Близкие друзья Виктора Цоя рассказали, каким человеком он был в жизни
Ушедший 30 лет назад Виктор Цой был легендарной звездой. Его песни поет и сегодняшнее поколение, о нем помнят современники.
Однако каким характером обладал Виктор? О нем рассказали близкие друзья рок-музыканта, которым приходилось бывать с ним в самых разных ситуациях. Они же поведали, как Цоя изменила слава.
Настоящий экстраверт
Даже некоторые поклонники Виктора Цоя предполагали, что в реальной жизни рок-музыкант был похож на того персонажа, которого он показал в фильме «Игла» — таким себе замкнутым парнем, со слегка надменным видом.
На самом деле Цой был его полной противоположностью, душой компании. Да, он был стеснительным, но очень веселым человеком, именно таким Виктора Робертовича помнит Юрий Белишкин, бывший директор группы «Кино».
Он же отметил, что Виктор Цой просто был музыкантом своего времени, он писал такие песни, которые тогда были нужны. В то же время музыкант не призывал никого выходить на демонстрации и, тем более, объединяться в движения.
Друзья вспомнили, что Виктор был очень свободолюбивым человеком и никогда не позволял кому-то командовать собой.
Доступный человек
Близкие Цоя отмечали, что он всегда был «своим» человеком, но открывался только для тесного круга тех людей, которых сам подпускал к себе. Цой «подавал» себя без всякого пафоса, не исключено, что эта особенность привлекла внимание публики, которая так обожала его.
Любовь к восточному менталитету
Цой очень уважал восточный менталитет, как отметил его друг, писатель, с которым музыкант тесно сотрудничал на протяжении длительного периода, Александр Житинский. Он предположил, что во всех сферах своей жизни, в том числе и в творчестве, Виктор следовал принципу разумной достаточности, характерный для восточной культуры.
Как слава изменила Цоя
С приходом популярности характер Цоя немного изменился. Из застенчивого парня он превратился в более уверенного в себе, открытого человека. Тем не менее он продолжал любить одиночество. Кто-то из друзей музыканта отметил, что при встрече от него веяло каким-то флюидом одиночества.
Другой представитель круга общения Цоя, Михаил Науменко, отметил, что слава все же изменила музыканта, причем не в самую лучшую сторону. По его словам, все обусловлено: деньги, стадионы, толпы фанаток — все это приводит к тому, что человек начинает держать нос выше.
Однако сейчас никто точно не скажет, действительно ли популярность изменила Цоя. Одно мы знаем точно: он остался кумиром миллионов для нескольких поколений, исполнителем и композитором, оставившим заметный отпечаток в истории.
Источник
Виктор Цой каким он был?(Интересные факты).
Виктор Цой — родился 21 июня 1962 года. Отец был инженером по национальности — кореец, мать была учительницей физкультуры. Он был единственным ребенком в семье. С самого детства он играл один, мог сидеть часами дома, читать книги или рисовать.Его кличка в школе была «Япошка». В 12 лет Мама его отдала в художественную школу, надеясь на то что он станет великим художником. В школе Виктор сидел на последней парте. Когда были школьные выступления Цой начал себя проявлять. Позже он услышит у друзей песню группы «Beatles» которая мотивирует его на открытые музыкальной группы «Палата №6».
Позже он поступит в художественное училище, но не для себя, а для родителей. У Цоя появляются новые друзья с которыми он научится пить и курить в одной из квартир. Как раз в этой квартире он сочинил первые аккорды для своей песни. Музыка покажется ему увлекательнее учебы и он забросит училище, вскоре его отчислят.
Он переходит на вечернее обучение, позже устраивается на завод, позже учится в ПТУ на резчика по дереву. И снова с друзьями создает новую группу и начинает писать новые песни одну за другой (в этих песнях он описывал свою личную жизнь). Денег у Виктора не было , но была свобода.
