СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ – традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско-этическое рассуждение в начале 18 в. Шефтсбери. Концептуальную разработку идеи морального чувства как познавательной способности предпринял его идейный преемник Хатчесон, у которого термин «моральное чувство» становится основополагающим для обозначения познавательно-оценочной способности человека. Благодаря ей человек различает добро и зло и испытывает удовольствие от совершения или созерцания добрых деяний, как и страдание – от противоположного. К ряду последователей Шефтсбери относился и Дж.Батлер (J.Butler), который, как и Хатчесон, попытался целостно представить моральную способность человека, но, сохраняя все характеристики морального чувства, он обозначил эту способность традиционным словом «совесть», усилил акцент на ее божественном источнике и определенно более высоко оценил ее роль в нравственных решениях человека.
Разделяя с кембриджскими платониками, а также с Р.Камберлендом взгляд на моральное познание как интуитивное по своему характеру и непосредственно опираясь на гносеологические идеи Дж.Локка (в частности, на идею рефлексии как внутреннего чувства), представители этического сентиментализма противопоставляли – в полемике с интеллектуалистами (см. Интеллектуалистская этика) – моральное чувство разуму, понимаемому в их концепции как рассудок. Они исходили из того, что функция разума – познание (заключающееся в сравнении идей и умозаключении о фактах), сфера же морали – действия и аффекты людей, где разум бессилен. Развивая такую аргументацию, Юм указывал на различие между суждением и действием: первое, в отличие от второго, может быть истинным или неистинным; безнравственность действия не определяется тем, что оно вызвало неадекватные или ложные впечатления, – оно таково само по себе. По другому основанию моральное чувство и разум различались т.о., что первое рассматривалось как целеполагающая, а второй – как «средствоопределяющая» способность. Моральное чувство трансформируется в поступки посредством эмоций-мотивов – благожелательности (или симпатии) и себялюбия. Особое место учения о благожелательности в этическом сентиментализме было обусловлено полемикой с этикой эгоизма Гоббса и Мандевиля.
К этическим сентименталистам обычно относят и А.Смита. Он не уделял столь значительного внимания гносеологической проблематике нравственности, однако его этика охватывает анализ побудительных оснований поведения, в качестве каковых он выделял различные эмоции – «нравственные чувства» («moral sentiments»), и в этом он, несомненно, развивал идеи именно этического сентиментализма. В эстетике к этой традиции был близок Г.Хоум (H.Home). У Ж.-Б.Робине аналогия морального чувства с внешними чувствами-ощущениями носила явно сенсуалистически-материалистистический характер: моральное чувство трактовалось как особый телесный орган. Идеи этического сентиментализма в довольно эклектичной форме были восприняты популярным в свое время голландским философом Ф.Гемстергейсом (F. Hemsterhuis), их влияние по-разному прослеживается в философии Ж.Ж.Руссо и Дж.С.Милля; последний, критикуя в целом интуитивизм в этике, признавал значительную роль чувств в морали и отрицал дискурсивный характер морального познания (см. «Утилитаризм»).
В России мотивы этического сентиментализма можно проследить в творчестве А.А.Мушникова (в частности, в труде «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии», 1894).
Особую роль в философской критике этического сентиментализма сыграл Кант, который в работах критического периода постоянно подчеркивал субъективный, неуниверсализуемый характер морального чувства. Историческая заслуга этического сентиментализма состояла в обосновании морали как определенности сознания, не обусловленной правилами, но обусловливающей правила. От моральной гносеологии этического сентиментализма идет прямая линия к априоризму Канта. Особая роль этических сентименталистов, в частности Шефтсбери, Хатчесона, Батлера, признается современными исследователями – сторониками этики заботы.
1. Кожевников В.А. Философия чувства и веры, ч. I. M., 1897;
Источник
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Апресян, Рубен Грантович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Апресян. Рубен Грантович Апресян Дата рождения: 30 декабря 1953(1953 12 30) (58 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: этика … Википедия
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
романтизм — а; м. [франц. romantisme] 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не … Энциклопедический словарь
Этика — практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие этический , от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова этос . По аналогии с термином этический и для его точного перевода Цицероном было образовано слово … Педагогический терминологический словарь
Апресян, Рубен Грантович — (р. 30.12.1953) спец. по этике; д р филос. наук, ст. н. с. Окончил филос. ф т МГУ (1976). Преподавал этику в МГУ (1980 1987), с 1987 ст. н. с. ИФ АН СССР (РАН), с 1994 зав. лабораторией (сектором) этики этого ин та. Преподавал в Росс. открытом ун … Большая биографическая энциклопедия
АПРЕСЯН Рубен Грантович — (р. 1953) специалист в области моральной философии и нормативной этики. Окончил филос. факультет МГУ (1976), аспирантуру МГУ (1979). Преподавал в МГУ. С 1987 работает в Ин те философии АН СССР (с 1992 РАН). Доктор филос. наук (1993), проф. (2000) … Философская энциклопедия
РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
Руссо, Жан-Жак — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Руссо. Жан Жак Руссо … Википедия
Источник
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ — традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» (moral sense) ввел в философско-этическое рассуждение в начале XVIII в. Шефтсбери; этим термином, наряду с другими, он обозначал способность распознавания добра и зла и суждения о них. Концептуальную разработку идея морального чувства как познавательной способности получила у идейного воспреемника Шефтсбери — Хатчесона, для которого термин «моральное чувство» становится основополагающим для обозначения познавательно-оценочной способности человека. Благодаря ей человек различает добро и зло и испытывает удовольствие от совершения или созерцания добрых деяний, как и страдание — от противоположного. К ряду последователей Шефтсбери относился и Дж. Батлер, который так же, как и Хатчесон, попытался целостно представить моральную способность человека, но, сохраняя все характеристики морального чувства, он обозначил эту способность традиционным словом «совесть», усилив акцент на ее божественном источнике.
