Кульминация чувств прием передач

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство

Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!

Виды риторического восклицания

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение

O tempora, o mores!

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)

См. также

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Риторическое восклицание» в других словарях:

риторическое восклицание — сущ., кол во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура … Словарь синонимов

риторическое восклицание — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о … Словарь литературоведческих терминов

риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Риторика: Словарь-справочник

риторическое восклицание — , я. Синтаксическая фигура2, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин) … Учебный словарь стилистических терминов

Риторическое обращение — Риторическое обращение стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… … Википедия

Риторический вопрос — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае… … Википедия

Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия

Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… … Литературная энциклопедия

Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

Читайте также:  Преступник с чувством вины

Источник

Риторическое обращение и риторическое восклицание: примеры из поэмы «Полтава»

Риторическое обращение. Примеры риторических обращений

Риторическое обращение — это условное обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему человеку.

Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

М.Ю. Лермонтов. «Сашка» (1835-1836)

Риторическое обращение — стилистическая фигура: автор не пытается по-настоящему привлечь внимание того, к кому обращается. Очевидно, что поэт не может в буквальном смысле говорить с Москвой — город не услышит и не ответит на его признание в любви.

Задача риторического обращения — усилить выразительность речи, показать отношение к тому или иному предмету. Оно может придать поэтической речи нужную интонацию: патетическую, ироничную или иную.

Другое название для риторического обращения — апостроф.

Примеры риторических обращений

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Мечты, мечты! где ваша сладость?
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!
Федор Сологуб. «Гимны родине»

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство.
Ф.И. Тютчев. «Лето 1854»

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Марина Цветаева. «Германии»

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Иван Бунин. «За рекой луга зазеленели…»

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:
А из тучи-то (хвала —
Диво дивное!)
Соколиная стрела,
Голубиная.
Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»

Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.

Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:

О, как слепа, безумна злоба.

Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.

Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!
Бесстыдный! старец нечестивый!

Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.

Как сладок юности покой!
Как сон ее лелеет нежно!

Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.

И грянул бой, Полтавский бой!

Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.

Читайте также:  Болезнь при которой нет чувства боли

Источник

28. Теория литературы Читать 0 мин.

28.188. Средства выразительности

На экзамене по литературе есть несколько заданий, где необходимо работать с лирическим произведением. Для успешного выполнения этих заданий нужно знать определённый минимум из теории литературы. Например, необходимо понимать, что такое язык художественного произведения, то есть знать те средства выразительности, которые создают поэтический образ. Всего этих средств не так много, в школе изучается даже больше, чем требуется знать для экзамена. Каждое из этих средств для удобства можно разделить на их виды, основных два – это тропы и синтаксические средства.

Троп – это слово или словосочетание, употребляемое не в прямом, а в переносном смысле с целью усилить художественную выразительность речи.

Синтаксические средства выразительности – это те художественные средства, которые применяются на уровне предложения и интонации.

Также существует явление звукописи, которое не относится ни к синтаксическим средствам выразительности, ни к тропам. Звукопись – это применение разнообразных фонетических приёмов для звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.

Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, женщина с весами (Фемида) символизирует собой правосудие.

Гипербола – художественное преувеличение, стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности, например: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский).

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Например, строки у Блока: «Горек мне мед твоих слов» (твои слова горьки, как мёд).

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.). Например: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое).

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, чаще всего олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Например: «Деревья радостно трепещут» (Ф. Тютчев).

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Сопоставление осуществляется за счёт использования сравнительных союзов: как, как будто, будто, словно, точно и т.д. Например: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива» (А. Пушкин).

Эпитет – определение при слове, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Часто выражается именем прилагательным. «Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум. » (Н. Некрасов).

Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений: «Пока не жаждет пулемёт.
Пока не страждет командарм» (Н. Тихонов).

Восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Например: «Тридцатая годовщина союза — держись, злецы!» (М. Цветаева)

Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении. Например: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» (М. Лермонтов)

Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Например: «Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами» (А.Пушкин)

Читайте также:  Базовые упражнения йоги для начинающих при депрессии

Повтор – повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях. «Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!» (М.Лермонтов).

Риторический вопрос – вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. Например: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» (Н.Некрасов).

Лексико-синтаксическое средство – оксюморон. Это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Например: «Сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой» (А. Пушкин).

Также явления звукописи:

Аллитерация – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые согласные звуки. Например: «Выходила к ним горилла, им горилла говорила» (К. Чуковский).

Ассонанс – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые гласные звуки. Например у М. Лермонтова:

«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»

Кроме основных средств выразительности, при работе с такими заданиями на экзамене необходимо знать, что такое афоризм. Это обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Например, фраза Пушкина: «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.»

Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ

Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)

Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

Одинаковое начало нескольких соседних предложений

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

обобщённая, законченная и глубокая мысль, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся меткой выразительностью

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.

Приём передачи кульминации чувств, оканчивается восклицательным знаком

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство!

Шаровары шириною с Чёрное море

Нарушение прямого порядка слов

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов. (А.Пушкин)

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (флаги – страны) (А.С.Пушкин)

Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы

Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.

Сочетание противоположных по значению слов

Туристы в родном городе. (Тэффи)

повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

вопрос-утверждение, на который не нужен ответ.

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)

Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак

Да, есть слова, что жгут, как пламя.

Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум.

Источник

Оцените статью
Понятие Вид средства Характеристика Примеры