Позже так об нем узнаю другие районы и он начинает свою «карьеру». Новая группа играет по всюду, на улицах, в кабаках, на вечеринках. В его жизни появляются первые поклонники и первый роман с восьмиклассницей, которой он посветит свою песню под названием «Восьмиклассница». Его популярность начинает расти на глазах, и вскоре об нем будет знать весь СССР. Ведь когда-то он был обычный стеснительный и скромный мальчик, а теперь он стал молодым и открытым человеком.
В 1982 году группа сменила имя на «Кино». По легенде Цой посмотрев на одну из фото сказал: «Мы тут как в Кино!» отсюда и пошло это название. Далее у Виктора появляется новая девушка, которая старше его на 4 года, ее звали Марьяна, позже они поженились. Девушка научила его многому, он даже сам себе штаны шил. Марьяна была для группы Директором, даже Матерью. Она давала идеи для текстов песен.
В 1983 году Цоем заинтересуется военкомат, но так как он не хотел идти в армию, он лег в психиатрическую больницу, через 1,5 месяца он выйдет из нее, получив справку о том что может ездить на автобусе, и не идти в армию. Он начинает зарабатывать деньги, играя в подпольных комнатах и продавая плакаты которые он сам нарисовал. В его жизни все шло своим чередом.
Источник
Виктор Цой, каким он был и каким его воспринимали
Последний миф, последний герой
Цой и его друзья всегда стремились выглядеть стильно. Фотосессия у Инженерного замка. Весна. 1985 год.
В рассказе Василия Шукшина «Верую!» персонаж-священник в беседе сравнивает жизнь с песней. «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длиннее, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».
И все-таки вновь и вновь люди задаются вопросами, что было бы, если бы Дантес или Мартынов промахнулись, если бы Высоцкий дожил до наших дней… Ну и, конечно, многие фанаты группы «Кино» задумываются, о чем бы пел этот коллектив, если бы Виктор Цой справился с управлением своего автомобиля в тот роковой августовский день 1990-го…
В прошлом году ограниченным прокатом прошел любопытный фильм, сделанный в новом для российского кинематографа жанре альтернативной истории, – «Дуэль. Пушкин – Лермонтов». Действие происходит в 50-е годы XIX века, но и Пушкин, и Лермонтов, и Грибоедов живы. Однако… Пушкин пишет только комические куплеты, чтобы потешить посетителей салонов. Лермонтов вернулся с Крымской войны обозленный на весь мир, у него что-то вроде того, что спустя век назовут афганским синдромом. Грибоедов служил дипломатом не в Персии, а в Европе, он совсем уже не понимает психологию россиян, и его новая пьеса поверхностна и граничит с пошлостью. В общем, та же тема: классики прожили – ровно с песню. И сверх этой песни ничего путного написать не смогли бы.
Ни в коей мере не сопоставляя масштаб вышеперечисленных фигур, хочу лишь сказать, что в той или иной мере этой же темы касается и автор книги «Последний герой современного мифа» Виталий Кангин. Причем в варианте Виктора Цоя эта песня звучит особенно щемяще. Поскольку его посмертная слава многократно превосходит славу прижизненную. Бытует даже циничное мнение, что именно трагическая смерть сделала из него звезду государственного масштаба, а так Цой – дутая величина. И ведь верно, еще в 1986 году его имени не знали даже те, кто переписывал с кассеты на кассету «45», «Ночь», другие записи «Кино». Многие были потрясены, узнав, что лидер группы – наполовину кореец. Так точно выражал он чувства и чаяния российской молодежи.
О Викторе Цое писали много. Был сборник воспоминаний, составленный «по горячим следам» писателем Александром Житинским и вдовой певца Марьяной Цой. Потом на этом же материале, расширив его и дополнив, Житинский написал уже сольную книгу. Музыкант и прозаик Алексей Рыбин, с которым Цой начинал заниматься музыкой, написал книгу «Кино» с самого начала», а также посвятил ему треть своей книги «Три кита» (наряду с Борисом Гребенщиковым и Михаилом Науменко). Это были воспоминания тех, кто Цоя знал близко. Но, как это ни парадоксально звучит, в этом и кроется их отрицательная сторона. Память обманчива, и воспоминания очевидцев часто оказываются искажены личным отношением, они требуют корректировки, носителя беспристрастного взгляда.
