- Эмоциональная культура
- Смотреть что такое «Эмоциональная культура» в других словарях:
- Теоретические аспекты развития эмоциональной выразительности у младших школьников на внеурочных занятиях по хореографии
- Содержимое публикации
- Культура устной речи и ее образно-эмоциональная выразительность
- Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи:
Эмоциональная культура
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое «Эмоциональная культура» в других словарях:
Эмоциональная культура — (лат.cultura) дословно воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими … Психология человека: словарь терминов
КУЛЬТУРА — (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… … Энциклопедия культурологии
Культура цыган — В Википедии есть портал «Цыгане» … Википедия
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. cultura возделывание, воспитание) система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения … Политологический словарь-справочник
Коммуникативная культура — совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Корпоративная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Организационная культура — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Содержание 1 Другие определения 2 … Википедия
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — – уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. П.к. находит свое выражение в деятельности институтов общества… … Политическая психология. Словарь-справочник
КАНАДА. КУЛЬТУРА — Фон, на котором развивалась современная культура Канады. Разнообразие является наиболее характерной чертой культурной жизни Канады, что естественно для такой большой страны с относительно редким населением, которое делится на многочисленные… … Энциклопедия Кольера
Наука и культура. Музыка — Ансамбль иеса. Куба. Наука и культура. Музыка Музыкальная культура Латинской Америки сформировалась на основе американской (индейской), европейской и африканской музыки. Эти три генетические корня чётко прослеживаются в современной народной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Источник
Теоретические аспекты развития эмоциональной выразительности у младших школьников на внеурочных занятиях по хореографии
Содержимое публикации
Теоретические аспекты развития эмоциональной выразительности у младших школьников на внеурочных занятиях по хореографии
Автор: Егорова Анастасия Олеговна
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Учебное заведение: НТПК №1
В статье представлены результаты теоретического исследования эмоциональной сферы младших школьников.
Авторы уточняют то, как влияет хореография на эмоциональную сферу младших школьников.
На основании результатов теоретического исследования представлено описание комплекса хореографических упражнений на развитие эмоциональной выразительности у младших школьников.
Ключевые слова: эмоциональная выразительность, комплекс хореографических упражнений, эмоции, эмоциональная сфера, хореография.
В условиях внедрения в школьные программы федеральных государственных образовательных стандартов гармоничное развитие личности ребенка должно осуществляться по пяти известным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Принимая участие в любой форме внеурочной деятельности или дополнительного образования, школьник имеет возможность совершенствоваться сразу в двух или трех из них.
Именно художественно-эстетическое воспитание способствует развитию личности по всем пяти направлениям. Занятия в этой области оказывают положительное воздействие на психическое и физическое состояние учащихся, создают праздничное настроение, развивают интерес к музыкальной мировой культуре, дают возможность шире раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, помочь адаптироваться ему в современной социальной среде.
«Эмоциональная выразительность – это умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность делает человека понятным, а общение с ним интересным. Эмоциональная выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики, степени развития пластики тела человека, использования им выразительных движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека».
Сущностная характеристика психологических эмоций раскрыта в трудах Г.А. Маклакова, который определяет их как «психические процессы, которые протекают в форме переживаний, отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизненных функций человека» [3, с. 57].
Известный балетмейстер Р.В. Захаров, определяя выразительность как «внутреннюю» технику: «Это, прежде всего, умение управлять мыслями и чувствами, наполнять ими движения, жесты, позы» [2, с. 122].
«Эмоции делятся на 2 основные группы, они бывают как положительные, так и отрицательные.
к положительным эмоциям относятся такие условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей (удовольствие, радость, интерес, восторг и другие);
к отрицательным эмоциям относятся такие ситуации, которые рассматриваются человеком как препятствующие удовлетворению его потребностей (гнев, испуг, страх, боязнь и др.)» [4, с. 143].
А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельности. Эмоции играют существенную роль и в формирование новых мотивов.
Для развития эмоциональной выразительности у обучающихся на внеурочных занятиях по хореографии разработан комплекс упражнений. В комплекс входит базовая часть из 10 упражнений. Для наглядной демонстрации логики проектирования комплекса на слайде представлен фрагмент его тематического планирования.
