Кто впервые ввел понятие эмоционального коэффициента eq
В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory).
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА.
Способность понимать что вы чувствуете и управлять собой.
- Самоанализ – способность понимать свои чувства и то, какое влияние твое поведение оказывает на окружающих.
- Ассертивность – способность ясно выражать свои чувства и мысли, проявлять твердость убеждений и добиваться удовлетворять свои желания законными средствами, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей. Не предполагает единую линию поведения. Сопряжена с легкостью и активностью. Противоположности: агрессия, пассивность, стеснительность.
- Независимость – способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя, твердо стоя на ногах. Быть свободным от эмоциональной зависимости, выполнять свои обязанности, не становясь их рабом.
- Самооценка (самоуважение) – умение распознавать свои сильные и слабые стороны; оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно, но не отрицая минусов. На противоположном конце шкалы – чувство собственной несостоятельности и неполноценности, самолюбие (когда минусов не замечаешь), гипертрофированное чувство собственной важности.
- Самоактуализация – это развитие в себе непрерывного динамического процесса стремления к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал, связанные с чувством полноценности жизни и удовлетворения собой.
СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Способность взаимодействовать с людьми на уровне искусства общения.
- Эмпатия – это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Не включает в себя любезность или сочувствие.
- Социальная ответственность – способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем.
- Межличностные отношения – это навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах
СФЕРА АДАПТИВНОСТИ.
Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения.
- Решение проблем – способность выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в жизнь потенциально эффективные пути их решения.
- Оценка действительности – способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает способность концентрироваться и сосредотачиваться.
- Гибкость – способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам. Гибкие люди обладают быстрой реакцией, не грязнут в излишнем консерватизме, меняют свою точку зрения, когда получают доказательства того, что заблуждались. Это отсутствие привязанности к реальности. Противоположность: непреклонность, упрямство.
СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ.
Умение противостоять стрессу, контролировать импульсивность, «не расклеиваться», не терять самообладание и не становиться его жертвой.
- Толерантность к стрессу – способность противостоять стрессовым ситуациям без симптомов физического или эмоционального напряжения. Это находчивость, владение собой. Стресс обычно проходит через 3 стадии – тревога, сопротивление, истощение.
- Контроль импульсивности – способность устоять перед соблазном, побуждением действовать на волне эмоций («рубить с плеча»). Противоположности: вспыльчивость, раздражительность.
СФЕРА ОБЩЕГО НАСТРОЕНИЯ.
Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность в целом.
- Удовлетворенность жизнью – способность веселиться, быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевленным. Противоположности – депрессивность, тревожность, вялость, печаль, вина, суицидальность.
Оптимизм – энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать. Это не склонность верить, что все будет хорошо и болтать на ободряющие темы (что раздражает), чтобы сохранить вокруг себя положительную атмосферу. Это способность не позволять думать и говорить в деструктивном ключе, видеть неудачи как ситуативное явление. Опасность – «розовые очки». Противоположности – «гибкий оптимизм» vs. «слепой оптимизм».
Источник
Кто впервые ввел понятие эмоционального коэффициента eq
I.II. Историческая справка. Термин Эмоциональный интеллект
Говоря о первых упоминаниях в психологии термина « Эмоциональный интеллект » , многие источники ссылаются на одноименную статью Питера Сэловея , опубликованную в 1990 году и, по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.
Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции – как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни. При этом надо понимать, как позже написал коллега Салловэя Дэвид Карузо, что «эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Эмоциональный интеллект – понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то термин «эмоциональный интеллект» и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только в 90-х годах ХХ века.
В 1870 году Чарльз Дарвин выпустил первую книгу о роли внешнего проявления эмоций для выживания и адаптации «Выражение эмоций у человека и животных». В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк говорил о том, что он называл «социальным интеллектом». [6].
Позднее важность «эмоциональных факторов» была признана Дэвидом Вечлером, одним из отцов системы тестирования IQ. В 1940 году в одной из своих редко цитируемых работ Вечлер настаивал на том, что «неинтеллектуальные аспекты мышления» необходимо учитывать при любой развернутой оценке. В этой же работе обсуждалось то, что он называл «аффективными» и «конативными» способностями – по существу, эмоциональный и социальный интеллект – которые, по его мнению, окажутся ключевыми для составления полной картины. К сожалению, эти факторы в тесты IQ Векслера не были включены, так как в то время им уделялось мало внимания. [1].
В 1948 году другой американский исследователь, Р.В. Липер, выдвинул идею «эмоционального мышления», которое, как он считал, является составной частью «логического мышления». Однако еще более 30 лет мало кто из психологов и педагогов-теоретиков поддерживал эту точку зрения. А в 70-х годах прошлого столетия Л. Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Затем в 1983 году Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета, писал о возможности «множественного интеллекта». Он, по мнению Гарднера, включает то, что можно назвать «интропсихическими способностями» – способностями к самоанализу – и «личностным интеллектом». [1].
И вот только в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые вводит обозначение EQ (emotional quontient) – коэффициент эмоциональности. По аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта [3]. А пять лет спустя Джон Майер из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей из Йейльского университета ввели понятие «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence) [4].
Вместе с Дэниэлом Гоулманом, коммунистом Нью-Йорк Таймс и известным популяризатором идеи ЭИ, Майер Салловей и Карузо составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта.
Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект . Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». [3] .
Дэниэл Гоулман — как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с кем-либо». [2].
Кроме того, уставлена четкая связь между ЭИ и доминированием правого или левого полушария мозга. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, их мышление более логично, им лучше даются точные науки).
На сегодняшний день существует четыре основных модели эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей – Бар-Он, Гоулман, Купер и Маейр-Карузо-Салловей.
Программа развития эмоционального интеллекта МЦ «КТК» опирается на модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, которая, трактует эмоциональный интеллект как когнитивную способность, и, на наш взгляд, является наиболее полной и научно-обоснованной методической концепцией.
Согласно их представлениям, эмоциональный интеллект включает в себя способности воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания, и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития. Условно на эмоциональный интеллект можно смотреть как на комбинацию из четырех способностей:
- Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
- Фасилитация мышления — способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
- Понимание и анализ эмоций — способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой
- Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации [5].
Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях:
1. Способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»).
2. Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»).
3. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).
Сегодня существуют десятки тестов, измеряющих ЭИ. Наиболее разработанной и сложной методикой измерения эмоционального интеллекта в рамках модели способностей является MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), в которую входит по 2 суб-теста на каждую их четырех «ветвей». В результате прохождения данного теста человек получает 4-х мерную картину собственно эмоционального интеллекта.
Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что ЭИ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.
1. Горскова Г. Г. (1999) «Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру»// Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. конф. – СПб.
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с; Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995
3. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997
Источник