Шерлок Холмс: диагноз нашего времени
Как они все похожи! Шерлок Холмс из сериала «Шерлок», его двойник из сериала «Элементарно», доктор Хаус, его отечественная пародия доктор Быков из «Интернов». Недалеко от них ушли менее известные персонажи — главные герои «Менталиста», «Следствия по телу» и многих других современных телешоу. Умные, блестящие, непредсказуемые, одинокие, эпатажные и нарушающие все на свете нормы. Имеющие травму в анамнезе, а теперь обаятельные злодеи, положительные герои с омерзительным характером. О том, что означает популярность именно такого типажа на телеэкранах, мы поговорили с психологом Кириллом Хломовым, руководителем психологического центра «Перекресток»
— Я не психопат! Я высокоактивный социопат! Пора уже выучить термины… — говорит доктору Ватсону Шерлок Холмс. Тот самый, из последней британской версии, в исполнении Бенедикта Камбербэтча.
«Социопатами называют индивидов, антиобщественных в своей основе и вследствие этого всегда вступающих в конфликты, не извлекая никаких уроков из неприятных переживаний и наказаний, которые причиняет им их собственное поведение. Эти люди лишены, по-видимому, обычной лояльности по отношению к обществу, к своим родителям или к кому-либо из окружающих», — так характеризует социопатов Эрик Берн, американский психиатр, автор теории трансактного анализа. Он, кстати, разделяет социопатов на активных и пассивных, или латентных. Если вторые чаще всего ведут себя прилично, так как хотя и формально, но все-таки руководствуются принятыми нормами и правилами, то первых обычно ничто не сдерживает.
Шерлок Холмс действительно не считается с чувствами близких и даже демонстрирует эмоциональную тупость, не понимая, что такое дружба, отвергая понятие любви и семейных ценностей. Он грубо выставляет из комнаты собственных родителей, которые пришли к нему в гости, будучи проездом в Лондоне. Он не может сообразить, почему Ватсон так расстроился, когда узнал, что в течение двух лет, пока он считал Шерлока мертвым и оплакивал его, тот просто водил его за нос и не удосужился сообщить, что он жив. Но в то же время, как и прочие «главные мерзавцы» сериалов, Шерлок очень чувствителен и чуть ли не сентиментален, хотя, кажется, сам об этом не догадывается.
— Доктор Хаус, Шерлок Холмс, Патрик Джейн и прочие из этой команды — они очень соблазнительны, — говорит Кирилл Хломов. — Прежде всего потому, что выходят за рамки. Это, скорее, даже не социопаты, а нарциссические истерики, которые привлекают к себе внимание любыми способами. Они все время что-то такое отмачивают, в результате чего все окружение только о них и говорит. Они демонстративно не любят людей, но на самом деле не могут без них ни минуты: им все время необходима обратная связь. Это действительно такой собирательный образ современного невротика, который пытается показать свою самодостаточность и независимость, в том числе за счет высокого интеллекта. И при этом мучительно нуждается в том, чтобы постоянно оказываться в центре внимания.
В то же время создается впечатление, что это тип смелого, слишком откровенного человека, который взял за правило не лукавить и высмеивать лукавство других.
В чем же их смелость? Давайте посмотрим. Она в том, что они небрежны в отношениях, позволяют себе такую небрежность. Там, где от них ждут социально одобряемого поведения, например сочувствия, они идут в противоположную сторону и демонстрируют чуть ли не садизм по отношению к своему окружению. Но при этом, заметьте, они все-таки не настоящие злодеи: ни один из этих героев никого не убивает — да что там, даже никого не увольняет. То есть агрессия декларируется, но не реализуется. При этом у них у всех высокая степень небрежности по отношению к себе и даже аутоагрессия. Хаус, например, принимает наркотики и периодически попадает почти в смертельные переделки. Тем самым заставляя свое окружение все время себя спасать.
То есть, с одной стороны, «мне никто не нужен, я никого не ценю», но как только друзья и коллеги пытаются удалиться, выясняется, что наш герой на краю гибели и оставить его невозможно. Манипуляции, шантаж?