Все хореографические упражнения комплекса разработаны с учетом их результативности для развития эмоциональной выразительности у обучающихся, продолжительностью выполнения и соответствующего целеполагания. Все упражнения сгруппированы в блоки в соответствии с такими функциями эмоциональной выразительности движений как: эмоциональная оценка, мобилизирующая функция, следообразование, компенсация информационного дефицита, организация коммуникации, дезорганизация контроля эмоций. Блочная структура позволяет легко адапитировать комплекс и реализовывать как его целиком в предлагаемом тематическом порядке, так и дифференцированно, отдельные упражнения комплекса из разных блоков, учитывая логику реализации от простого упражнения к сложному.
Рассмотрим одно из таких хореографических упражнений подробнее. Упражнение «Мостик», целью является: Развить пластичность; укрепить мышцы позвоночника и всего тела. Результатом служит: Умение правильно прогибать спину назад; касаться руками стоп и возвращаться в исходное положение. Условие упражнения: Исходное положение стоя на коленях, колени широко разведены. Прогибаемся в талии назад кладём руки на стопы образуя мостик. Голова запрокинута назад. Возвращаемся в исходное положение. Продолжительность выполнения упражнения: 2-3 раза. Критерии: Правильный прогиб спины; касание руками стоп.
Само содержание упражнения сформулировано в форме алгоритма хореографических действий с указанием общего хронометража их выполнения. Средством развития эмоциональной выразительности у обучающихся в упражнение являются специально описанные условия его выполнения через изоляцию одного из выразительных средств хореографии. В данном случае исключена пантомимика и пластика тела, что заставляет обучающегося изолированными возможностями движения рук и ног демонстрировать переживание.
Критериальностью оценки результативности данного комплекса на внеурочных занятиях по хореографии для младших школьников при применении такого типа упражнений определено ранжирование изменения уровня развития таких компонентов явления «эмоциональная выразительность» как: контролируемая эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, время появления эмоционального состояния, сила эмоциогенного возбуждения.
Для результативной реализации разработанного комплекса были выявлены следующие необходимые психолого-педагогические условия развития эмоциональной выразительности у младших школьников на внеурочных занятиях по хореографии:
краткость и эмоциональная насыщенность хореографических упражнений
хореографические упражнения должны содержать смене ритмов движений
приоритет темповым хореографическим упражнениям
изменение характера движений обучающимся в ходе хореографических упражнений в соответствии с характером музыкального материала
насыщенность хореографических упражнений разноплановыми движениями и пантомимикой
включение в плановую подготовку хореографических упражнений на импровизацию
ориентация на развитие у обучающихся самоконтроля эмоциональности в движениях при выполнении хореографических упражнений.
Были выделены следующие психолого-педагогические особенности развития эмоциональной выразительности у детей младшего школьного возраста:
аффективный характер эмоций, выраженных в смене ритмов движений;
склонность к быстрым эмоциональные смены движений;
стремление к контролю эмоциональных процессов именно в движении;
насыщенность разноплановых эмоций;
приоритет интенсивности эмоциональной смены движений.
Сформированность эмоциональной выразительности является значимой составляющей развития личности ребёнка. С помощью внеурочных занятий по хореографии необходимо формировать у первоклассника нравственные переживания: доверие, отзывчивость, сочувствие и др.
Воспитание личности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном климате. Задача педагога этому способствовать. Личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Воля занимает важное для индивида место. Личность (по Д.Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами.
Эмоциональная сфера первоклассников неустойчива. Для успешного развития эмоциональной выразительности необходимо способствовать увеличению эмоций и чувств, создать благоприятный психологический климат, который будет помогать адекватному взаимодействию в обществе.
Таким образом, эмоциональная выразительность это одно из основных умений младших школьников на внеурочных занятиях по хореографии, которое нужно развивать не только в самом начале занятий, но и на протяжении всего времени.
Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1976. – 351 с.
Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2006. – 393 с.
Федченко, А.А. Развитие эмоциональной сферы младших школьников во внеурочной деятельности / А.А. Федченко // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. — №8(16). – С.143-145.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – М: Просвещение, 2011. – 31 с.
