- Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?
- История появления EQ.
- Мнение экспертов.
- Из чего состоит эмоциональная компетентность?
- Значение EQ для руководителя.
- 6 стилей эмоционального лидерства.
- Можно ли развить EQ?
- Способы эмоционального развития.
- Эмоциональное лидерство — это бред?
- Эмоциональный лидер.
Что такое эмоциональное лидерство и как его развивать?
Наряду с IQ многим известен еще один коэффициент – EQ. Он связан с человеческой эмоциональностью. Люди, у которых этот показатель высок, являются «магнитами». К ним тянутся, прислушиваются, за ними хочется следовать, куда бы они не вели. Им присуще эмоциональное лидерство. Узнать их легко, они неконфликтны, весь негатив они гасят мягко. При этом они обладают лидерской волей, манипулировать ими не удастся, да и не хочется. Существует 6 типов эмоционального лидерства.
История появления EQ.
В 1912 году появилось первое упоминание об IQ. Это понятие было введено Вильямом Штерном (психологом из Германии). Он решил ввести меру интеллекта. Прошло 83 года и его американский коллега Даниел Гоулман сделал сенсационное заявление – IQ не так важен, гораздо эффективнее измерять EQ, эмоциональный интеллект. Психолог мотивировал это тем, что для определения интеллектуальных способностей лучше оценивать способность управлять своими эмоциями и улавливать посторонние чувства.
Гоулман ввел еще одно понятие «эмоциональная компетентность». Оно означает способность осознания и признания своих ощущений и чувств прочих людей для мотивации, управления эмоциями с целью внутренней гармонии и построения нормальных взаимоотношений.
Мнение экспертов.
Проанализировав работу Гоулмана, эксперты в психологии определили, что эффективность ведения управленческой деятельности на 85% зависит от EQ и лишь на 15% от IQ. Развивая эмоциональную компетентность, лидер может рассматривать свою эмоциональность и своих подчиненных, как некий ресурс, за счет которого можно повысить производительность.
Необходимо понимать, что EQ в прямом смысле не связан с привычной всем эмоциональностью. При его определении словосочетание «эмоциональный интеллект» неразрывно. Так, например, чересчур темпераментный человек в состоянии обладать низким EQ, а у спокойных и внешне безэмоциональных людей этот показатель, как правило, высок.
При оценке эмоционального интеллекта учитываются:
- способность погружения в собственные эмоции, их ощущение, проживание;
- умение рационально анализировать свои чувства, принимать решения, опираясь на логику.
Человек с развитым EQ способен придерживаться баланса между чувствами и логикой. В критической ситуации они не поддаются гневу, отчаянию, унынию, раздражительности, а умеют собраться и принять решение или выдать результат.
По утверждению Саловея и Майера, интеллект и эмоции нельзя противопоставлять, как это привыкли делать многие, они тесно переплетаются, а от их правильного взаимодействия зависит успех человека не только в деловой, но и межличностной сфере.
Из чего состоит эмоциональная компетентность?
EQ строится на четырех компонентах:
- Самосознание. Основной «ингредиент». Высокое самосознание позволяет человеку распознавать свои достоинства и недостатки, слабые и сильные черты, собственные потребности, цели, мотивы.
- Самоконтроль. Вытекает из самосознания. Человек, изучивший себя, учится управлять своими эмоциями. Хотя изначально ими движут биологические механизмы, вполне возможно научиться перенимать контроль над ними. Способность саморегуляции позволяет освободиться от «пут чувств». Люди, способные к самоконтролю, всегда могут взять себя в руки, не поддаться унынию или чрезмерной эйфории.
- Эмпатия. Эта способность уже нацелена на коммуникацию. Она означает способность понять чувства других, управлять взаимоотношениями, обладая знаниями об эмоциях другого человека.
- Навыки отношений. Также это можно назвать коммуникабельностью. Некоторые путают эту черту с дружелюбием. От части это правильно, вот только речь идет о дружелюбии, которое преследует определенную цель. Оно связано с налаживанием взаимовыгодных отношений.
Значение EQ для руководителя.