— Да, и даже больше. Друзья и коллеги этих героев не оставляют их вовсе, вопреки всем хамским выходкам. Уилсон предан Хаусу, несмотря ни на что, да и команда его на самом деле мирится с «его манерой». Ватсон оплакивает Шерлока два года, а затем называет лучшим другом, ту же стойкость демонстрирует и напарница Патрика. Даже не самые близкие друзья, а просто коллеги помогают нашим героям выпутаться из неприятных ситуаций, в которые те то и дело попадают, манкируя всеми правилами на свете. Вы представляете себе, если бы у вас была такая команда, которая верит в вас беззаветно, несмотря ни на что, и демонстрирует такую высокую надежность дружбы? Мне кажется, что это на самом деле один из актуальных запросов современного общества — надежность дружеских отношений, безоценочное принятие. Причем это не родительское безоценочное принятие, а именно среди равных, в группе.
И с родителями, кажется, у всех героев не очень… Американский Шерлок-наркоман уверен, что богатому отцу на него наплевать и он не хочет поддерживать с ним отношения, Хаус отца ненавидит, Шерлок английского покроя своих родителей откровенно презирает.
Да и все наши герои в принципе антисемейны: они не верят в семейное счастье, не строят долгосрочных близких отношений и, заметьте, не делают карьеру. Не стремятся получить статус, напротив, отрицают традиционные ценности: карьеру и семью, занимаясь исключительно тем, что доставляет удовольствие, и только так, как считают нужным.
Но все-таки в своем деле они лучшие! Именно за это им все и прощается.
Они прекрасны в своем деле и убедительны, но не супергерои. Вернее, такие «локальные супергерои»: они не спасают мир. Не Джеймсы Бонды. Я бы сказал, что ближе всего позиция наших героев к хипстерской: очень много индивидуализма, смысл — заниматься тем, что нравится, и не очень обращать внимание на формальности.
Конечно, герои, которые нарушают правила, появились не впервые. Но отличительная черта современных персонажей — бесконечный и беспощадный троллинг всех вокруг. Давно появилось выражение «в стиле доктора Хауса» — о начальнике, который беспрестанно хамит и унижает сотрудников. Также говорят «в стиле доктора Быкова» — если совсем уж безобразно орет.
Унижает, орет, хамит, или, если хотите, троллит. Но не берет топор и не выплескивает агрессию с помощью физического насилия. Потребность владеть искусством троллинга — тоже один из психологических запросов нашего времени. Это про умение управлять гневом, которое для нас стало очень актуальным. В прежние века зарубил топором — сел. Трагедия. Сегодня способ и плотность нашей коммуникации сильно отличаются от прежних и требуют умения владеть своей агрессией. Эта агрессия может выражаться погранично, как в случае Быкова: он почти переступает границу — но все-таки не до конца.
Но почему же эти неприятные личности вызывают такой восторг и даже желание им подражать? Ведь не секрет, что многие начинают копировать Хауса, многие поддаются на обаяние самовлюбленного и самоуверенного «менталиста», да и Шерлок тоже…
Как гештальт-терапевт я могу сказать, что здесь речь идет, скорее всего, о полярностях. В каждом человеке есть оба полюса — и агрессия, и доброжелательность. И хамство, разрушительные, антисоциальные тенденции — и, напротив, сентиментальность, потребность быть добропорядочным и «хорошим». Но если один из полюсов вытесняется, потому что он социально неодобряем, именно там возникает напряжение, и нас тянет к тем героям, в которых эти черты ярко выражены. Мы находим в них то, что подавляем в себе.
Источник
Кто шерлок по темпераменту
Нэнси Мак-Вильямс в своей книге «Психоаналитическая диагностика» пишет : «шизоидные люди составляют диапазон от поддлежащих госпитализации кататоников до творящих гениев», так вот я считаю, что мы с уверенностью можем отнести Шерлока к тем самым *творящим гениям*.
Шерлок, как большинство шизоидных личностей наделён такими чертами, как замкнутость, неспособность и нежелание устанавливать эмоциональный контакты, снижение потребности в общение.
Кроме того, Шерлок склонен не придавать значения превалирующим социальным нормам.
Ему недостаёт интуиции, умения сопереживать, умение разделять радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство. Нельзя сказать, что Шерлоку чужды эмоции и чувства, скорее, он не умеет ими пользоваться в должной мере. Отсюда его неуёмное желание компенсировать это рациональным мышлением, восприятием действительности в первую очередь через сознание, а также стремлением к точным знаниям. Но хотя Шерлок и обладает глубокими познаниями в некоторых областях, знания его не отличаются последовательностью. Шерлоку присуща интеллектуальная агрессия, он — человек-формула, генератор идей. У него оригинальное мышление, ему важен процесс, а не результат.
