Культура это чувство меры

Культура это чувство меры

Понятие культуры
Культура (от лат. культура — возделывание, воспитание, образование, развитие) — это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их создания и воспроизводства.
Слово «культура» происходит от латинского слова «colere», что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках этот термин стали употреблять по отношению к людям и социальным отношениям. Немецкое слово «Kultur» также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» часто ассоциируется с оперным театром, классической литературой, хорошим воспитанием.
Культура — сложный многообразный феномен. Она тесно переплетена с другими социальными явлениями. Состав культуры и ее роль в общественной жизни меняются в зависимости от времени и места.
Основные элементы культуры: литература, музыка, живопись, мода, архитектура, танцы, кино, дизайн. Кроме того, культуру можно разделить на материальные и духовные артефакты.
Материальная составляющая культуры включает в себя все материальные достижения человечества — орудия труда, здания, сооружения.
Духовная составляющая культуры — это:
• знания, сформулированные в определенных понятиях, представленных и зафиксированных в языке как системе знаков и символов, наделенных определенным значением;
• ценностно-познавательная система — ценности, ценностные установки и ориентации, идеалы, социальные нормы;
• образцы поведения — обряды, обычаи, традиции.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно охватывает убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной социальной группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды группы, входящей в более широкую общность, называют субкультурой.
Существует более 300 определений культуры и все они дополняют друг друга, так как это очень емкое понятие. Одно из определений культуры звучит так: культура — это система табу, то есть запретов, ограничительных рамок (З. Фрейд). Культура выполняет по отношению к индивиду регулятивные функции, т. е. подавляет его животные инстинкты.
Еще одно определение культуры, которое перекликается с предыдущим: «Культура — это обозначение наученного поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново» (английский социолог и антрополог Бенедикт). Возникает естественный вопрос: культура, ограничивая людей, мешает, а не помогает им? Любая культура содержит готовые образцы поведения, в которые каждое поколение вносит свои дополнения.
Культура — это чувство меры во всем. Человек культурный воспитывает в себе это самое чувство. Например, чувство меры в одежде означает, что одежда должна соответствовать занятию и ситуации. Чувство меры очень важно по отношению к еде и питью, прежде всего к алкоголю. Мера вырабатывается в ходе общения. «Культура обозначает совокупность всего, что создано деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом» (социолог Питирим Сорокин).
По отношению к другой культуре существует две противоположные позиции. Когда свою нацию, социальную группу индивид ставит в центр и считает, что культура данной группы, нации является наивысшим достижением по сравнению с другими культурами, это явление называется этноцентризм. Появляется оттенок пренебрежения и даже презрения к чужой культуре. К сожалению, нужно констатировать, что в современных условиях на позициях этноцентризма стоит много людей, что порождает проблемы, доходящие до конфликтов и крайнего проявления неприязни — расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм.
Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм. Эта позиция отношения к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости. Широко известно вытекающее из культурного релятивизма понятие толерантность. Люди, стоящие на позициях культурного релятивизма, совершенно очевидно, более высокоразвиты по сравнению с теми, кто стоит на позициях этноцентризма. Например, совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов. Каждый может вспомнить примеры, когда обычаи, традиции, привычки представителей другой культуры вызывают удивление и недоумение.
Культурные конфликты
Аномия — означает нарушение единства культуры, связанное с отсутствием четко сформулированных социальных норм. Когда в Европе и Америке ускорился процесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая много столетий, стала быстро разрушаться. Она стала утрачивать для людей этих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности, числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвации традиционных религиозных и семейных ценностей.
Культурное запаздывание. Наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают изменения нематериальной культуры (обычаи, убеждения, ценности). Это приводит к несоответствию между материальной и нематериальной культурой. Во времена индустриализации, начавшейся в 20-30-е годы XX столетия, множество вчерашних крестьян переезжали в города, становились рабочими и служащими, а, главное, — горожанами. Но они везли в города культуру сельской жизни, которую легко обнаружить в жизни российских городов и сегодня. Например, городские женщины активно занимаются заготовкой варений и солений на зиму.
Чуждое влияние. Другая культура оказывает мощное влияние на развивающуюся культуру. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, которая, не усвоив ценности родной культуры, начинает преклоняться перед западной. Сейчас много молодых людей хорошо знают английский язык (и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знают русский язык: неграмотно пишут и косноязычны в устной речи. Если это чуждое влияние не остановить, то через несколько поколений Россия рискует потерять собственную культуру. Ничего страшного нет во влиянии другой культуры, если не затронуто ядро основной культуры.
Основоположники социологии Э. Дюркгейм и М. Вебер считали, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику.
Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер. Прежде всего, следует назвать его книгу «Протестантская этика и дух капитализма», в которой немецкий социолог попытался доказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения — протестантизма — привело к возникновению и бурному развитию капитализма. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожая нанял 10 работников, 5 из которых — католики и 5 — протестанты. Чтобы их больше заинтересовать, богатый крестьянин объявил им, что с завтрашнего дня он будет платить им вдвое больше. Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Протестанты начали работать вдвое больше, так как их заработок увеличивался вчетверо, а католики стали работать вдвое меньше, и их заработок остался прежним. Протестанты, руководствуясь своей этикой обогащения, способствовали зарождению и развитию совершенно нового социально­экономического уклада.
Функции культуры
Первая — образовательно-воспитательная. Из ее названия видна ее цель, т. е. образование, воспитание или, как говорят социологи, социализация личности, то есть освоение ею знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется степенью приобщенности данной личности к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Другими словами, приходим к широко известной формуле: знания плюс умения.
Вторая — интегративная (объединительная) функция культуры. Это означает, что освоение культуры у индивидов одного сообщества развивает чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на культурной основе, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры.
Третья функция называется регулирующей. О ней уже шла речь выше, когда мы говорили о чувстве меры, правилах и рамках поведения, в которых живет и работает человек. Именно эти правила заставляют индивида соблюдать систему предписаний.
Четвертая — компенсаторная функция. Культура способна компенсировать недостатки повседневной жизни за счет широких внутренних ресурсов. Музыка способна компенсировать недостаток эмоций человека в повседневной жизни; литература дает возможность уйти в виртуальное пространство; изобразительное искусство компенсирует одностороннее восприятие окружающей реальности.