Источник
Культура устной речи и ее образно-эмоциональная выразительность
Культура устной речи в широком понимании — это не только правильность речи с точки зрения соответствия лексическим, грамматическим, фонетическим нормам (первый этап работы над языком), но и ее выразигельность, владение всем богатством языковых средств, эмоциональность, уместность (ситуативная правильность), творческая активность говорящего (использование несловесных приемов воздействия на аудиторию, поведение оратора) (второй этап), т.е. это еще и умение ситуативно правильно, выразительно и эффективно передавать свои мысли слушателям.
Культура устной речи в широком понимании — это не только правильность речи с точки зрения соответствия лексическим, грамматическим, фонетическим нормам (первый этап работы над языком), но и ее выразигельность, владение всем богатством языковых средств, эмоциональность, уместность (ситуативная правильность), творческая активность говорящего (использование несловесных приемов воздействия на аудиторию, поведение оратора) (второй этап), т.е. это еще и умение ситуативно правильно, выразительно и эффективно передавать свои мысли слушателям.
Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с разных точек зрения:
- — правильность (нормативность — лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая);
- — богатство и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 1ысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов;
- — образность и выразительность — использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей;
- — чистота (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) — все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным);
- — смысловая насыщенность, лаконизм (краткость);
- — точность — употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.;
- — благозвучность — избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д.
Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи:
- — употребление слова в несвойственном ему значении, чаще всего при использовании иностранных слов (регион вместо область, немецкий вместо германский),
- — неразличение оттенков значения синонимов (сравни думать — мыслить, просить — клянчить, знаменитый — известный — замечательный — большой — выдающийся и т.д.);
- — нарушение лексической или грамматической сочетаемости <иметь роль, играть значение, благодаря старания, большая или меньшая половина, ужасно красив)',
- — смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но различных по значению <тема и тематика, неверие и неверность, дипломат и дипломант. диалектный и диалектический, удачливый -удачный, эффектный -эффективный. гололед - гололедица и т.д.);
- — плеоназм — сочетание в одном предложении слов, очень близких по значению, поэтому логически излишних (стихи и поэзия Пушкина прекрасны^ они сидели молча без слов)’,
- — тавтология — сочетание однокоренных слов (работать на работе, характерная черта характера), повторное обозначение одного и того же понятия другими словами или выражениями, близкими по значению <единственная ахиллесова пята, биография жизни):
- — употребление слов-паразитов, не несущих никакой информации, но часто и неуместно используемых оратором (значит, так сказать, в том-то все и дело, собственно говоря, в общем, видите ли, понимаете ли, это самое. ну, такие вот дела, э. );
- — использование штампов и шаблонов, канцеляризмов: по линии удовлетворения социальных заказов населения, на сегодняшний день вместо сегодня, нельзя не согласиться, нельзя не признать, надлежит вместо надо;
- — употребление «окаменевших острот» или «блуждающих бессмыслиц» чаще всего и? известных литературных произведений, художественных фильмов, рекламы, например, х/ф «Бриллиантовая рука» (куй железо не отходя от кассы. «Федя, дичь!»), «Джентльмены удачи» <нехороший человек -редиска, кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста: пасть порву, моргалы выколю), "Особенности национальной охоты" (горячие финские парни, ну, вы, блин. даете,), романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок" (утром - деньги, вечером - стулья, знойная женщина - мечта поэта) и др.;
- — смешение стилей (употребление слов иной стилистической окраски): форум доярок, возведение коровника’,
- — использование жаргонизмов (завязать «закончить», пристегнуть «прибавить», штука «1000 рублей»>, вульгаризмов (заткнуть глотку, дать в лету);
- — неоправданное употребление диалектных или просторечных слов (покуда, нежели>,
- — неоправданное употребление заимствованных слов (консенсус вместо согласие и др.);
- — оговорки (обмолвки), многословие, однообразие в построении предложений (использование одной синтаксической конструкции);
- — неправильный порядок слов (зашел вчера, собираясь на работу, по пути, в магазин).
Кроме перечисленных ошибок и недочетов устной речи, можно выделить и фонетические недостатки, связанные с техникой речи оратора: нечеткая дикция, «нроглатывание» окончаний, тихий голос, монотонность, неправильный темп речи (слишком быстрый или слишком медленный), нарушение орфоэпических норм,
Среди приемов, повышающих эффективность и убедительность выступлений, особого внимания заслуживают средства выразительности, которые делают речь яркой, воздействуя не только на разум, но и на чувства и эмоции слушателей.
30.08.2016, 7377 просмотров.
Источник