И откуда взялась такая экзистенциальная тоска? Виктор Цой в Одессе в 1988 году. Иллюстрации из книги |
Таким беспристрастным исследователем жизни и творчества Виктора Цоя и стал Виталий Калгин. В предисловии он признается, что лично не знал певца и поэта, да и не мог знать – когда тот погиб, автору книги было только девять лет. Это книга, написанная фанатом, поклонником. И этим она отличается от воспоминаний личных знакомцев Цоя, его друзей по юности и коллег по музыкальному цеху. В прошлом году книга Калгина о Цое вышла в серии «ЖЗЛ», но, судя по объему, в нее не вошло и трети материалов, представленных в данной книге. Скорее это был в первый подход к масштабной теме, полностью раскрытой только в новом издании.
Виталий Калгин старательно собирает и систематизирует факты из жизни своего героя, собирает воспоминания людей, знавших его, и сопоставляет их, чтобы максимально приблизиться к истине, нарисовать правдивый, как ему кажется, портрет «последнего героя».
Главная цель, которую ставит перед собой автор книги, – отделить личность Виктора Цоя от мифа о нем, правду от вымысла. По крайней мере так утверждает сам автор в предисловии. Это видно и в подаче материала. Автор аккуратно приводит текст высказывания кого-то из людей, знавших Цоя, а потом комментирует – мол, ему казалось, что Цой отреагировал так-то, а на самом деле все было иначе. К примеру, Житинский при первом прослушивании альбома «Звезда по имени Солнце» низко его оценил, высказал это Цою и был уверен в том, что тот сильно обиделся, а на самом деле он всегда был равнодушен к чужому мнению… На весьма спорный вопрос – влиял ли кто-то на Цоя и шел ли он на компромиссы, автор книги отвечает однозначно. И тверд в своей позиции. «Люди, интересующиеся Цоем, часто задаются вопросом: мог ли кто-то на него влиять? По сумме воспоминаний кажется, что нет. Влиять можно только на того, у кого нет внутреннего стержня, кто сомневается в себе и своих оценках. А это не про Цоя. Многих в нем поражала именно уверенность в том, что все будет так, как он это видит. Вместе с тем он никогда ни с кем не спорил – не было желания кому-либо что-либо доказывать. Он просто уходил от тех, кто видел мир иначе».
Виталий Калгин. Виктор Цой. Последний герой современного мифа. – М.: РИПОЛ классик, 2016. – 792 с. |
Знакомство с представленным материалом выявляет главный парадокс образа Цоя, сложившегося в массовом сознании. Автор книги выделяет два периода в жизни и творчестве своего героя: ленинградский и московский. Первый период намного более продолжительный, зато второй – более насыщенный событиями и, вероятно, более значимый. О первом периоде мы знаем только со слов близких Цоя и его друзей, но они, как правило, не противоречивы, и образ складывается цельный и ясный. Второй период освещен множеством публикаций в прессе, но они в большей степени создают путаницу, чем внятный портрет. В это же время было много высказываний людей случайных, не близких Цою, тех, кто его не понимал, но гордился краткой близостью со звездой. Московский период – эти буквально два-три года – более мифологизированы и противоречивы. Одна из глав, повествующих об этом периоде, называется «Зависть или непонимание?» Действительно, хватало и первого, и второго – многие Цою завидовали, многие его не понимали. Многие видели в его выходе на большие стадионы предательство идеалов, взлелеянных в котельных и на квартирниках.