У шерлока всего один друг — Ватсон, до определенного времени у него и вовсе не было близких друзей, собственно это продиктованно нежеланием их иметь и отсутствием доверительных отношений с кем бы то ни было.
Внешне он всегда холоден, лишен романтических чувств и асексуален, проявляет пренебрежение к вопросам половой жизни.
Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки Шерлока, ибо все, что им предшествовало,- весь ход переживаний и мотивов — остается скрытым. Так что некоторые выходки действительно выглядят странно и чудаковато.
Несомненно, Шерлок обладает шизоидным ядром, но было бы неправильным отрицать и некоторую демонстративность, вызванную нарциссическими защитными механизмами.
Его нарциссическая травма — это его соперничество с братом, его нарциссический гнев, при невозможности быть «на высоте», когда уязвлено его величие, его верикий ум.
Он подавляет своей манерой держаться, своей самоуверенностью, своей надменностью.
Шерлок склонен эксплуатировать других для достижения собственных целей. Ему присуще заносчивое, высокомерное поведение, необоснованное представление о своем праве на привилегированное, льготное положение. Опять же недостаток эмпатийности, нежелание признавать и считаться с чувствами и нуждами окружающих. Убежденность в своей особенности, уникальности.
Шерлок восхищается производимым эффектом, любит нарушать правила и смотреть на ответную реакцию. Как шизоид он нарушает правила из желания идти трудным путём, как нарцисс — из желания власти и демонстративности.
По мимо шизоидности и нарциссизма у Шерлока есть и черты застревающего типа. Что характеризует его, как человека застевающего на своих аффектах, мыслях. Вспомним хотя бы его детскую обиду на брата, по определению Майкрофта, Шерлок «скорей припишет его к заклятым врагам. обожает всё драматизировать».
Шерлок стремится добиться высоких показателей в любом деле за которое берется, проявляет большое упорство в достижении своих целей, опять же не брезгует использовать для этого других. Предъявляет повышенные требования к себе, а его познания о двухсот с лишним видов табака впечатляют.
Уровень личностного развития Шерлока довольно высок, соответственно сложен и богат его рисунок личности. При тщательном анализе можно обнаружить черты и других типов личности, но в существенно меньшем количестве.
Так или иначе Шерлок отлично адаптирован в нашем скверном мире и он предстает перед нами вполне гармоничным, гениальным сыщиком, способным противостоять самым отъявленным и коварным злодеям человечества.
Источник
Шерлок Холмс: социопат или депрессивный маньяк?
Немало сломано копий в попытках понять загадочную душу величайшего и единственного в мире консультирующего детектива. Какими только диагнозами его не награждали: психопат, социопат, аутист, маньяк… Я, вооружившись ресурсами по литературе и психиатрии, постаралась разобраться в терминах. Для разбора выбрала два самых ярких образа: классический Холмс Конан Дойла и современный, в исполнении сногсшибательного Бенедикта Камбербэтча.
«Я не могла не смотреть на Шерлока Холмса глазами врача. То, что я видела, было типично для доктора: я видела пациента. Я попыталась ответить на вопрос: можно ли по его странному поведению поставить диагноз? У него определенно есть симптомы. Он не обращает внимания на нормы и условности обычного человеческого общения. Его познания глубоки, но очень специфичны. Он крайне холоден, и, как следствие, очень одинок. У него нет друзей, за исключением крайне лояльного Ватсона. Из родни у него только брат, еще более замкнутый, чем он сам. Изобразил ли здесь Конан Дойл некое нарушение личности, душевную болезнь, которую он наблюдал лично, или Холмс был то лишь любопытным персонажем, полностью им придуманным?» — пишет Лиза Сандерс, доктор медицинских наук и поклонница Холмса.
Психопат или социопат?
Все, конечно, помнят, как в сериале BBC полисмен Андерсон бросил Шерлоку: «Психопат!», а тот огрызнулся: «Я высокоактивный социопат. Выучи, наконец, термины».
Но если их выучить, первое, что мы узнаем — что психопат и социопат, это, в общем-то, одно и то же.
Среди психопатов выделяют первичных, которые, вероятно, такими и уродились. У них просто по-другому устроен мозг: не развиты области, отвечающие за эмпатию, самоконтроль и беспокойство.
Есть и вторичные психопаты, которых также называют социопатами. Скорее всего, такими их сделала трудная жизнь, в частности, насилие в детском возрасте.
Каковы же основные черты психопата?