Эмоциональное развитие крайне важно для руководителя. Управлять другими людьми без достаточно высокого EQ невозможно, ведь 90% деятельности управленца связано именно с общением, делегированием обязанностей, расставлением приоритетов.
Целесообразно не только развивать в себе когнитивные навыки и накапливать специализированные знания, но также повышать эмоциональный интеллект, ведь от него будет зависеть стрессоустойчивость, способность понимать своих подчиненных и их возможности, умение наладить общий язык с клиентами и партнерами.
По данным исследований, около 70% компетенции, необходимой руководителю, можно отнести именно к эмоциональной категории. Эмоциональное лидерство позволяет заряжать других, направлять их, вдохновлять, создавать правильную рабочую обстановку.
6 стилей эмоционального лидерства.
Рабочая обстановка – вопрос, на котором следует остановиться более подробно. Она зависит от того, какой стиль руководства выбирает лидер. Гоулман разделил их на 6 типов.
- Диктаторы. Им свойственно требовать от подчиненных немедленного исполнения приказов. Объясняя свои решения, они могут использовать фразу «потому что я так сказал». Они склонны достигать результата любым путем. Инициативны, обладают высоким самоконтролем. Такой лидер будет наиболее эффективен в критической ситуации, он быстро найдет антикризисное решение, способен на радикальные перемены и может взаимодействовать даже с «трудными» сотрудниками.
- Авторитеты. Такие руководители излагают свои и идеи и мобилизуют народ на их исполнение. Они способны вести за собой, вдохновляя окружающих. Самоуверенны, обладают хорошо развитой эмпатией, стремятся все изменить. Этот стиль руководства подходит, когда компании нужны свежие идеи, реновация, ребрендинг.
- Партнеры. Для них главное «оставаться человеком». Они будут пытаться дружить со всеми, похвалят фото собаки на рабочем столе, поинтересуются, как там дети. «Партнеры» являются эмпатами, умеющими наладить общение со всеми, у них широкий круг контактов и к каждому подчиненному найдется свой подход. Использовать такой стиль управления целесообразно, когда коллектив несплоченный, если есть проблемы, необходимость мотивировать сотрудников.
- Демократы. Это лидеры, вовлекающие сотрудников в рабочий процесс, они склонны к объединению коллектива и укреплению связей. Всегда интересуются мнением своих подчиненных при принятии решений. Они часто устраивают мозговой штурм, поддерживают общение и кооперацию. Наиболее подходит такой стиль, когда требуется взрастить в сотрудниках чувство сопричастности, достичь консенсуса, получить мнение ценных работников.
- Образцы для подражания. Лидеры показывают подчиненным, как необходимо работать и ждут от них целеустремленности и усердия в труде, не меньшего, нежели они сами проявляют. Они сознательны, нацелены на достижение результата, инициативны. Этот стиль управления подходит тем, кому нужно создать команду из компетентных сотрудников, мотивированных на результат.
- Наставники. Это лидеры, которые готовят сотрудников к достижению целей прямо сейчас. Он предлагают работникам внедрять изменения, поощряют развитие подчинённых, обладают задатками эмпата, часто занимаются самоанализом. Такое управление способствует развитию индивидуальности, увеличению производительности.
Можно ли развить EQ?
Ученые склонны считать, что IQ – коэффициент, который с годами практически не меняется. А вот эмоциональный интеллект поддается развитию и изменению. Но возникновение эмоций по-прежнему связано с физиологией, а вот управление ими – прерогатива психологического ресурса.
Эмоциональное развитие становится возможно через тренинги, чтение книг, посещение семинаров. Эмоциональная гибкость – это отличное качество для лидера, но оно не способно заменить профессионализм и умение логически взвешивать все «за» и «против».
Способы эмоционального развития.
Чтобы развивать свой эмоциональный интеллект, нужно для начала научиться распознавать свои эмоции. Порой человеку трудно описать, что он чувствует в данный момент. Это понятно, ведь у каждой эмоции существует несколько оттенков, отличающихся интенсивностью, тональностью. Например, удивление может выражаться в остолбенении, изумлении. Кроме того, человек бывает поражен, шокирован, потрясен или впечатлен. Чем точнее определение, тем легче будет управлять поведением.