Авдотья Смирнова вспоминала его роскошную волчью шубу… Борис Гребенщиков как-то проговорился, что Цой и «Кино» якобы играли для бандитов в красных пиджаках… А Юрий Шевчук, по слухам, даже подрался… то ли с Цоем, то ли с гитаристом группы Юрием Каспаряном… Что тут правда, что вымысел? Автор приводит разные точки зрения, а выводы делать читателю.
Описывая этот инцидент, автор выходит на серьезные обобщения, пытается ответить, каким был Цой в жизни и в чем истоки его поэтики. «Шевчук был социально ориентированный и политизированный автор, а Цой был ориентирован экзистенциально, оттого его так раздражало, когда ему пытались приписать политическую платформу. В его восприятии мир был плох по сути своей, потому что «между землей и небом война», а отдельные люди, режимы или эпохи лишь отражали этот изначальный дефект мироздания. В цоевском экзистенциализме крылась и грусть его последних вещей – нельзя быть счастливым в пространстве, где так много страданий. «И вроде жить не тужить можно, когда все хорошо у тебя лично, но если ты как творческая личность ощущаешь миллионы других судеб, то печаль не уйдет никогда».
Образ складывается титанический. Под стать недолгой прижизненной и неувядающей посмертной славе Виктора Цоя. В этом особенность фанатского подхода к материалу. И Житинский, и Гребенщиков неоднократно высказывались о выдающихся способностях героя книги. Кто-то из них, не помню кто, сравнивал Цоя с раскаленным метеоритом, прилетевшим из других миров. Но они могли себе позволить и критиковать его, в чем-то не соглашаться. Автор книги – никак. Он даже в названии группы использует только заглавные буквы. «Аквариум», «Алиса», но – «КИНО». Хоть это и не аббревиатура, вроде «ДДТ», «АУ» или «НОМ», расшифровка не предполагается. Просто для автора это группа, в которой все буквы большие. Он не отделяет миф от реального образа, а, напротив, укрепляет этот миф.
Этим книга и интересна. Ведь скучно жить без героев, скучно жить без мифов. А Цой действительно последний герой современного мифа. Последний миф, последний герой… После него наступило безгеройное время.
Источник
Тип личности Виктора Цоя: в чем секрет успеха
Цоя не стало в 1990 году. Несмотря на это, его музыка остается популярной, о его личности говорят до сих пор. Расскажем, какими же чертами обладал Виктор Цой, какие его стороны цепляли людей и помогали писать песни, актуальные времени.
1. По темпераменту Виктор Цой — меланхолик . У него внутри кипит множество эмоций, часто переменчивое настроение. Но зачастую меланхолики не выплескивают эти эмоции и переживания в окружающий мир, а перерабатывают их внутри себя. Меланхоликам свойственно направлять свое внимание на собственные привязанности и увлечения, сублимировать в них свои переживания и чувства. Для них очень важно находиться в состоянии физического и душевного комфорта и поддерживать это состояние.
О будущем: «Я всегда делаю только то, что мне нравится. Я не знаю, чем буду заниматься в будущем. Но то, что я буду делать – мне будет нравиться. Это основной критерий для меня в жизни».
О себе: «Я люблю все, что сделано руками. Наверное, потому что сам кое-что могу. Я по образованию краснодеревщик. Дерево люблю. И все, что с ним связано, — листья, кору, корни…»
О фильмах со своим участием: «Мне нравится «Игла». Она мне по-человечески ближе, понятнее. Я там не играю. Веду себя так, как в жизни. И слов минимум. В общем, все как в жизни».
2. Говоря о типе мышления Виктора Цоя, то нельзя не отметить его абстрактное мышление . Люди с таким мышлением лучше разбираются в образах, ассоциациях, тенденциях, смыслах. Эти люди часто оторваны от реальности, часто витают в облаках и собственных идеях и мечтах. Их меньше интересуют деньги и другие материальные блага. Речь людей с абстрактным мышлением зачастую наполнена разнообразием метафор, ассоциаций, намеками и подтекстами.