Разделяя с кембриджскими платониками конца XVII в. Р. Кадвортом, Г. Мором и другими взгляд на моральное познание как на интуитивное по своему характеру и непосредственно опираясь на гносеологические идеи Дж. Локка (в частности, рефлексии как внутреннем чувстве), представители С.э. противопоставляли в полемике с интеллек-туалистами (Дж. Бёрнетом, С. Кларком, У. Уолластоном и др.) моральное чувство ра-зуму, понимаемому как рассудок. Они исходили из того, что функция разума — познание (заключающееся в сравнении идей и умозаключении о фактах), сфера же морали — действия и аффекты людей, где разум бессилен: он сам по себе не может быть мотивом какого-либо акта воли, равно как препятствием для аффектов в их руководстве волей. Развивая такую аргументацию, Юм указывал на различие между суждением и действием: первое может быть истинным или неистинным, второе — нет. Строго говоря, за различием разума и чувства в С.э. кроется понимание различия между формами познания — дискурсией и интуицией. В критике интеллектуализма и в отрицании роли разума в морали легко проследить ограниченное, хотя типичное для Просвещения, понимание рациональности как истинности.
Продолжая традицию Гоббса, видевшего один из источников морали в интересах людей, а также неявно развивая идеи Августина и Паскаля, показавших, каждый по-свое- му, особую роль в морали сердца и доброжелательной любви наряду с откровением, кембриджские платоники перенесли акцент в понимании морали на природу человека и его естественные способности. Они также указывали на непосредственный и не обусловленный внешними факторами (пользой, авторитетом, в том числе религиозным и церковным, образованием, социальным по-ложением и т.п.) характер морального познания, оценки и принятия решений; в то же время мотивы, обусловленные внешними факторами, в особенности соображениями пользы, корпоративности или авторитета, связывались именно с разумом. По другому основанию моральное чувство и разум различались таким образом, что первое рассматривалось как целеполагающая, а второе — как способность, определяющая средства достижения цели. Моральное чувство трансформируется в поступки посредством эмоций-мотивов — благожелательности (или симпатии) и себялюбия. Особое место учения о благожелательности в С.э. было обусловлено полемикой с этикой эгоизма Гоббса и Мандевиля.
К С.э. обычно относят и взгляды А. Смита. Хотя Смит не уделил значительного внимания гносеологической проблематике нравственности, моральному чувству в его противоположности разуму, но все-таки его этика охватывает анализ побудительных оснований поведения, в качестве каковых он выделял различные эмоции — «нравственные чувства» (moral sentiments), и в этом он, несомненно, развивал идеи именно С.э. В эстетике к С.э. был близок Г. Хоум.
Идеи С.э. в той или иной форме были восприняты Ж.-Б. Робине и голландским философом Ф. Гемстергейсом. Их влияние прослеживается и в философии Ж.-Ж. Руссо и Дж.С. Милля; последний, критикуя в целом интуитивизм в этике, признавал значи-тельную роль чувств в морали и отрицал дискурсивный характер морального познания. В России мотивы С.э. можно проследить в творчестве А.А. Мушникова (в частности, в работе «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии». СПб., 1894). Идеи С.э. постоянно были объектом критики со стороны представителей эгоистической и интеллектуалистской этики. Особую роль в философской дискредитации С.э. сыграла последовательная критика Канта.
Историческая заслуга С.э. состояла в обосновании морали как определенности сознания. От моральной гносеологии С.э. ведет прямая линия к априоризму Канта. Особая роль С.э., в частности этики Шефтсбери, Хатчесона, Батлера, признается современными исследователями — сторонниками этики заботы.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 490-492.
Литература:
Робине Ж.Б. О природе. М., 1935;
Hutcheson F. A System of Moral Philosophy. Vol. 1. L., 1755;
Апресян P. Г. Из истории европейской этики Нового времени (Этический сентиментализм). М., 1986;
Кожевников В.А.Философия чувства и веры. Ч. I. М., 1897;
Источник
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ – традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско-этическое рассуждение в начале 18 в. Шефтсбери. Концептуальную разработку идеи морального чувства как познавательной способности предпринял его идейный преемник Хатчесон , у которого термин «моральное чувство» становится основополагающим для обозначения познавательно-оценочной способности человека. Благодаря ей человек различает добро и зло и испытывает удовольствие от совершения или созерцания добрых деяний, как и страдание – от противоположного. К ряду последователей Шефтсбери относился и Дж.Батлер (J.Butler), который, как и Хатчесон, попытался целостно представить моральную способность человека, но, сохраняя все характеристики морального чувства, он обозначил эту способность традиционным словом «совесть», усилил акцент на ее божественном источнике и определенно более высоко оценил ее роль в нравственных решениях человека.