Чтобы настроить свой эмоциональный радар, полезно вести дневник эмоций. Каждый лист нужно разделить на несколько частей – это будут интервалы времени в течение суток. В дневнике нужно описывать, что вы делали, с кем, и давать этому эмоциональную оценку. Нужно осознать, что нет плохих и хороших эмоций, потому не стоит бояться испытывать гнев, страх, злость. Эффективнее научиться их распознавать, чем пытаться подавить.
После того как эмоция раскрыта, необходимо задать себе несколько наводящих вопросов – почему она появилась, что вызвало именно эту реакцию, какие последствия могут быть у этого ощущения. Не важно положительная эмоция или отрицательная. Такой анализ дает возможность выявить источник позитива и негатива.
Если выявленная эмоция была негативной, то важно перейти хотя бы в нейтральное эмоциональное состояние. Необходимо вспомнить, что именно вызывает радость, умиротворение, эйфорию, мечтательность. Нужно понять, как работает этот механизм и попытаться войти в позитивное состояние. Для этого нужно проговорить либо написать, что может улучшить эмоциональный фон. Если сейчас сделать это не получается, хотя бы попытаться отвлечься.
Эмоциональное лидерство — это способность, которую полезно развивать любому человеку. Особенно важна она для руководителей. Развитие эмоциональной компетентности позволит выстраивать гармоничные и взаимовыгодные отношения с окружающими независимо от целей.
Источник
Эмоциональное лидерство — это бред?
«Эмоциональное лидерство это бред»
Есть планы, задачи и обязанности, а эмоции оставьте для дома».
Да такая оценка эмоционального лидерства встречается не редко.
Планы, задачи, обязанности это всё к управлению. Управление даёт возможность поддерживать порядок, не допускать хаоса и сохранять необходимую производительность.
Задача лидерства — вдохновлять, мотивировать, побуждать других к действиям, толкая в нужном направлении. Лидер помогает людям контролировать свою жизнь, согласно своих идеалов, чувствовать себя сопричастными. Такие подходы глубоко трогают и вызывают сильный отклик.
Владения специальными знаниями лучше других, недостаточно для лидерства. Масса супер специалистов, остаются далеко за пределами этого гордого призвания…
Для того, чтобы стать настоящим эмоциональным лидером специальных знаний недостаточно…
Кто такой эмоциональный лидер? Это человек, который может контролировать не только свои эмоции, но и управлять эмоциями других людей.
Претендуя на это гордое звание, важно помнить, что эмоции вещь заразительная.
Эмоциональное лидерство напрямую связано с эмоциональным интеллектом!
Руководитель-лидер обладает высоким эмоциональным интеллектом, пробуждает в людях позитивные эмоции, они раскрывают в них самые лучшие стороны — эффект резонанса.
Но может быть иначе, наоборот, когда руководитель вызывает негативную реакцию и инициирует диссонанс, подрывая эмоциональные основы, на которых зиждется благожелательность коллектива.
Эмоциональный интеллект — умение лидера управлять собой и отношениями с другими людьми.
Почему так важно поведение лидера? Всё дело в устройстве человеческого мозга. Речь идёт о природе наших эмоциональных центров, нашей лимбической системы — это открытая система.
Системы закрытого типа, такие, например, как кровеносная, — саморегулируемые: то, что происходит в кровеносных системах окружающих нас людей, никак не влияет на наше кровообращение.
Состояние открытых систем, напротив, сильно зависит от внешних источников. Собственную эмоциональную стабильность мы отдаём в руки других. Функционирование лимбической системы как открытой означает, что другие люди могут изменять нашу физиологию — а значит, и наши эмоции.
Чем сильнее сплочённость группы, тем лучше передаются чувства, события эмоциональной жизни и даже свежая, интересующая всех информация. Постоянное взаимодействие лимбических систем членов группы образует некий эмоциональный котёл, в который каждый добавляет свою приправу. Но именно лидер бросает в котёл самую главную специю.