Это человек, захваченный идеей собственного величия, для которого нет ценности выше, чем он сам. Он — безответственный, поверхностный патологический лжец, мастер манипуляций. Импульсивен и склонен к насилию, у него напрочь отсутствует способность сопереживать другим людям, а также чувство стыда и вины за дурные поступки. Психопат из-за своей неспособности к чувствам часто мучается скукой. Он не умеет строить и поддерживать стабильные отношения.
Я даже теряюсь, что из этого списка аморальностей можно отнести к доблестному детективу? Разве что кажущуюся холодность и попытки избежать привязанностей. В остальном же мы получили психологический портрет злодея-Мориарти. По крайней мере, сериальной его версии. Он-то и есть образцовый психопат.
И классический, и современный Холмс испытывают самые разные эмоции, но приучают себя дистанцироваться от них, не позволяя им управлять разумом.
«Любовь — это эмоция, которая противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего», — говорит сыщик в «Знаке четырех». У настоящего психопата нет нужны избегать чувств, ведь у него их нет изначально.
Упрекнуть Холмса в отсутствии эмпатии и сострадания язык не поворачивается после всего, что он сделал, чтобы защитить лучшего друга Ватсона.
Герой Дойла ответственен и справедлив, он спокойно признает, когда был неправ. А для психопата признать свою вину — нечто совершенно немыслимое.
Аутичный детектив
Довольно популярна теория о том, что Шерлок страдает мягкой формой аутизма, известной как синдром Аспергера. Это заболевание было впервые описано австрийским педиатром Хансом Аспергером в 1944 году. Он описал адекватных и умных мальчиков, у которых были тяжелые проблемы с социальным взаимодействием. Мог ли Конан Дойл открыть этот синдром за 70 лет до Аспергера?
Характерное свойство всех видов аутизма — «душевная слепота»: трудности с пониманием, что думают и чувствуют другие люди, с поддержанием контакта с окружающими, завязыванием отношений. Не чувствуя, как их воспринимают другие, люди с таким синдромом часто ведут себя странно. Кроме того, они склонны детально изучать очень узкие области.
В рассказах Конан Дойла Шерлок Холмс время от времени демонстрирует все эти признаки. Его прямота порой доходит до грубости. Даже когда он говорит с лучшим другом, его комплименты больше похожи на упреки.
В «Собаке Баскервилей» Ватсон с гордостью делится с Холмсом результатами своих наблюдений. Но тот отвечает, что Ватсон не источник света, а проводник, всего лишь помощник в решении загадок, которые может распутать только он сам.
Холмс часто хвастается детальными познаниями в специфических областях. Например, монографией о 140 сортах пепла. Он демонстрирует то, что Аспергер назвал «аутическим умом» — способностью видеть мир под совсем иным углом, чем другие, замечать детали, которые они пропускают. Действительно, Шерлок гордится своей способностью придавать значение мелочам и называет это своим методом.
Но если взять современного Шерлока, то, похоже, проблем с распознаванием эмоций и взаимодействием в обществе у него нет. Да, он часто производит впечатление эксцентричного и черствого типа, но исключительно тогда, когда желает быть таковым. Здесь нет ни следа той неловкости в обществе и замкнутости, которую испытывают все аутисты. Когда хочет, Шерлок умеет быть очаровательным, производить впечатление — мало кто сумел бы столь виртуозно очаровать и Ватсона, и Ирэн, и Жанин. Не проявляет он и другой ключевой черты аутистов — стереотипного поведения, когда человек постоянно повторяет одни и те же ритуалы и впадает в ступор при необходимости импровизировать.
Может маниакально-депрессивный?
Ещё один часто обсуждаемый диагноз — биполярное расстройство, также известное как маниакально-депрессивный психоз. Это заболевание, при котором периоды безудержной деятельности, напряженной активности (мания) сменяются периодами глубокой депрессии.
Маниакально-депрессивным детектива считает писатель Лесли Клингер, редактор самого известного аннотированного сборника историй о Шерлоке Холмсе. Того же мнения придерживается и историк Кирилл Кобрин, автор исследования «Шерлок Холмс и рождение современности»
Самые яркие черты классического Холмса очень похожи на симптомы этого заболевания.
С первых рассказов перед нами по сути два Холмса.
«Весь вечер просидел он в кресле, совершенно счастливый, слегка двигая длинными тонкими пальцами в такт музыке: его нежно улыбающееся лицо, его мечтательные, затуманенные глаза ничем не напоминали о Холмсе-ищейке, о безжалостном хитроумном Холмсе, преследователе бандитов». («Союз рыжих»)
В работе Холмс — стремительный, блестящий, безжалостный, полный идей и сил.