Разделяя с кембриджскими платониками , а также с Р.Камберлендом взгляд на моральное познание как интуитивное по своему характеру и непосредственно опираясь на гносеологические идеи Дж.Локка (в частности, на идею рефлексии как внутреннего чувства), представители этического сентиментализма противопоставляли – в полемике с интеллектуалистами (см. Интеллектуалистская этика ) – моральное чувство разуму, понимаемому в их концепции как рассудок. Они исходили из того, что функция разума – познание (заключающееся в сравнении идей и умозаключении о фактах), сфера же морали – действия и аффекты людей, где разум бессилен. Развивая такую аргументацию, Юм указывал на различие между суждением и действием: первое, в отличие от второго, может быть истинным или неистинным; безнравственность действия не определяется тем, что оно вызвало неадекватные или ложные впечатления, – оно таково само по себе. По другому основанию моральное чувство и разум различались т.о., что первое рассматривалось как целеполагающая, а второй – как «средствоопределяющая» способность. Моральное чувство трансформируется в поступки посредством эмоций-мотивов – благожелательности (или симпатии) и себялюбия. Особое место учения о благожелательности в этическом сентиментализме было обусловлено полемикой с этикой эгоизма Гоббса и Мандевиля.
К этическим сентименталистам обычно относят и А.Смита. Он не уделял столь значительного внимания гносеологической проблематике нравственности, однако его этика охватывает анализ побудительных оснований поведения, в качестве каковых он выделял различные эмоции – «нравственные чувства» («moral sentiments»), и в этом он, несомненно, развивал идеи именно этического сентиментализма. В эстетике к этой традиции был близок Г.Хоум (H.Home). У Ж.-Б.Робине аналогия морального чувства с внешними чувствами-ощущениями носила явно сенсуалистически-материалистистический характер: моральное чувство трактовалось как особый телесный орган. Идеи этического сентиментализма в довольно эклектичной форме были восприняты популярным в свое время голландским философом Ф.Гемстергейсом (F. Hemsterhuis), их влияние по-разному прослеживается в философии Ж.Ж.Руссо и Дж.С.Милля; последний, критикуя в целом интуитивизм в этике, признавал значительную роль чувств в морали и отрицал дискурсивный характер морального познания (см. «Утилитаризм» ).
В России мотивы этического сентиментализма можно проследить в творчестве А.А.Мушникова (в частности, в труде «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии», 1894).
Особую роль в философской критике этического сентиментализма сыграл Кант, который в работах критического периода постоянно подчеркивал субъективный, неуниверсализуемый характер морального чувства. Историческая заслуга этического сентиментализма состояла в обосновании морали как определенности сознания, не обусловленной правилами, но обусловливающей правила. От моральной гносеологии этического сентиментализма идет прямая линия к априоризму Канта. Особая роль этических сентименталистов, в частности Шефтсбери, Хатчесона, Батлера, признается современными исследователями – сторониками этики заботы.
Литература:
Кожевников В.А. Философия чувства и веры, ч. I. M., 1897;
Bonar J. Moral Sense. L., 1930;
Rafael D.D. The Moral Sense. L., 1947.
P.Г.Апресян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ — традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (чувствах, эмоциях). Термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско этическое рассуждение в нач. 18 в . А.Э.К.… … Философская энциклопедия
Апресян, Рубен Грантович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Апресян. Рубен Грантович Апресян Дата рождения: 30 декабря 1953(1953 12 30) (58 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: этика … Википедия
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
романтизм — а; м. [франц. romantisme] 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не … Энциклопедический словарь
Этика — практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие этический , от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова этос . По аналогии с термином этический и для его точного перевода Цицероном было образовано слово … Педагогический терминологический словарь
Апресян, Рубен Грантович — (р. 30.12.1953) спец. по этике; д р филос. наук, ст. н. с. Окончил филос. ф т МГУ (1976). Преподавал этику в МГУ (1980 1987), с 1987 ст. н. с. ИФ АН СССР (РАН), с 1994 зав. лабораторией (сектором) этики этого ин та. Преподавал в Росс. открытом ун … Большая биографическая энциклопедия
АПРЕСЯН Рубен Грантович — (р. 1953) специалист в области моральной философии и нормативной этики. Окончил филос. факультет МГУ (1976), аспирантуру МГУ (1979). Преподавал в МГУ. С 1987 работает в Ин те философии АН СССР (с 1992 РАН). Доктор филос. наук (1993), проф. (2000) … Философская энциклопедия
РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия
Руссо, Жан-Жак — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Руссо. Жан Жак Руссо … Википедия
Источник