Эмоциональное лидерство это уверенность в себе, такой лидер умеет признавать ошибки, учиться на них, вдохновляет, зажигает и дарит хорошее настроение, он успевает всё контролировать за счёт эмоциональной близости.
Он легко ставит чёткие и понятные цели, использует метод «пряника» для мотивации персонала, успешно фокусируется на сотрудниках и их чувствах, не забывает о «пряниках» для коллектива.
Успех лидеров во многом зависит от того, что они делают и как действуют, от способности правильно оценивать обстановку и оказывать на неё влияние, управлять через нужды других людей, через их сильные и слабые стороны. Контролируя уровень стресса и ситуацию в целом.
- Представьте, что будет происходить в вашей жизни иначе, если вы повысите уровень своего эмоционального интеллекта?
- На сколько эффективнее могут быть результаты вашей работы с подсинёнными, продажи и переговоры?
- Насколько эффективной станет ваша работа, когда вы легко управляете своими и чужими эмоциями?
- Насколько грандиозные планы можно строить, если вы эмоциональный лидер, за которым следуют единомышленники?
Все это станет возможным если освоить инструменты и методы эмоционального лидерства и влияния.
Успешные взаимодействия с коллегами, сотрудниками, партнёрами, клиентами на основе эмоционального интеллекта высокого уровня.
А научиться управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих, опираясь на свой индивидуальный эмоциональный интеллект, это настоящая вкуснятина!
Программа Развития компетенции Эмоционального лидерства стартует в 2019-м году следите за анонсами.
Источник
Эмоциональный лидер.
Что делает Вас настоящим лидером…? Многие утверждают, что владея специальными знаниями лучше других, Вы получаете прямую дорогу в лидерство… Почему же тогда, масса супер специалистов, остаются далеко за пределами этого гордого призвания…? Всё просто, для того, чтобы стать настоящим эмоциональным лидером специальных знаний недостаточно…
В статье «В чём сила лидера сегодняшнего дня…?!» уже шла речь об одном из главных качеств лидера — умение контролировать свои эмоции. Конечно же, можно было бы не углубляться в детальный анализ этой темы, но так как из–за отсутствия этого качества у руководителей, пострадал уже не один бизнес, я решил уделить этому вопросу больше времени.
Итак, кто такой эмоциональный лидер…? Это человек, который может контролировать не только свои эмоции, но и управлять эмоциями других людей. Претендуя на это гордое звание, Вы должны помнить, что эмоции вещь заразительная. Если Вы хотите «зажечь» свою команду на активные действия, Вы должны научиться передавать этим людям соответствующее настроение.
С чего начать путь к призванию «Эмоциональный лидер»…?
- Наладьте взаимопонимание. Я был просто поражён, когда в разговоре со своими коллегами управленцами выяснилось, что они даже не слышали о таком понятии, как эмпатия. А ведь это человеческое качество лежит в основе любых крепких взаимоотношений. Учитывая популярность этой темы, я решил об эмпатии написать отдельную статью (может даже не одну), где детально разберу этот вопрос и расскажу о важности владения этим качеством (не пропустите, следите за рассылкой сайта). В рамках сегодняшнего материала, скажу так: «Для того, чтобы влиять на других (без этого лидеру не как нельзя обойтись), сначала нужно понять, что они чувствуют и осознать их позицию. А это уже территория эмпатии. » Главная ошибка многих руководителей в процессе налаживания взаимопонимания с командой – желание навязать своё мнение или идею. Если верить статистике, применение такого метода взаимодействия, в 60% случаев, заканчивается неудачей;
- Создайте атмосферу открытости. Для чего это нужно…? Недавний случай из личной практики, заставил меня задуматься о принципиальной разнице двух понятий: соврать и умолчать правду. Не вдаваясь в подробности, хочу Вас предостеречь: «Главным признаком здоровой атмосферы в коллективе является степень открытости. » Если Вы хотите обеспечить правильное взаимодействие с командой, запустите информационный поток не только «сверху вниз (от руководителя к подчинённому)», но и «снизу вверх (от подчинённого к руководителю)». Вы должны понимать: «Уникальные идеи «спускаются» не только тем, кто сидит высоко. » Но, если Вы в своей компании, внедрили политику в стиле «Инициатива наказуема», Вы рискуете упустить важные моменты. Более того, атмосфера открытости помогает каждому члену команды чувствовать себя неотьемлемой частью общего дела, а это укрепляет корпоративный дух;