Читайте также:  Признаки влюбленного коллеги который скрывает свои чувства

Источник

Эссе Внутренняя культура и чувство меры

Внутренняя культура и чувство меры

Сегодняшняя статья, опубликованная на сайте « Русская народная линия» — «Шойгу, Володин, Кадыров, Стрелков, Хирург как цель информационной атаки на Путина» заставила меня обратить внимание на качество патриотических материалов в наших СМИ.

Статью опубликовал Евгений Тинянский, ополченец, депутат парламента Новороссии. То что на нашу внутреннюю жизнь России оказывается громадное давление со всех сторон и ее надо защищать не вызывает никаких сомнений. Но публикации многих и многих авторов просто поражают отсутствием внутренней культуры диалога с обществом. А отсутствие редакционной работы с авторским материалом стало обыденностью. Создается впечатление, что направляющая редакторская работа просто пущена на самотек и общее направление рубрик и разделов подавляющего большинства периодических и иных изданий совершенно отсутствует. И именно из за отсутствия моральной связи изданий с читателем и заключается низкая популярность самих изданий и сайтов и мне кажется, что это значительно понижает качество периодики СМИ. Причина этого банальна. «Демократические» времена резко понизили внутреннюю культуру всего общества. И это процесс закономерный, так как господствующий у Нас в России либеральный принцип «прибыль, как смысл существования» просто оскопляет Культуру и пишущих и читающих. Вот и материал Е. Тинянского отражает ту же тенденцию.

Если Мы читаем статью, то сразу бросается в глаза, ну зачем спрашивается авторитетных публичных деятелей Шойгу, Кадырова и Стрелкова объединять с непубличным (может быть очень важным) чиновником Володиным, занимающимся рутинной работой в Администрации Президента России и уж совсем не к месту в этом обществе какой то «Хирург» любитель кататься ночью на мотоцикле.

Вот автор утверждает в статье:

«Наши враги прекрасно понимают роль национального лидера в этих процессах. Путин мешает. По сути целью всех поползновений против России является не страна. Нет, цель именно Президент. Поэтому все силы бросаются на ослабление позиций лидера…

Целью этого материала является призыв к консолидации патриотически настроенных людей вокруг Президента».

Да нет господин Тинянский, целью атак либерального западного мира является именно Русский Мiр и государственность России, вернее ее колониальные остатки, а Президент Путин лишь одна из «смешных» помех на пути колонизации страны. Вы здесь частности выдаете за целое.

Далее автор пишет:

«Помните, как соратник Президента РФ Вячеслав Володин сказал на Валдайском форуме свою знаменательную фразу о том, что атака на Путина это атака на Россию и нет Путина- нет России? Помните ту волну негатива, которая поднялась в рядах либеральной тусовки?»

Опять же, ну зачем банальную дежурную фразу официального представителя Президента РФ на молодежном форуме Володина, обычный демагогический публичный штамп, выдавать за знаменательное событие.