О своих текстах: «Мои тексты ассоциативны. Каждый может вынести из них что-то свое, хотя основаны они на моих личных проблемах и наблюдениях, в то же время я представитель определенного поколения и отражаю чувства и тревоги своего поколения… Я не пишу их для кого-то конкретно. Конечно, я хочу, чтобы меня все понимали, но насколько это получается, я не знаю. Мне кажется, что в моих песнях много смысла, что рассматривать их можно с разных сторон, и что каждый может извлечь из них то, что ему захочется. Это песни о жизни… О разных сторонах жизни… О людях, о человеческой психологии. У каждого человека иногда возникает чувство, что он в клетке. В клетке ума. И ты ищешь выход… Человек живет и не может найти способ освободиться от того, что тормозит его, что давит на него. Как будто ты ходишь на работу, которая тебе не нравится и делать которую ты не хочешь…»
3. Анализируя черты характера Виктора Цоя, можно отметить черту – принципиальность . Принципиальным людям очень сложно поступиться собственными принципами или переживаниями, для них очень важна собственная индивидуальность – оставаться собой. Для сохранения себя они готовы отказываться от выгодных проектов или отношений с людьми, которые заставляют их переступать через принципы или доставляют эмоциональный дискомфорт.
«У меня есть свои жизненные принципы, основываясь на которых я пишу об окружающей меня жизни, о волнующих проблемах. Важно лишь быть не кем-то, а только самим собой. Пусть для кого-то странным, смешным, неприемлемым, а для кого-то замечательным, но только собой».
4. Еще одной отличительной чертой характера Виктора Цоя является настрой на энтузиазм . Люди с настроем на энтузиазм живут идеей, некой миссией. Они готовы с головой погружаться в дело, не осознавая своей личной выгоды от него. Им сложнее дается прогнозирование ситуаций и быстрый анализ перспектив. В следующей цитате Цоя четко прослеживается эта черта, а также она видна в критике настроя на выгоду, на основе его представлений о западном мире.
О сотрудничестве с западными музыкантами: « Конечно, было бы здорово. Большое счастье, что мы можем говорить с людьми на таком уровне, и, конечно, мы хотели бы встречаться с западными музыкантами, играть с ними, говорить с ними о музыке. У меня к ним столько вопросов! Мне очень интересно, что они думают, как они мыслят. Потому что нередко приходится слышать, что многие из них работают только ради денег. А если дать им больше денег, то они пойдут работать в другую группу. Здесь это немыслимо. Никто здесь не пойдет в другую группу только потому, что там условия лучше. Главное, что движет нами, – энтузиазм и внутренняя сила, которыми не обладают даже многие звезды на Западе. Они всего лишь отрабатывают свои контракты. Такое, по крайней мере, у меня складывается ощущение » .
На основе вышеперечисленных черт можно подвести итог, что тип личности Виктора Цоя – Интуитивно-Логический Интроверт (ИЛИ) . Это зачастую достаточно замкнутые люди, которые склонны сосредотачиваться на собственных идеях и интересах. Люди с этим типом мышления очень хорошо видят тенденции развития общества и мира в целом и стремятся донести свое видение в мир. Часто эти люди находят себя в финансовой сфере, сфере проектирования современных технологических систем, но им также не чуждо творчество, искусство, которое зачастую носит артхаусный характер, работа с ассоциациями, смыслами, а также деятельность, направленная на исследование различных политических или общественных процессов. Также яркими представителями этого типа мышления являются Александр Невзоров и Джордж Карлин.
Успех Виктора Цоя обусловлен тем, что он хорошо чувствовал настроение общества и эпохи в целом и умело перерабатывал свои переживания по этому поводу в тексты песен, которые несут в себе помимо эмоционального заряда еще и большое количество смыслов и ассоциаций. Можно сказать, что Виктор Цой грамотно реализовал потенциал своего типа мышления и раскрыл свои способности , несмотря на то, что его способности к логическому анализу так и остались не реализованными полноценно.
Подписывайтесь на наш канал, и помните: человек может всё.
Источник