- Научитесь сохранять спокойствие. В большинстве случаев, решения, принятые на эмоциональном всплеске, приводят к нежелательным последствиям. И не важно, были эти эмоции положительными или отрицательными. Для того, чтобы понять как это работает, достаточно виртуально выйти из ситуации и посмотреть на процесс со стороны;
- Научитесь «считывать» невербальные знаки. Роберт Фридман по этому поводу говорит следующее: «Контракты связаны с эмоциями – тут имеет значение не только то, что выражают слова, но и то, что стороны думают о них и как к ним относятся»;
- Освойте искусство улаживать конфликты. Представляю Вашему вниманию пошаговую методику выхода из конфликтной ситуации. Итак, став участником конфликта, сделайте следующее: во–первых, успокойтесь; во–вторых, выскажите готовность к решению спорного вопроса; в-третьих, тоном спокойного человека, изложите свою точку зрения; в-четвёртых, совместно найдите справедливые пути решения проблемы;
- Помните о формуле успешного лидерства: «20%-специальные знания, 80% — эмоциональная составляющая. »;
- Устраивайте массовые мероприятия за рамками бизнеса. Хотите узнать о каждом больше — общайтесь в неформальной обстановке. Постарайтесь понять: чем живёт каждый член Вашей команды, как обстоят дела в семье, что их мотивирует (заводит). Коммуникация за пределами офисных стен, снимает большую часть «блокировок» и общение принимает более тёплых характер (Вас подпускают ближе). Такие действия сплочают коллектив;
- Научитесь переключаться с «мягкости на жёсткость». Упс, — скажете Вы, приплыли… Говорил, убеждал, что нужно быть человечными, сокращать дистанции, а тут, откуда не возьмись – тирания… Вот с этого момента начинается уже настоящее искусство лидерства. Настоящий эмоциональный лидер, это тот, кто умеет различать те моменты, где нужно применить настойчивость от тех, где надо действовать коллегиально. Для ясности давайте разберём на примере. Допустим, Вас нанимают в компанию руководителем, где Ваш предшественник «распоясал» команду до полного беспредела (опоздания, игнорирование распоряжений, отсутствие собранности и т.д.) Что делать в таком случае…? Учится принимать твёрдые решения: напомнить людям о главных их задачах, требовать выполнения обязанностей и откровенно говорить о последствиях. Да, именно так. Хочу, чтобы Вы понимали, такие действия не будут Вас характеризовать, как тирана при условии, что это не повседневная практика, а вынужденные меры, к которым Вы прибегаете после того, как менее суровые методы не сработали;
- Будьте вдохновителем при переменах. Мы живём в мире «скорости». Ритм жизни сумасшедший… Стать на месте – смерти подобно. Нужно признать, что многие из Вашей команды могут не поспевать за ним. От умения лидера вдохновлять других и вести за собой, зависит конечный результат;
- Научитесь различать понятия «управление» и «лидерство». Управление даёт возможность поддерживать порядок на предприятии, не допускать хаоса и сохранять необходимую производительность. Задача лидерства – вдохновлять, мотивировать, побуждать других к действиям, толкая в нужном направлении. Лидер помогает людям контролировать свою жизнь, согласно своих идеалов, чувствовать себя сопричастными. Такие подходы глубоко трогают и вызывают сильный отклик.
Что может помешать стать успешным эмоциональным лидером…? Власть, которой злоупотребляют. Чем отличаются зрелые лидеры от «начинающих»:
УМЕНИЕМ ДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ
НЕУМЕРЕННУЮ ЖАЖДУ ВЛАСТИ.
Благодарю за Ваше бесценное время, проведенное в моей компании.
Пусть увеличение продаж доставляет Вам удовольствие…
С уважением, Андрей Жулай.
Источник