Личность Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова и его покойного отца Ахмата Кадырова и их деятельность, огромный вклад в Государственное строительство, да и просто мир на Кавказе общеизвестны и совершенно не нуждаются в излишнем освещении совершенно общеизвестных фактов. То же касается освещения масштабов и заслуг личностей Шойгу и Стрелкова.

Но огульное утверждение автором в статье:

«Как мы помним, чеченский спецназ показал, что он лучший в Мире» выглядит откровенным неразборчивым бездумным ляпом.

А часть материала касающаяся Залдостанова «Хирурга» выглядит просто обычной аляповатой рекламой и вставлена явно не к месту:-

«Показательным является пример травли Александра Залдостанова. Стоило только лидеру Ночных Волков Александру (Хирургу) Залдостанову стать одним из лидеров движения «Антимайдан», провести ряд мероприятий патриотическй направленности, как на него стали лить потоки грязи. Так же поразделение Волков воюет в Новороссии и несет потери. А знаете ли вы, сколько КАМАЗов с грузом отправили Ночные Волки в Новороссию в качестве гуманитарной помощи? Не один десяток! Просто Хирург это не афиширует. А знаете ли вы, что одним из направлений деятельности клуба является патриотическое и физическое воспитание молодежи и регулярно проводятся мероприятия для детей? Именно патриотизм Залдостанова и его деятельность во благо России являются причиной нападок на него. К нападкам я склонен причислить и поползновения со стороны Законодательного Собрания Севастополя в отношении ранее данного в аренду участка земли для клуба (вот где, по моему мнению, та суть материала, ради чего была написана статья В.М.). Я месяц назад был приглашен Волками на игру Зарница, которая проходила на этом участке. Играли 300 детей из Артека. Разбирали автомат, стреляли из пневматики, слушали лекции по патриотизму и о любви к Родине. Вы бы видели эти лица и глаза! И не только детей».

Такие примитивные бездумно-плакатные статьи, где отсутствует чувство меры и внутренняя культура автора, не красят ни автора ни СМИ печатающие их.

Источник

Сущность, место и роль культуры в общественной жизни

Социологическая наука рассматривает культуру в неразрывном единстве со всей системой жизнедеятельности общества. Поэтому, прежде всего, необходимо определить сущность самого понятия «культура». Культуру часто называют второй природой. Культура – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от биологической активности.

Читайте также:  Чувство озноба по ночам

Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что означает «культивировать (возделывать) почву». В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, что привело к возникновению термина «agriculture»(искусство земледелия). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» включало также значение «высокий уровень цивилизации». В нашей сегодняшней жизни слово «культура», как правило, ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Таким образом, культура – сложный феномен, отдельные элементы которого нуждаются в самых разных и даже противоположных определениях.

Культура настолько тесно переплетена с другими социальными феноменами, что порой их трудно различить даже в абстракции. К тому же состав культуры и ее роль в общественной жизни меняются в зависимости от времени и места. В культуру включается литература, музыка, живопись, мода, архитектура, танцы, кино, оформление помещений и т. д. Любой более или менее образованный человек может отличить деятелей и продукты культуры от того, что в культуру не включается. И этого достаточно для привычного словоупотребления.

Современное научное (в частности, в социологии) определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и литературе, которые являются общими для какой-то группы и которые служат основой упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Существует более 600 определений культуры. Уже ясно, что бессмысленно искать определение, которое бы устроило всех. Невозможно дать такое определение, которое охватывало бы все стороны данного явления. Каждый исследователь дает свое определение, исходя из специфики своей концепции, задач, которые он решает. Остановимся на некоторых из определений. Начнем с философского: культура – это «вторая природа», надстроенная над первой. Под первой природой понимается весь естественный мир, который существует вокруг человека, а под «второй природой» – мир, созданный человеком, даже если вклад человека минимальный. Например, лес, посаженный людьми, уже относится не к дикой природе, а может быть отнесен при определенных оговорках и к сфере культуры. Разумеется, этот общефилософский подход к культуре носит весьма абстрактный и в социологии редко применяется.

Следующее определение культуры звучит так: культура – это система табу, т. е. запретов и ограничительных рамок. Исходя из такого понимания культурных норм, З. Фрейд считал, что культура выполняет по отношению к индивиду чисто репрессивные функции, т. е. подавляет его животные, данные от природы, инстинкты.

