ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А. Сухомлинский).
Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у молодых учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывают у них неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных черт, как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.
В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда молодой педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивно-защитной (слезы) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции присутствуют и в деятельности опытных педагогов, в которой нередко преобладают способы разрядки эмоций на рабочем месте, в классе, что делает их практически профессионально непригодными.
Учитель в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач независимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять СА
мообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15—20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми — врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т. д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбер-гом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психо-травмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.
На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным общением и эмоциями; завышенные нормы контингента (напри-
мер, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» — безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т. д.).
Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья учителя, его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» предполагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая — по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.
Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. Однако учителю, постоянно сотрудничающему с детьми в педагогическом процессе, кроме эмоциональной устойчивости необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм, то есть эмоциональная гибкость, которая определяется как оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи.
Положительное, комфортное общение учителя с учащимися возможно при достаточно грамотном умении учителя вы-
ражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Эмоциональная пассивность учителя, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, панто-мимике, вызывает неудовлетворенность школьников уроком, нежелание учиться, а значит, провоцирует конфликтные ситуаций.
Важно знать и замечать особенности собственной экспрессии: свободу или затрудненность движений, зажатость или открытость жестов, однообразие или гибкость интонаций и т. д. Различают следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.
Мягкая экспрессия уместна в данной ситуации и приемлема для окружающих. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица, в ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами. В то же время лицо достаточно подвижно и выразительно, голос льется спокойно и ровно. В нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящему, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляций. Походка грациозная, мягкая, изящная.
Вязкая экспрессия отличается недостаточной эмоционально-информационной нагрузкой и коммуникабельностью. Окружающие обычно испытывают затруднения в распознавании эмоций, выраженных в «вязкой» форме. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях.
Жесткая экспрессия характеризуется однообразной мимикой лица (лицо-маска) либо лицо подчеркнуто реагирует на окружающее. Голос при жесткой экспрессии звучит однообразно, на одной ноте — высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены или малоподвижны, либо движутся нервно, резкими движениями. При жесткой экспрессии эмоциональная энергия не выходит вовне, а сопровождается мощными нагрузками на различные группы мышц и внутренние органы
В лицевой экспрессии многих педагогов преобладает маска официальности, мимической невозмутимости, эмоциональной сухости. Часто это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Такое лицо-маска, по их мнению, способствует хорошему поведению и успеваемости ученика. Постепенно маска прирастает к лицу, и учитель всегда предстает перед классом в таком специально созданном образе.
Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа, т. к. немедленно приобретают свое продолжение в мимике детей. Им передаются состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Будущий педагог нуждается в специально направленной работе, чтобы язык экспрессии у него обладал мягкими формами, был достаточно доходчив, выразителен и «заражал» учеников положительными эмоциями.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество. Данное качество личности называется также динамизмом. Он имеет принципиальное значение для профессиональной деятельности учителя. Проявляется динамизм в инициативе и гибкости педагога, умении легко устанавливать эмоциональный контакт с другими, быстро и четко улавливать изменения в ситуации и изменять стратегию своего педагогического воздействия. С другой стороны, эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатийные качества личности. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Эта способность педагога нахо-
пит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание.
Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности — во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. В то же время эмпатия — это способность к сочувствию: отразить чувство, принять его, не растворяя полностью чувства другого в своих чувствах, т. е. это понятие имеет больший оттенок интеллектуальности, чем эмоциональности. В этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».
Эмпатические качества часто недостаточно представлены в структуре личности педагога. «Учителя с неразвитой эмпатией нередко допускают педагогическую бестактность, неспособность стать на место ребенка, прибегают к неоправданным наказаниям или морализированию.
Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию и совершенствованию. Эту способность учителя возможно и необходимо развивать с помощью специальных обучающих и коррекционных программ. Основные условия развития эмпатийных свойств личности: включение субъекта в конфликтную систему отношений, способную актуализировать гуманистическую направленность на другого человека. Этому способствует проведение тренингов синзитивности, решение проблемных педагогических задач, ролевые игры.
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В нем должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния и внешней экспрессии, эмпатические качества личности. В результате позитивного, эмпатииного отношения со стороны педагога и активного проявления этого отношения (экспрессии) происхо-
дит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения.
Источник
Педагогическая культура — это что такое? Компоненты педагогической культуры
Педагог — это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.
Определение
Педагогическая культура – это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.
В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре – специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.
Преподаватель – образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача – передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.
Основные качества педагога
Разбирая такое понятие, как педагогическая культура педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель – высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция.
