем-то.

Это квад­рат эмо­ций или настро­е­ний. Настро­е­ние можно опре­де­лить по двум кри­те­риям. Удо­воль­ствие – это эмо­ци­о­наль­ная состав­ля­ю­щая. Энер­гия – физи­че­ская. Попро­буйте сей­час оце­нить уро­вень своей энер­гии и уро­вень эмо­ций. В каком вы секторе?

Кстати, чело­век может дей­ство­вать эффек­тивно в любом из четы­рех состо­я­ний, при­меры под­хо­дя­щих заня­тий для каж­дого нахо­дятся внутри цвет­ных квадратов.

Посте­пенно можно научиться рас­по­зна­вать, в каком сек­торе настро­е­ния нахо­дится собе­сед­ник, и тогда общаться ста­нет проще.

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то гово­рит обид­ные слова или пыта­ется задеть, важно пом­нить, что все про­звища, «обзы­валки» к реаль­но­сти ника­кого отно­ше­ния не имеют. От того, что тебя назвали сло­ном, уши или хобот не вырас­тут. Это всего лишь «кри­вое зер­кало», мимо кото­рого все­гда можно пройти, про­игно­ри­ро­вав стран­ное изображение.

Игно­ри­ро­ва­ние – еще один спо­соб не оби­жаться и не «под­пи­ты­вать» своей реак­цией обид­чика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мне­ние чело­века, кото­рый это гово­рит?» После этого пол­но­стью отстранитесь.

Перейти в режим «игнора» помо­гает ассо­ци­а­тив­ная цепочка. Посмот­рите вокруг себя. Что вы видите? Напри­мер, видите стол, стул, шкаф. Эмо­ций ноль. И про­дол­жа­ете – обид­чик. Стол – стул – шкаф – обид­чик – ника­ких эмоций.

А еще можно пред­ста­вить себе обид­чика в какой-нибудь смеш­ной или глу­пой ситу­а­ции, чтобы злиться на него про­сто не полу­ча­лось. На самом деле при­дется еще поста­раться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызы­вают нега­тив­ную реак­цию только из-за своей окраски, хотя их смысл ней­траль­ный или даже пози­тив­ный. Самая яркая реак­ция обычно бывает на слово «дол­жен»: «ты дол­жен учиться», «дол­жен убраться в ком­нате», «дол­жен гулять с соба­кой», «дол­жен слу­шать, что тебе говорят».

Ска­зать по правде, никто никому ничего не дол­жен. Ты – никому, но и тебе – никто и ничего. Осо­зна­ние этого помо­гает по-новому взгля­нуть на мно­гие вещи. Вот как можно рас­шиф­ро­вать несколько при­выч­ных реплик родителей.

1. «Ты дол­жен учиться» = «я бес­по­ко­юсь за твое будущее».
2. «Ты дол­жен убраться в ком­нате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты дол­жен гулять с соба­кой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Зву­чит куда более опти­ми­стично! А теперь к каж­дому «дол­жен» в левой колонке можно напи­сать справа, почему этого стоит хотеть. Напри­мер, «Ты дол­жен учиться» может зна­чить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в буду­щем иметь хоро­шую работу и достой­ный уро­вень жизни».

Уве­рена, что осо­знан­ное раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта у под­рост­ков и взрос­лых улуч­шает каче­ство жизни, отно­ше­ния в семье, в дея­тель­но­сти, какую бы сферу они не выбрали.

Читайте также:  Стресс нового места работы

Вик­то­рия Шиман­ская, док­тор пси­хо­ло­гии, спе­ци­а­лист по эмо­ци­о­наль­ному интеллекту

Фото из откры­тых источников

Источник

Что вам известно про Квадрат настроений?

Помогает ли он понять себя и свои эмоции?
Интересное об этом.

Ответить на вопрос

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Каждая эмоция может стать ресурсом для достижения цели, поэтому развитие эмоционального интеллекта — важная составляющая успеха, уверена психолог Виктория Шиманская

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Читайте также:  Чем снять стресс кроме алкоголя

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Источник

Мастер-класс «Квадрат настроений»

Ольга Строганова
Мастер-класс «Квадрат настроений»

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Эмоции помогают детям воспринимать окружающую действительность, помогают общаться, строить отношения.

А взаимоотношения с другими людьми —это важнейший источник формирования чувств детей: радости, удивления, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Знакомя ребят с эмоциями мы, воспитатели, используем различные символы, картинки, схемы, образы, пиктограммы, и т. д.

Однажды, в моих руках побывал необычный «квадрат настроений» (так назвала его я). Он интересен, тем, что из квадратного листа бумаги, путем сложения можно показать различные эмоции.

Я создала свой «квадрат настроений» и стала использовать его в своей работе. Хочу поделиться этим пособием с вами.

Сделать его очень просто. Из листа бумаги, формата А-4 вырезаем квадрат.

Складываем лист пополам.

Раскрываем и сгибаем каждую половину листа к середине.

Заготовку перевернуть, сгибаем к середине противоположные кроткие стороны. Получился квадрат.

Переворачиваем заготовку и отгибаем углы с одной и с другой стороны.

И снова переворачиваем.

Квадрат наш готов, рисуем эмоции.

Конспект занятия «Азбука настроений» Цель: Закрепить знания детей о настроениях человека. Задачи: 1. Закреплять умение определять эмоциональный настрой стихотворения, подбирать.

Дидактическая игра «Математический квадрат» Пополняя развивающую среду математической зоны решила сделать данное пособие. Основа для будущего пособия,пустотелый квадрат,и натолкнула.

Дидактическая игра «Сложи квадрат» Цель: тренировать и развивать цветоощущение, и сообразительность при решении проблемы частей и целого, их взаиморасположения. Материал:.

Игра «Квадрат букв» «Квадрат Букв» При работе с детьми с ОНР одной из задач деятельности логопеда является предупреждение нарушения чтения и письма. Реализуется.

Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.

Мини-музей «Волшебная страна настроений» Одной из форм эффективного развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является создание мини музея «Волшебная страна.

НОД «Круг, квадрат, треугольник» Цель: закрепить представление о круге, квадрате, треугольнике. Программное содержание: Уметь обследовать фигуры осязательным и зрительным.

Проект «Такой загадочной квадрат?» Пояснительная записка. Актуальность проекта: Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста.

Развивающая игра «Сложи квадрат» В арсенале пособий для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста в кабинете педагога – психолога сада (МБДОУ Детский сад № 99 г.

Источник

Оцените статью