Еще одно определение: культура – это чувство меры во всем. Возникает естественный вопрос: культура, ограничивая людей, мешает, а не помогает им. Но это не так. Рассмотрим это на таком примере: земляной червяк, не имея скелета, может сгибаться в любую сторону, а человек, имеющий скелет, в любую сторону сгибаться не может. Получается, что червяку живется легче, так как свободы у него больше. Но скелет позволяет человеку подняться над землей и поэтому горизонт человека в тысячи раз шире, чем у червяка. Поэтому, ограничения, накладываемые культурой, не мешают людям, а напротив, помогают им подняться выше.

Остановимся боле подробно на последнем определении (культура – это чувство меры во всем). Легко заметить, что культурный человек воспитывает в себе (или ему привили его родители и наставники) это самое чувство меры. И окружающие его люди быстро замечают в нем эту черту. Например, чувство меры в одежде означает, что одежда должна соответствовать занятию и ситуации. Студентка, которая пришла в университет, разодетая, как на бал, вызывает недоумение. То же самое касается макияжа. Чувство меры очень важно по отношению к еде и питью, прежде всего, к алкоголю и т. д. Чувство меры, как черта, присущая культурному человеку, очень помогает ему во всем. И наоборот, тот, кто не знает меры в чем-то, в конечном итоге вредит себе, хотя, может быть, и не догадывается об этом. Здесь возникает проблема: как узнать свою меру в чем-то, так как у всех она разная?

Кроме индивидуально-психологических аспектов, место и роль культуры в жизни человека необходимо описывать также в терминах социальной психологии и социологии. Возьмем, к примеру, злободневную проблему межнациональных отношений. Одним из важнейших здесь является понятие этноцентризма.

Этноцентризм– это когда свою нацию, народ, социальную группу и т. д. человек ставит в центр и априори считает, что культура данной группы, нации, народа и т. д. является наивысшей и наилучшей (по сравнению с культурами всех других групп, наций, народов). Это вроде бы и неплохо – занимать такую позицию, но появляется оттенок пренебрежения и даже презрения к чужой культуре или даже страха (ксенофобия).

К сожалению, нужно констатировать, что на позициях этноцентризма стоит много людей, даже высокообразованных. Легко догадаться, что этноцентризм порождает проблемы, доходящие иногда до конфликтов, в отношениях между представителями разных культур. Надо отметить, что форм этноцентризма очень много (расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д.).

Противоположная этноцентризму точка зрения называется культурный релятивизм.С этой позиции отношение к другой культуре предполагает терпимость, уважение, признание ценности и значимости, что обусловлено пониманием того факта, что каждая культура формировалась в своих особых географических и исторических условиях.

Широко известно вытекающее из культурного релятивизма понятие толерантность.Люди, стоящие на позициях культурного релятивизма более развиты по сравнению с теми, кто стоит на позициях этноцентризма. Например, совершенно не следует смеяться над привычкой северных народов редко мыться. Чтобы не обижать наших чукчей, сошлемся на американских эскимосов, которые моются один раз в год в самое теплое время года – в середине лета. Главная задача во время этого ежегодного мытья заключается в том, чтобы соскоблить с тела нижнее белье. Легко объяснить целесообразность такой практики в личной гигиене: суровый климат, низкие температуры, очень длинная зима приучили эскимосов не мыться чаще необходимого (для данных климатических и бытовых условий), так как это чревато немедленной пневмонией и смертью.

Читайте также:  Что значит эмоциональное выгорание у подростков

Каждый может вспомнить множество других подобных примеров, когда обычаи, традиции, привычки представителей чужой культуры вызывают у нас удивление, недоумение, насмешки и даже презрение.

Чтобы уйти с позиций этноцентризма и перейти на позиции культурного релятивизма, достаточно мысленно поставить себя в условия жизни и деятельности представителя другой культуры, и тогда многое становится понятным, естественным, логичным.

Например, известно, что представители желтой расы очень мало потребляют крепких спиртных напитков, и люди недалекие могут на этом основании считать их слабаками. И наоборот, русские люди из всех народов на земле могут потреблять без особого вреда для здоровья самое большее количество крепкого алкоголя. За это, кстати, некоторые люди их тоже презирают. А все объясняется очень просто: у русских в организме вырабатывается наибольшее количество фермента, который способствует разложению и усвоению алкоголя, а у представителей желтой расы количество этого фермента наименьшее.

В связи с вышесказанным, необходимо специально остановиться на проблеме культурных конфликтов. В социологии выделяют три основных вида таких конфликтов (аномия, культурное запаздывание и чуждое влияние).