Хороший педагог всегда доброжелателен, проявляет интерес к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.
Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:
- честность;
- принципиальность;
- самоотдача;
- тактичность;
- любовь к детям и своей работе.
Наличие данных черт характера определяет уровень культуры педагога, его умение влиять на учебный процесс.
Культура учителя предусматривает наличие педагогической направленности личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей.
Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.
Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания.
Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.
Основные составляющие
Основные компоненты педагогической культуры — это:
- Педагогический такт.
- Культура речи.
- Эрудиция.
- Педагогическая техника.
- Внешний вид.
Далее мы рассмотрим их более подробно.
Функции
Педагогическая культура педагога срособствует выполнению следующих функций:
- Передача знаний, навыков и умений.
- Формирование мировоззрения учащихся.
- Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
- Обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
- Формирование эстетического вкуса.
- Укрепление физического и эмоционального здоровья.
Педагогический такт
Педагогический такт – умение педагога правильно выражать свои требования и просьбы. Хороший учитель умеет требовать выполнения тех или иных заданий без грубости и придирчивости. Педагог уметь отдавать распоряжения в виде просьбы, но в то же время просьба его не выглядит как упрашивание.
Высокая психолого-педагогическая культура предусматривает умение внимательно выслушать собеседника, вне зависимости от его личности. Для педагога не имеет значения, говорит ли он с мальчиком или девочкой, взрослым или ребенком. Он выслушает своего собеседника даже в том случае, если высказывание не совсем верны, и лишь затем выскажет свое мнение. Опять же, мягко, без грубости и насмешек.
Культура речи
Одна из основных составляющих педагогической культуры – культура речи. Самое главное для педагога – умение общаться, как с детьми, так и с их родителями. Профессия педагога относится к типу «человек-человек». Без умения правильно выражать свои мысли, грамотно оформлять их, не может идти и речи о достижении успеха в педагогической деятельности.
Основные компоненты педагогической культуры – вербальная и невербальная культура общения.
К вербальному общению относится непосредственно речь и ее оформление. Педагог должен обладать следующими качествами:
- Грамотная речь, которая предполагает соблюдение грамматических, стилистических и орфоэпических норм русского языка.
- Выразительность – педагог должен уметь рассказывать с выражением, интонационно правильно оформлять высказывания. Исключается монотонность в изложении материала.
- Громкость. Учителю необходимо говорить с той громкостью, которая будет оптимальной для данной аудитории. Не следует говорить тихо, но и кричать не стоит.
Педагогическая культура – это целый комплекс умений, которые постигаются и совершенствуются годами.
К невербальной культуре общения относятся жесты, мимика, позы, визуальный контакт и прикосновение. Педагог должен научиться владеть своим телом, уметь показывать, что он открыт для своих учеников, внимательно слушает их или ждет ответа. Хороший педагог может одним лишь взглядом показать, что ученик неправ.
Эрудиция
Одной из основных составляющих является эрудиция. Хороший педагог имеет широкий кругозор. Он может не только ответить на любой вопрос, связанный с его предметом, но и рассказать много других интересных вещей, не связанных с его непосредственной деятельностью.
Для развития эрудиции педагогу необходимо много читать, смотреть научно-популярные передачи, следить за новостями.
Довольно часто ученики проверяют своих учителей, задавая им каверзные вопросы, и если вы не сможете найти ответ на них, навсегда потеряете уважение воспитанников.
Педагогическая техника
Педагогическая техника состоит из целого класса компонентов. Сюда входит и умение владеть голосом, мимикой, осанкой, поведением, и отношение к ученикам.
Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, способность выявить творческий потенциал учащихся.
Учитель, в совершенстве владеющий педагогической техникой, может легко и быстро организовать коллективную деятельность. Он за развитие демократического самоуправления, коллективного творчества.
Педагогическая культура – это и отношение педагога к самому себе: заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост, самоанализ.
Внешний вид
Культура педагогической деятельности немало внимания уделяет и внешнему виду педагога. Это и умение одеваться, выглядеть соответственно занимаемой должности.
Если учитель выглядит опрятно и аккуратно, элегантно одевается, в меру использует косметические средства – он является примером для подражания. Вспомните хотя бы свое отношение к учителям. Наверняка те педагоги, которые небрежно относились к своему внешнему виду, вызывали пренебрежение к себе и у вас.
Кроме того, говоря о внешнем виде педагога, следует отметить, что он должен не только хорошо выглядеть, но и быть уверенным в себе, уважать себя как личность и требовать того же от своих учеников.
Выводы
Педагогическая культура – это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою преподавательскую деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру как педагога.
Источник