В «Знаке четырёх» он практически не спит и не ест все 82 часа, что продолжается расследование.
В паузах между увлекательными делами он совсем иной — медлительный, погруженный в себя, скучающий, подавленный. В такие периоды детектив почти не выходит из дома и злоупотребляет кокаином.
«Иногда я впадаю в тоску и могу молчать целыми днями. Не нужно думать, что я дуюсь, просто оставьте меня в покое и вскоре я буду в порядке», — сразу предупреждает Холмс своего соседа в «Этюде в розовых тонах».
Типичные симптомы мании (или её более легкой формы – гипомании): настроение от приподнятого до эйфорического, высокая активность, быстрая речь, снижение потребности в еде и сне, завышенная самооценка, вызывающее поведение, склонность к риску, раздражительность, повышенный интерес к сексу. Классический сыщик в разгар дела проявляет все эти признаки, кроме, конечно, последнего.
В повести «Знак четырех» фактически разворачивается полный цикл биполярного расстройства: от меланхолии в начале истории детектив разгоняется до бурной маниакальной деятельности. И завершается расследование снова депрессией: Ватсон покидает соседа ради молодой жены, а Холмс остается наедине с ампулой кокаина.
Доктор Ватсон, как автор биографии своего друга, считал, что Холмса подавляло отсутствие сложных задач для ума. Но здесь трудно провести границу между причиной и следствием.
Больные хорошо знают, что приступы мании можно спровоцировать — стоит поработать несколько ночей подряд вместо сна. Возможно, Холмс занимался делами только в маниакальные фазы, или особо интересные расследования помогали ему выкарабкаться из депрессии. Не стоит забывать, что стрессовая работа и стимулирующие наркотики — классические триггеры, то есть то, чем можно спровоцировать приступы мании.
Манией отдает увлеченность Холмса сверхидеями: он, естественно, считал себя лучшим детективом в королевстве. При этом для него не важны материальные блага, а ради подвигов он решил полностью пожертвовать личной жизнью. Детектив всегда готов рисковать жизнью и здоровьем, как в погоне за преступниками, так и в экспериментах с опасными химическими реагентами.
Наконец, зависимость от наркотиков. В тяжелые периоды Шерлок колол 7% раствор кокаина «три раза в день в течение месяцев». Наркотики — очень распространенный способ самолечения для страдающих аффективными расстройствами.
Причем не любые наркотики. Сыщик злоупотреблял кокаином и даже посмеялся над неграмотностью Ватсона, который, застав его в притоне в рассказе «Человек с рассечённой губой», заподозрил в курении опиума.
Разница, действительно, есть: кокаин — сильный стимулянт. Полагаю, он был необходим детективу, чтобы переживать депрессивные фазы, сохраняя остроту ума. В то время как опиум, напротив, расслабляет, чего Холмс не мог себе позволить.
Не случайно и то, что идеальным воплощением Шерлока Холмса для миллионов поклонников стал Джереми Бретт. Актер, всю жизнь страдавший от тяжёлой формы маниакально-депрессивного расстройства, называет эту роль «самой трудной в своей карьере, труднее Гамлета и Макбета».
Бретт известен тем, что он не просто играл Холмса, он старался стать им, представляя его как абсолютно реального человека, вплоть до мелких привычек и мыслей. Некоторые знакомые считали, что он одержим своим героем.
В 86-м году болезнь усугубилась, актёр прошёл лечение в психбольнице и оставшиеся годы принимал литий. Несмотря на тяжёлые приступы, одышку, отёки, он исполнял роль до последнего.
Но все перечисленное не стоит переносить на харизматичного Шерлока BBC. В сериале мы не наблюдаем ни одной настоящей депрессии. Герой всегда полон энергии, деятелен и крайне самоуверен. Конечно, иногда он скучает без дела и раздражается от глупости окружающих — но это вполне нормально для гиперактивного и очень умного парня.
Вывод?
Я думаю, он очевиден. Современный Шерлок, такой, каким его изобразили авторы шоу Стивен Моффат и Марк Гэтисс, не унаследовал даже тех черт психических расстройств, которыми обладал оригинал Конан Дойла. Этот герой совершенно нормален (что вовсе не значит, что у него легкий характер), и называет себя социопатом лишь из любви к драматическим эффектам.
Заключение психиатра: Boooring! Следующий пациент.
Источник