Аномия означает нарушение единства какой-либо культуры, вытекающее из отсутствия четко сформулированных социальных норм. Например, когда в XIX веке в Европе и Северной Америке резко ускорился процесс индустриализации, прежняя культура, господствовавшая много столетий, стала быстро разрушаться, т. е. она стала утрачивать для людей этих континентов свою ценность. Это выразилось в росте преступности, росте числа разводов, ослаблении сексуальных запретов, девальвации традиционных религиозных и семейных ценностей.

Второй вид – культурное запаздывание.Оно наблюдается тогда, когда перемены в материальной жизни общества опережают соответствующие изменения в нематериальной культуре (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления).

Это приводит к постоянному несоответствию между материальной и нематериальной культурой, и в результате возникает множество социальных проблем. Хороший пример из нашей недавней истории: период индустриализации, начавшийся в 20-30-х годах XX столетия в СССР. В то время множество вчерашних крестьян переезжали в города и становились рабочими и служащими (деревенские жители превратились в горожан). Но бывшие сельчане привезли с собою в города культуру сельской жизни, в определенной степени распространили ее среди горожан. И даже сегодня, когда мы уже живем в XXI веке, проявление сельской культуры легко заметить в жизни российских городов.

Например, ни в одной европейской стране женщины не занимаются в такой степени заготовкой варений и солений на зиму, как домохозяйки в России. Другой пример: почти все население наших городов обожает работать на своих садово-огородных участках.

И, наконец, последний пример: свадебный обряд, распространенный сегодня в Российских городах, совершенно очевидно перенесен из сельской культуры с налетом купеческой (у тех, кто побогаче).

Третий вид – чуждое влияние.Имеется в виду процесс, когда другая культура оказывает мощное влияние на нашу родную культуру. И сегодняшняя действительность – яркий тому пример (влияние западной и, прежде всего, американской культуры на нашу российскую культуру). Причем, почти всегда это влияние носит негативный характер.

Примеров можно привести множество. Особенно подвержена этому влиянию молодежь, которая, не усвоив как следует ценности родной культуры, начинает преклоняться перед западной.

Вот один из примеров. Сейчас очень много молодых людей – студентов – хорошо знают английский язык (и это позитивное явление), но при этом они все хуже и хуже знают русский язык, неграмотно пишут и косноязычны в родной устной речи. Если подобное чуждое культурное влияние вовремя не остановить, то в результате через несколько поколений мы рискуем потерять собственную культуру.

По отношению к этой проблеме существует две точки зрения.

Первая – только что изложена: из истории известно, как слабые культуры растворялись в более сильных и от них ничего не осталось, кроме музейных экспонатов (древнеегипетская, культура американских индейцев и многих других).

Вторая точка зрения гласит, что ничего страшного не происходит, что русская культура в прошлом уже не раз испытывала влияние чужих культур и спокойно пережила это (даже обогатилась при этом и поднялась на новый уровень (засилье немцев при Петре I, влияние французской культуры в XIX веке, а в древней Руси – влияние Византии). Согласно этой точке зрения, ничего страшного нет во влиянии другой культуры (культуры всегда друг на друга влияли, если не затронуто ядро нашей культуры).

Очень важное значение имеет уяснение вопроса взаимодействия культуры и экономики. В понимании этого взаимодействия существует две противоположные позиции. Первую ярко представляет марксизм, который утверждает, что в основе всего лежит экономика, а все остальное, в том числе и культура, надстраивается над экономикой, т. е. зависит от нее. Хотя марксизм не исключает и обратное влияние культуры на экономику, но при этом первенство отдает все же экономике. И аргумент здесь очень простой: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, литературой, искусством, религией и т. п., должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, т. е. они должны производить материальные блага.

Противоположную позицию сформулировали Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они считали, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, ибо она единственно обеспечивает его целостность и развитие, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни и, прежде всего, на экономику (культура первична, экономика вторична).

Максимально подробно эту позицию обосновал в своих работах М. Вебер. И, прежде всего, следует назвать его знаменитую книгу «Протестантская этика и дух капитализма».

В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что появление около 500 лет назад нового христианского течения – протестантизма (как культурного явления) – привело в результате к возникновению и бурному развитию капитализма.

Приведем один пример из этой книги. Богатый зажиточный крестьянин в период уборки урожая нанимает 10 работников, 5 из которых – католики и 5 – протестанты. Они ему помогают собирать урожай. Чтобы их сильней стимулировать, этот богатый крестьянин, который оплачивает труд батраков сдельно, объявляет им, что с завтрашнего дня он будет платить вдвое больше. Реакция католиков противоположна реакции протестантов. Последние начинают работать вдвое больше, так как их заработок увеличивается вчетверо, а первые (католики) начинают работать вдвое меньше и их заработок остается на прежнем уровне.

Источник

Оцените статью